Государство, действуя в интересах наемных работников, должно перейти от демонстрации внимания к бизнесу к реальной поддержке, к оказанию прямой помощи в вопросах выполнения требований трудового законодательства и, в частности, охраны труда, взять на себя часть ответственности за выполнение субъектами бизнеса государственных нормативных требований.

1.1        Пути совершенствования государственной политики в области охраны труда

Основной задачей новой системы государственного управления труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Применение системного подхода позволяет более широко и комплексно взглянуть на охрану труда. Охрана труда рассматривается как обязательный компонент, который интегрируется во все сферы деятельности производства, является частью системы управления всей организацией.

Важным и существенным отличием нового подхода к управлению охраной труда является обязательное участие работников в формировании и поддержании в рабочем состоянии системы управления охраной труда на своем рабочем месте и в организации в целом на всех ее этапах. Социальное партнерство, конструктивный диалог работника и работодателя, обязательное участие работников в процессе подготовки политики по охране труда, планирования, оценки рисков и принятия решений — краеугольный камень сохранения жизни и здоровья работника.

Российской Федерацией был ратифицирован ряд конвенций МОТ, предусматривающих разработку и внедрение системы управления охраной труда и управления рисками как на государственном уровне, так и на уровне предприятия.

Исследования, проведенные Международной организацией труда, показали, что на 1 случай, который уносит жизнь работника или приводит к крупным авариям и большим потерям, приходится около 3000 ситуаций, которые в свое время были оставлены без должного внимания. И если сосредоточить усилия на выявлении именно таких проблем и своевременно принимать меры, то несчастные случаи и травмы будут возникать значительно реже.

Как показывает анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Роструда свидетельствует — основными причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, остаются:

  • неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых (в том числе уголовно-правовых) механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых и непосредственно связанных с ними правах и свободах граждан;
  • отсутствие подкрепления соответствующими источниками финансирования различных социальных гарантий и льгот, предусматриваемых при разработке и принятии на федеральном и региональном уровнях законов и иных нормативных правовых актов, генеральных, отраслевых (тарифных) и региональных соглашений, наряду с нецелевым или экономически необоснованным использованием имеющихся финансовых средств;
  • ненадлежащее осуществление внутриведомственного и регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также самих работодателей на предприятиях и в организациях;
  • сокращение или полное прекращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охране труда;
  • крайне низкий уровень правовых знаний и элементарной дисциплины руководителей организаций, должностных лиц и персонала.

Положение усугублялось пробелами действующего трудового законодательства Российской Федерации, его несоответствием сложившимся экономическим и трудовым отношениям адаптированным мировым сообществом международным нормам, совершенно неоправданным затягиванием с принятием комплекса законодательных актов по регулированию социально-трудовых отношений.

Одной из главных тактических задач по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственное управление охраной труда.

Государственная политика в области охраны труда — страница 68-70
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − три =