На основе проведенного исследования во второй главе работы и с учетом теоретического анализа можно выделить основные показатели, от которых зависит финансово-экономическое состояние компании, эффективность операционной и инвестиционной деятельности, выражаемые в оценке стоимости. К этим показателям относятся: соотношение заемного и собственного капитала, ставки налогов, темпы инфляции, процентные ставки и ставки рефинансирования и дисконтирования, т.е. наиболее важные макроэкономические показатели. К ним следует добавить и более частные показатели, характерные для нефтегазовой отрасли, а именно: вероятность обнаружения экономически привлекательных месторождений, стоимость обнаруженных запасов исходя из налоговых условий разработки месторождений и рыночных цен на сырье.

К основным показателям эффективности и финансового состояния компании следует отнести такие показатели как: выручка, денежный поток от операционной деятельности (выручка за исключением оборотного капитала, налогов начисленных и налогов уплаченных), прибыль на акцию, дивиденд на акцию, прибыль до уплаты процентов и налогообложения (EBIT), прибыль до уплаты процентов, налогообложения и амортизации (EBITDA), чистая прибыль, мультипликатор рыночная цена акции/прибыль на акцию (Р/Е).

Подход к управлению стоимостью компании методом повышения ее эффективности отображён на рис. 3.7. Построим модель управления эффективностью инвестиций для нефтегазовой компании. Основа модели — представление о последовательности управления нефтегазовой компанией на основе выявления причинно-следственных связей, обуславливающих увеличение стоимости бизнеса (рис.3.8).

Показателями, характеризующими эффективность управленческих решений могут быть:

  1. В долгосрочной перспективе:
  • экономическая стоимость запасов (ожидаемый NPV проекта «по приобретению и разработке месторождения», с учетом рыночной конъюнктуры);
  • стоимость приобретения запасов к их экономической стоимости (рентабельность приобретения запасов)
  1. В операционной перспективе (факторная модель):
  • объем доказанных запасов (млн.т);
  • темп восполнения материально-сырьевой базы;
  • удельные капитальные затраты на прирост запасов в натуральных показателях

Безымянный

Рис. 3.7. Стратегическая модель ОАО «Югра-нефть»

Безымянный

Рис. 3.8. Модель управления компанией ОАО «Югра-нефть» как бизнес-системой

К ключевым показателям эффективности (Key performance indicators –КРІ, КПЭ), устанавливаемых внутренними распоряжениями по компаниям и применяемых для анализа финансового состояния компании относятся коэффициенты срочной ликвидности, финансовой независимости, оборачиваемости, а также доходность от продаж (рентабельность деятельности) (ROS — return on sales) и доходность собственного капитала (ROE — Return on equity), доходность на инвестированный капитал (ROIC — Return on invested capital).

Следует подчеркнуть, что как набор КПЭ, так и их целевые и пороговые значения это не раз и навсегда зафиксированные значения, а динамичный процесс формирования, осуществления и мониторинга стратегии (рис. 3.9).

Безымянный

Рис. 3.9. Цикл управления эффективностью в процессе реализации стратегии ОАО «Югра-нефть»

Рассмотрим подробнее структуру этапов управления эффективностью в процессе реализации стратегии:

  1. Определение целей и структуры КПЭ:
  • Разработка набора КПЭ, отражающих рычаги создания стоимости в компании,
  • определение веса КПЭ.
  1. Постановка целей:
  • Определение пороговых значений (определяется интервалом между низким и высоким пороговыми значениями и рассчитывается как степень достижения целей, начиная от которой сотрудник может рассчитывать на получение определенного бонуса);
  • Определение целевых значений (необходимый уровень производительности или ожидаемая норма, установленные для конкретного показателя);
  • Определение максимальных значений (минимальные или максимальные значения показателя, превышение которых нежелательно);
  1. Мониторинг КПЭ:
  • Отслеживание показателей эффективности компании;
  • Факторный анализ отклонений КПЭ.
  1. Оценка результатов:
  • Обсуждение достигнутых результатов;
  • Оценка вклада руководителей в достижения (факторный анализ);
  • Формализованный процесс оценки эффективности.
  1. Принятие решений по итогам:
  • Выплата вознаграждений;
  • Принятие корректирующих мер по управлению эффективностью.

Целью созданной системы сбалансированных показателей является обеспечение топ-менеджмента компании эффективным инструментом, используемым для принятия обоснованных стратегических управленческих решений.

Так как миссия и видение ОАО «Югра-нефть» в настоящее время не определены, предлагается их следующая формулировка.

Миссия ОАО «Югра-нефть» — «Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ОАО «Югра-нефть» в заметную (войти в топ-10) региональную энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления».

Видением компании является — «Мы стремимся, чтобы наша нефтегазовая компания была высокоэффективной и конкурентоспособной, соответствовала высочайшим стандартам безопасности производственной деятельности».

Стратегия, используемая ОАО «Югра-нефть» для достижения этой цели, состоит из четырех ключевых компонентов (рис. 3.10).

Безымянный

Рис. 3.10. Декомпозиция стратегической цели роста экономической добавленной стоимости ОАО «Югра-нефть»

Пункт 3.4 Разработка стратегической карты нефтегазовой компании на базе концепции экономической добавленной стоимости стр. 1 — из дипломной работы Долгосрочное бизнес планирование как инструмент формирования стратегии эффективного развития нефтегазодобывающего предприятия
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *