Одним из важнейших направлений решения указанных проблем является совершенствование системы нормативных правовых актов в области охраны труда, устанавливающих обязательные требования по обеспечению безопасных условий труда.

Кроме того, в ходе административной реформы почти у всех Федеральных органов исполнительной власти были исключены полномочия нормативно-правового регулирования охраны труда, а часть органов полностью ликвидирована. В результате в Федеральных министерствах произошло сокращение (ликвидация) структурных подразделений, ранее занимавшихся вопросами охраны труда. Также ситуация обстоит и с органами исполнительной  власти в субъектах Российской Федерации. Следствием этого явилось практически полное прекращение работы по совершенствованию нормативного обеспечения охраны труда в установленных сферах деятельности.

Такая ситуация привела к тому, что основные положения подзаконных нормативных правовых актов в области охраны труда перестали соответствовать требованиям действующего законодательства и современным экономическим условиям.

Назрела необходимость реформирования существующей системы нормативного правового регулирования в области условий и охраны труда, которая в настоящее время осуществляется одним Федеральным ведомством Минтрудсоцразвитием России. Соответственно говорить о скором решении этой проблемы не представляется возможным.

Весь международный опыт свидетельствует, что, поскольку в единую систему охраны труда вовлечены несколько субъектов с различными интересами, то, как бы ни была сильна законодательная составляющая этой системы, все же самым действенным остается путь переговоров, совместный поиск путей решения проблем охраны труда в организации – все то, что вкладываеся в понятие «социальное партнерство».

Помимо положений, закрепленных в соответствующем разделе действующего ТК, в этот закон целесообразно инкорпорировать положения федеральных законов о профессиональных союзах, объединениях работодателей, российской Трехсторонней комиссии. Кроме того, в нем целесообразно пересмотреть понятия «первичная профсоюзная организация» и новом структурном строении профсоюзов, в котором должно быть место органам общественного контроля за охраной труда.

Следует рекомендовать вернуть в сферу действия трудового законодательства законы о социальном страховании, разработав на их базе единый федеральный закон о социальном страховании с включением в него пересмотренных положений всех действующих законов в этой сфере, включая законы о пенсионном обеспечении. Кроме того, целесообразно предусмотреть в нем и некоторые новые, пока еще не применяемые в России, виды социального страхования. Например, социальное страхование заработной платы работников. Как показывают события конца 1990-х гг., а в некоторых случаях и современные, такое страхование весьма актуально для нашей страны.

Социальное партнерство в охране труда выгодно для обоих партнеров: совместный вклад в улучшение условий труда ведет к росту его производительности и повышению качества продукции, что важно для работодателей и одновременно помогает сохранить здоровье работников. И наоборот: плохие условия труда при некоторых дополнительных выплатах «за вредность» не помогают сохранить здоровье работников, и в долгосрочном плане невыгодны для работодателя.

Выводы по второй главе.

Анализ данных показал, что в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями большая часть вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера – нарушением требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, а также недостатками в обучении работников безопасности труда, нарушениями  трудовой дисциплины и др.

Практически каждый третий работник трудится на рабочем месте с вредными для репродуктивного здоровья условиями труда. Динамика производственного травматизма зависит от уровня оплаты труда, то есть, в конечном счете, от финансовых возможностей предприятий. В период кризиса снижение прибыли предприятий, судя по статистике, подтолкнуло вверх показатели травматизма, плавно снижавшиеся на протяжении целого десятилетия.

Все эти объективные данные свидетельствуют о неудовлетворительном осуществлении государственной политики в области охраны труда. Главные претензии к ней – отсутствие системности, желание обнять необъятное, осуществление политики административными методами, наконец отсутствие самого документа о политике кроме статьи в ТК РФ.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должно обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственная политика в области охраны труда — страница 74-76
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 3 =