Заключение

Трудовой кодекс РФ (ст. 210) устанавливает основные направления государственной политики в области охраны труда.

Целью государственной политики в области охраны труда является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.

При этом реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда, которые являются механизмом осуществления государственной политики в области охраны труда.

К настоящему времени в стране сформировалась и функционирует система государственного управления охраной труда, заменившая систему централизованного планирования и финансирования мероприятий по охране труда. По сложившейся системе на федеральном уровне создаются законодательные, межотраслевые и отраслевые подзаконные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, и документы, регулирующие практические действия при осуществлении государственной политики в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ непосредственно или по его поручению органы федеральной исполнительной власти. На территории субъекта РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в соответствии с законодательством, определяющим его статус, регулирует отношения в социально-экономической сфере (в том числе в области охраны труда); формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и др.

Основным федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ управляет охраной труда, является только что вновь образованное Минтрудсоцразвития России.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

В управлении охраной труда участвуют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Их полномочия в области охраны труда определяются положениями об этих органах.

На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определяются региональными нормативными правовыми актами.

В последние годы проблема улучшения условий труда постепенно выходит за рамки собственно охраны труда.  Улучшение условий труда сейчас неразрывно связывается с необходимостью улучшения демографической ситуации.

Основными целевыми показателями эффективности реализации государственной политики в области охраны труда  являются:

  • сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев на производстве;
  • снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
  • сокращение доли промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда.

Эти показатели стагнируют, так как треть работников  в стране по прежнему трудятся на рабочих местах, не соответствующих требованиям охраны труда в полной мере.

Анализ показал, что существующая государственная система управления охраной труда не отвечает ни требованиям времени, ни интересам экономического развития, ни потребностям общества, поскольку в основу его деятельности не положена системная государственная политика в области охраны труда.

Необходимо выработать документ «Государственная политика в области охраны труда» и Программу действий по улучшению условий и охраны труда на среднесрочную перспективу,

В которых должны быть заложены как стратегия государственного управления охраной труда, так и конкретная система мер по ее осуществлению. Главным методическим положением стратегии должно стать построение системы управления рисками на предприятии.

 

 

Государственная политика в области охраны труда — страница 77-79
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 6 =