Заключение

Одним из результатов мирового финансового кризиса стало принятие рядом государств новых законодательных актов, вносящих существенные изменения в регулирование деятельности систем страхования депозитов. Эти изменения призваны повысить эффективность существующих систем защиты вкладчиков, вывести на новый качественный уровень механизмы регулирования финансового сектора и способствовать более справедливому отношению банков и других участников финансового рынка к потребителям финансовых услуг.

Одна из самых либеральных систем защиты вкладов граждан в Европе. В Европе с 1994 года действует Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов». В соответствии с указанным документом каждое государство – член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем. Директивой предусматривается уровень гарантирования депозитов в размере не менее 50 тыс. евро на одного вкладчика (с 2009 г. — в соответствии с Директивой 2009/14/ЕС от 11.03.2009 г., до этого минимальный размер гарантий составлял 20 тыс. евро). До конца 2010 года все страны – участницы ЕС должны повысить предельный уровень возмещения, выплачиваемого по банковским депозитам, до 100 тыс. евро.

В июне 2009 года Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация страховщиков депозитов утвердили набор «Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов», определяющий минимальный набор требований, которым должны соответствовать национальные системы страхования депозитов. Российская система страхования вкладов по своим ключевым параметрам соответствует этим международным стандартам.

В Российской Федерации до недавнего времени практически отсутствовала правовая база, регламентирующая финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов. Однако вопрос о необходимости создания механизма гарантирования вкладов был предметом обсуждения с 1994 г. Проблема создания национальной системы обязательного страхования вкладов физических лиц была обозначена и в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.

Кардинальное изменение ситуации произошло после принятия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Согласно этому Закону с октября 2004 г. в стране начала свою работу система страхования вкладов (ССВ). Работу ССВ и проведение страховых выплат организует и осуществляет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

Теперь, если гражданин доверил свои деньги любому банку в России (например, открыл счет, сделал вклад, получил зарплату на пластиковую карту), у него автоматически возникает право на получение в кратчайшие сроки (на практике не более одного месяца) компенсации в пределах установленного размера максимальной суммы. При этом страхованию подлежат денежные средства любых физических лиц, независимо от гражданства.

Имеются, однако, и определенные ограничения. Так, не страхуются: вклады на предъявителя; средства, переданные банку в доверительное управление, в том числе в паевые инвестиционные фонды; вклады в зарубежных филиалах российских банков; средства на счетах индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, если эти счета были открыты для осуществления ими предпринимательской и профессиональной деятельности; денежные переводы без открытия счета; средства на обезличенных металлических счетах.

Страхование вкладов физических лиц в России — СТРАНИЦА 99-100
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =