В теоретической главе работы были рассмотрены различные модели оценки внутренней стоимости компании на основе экономической прибыли. При этом, проведенный анализ внешней среды развития компании показывает, что ее стратегия должна учитывать анализ исторической информации о мировом рынке жидких углеводородов, а также долгосрочных прогнозах его развития. Необходимо учитывать перспективный мировой топливно-энергетический баланс, уровень спроса на жидкие углеводороды в основных странах-потребителях, а также политические факторы: изменение политической обстановки в регионе нефтедобычи компании и трансформация политики государства на рынке нефти и газа. Отражение в стратегии должны находить налоговые условия деятельности нефтегазовой компании, приоритеты компании и ее акционеров, а также развитие технологий добычи нефти и газа, их транспортировки и переработки.

Долгосрочное прогнозирование внешней среды достигается за счет многолетних наблюдений за колебаниями конъюнктуры рынков, накопления и обработки информации об изменениях в мировом топливном балансе, соотношении спроса и предложения в крупнейших странах-потребителях, темпах экономического роста и их корреляции с ростом энергопотребления. На основе обработки информации с использованием соответствующих эконометрических моделей устанавливается корреляция указанных факторов с динамикой цены на нефть, закономерность и периодичность колебаний.

За счет разработки соответствующих моделей большинство крупных международных нефтегазовых компаний осуществляет среднесрочное прогнозирование ценовых показателей нефтяного рынка.

Для того чтобы увязать стратегические цели и оперативные действия, предприятие может использовать сбалансированную систему показателей, позволяющую непрерывно отслеживать изменяющиеся факторы, влияющие на деятельность предприятия. Сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard – BSC), предполагает, согласно положениям концепции Р. Каплана и Д. Нортона[1], разработку системы взаимосвязанных показателей, отражающих эффективность и производительность той или иной области деятельности.

Как показал анализ, в исследуемой компании ОАО «Югра-нефть» стратегическими названы планы с горизонтом 3 года, в то время как долгосрочные предусматривают, как правило, период планирования свыше 5 и до 10 лет. Используемые при этом макроэкономические прогнозы предполагают использование двух или более вероятных сценариев, которые обновляются с учетом текущих изменений и наблюдений на регулярной основе (не больше 3 лет).

Сложность задачи прогнозирования развития такой сложной системы, как нефтяная компания, стоящая перед ее собственниками обусловливается следующими факторами:

  • взаимосвязанность происходящих технологических операций и бизнес-процессов не позволяет рассматривать отдельные аспекты функционирования нефтегазовых компаний (экономический, политический или социальный), а требует анализировать их в совокупности;
  • невозможность количественного измерения многочисленных факторов и рисков, влияющих на принятие инвестиционных решений;
  • нелинейность и инерционность макроэкономических процессов, оказывающих влияние на деятельность нефтегазовых компаний;
  • сложность точного прогнозирования основных качественных показателей мирового рынка нефти в плане баланса спроса и предложения и цены на сырье[2].

Решение перечисленных проблем заключается в определении и градации факторов влияния, как внутренних, так и внешних, а также набора инструментов (управляющих факторов). Для каждого фактора определяется степень его воздействия на другие факторы и на систему сбалансированных показателей компании, ее финансовое и рыночное положение. В зависимости от рассматриваемых сценариев, каждый фактор получает свое количественное измерение, приводимое в зависимости от степени влияния данного фактора.

В силу значительных отклонений фактических мировых цен на нефть от прогнозных, и высокой стоимости ошибки в прогнозах рекомендуется использовать собственные сценарии, составляемые департаментом стратегии и инвестиций при поддержке консалтинговых агентств. Вероятность ошибок и неточностей предлагается минимизировать при помощи регулярных пересмотров сценариев и прогнозов.

Наиболее уязвимым местом является прогнозирование базовых внешних условий деятельности компании — курсов валют, процентных ставок, цен на энергоносители. Данный недостаток можно частично компенсировать за счет применения методов статистического анализа данных о рынке, построения многовариантных моделей на основе нескольких сценариев.

Решение проблемы долгосрочного прогнозирования внешней среды достигается за счет использования многолетних наблюдений за колебаниями конъюнктуры рынков, накопления и обработки информации об изменениях в мировом топливном балансе, соотношении спроса и предложения в крупнейших странах-потребителях, темпах экономического роста и их корреляции с ростом энергопотребления, климатических прогнозах. На основе обработки информации на специальных компьютерных моделях устанавливается корреляция указанных факторов с динамикой цены на нефть, закономерности и цикличность колебаний.

За счет разработки соответствующих моделей нефтегазовая компания может проводить среднесрочное прогнозирование ценовых показателей нефтяного рынка своими силами, минимизируя расходы на привлечение специализированных предприятий, точность прогнозов которых все равно сормнительна.

Типовой сценарий стратегического плана компании должен отражать следующие факторы и условия внешней среды:

  • направления и темпы социально-экономического развития, влияющие на уровень спроса на энергоносители;
  • развитие технологий, ведущие к повышению эффективности разведки и добычи нефти;
  • изменение конъюнктуры рынка энергоносителей, колебания цен на нефть, изменения уровня удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат;
  • политические события, влияющие на инвестиционный климат;
  • законы об охране окружающей среды.

Положение ОАО «Югра-нефть» как нефтяной компании характеризуется состоянием внешней среды, анализ которой, проведенной во второй главе работы указывает на дальнейший рост энергопотребления и потребления первичных энергоносителей в мире, что открывает перед ней возможности по укреплению конкурентных позиций, осуществлению капитальных вложений в реализацию инвестиционных проектов при условии роста конъюнктуры рынка в среднесрочной перспективе.

В подобных условиях основной стратегией компании должно стать наращивание добычи и повышение эффективности сбыта нефти и газа, т.е. увеличение рентабельности продаж и увеличение добавленной стоимости реализуемой продукции. Реализация данной стратегии предполагает наличие портфеля инвестиционных проектов и выстраивание его правильной структуры, реализация проектов создания собственных нефтехимических мощностей, а также развитие новых технологий, в том числе в области возобновляемых источников энергии.

Приоритетными задачами стратегии становится достижение роста показателей эффективности компании, улучшение производственных показателей и эффективности логистики, что требует повышения точности и глубины проработки инвестиционных проектов, большее ориентирование на новые технологии и повышение профессионализма и квалификации кадров.

Изучение во второй главе инвестиционных стратегий нефтегазовых компаний на основе данных агрегированной отчетности, позволяет выявить основные тенденции и явления, отражающие изменения, происходящие в отрасли и на корпоративном уровне:

  • В результате роста цен на энергоносители происходит улучшение финансово-экономических показателей нефтегазовых компаний и основных мультипликаторов значительно повысило их кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность.
  • В условиях благоприятной конъюнктуры рынка компании аккумулировать и направляют значительные финансовые ресурсы, как собственные, так и заемные, для обновления основных фондов, интенсификации добычи, инвестиций в геологоразведку, освоение новых месторождений.

На первый план в стратегических установках компании должны выйти проблемы диверсификации бизнеса и вертикальной интеграции, развития других видов деятельности, находящихся на более высоких ступенях производственной цепочки. Подобная тенденция проявляется в развитии нефтеперерабатывающих мощностей крупнейших нефтегазовых компаний России, развитии сбытовой и розничной сети.

В стратегии необходимо уделить значительное внимание уделено и внедрению новых технологий в нефтедобыче и нефтепереработке, а также альтернативных источников энергии, что отражает происходящие сдвиги в структуре мирового энергопотребления, выражающиеся в активном развитии нетрадиционных источников энергии, в частности, водородной энергетики. Подобная политика в сфере новых технологий в энергетике позволит сохранить позиции компании в условиях прогнозируемого вытеснения углеводородов новыми источниками энергии. Ориентация на новые технологии приобретает большее значение для отрасли по мере истощения существующих запасов сырья, роста количества новых месторождений со сложными геологическими условиями, а также наращивания нефтедобычи в районах со сложными климатическими условиями.

[1] Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей : пер.с англ. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

[2] Серов В.А. Инвестиционные проблемы компаний топливно-энергетического комплекса России // Российское предпринимательство» № 10 Вып. 1 (193), 2011.

Пункт 3.4 Разработка стратегической карты нефтегазовой компании на базе концепции экономической добавленной стоимости стр. 1 — из дипломной работы Долгосрочное бизнес планирование как инструмент формирования стратегии эффективного развития нефтегазодобывающего предприятия
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *