Как видно, количество государственных функций для федерального органа исполнительной власти, который мог бы быть признан координирующим центром по вопросам охраны труда, слишком мало. Иные полномочия Минтруда России вообще декларативны. Например, представление в Правительство РФ ежегодных докладов о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению или установка совместно с Минобразованием России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядка обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций. В период, когда Минтрудсоцразвития входил составной частью в Минсоцздравразвития последний доклад о состоянии условий и охраны труда был представлен в 2008 году а программа действий в области охраны труда так и не была сформирована. Теперь Министерство труда и социального развития РФ только что вновь сформировано, но круг его полномочий еще не определен до конца, то есть ясно, что в ближайшее время проблемы государственной политики в области охраны труда не станут основными.

Неясен вопрос и с компетенцией органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами охраны труда. Эти органы только условно входят в единую систему исполнительной власти, предусмотренную ст.77 Конституции России. На деле они входят в структуру органов исполнительной власти субъекта Федерации, не подчиняются никаким федеральным органам исполнительной власти, а, как правило, — высшему должностному лицу субъекта РФ, возглавляющему исполнительную власть. Положения, на основании которых они действуют, не имеют никакого отношения к Минтруду России, а утверждаются лицом, которому эти органы подчинены. Объем компетенции этих органов определяется лицом, которое утверждает положения об органах исполнительной власти в субъекте РФ.

По анализу показателей производственного травматизма в Российской Федерации из-за воздействия опасных факторов производственной среды, обусловленных причинами  организационного характера (неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительная организация работ, недостатки в обучении работников безопасности труда) происходит 50 процентов производственных травм, т.е несчастные случаи в массе своей являются не «случайными», а закономерным итогом отсутствия порядка, т.е неуправляемости охраны труда либо её отсутствия как таковой. Далеко не все руководители предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, осознают роль служб охраны труда в производственном процессе.

Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена в большей степени на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики во многом объясняется тем, что система управления охраны труда изначально была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи 70-х годов прошлого века.

Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда в России были основаны на  стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса.

Во многих организациях, осуществляющих производственную деятельность, отсутствует четко определенная система управления охраной труда. Работы в этой сфере проводятся в основном по обстоятельствам, когда возникает вполне очевидная угроза безопасности на рабочих местах, или в связи с уже происшедшим несчастным случаем на производстве и предписанием инспектора органа надзора и контроля с требованием устранения нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда. Аналогичное отношение к охране труда характерно также для сектора малого бизнеса, где, как правило, вообще отсутствует понятие о корпоративной системе управления охраной труда. В таких организациях работодатели и не помышляют о каком-то социальном партнерстве и тем более о системе управления охраной труда.

Однако и со стороны государства осуществляется бессистемное регулирование, которое не всегда приводит к требуемым результатам. Для примера приведем анализ такого нововведения как аттестация рабочих мест. Аттестация — институт, направленный в первую очередь на защиту прав наемных работников. Она проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты оценки условий труда на конкретном рабочем месте должны служить как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций. Сейчас Трудовой кодекс обязывает предоставлять таким сотрудникам сокращенную рабочую неделю (36 часов), право на ежегодный дополнительный отпуск и повышенную зарплату.

Компании и индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, обязаны проводить аттестацию каждые 5 лет. Стоимость этой процедуры одного рабочего места колеблется от 2 до 6 тыс. руб. Штраф за ее игнорирование может доходить до 50 тыс. руб. для организаций и до 5 тыс. руб. — для должностных лиц. При «рецидиве», то есть при повторном правонарушении, компании грозит трехгодичная дисквалификация. На первый взгляд санкции не очень значительные. Однако сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, поднимающий штрафную планку до заоблачных высот[1].

Внеплановые проверки по поручению Правительства РФ проводились региональными инспекциями труда. Среди выявленных нарушений — отсутствие квалифицированных специалистов и оборудования, с помощью которого должны производиться замеры. Недобросовестных участников рынка услуг призваны выявлять не только инспекторы по труду. В России создана саморегулируемая организация НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», которая также отслеживает поведение аттестующих организаций[2].

[1] Кузьмина Ю. Все «прелести» аттестации рабочих мест // Московский бухгалтер. 2011. N 5.

[2] Гурин С.И., Костерина Н.Ю. Поговорим об аттестации рабочих мест // Руководитель строительной организации. 2011. N 11.

Государственная политика в области охраны труда — страница 59-61
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 10 =