Компания должна ужесточить требования к качеству инвестиционного и финансового анализа, проработки проектов, а также к отчетности. Это будет свидетельствовать как о стремлении к минимизации будущих рисков, так и об ее открытости, продиктованных условиями международного финансового рынка, на котором привлекаются необходимые кредитные ресурсы для реализации инвестиционных проектов, а также требованиями к прозрачности отчетности.

Большое значение в стратегии необходимо уделить развитию кадрового потенциала компании, повышению производительности труда, профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников, особенно на фоне усложнения технологических процессов, применения более сложного и технологичного оборудования.

Как видно, все указанные приоритеты подходят для воплощения через сбалансированную систему показателей и ее проекции.

Основная проблема, стоящая перед компанией по минимизации рисков, состоит в подборе решений, которые могут компенсировать негативное влияние факторов риска, разработке сценариев развития внешней среды. Именно матрица различных сценариев позволяет оценить чувствительность основных показателей проекта и ключевых показателей эффективности компании, а также зависимость финансового состояния компании от основных факторов.

Эффективность и результативность деятельности компании, в том числе эффективность реализации инвестиционных проектов может оцениваться по соответствующим критериям (показателям) с использованием специальных методик. Ключевым и наиболее репрезентативным показателем эффективности является рыночная стоимость компании, которая напрямую отражается на ее капитализации на фондовом рынке.

Для максимизации стоимости компании необходимо, чтобы цена основных факторов производства, включая стоимость капитала, была минимальной. При управлении стоимостью необходимо ранжирование факторов по степени воздействия на стоимость компании ОАО «Югра-нефть».

Факторы стоимости подразделяются на финансовые, маркетинговые, организационные, к ним относятся также такие показатели, как операционная прибыль, объем реализации, затраты, инвестированный капитал, его оборачиваемость и рентабельность, оборотные и основные средства, доля рынка, а также изменение данных показателей во времени и др. показатели[1].

Управление стоимостью заключается в воздействии на факторы стоимости путем проведения политики компании, основанной на целях, определенных в ходе проведения анализа внешней среды, стратегиях, разработанных с учетом сценария развития внешней среды, планов и бюджетов конкретных инвестиционных проектов.

Процесс создания стоимости — это управление возможностями компании, направленное на повышение доходов ее собственников (акционеров) от инвестиционной деятельности за счет увеличения положительных денежных потоков и одновременным снижением возможных рисков. Созданная в ходе реализации инвестиционных проектов стоимость измеряется сравнением полученного дохода со стоимостью собственного капитала компании и стоимостью заемных денежных средств. Если доходность, созданная компанией в ходе осуществления ею инвестиционной деятельности, оказывается выше стоимости капитала, то стоимость компании увеличивается, в противоположном случае наоборот уменьшается.

При использовании в качестве критерия оценки роста стоимости компании EVA-метода необходимо выполнение следующего условия:

EVAn>EVAn

 

где:

EVA = NOP AT –I x WACC,

где

NOPAT — прибыль компании от операционной деятельности после уплаты налогов (Net Operating Profit after Taxes);

I — инвестированный капитал.

В нефтегазовой компании ОАО «Югра-нефть» показатель EVA зависит от стоимости имеющихся и вновь открытых месторождений, от оценки разведанных и доказанных запасов, которыми владеет или распоряжается компания. В свою очередь, наличие этих резервов, обладающих высокой рыночной стоимостью зависит от реализации затратных инвестиционных проектов по исследованию и разведке этих месторождений. Принимая во внимание вышесказанное, становится очевидным тот факт, что для увеличения экономической стоимости компании необходима реализация эффективных инвестиционных проектов, которые, в свою очередь, должны отталкиваться от результатов детальных расчетов и прогнозирования, позволяющего с высокой точностью предсказать развитие конъюнктуры и минимизировать тем самым возможные риски (неопределенность). Методика, позволяющая на основе меры риска, прогнозных значений рыночной цены и объема запасов, рассчитать стоимость предполагаемого месторождения и оценить минимально приемлемый уровень объемов запасов при заданных значениях минимальной доходности капиталовложений, получила название метода ожидаемой денежной стоимости запасов (EMV — Estimated Monetary Value).

Важность методики оценки стоимости компании с том, что с их помощью можно не только оценить текущее состояние компании, но и спрогнозировать развитие на достаточно длительный период, с учетом нескольких сценариев развития внешней среды. При этом используются методы математического анализа, эконометрики и статистики, обеспечивающие научную достоверность подобных прогнозов.

[1] Данников В. В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. М., «Элвойс-М», 2004, с. 214.

Пункт 3.4 Разработка стратегической карты нефтегазовой компании на базе концепции экономической добавленной стоимости стр. 2 — из дипломной работы Долгосрочное бизнес планирование как инструмент формирования стратегии эффективного развития нефтегазодобывающего предприятия
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *