Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы

НазваниеСтруктура Подпрограммы Цели Подпрограммы
страница1/2
Дата конвертации07.02.2013
Размер349.48 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Содержание



  1. Паспорт подпрограммы


  2. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения
    программными методами.
  3. Основные цели и задачи
  4. Система программных мероприятий
  5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
  6. Механизм реализации Подпрограммы
  7. Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее
    реализации
  8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
    последствий от реализации Подпрограммы
  9. Перечень мероприятий.


Паспорт

территориальной Подпрограммы действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России «Вода России - XXI век»


Основание для разработки

Государственный заказчик Подпрограммы

Разработчик Подпрограммы

Структура Подпрограммы

Цели Подпрограммы



Приказ по МПР России от 08.08.2002 г. №511 «О совершенствовании и развитии водохозяйственного комплекса России на основе бассейнового принципа»

Ленское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации

Ленское бассейновое водное управление МПР РФ, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия), Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области, Министерство охраны природы РС(Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я), Министерство сельского хозяйства РС(Я), Якутское УГМС, Госкомитет РС(Я) по санэпиднадзору,

Госкомитет РС(Я) по геологии и недропользованию, Трест «ЯкутТИСИЗ», Паспорт Подпрограммы. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения подпрограммными методами. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Подпрограммы.

Структура программных мероприятий Сокращение ущерба от вредного воздействия вод населению и объектам экономики. Минимизация антропогенного влияния на состояние водных объектов, повышение технического уровня и безопасности функционирования ГТС. Совершенствование системы государственного управления использованием и охраной вод в бассейне р. Лена и бассейнах других рек региона. Гарантированное обеспечение населения бассейна р. Лена и бассейнов других рек региона качественной питьевой водой и в достаточном количестве.

Задачи Подпрограммы

Сроки и этапы реализации Подпрограммы

Перечень программных мероприятий
бассейна р. Лена и бассейнов других рек региона качественной питьевой водой и в достаточном количестве.

Строительство сооружений инженерной защиты территорий от наводнений. Проведение берегоукрепительных работ. Проведение комплекса работ, направленных на безопасное функционирование напорных гидротехнических сооружений, включая работы по улучшению их технического состояния.

Строительство водозаборов с водоочистными сооружениями, сооружений по очистке сточных вод.

Создание материально-технической базы бассейнового государственного органа управления использованием и охраной водных объектов.

Создание основных механизмов для планирования использования и охраны водных ресурсов и развития водохозяйственного комплекса в бассейне р. Лена и бассейнах других рек региона (нормативы ПДВВ, СКИОВР).

Снижение антропогенной нагрузки на водные объекты в местах сосредоточения населенных объектов и хозяйственной деятельности путем обустройства водоохранных зон.

Заключение Соглашения по бассейну р. Лена.

Подпрограмма рассчитана на период до 2010 года. Реализация Подпрограммы осуществляется в три этапа

  1. этап - 2003-2005 г.г.
  2. этап-2005-2010 г.г.

III этап-20 И-2015 г.г.
Совершенствование государственного
управления водным фондом и механизмов
регулирования водопользования.
Внедрение экономических методов в
водопользовании.

Создание информационной системы.

Важнейшие целевые показатели (конечные результаты реализации Подпрограммы)

Объемы и источники финансирования Подпрограммы по этапам

Система управления

реализацией

Подпрограммы

Система контроля за

исполнением

Подпрограммы

Инвестиционный проект по строительству и реконструкции гидроузлов и водохранилищ. Инвестиционный проект по предотвращению вредного воздействия вод. Инвестиционный проект по охране водных объектов

Строительство противопаводковых защитных сооружений - снижение ущерба от вредного воздействия вод (наводнений). Установление границ и обустройство водоохранных зон водных объектов 255,1 км. Создание системы мониторинга водных объектов и ГТС, банка данных гидрометеорологической, гидрометрической и другой информации для принятия решений на бассейновом и территориальном уровнях. Строительство водозаборов с водоочистными сооружениями в 71 населенном пункте, сооружений по очистке сточных вод в 40 населенных пунктах.

Объемы финансирования по этапам:

I этап

Всего 6166,84 млн. руб., в т.ч: ФБ -2323,32 млн. руб.

II этап -

Всего 5405,98 млн. руб., в т.ч: ФБ-2165,83 млн. руб.

III этап -

Всего 6472,30 млн. руб., в т.ч:

ФБ-1789,2 млн. руб.

Правительство PC (Я)

Министерство природных ресурсов РФ

Ленское бассейновое водное управление

МПР РФ

Управление природных ресурсов и охраны

окружающей среды МПР РФ по РС(Я).

Бассейновый Совет

Ленское бассейновое водное управление

МПРРФ

Управление природных ресурсов и охраны

окружающей среды МПР РФ по РС(Я).

2. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения

программными методами.

Республика Саха (Якутия) отличается большими запасами поверхностных вод: суммарный годовой сток рек в моря Северного Ледовитого океана составляет свыше 530 км3., значительные запасы воды сосредоточены в многочисленных озёрах, общая площадь зеркала которых превышает 83,0 тыс. км2. Значительны в республике и запасы подземных вод: по состоянию на 01.01.02 состоят на балансе запасы пресных подземных вод по 25 месторождениям с объёмом воды 500,334 тыс. м3/сутки.

Показатели использования воды по Республике Саха (Якутия) приводятся в таблице 1.
Обобщенные данные об использовании воды по форме 2 ТП (водхоз)

за 2001 год по зоне деятельности Ленского БВУ

Таблица 1.





Количество

водопользователей


Забрано пресной воды


Использовано свежей воды

Сброс сточных, транзитн. и др. вод





всего




Наименование

бассейнов рек

в том числе сточные в поверхн. водн. объекты


всего

из подзем. водных объектов


всего


загрязненной


нормативно-очищенной






















Бассейн р.Лена по Республике Саха (Якутия)

Яна

Оленёк

Анабар

Колыма

Индигирка



426

19

3

4

17

53


210,21

2,88

0,02

0,41

6,05

5,08


71,54

0,03

0

0

0

0


120,40

3,11

0,02

0,39

5,92

5,22


178,84

2,90

0

1,61

4,52

4,36


135,42

1,99

0

1,48

3,84

2,37


82,52

0,08

0

1,29

1,51

1,44


5,53

0,10

0

0,19

0

0,60

В 2001 году забор свежей воды водопользователями Республики Саха (Якутия) составил 224,63 млн. м3., в том числе из поверхностных вод 135,04 млн. м3, из подземных-71,54 млн. м3..

Сброшено сточных вод в поверхностные водные объекты по Республике Саха (Якутия) - 145,09 млн.м3., из них:

- загрязнённых без очистки-16,18 млн.м3.

  • недостаточно - очищенных-70,66 млн.м3.
  • нормативно- чистых (без очистки)-51,84 млн.м3.
  • нормативно-очищенных-6,41 млн.м .

Водные ресурсы бассейнов р.Лена и рек Северо-востока республики используются в различных хозяйственных целях.

Основными потребителями воды являются промышленность (59,9%), жилищно-коммунальное хозяйство (32,7%) и сельское хозяйство (2,8%).

Наибольшую антропогенную нагрузку испытывает бассейн реки Лена, особенно её верхний и средний участки, её крупные притоки: p.p.Алдан, Вилюй. Такое распределение водопользования обусловлено расположением в этих районах большего количества промышленных предприятий, связанных с добычей полезных ископаемых, объектов топливно-энергетического комплекса и расположением в бассейнах этих участков рек крупных населённых пунктов.

Горнодобывающая промышленность региона представлена такими отраслями, как цветная металлургия (добыча алмазов, золота и олова) и угольная промышленность.

Предприятия алмазодобывающей промышленности в основном расположены в Западной Якутии, в бассейне рек Вилюй, Анабар и их притоков. В 2001 году по данным 2ТП - водхоз отчиталось 11 предприятий по добыче алмазов, которые сбросили в поверхностные водные источники 27,52 млн.м сточных вод или 19% от общего сброса по зоне деятельности Ленского БВУ.

Основной объём сброса предприятий этой отрасли в поверхностные водные объекты составляют хозбытовые сточные воды населённых пунктов. Только 0,8 % этих вод очищается на сооружениях биологической очистки до установленных норм, 93,5 % (25,74 млн.м3) сбрасывается недостаточно очищенными, из- за перегрузки сооружений по очистки сточных вод по гидравлике.

Объекты золотодобывающей промышленности за годы реорганизаций из крупных золотодобывающих предприятий-комбинатов превратились в разрозненные мелкие предприятия различных форм собственности; акционерные общества, объединения предприятий и организаций.

В водоснабжении добычи золота основной объём забора воды и сброса сточных вод в поверхностные водные объекты приходится на бассейны рек Верхней Лены, Алдана, Индигирки и Яны

Эффективность работы очистных сооружений отрасли (это отстойные водоёмы - механическая очистка) недостаточная, только 52% сточных вод очищено до установленных норм, 47% сточных вод сброшены недостаточно очищенными.

Основные объекты электроэнергетической отрасли находятся в промышленных районах республики, а именно в бассейнах рек Лены, Алдана и Вилюя. Сточные воды энергетических предприятий на 80 % представлены нормативно-чистыми (без очистки), а 20 % сточных вод от населённых пунктов, находящихся на балансе предприятий энергетики, сбрасываются загрязненными.

Вилюйское водохранилище, образованное с пуском Вилюйской ГЭС I-II в 1967 году, до настоящего времени является источником поступлений в р.Вилюй фенолов, причиной появления которых является затопление древесины в ложе водохранилища. Якутгидрометом в отдельные периоды водности отмечаются всплески концентрации фенолов в реке Вилюй. Вновь продолжается начатое ранее строительство Вилюйской ГЭС –III с образованием водохранилища. Согласно проекту ведутся работы по лесосводке площадей затапливаемой территории.

Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства республики и бассейна всей реки Лены в 2001 году в водные объекты сброшено 59,61 млн.мЗ. сточных вод (24,4% от общего сброса по республике и всему бассейну р.Лена). Мощностей соответствующих очистных сооружений, предназначенных для очистки всех загрязненных хозбытовых сточных вод, жилищно-коммунальное хозяйство не имеет и сбрасывает 30 % сточных вод без очистки.

Количество очистных сооружений в населенных пунктах республики крайне мало: из всего числа населенных пунктов только в 32 имеются сооружения по очистке сточных вод, из них 23 сооружения биологической очистки, 7 - механической очистки, 2 - физико-химической очистки. Сооружения биологической очистки имеют такие населенные пункты: г.г.Мирный, Нерюнгри, Покровск, п.п. Айхал, Чернышевский, Хандыга, Джебарики-Хая, Алексеевск, Светлый и другие. Однако из-за перегрузки по гидравлике, физического износа, проектных недоработок и других причин большинство очистных сооружений не обеспечивают очистку сточных вод до установленных норм. Наблюдается увеличение сбросов вредных веществ на единицу произведенной продукции, что связано со снижением качества работы очистных сооружений и оборудования, выходом их из строя, а также применением экологически несовершенных технологий. К сожалению, до настоящего времени г.г. Якутск, Ленек, п.Удачный имеют сооружения только механической очистки, что для хозбытовых сточных вод крайне недостаточно, а г.Алдан вообще не имеет сооружений по очистке сточных вод.

Из-за отсутствия финансовых средств, строительство очистных сооружений ведется в небольших объемах.

В последние годы наблюдается увеличение сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, а с ними и загрязняющих веществ.

Анализ водохозяйственного баланса по бассейну р.Лены и территории Республики Саха (Якутия) показывает избыток водных ресурсов как таковых. Неравномерное же их распределение по территории создаёт дефицит воды, например, в Центральной части Республики (заречная группа районов) как для населения, так и для нужд сельского хозяйства.

Несмотря на значительные запасы пресных вод в зоне деятельности управления - особенно в республике ощущается дефицит обеспечения населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве.

Причинами такого дефицита являются:

1. Отсутствие в большинстве населённых пунктов систем

централизованного водоснабжения с водоподготовкой, две трети населения - особенно в сельской местности, до настоящего времени живут в условиях децентрализованного водоснабжения, вынужденно ограничиваясь для питьевых нужд 3-4 л/сутки воды на человека.

  1. Существующие системы централизованного водоснабжения -
    водопроводы (140) подают населению воду крайне низкого
    качества из-за их неудовлетворительного технического
    состояния: построены они в основном 20-30 и более лет назад,
    не имеют большей частью (79 из 140-58%) сооружений по
    очистке и подготовке воды перед подачей населению: почти в
    36% случаев на водозаборных сооружениях ( в том числе
    подземных вод) не организованы зоны санитарной охраны -
    это объясняется строительством водозаборов для нужд
    промышленных предприятий, которые в дальнейшем с ростом
    населённого пункта переоборудовались для хозяйственного
    водоснабжения и оказывались внутри зоны застройки,
    вопросы их переноса выше населённых пунктов или
    строительства водоочистных сооружений из-за отсутствия
    финансовых средств не решены. Значительная часть
    водопроводов имеет примитивную схему подачи воды:
    водоисточник - насосная- котельная-разводящая сеть.
  2. Используемые в качестве источников хозяйственно-питьевого
    водоснабжения поверхностные водные объекты являются в
    тоже время приёмниками загрязнённых сточных вод, включая
    сточные воды населённых пунктов; сюда же поступают
    загрязнения с поверхностным смывом с территорий
    населённых пунктов, предприятий в связи с отсутствием
    ливневой канализации для сбора и очистки ливневых вод.
  3. Использование для хозпитьевых нужд подземных вод
    сдерживается их качественным составом(необходима очистка
    от железа, избыточный фтор, бром и др.) а также большими
    затратами на бурение и эксплуатацию скважин.

Как следствие неудовлетворительного состояния водоснабжения населения - высокий уровень заболеваемости населения, в том числе инфекционными заболеваниями (дизентерия, вирусный гепатит А, обнаружен и брюшной тиф и др.). Гарантированное обеспечение населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве - важнейшая проблема социального аспекта в регионе. Её решение требует привлечения государственных инвестиций в течение длительного времени, а реально только при организации конкретного адресного финансирования проведения мероприятий по проектированию и строительству водозаборов с водоочистными станциями, станций очистки хозбытовых сточных вод населённых пунктов перед их сбросом в поверхностные водные объекты. Данные мероприятия и включены в проект бассейновой подпрограммы. Их выполнение позволит улучшить здоровье настоящего и будущих поколений.

Наблюдения за качественным составом поверхностных вод в бассейне р.Лена и по другим водным объектам республики осуществляют Иркутское и Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, при этом из-за недостаточного финансирования наблюдается

тенденция сокращения количества постов наблюдения, а многие загрязняющие вещества в пробах вод рек Якутии не определяются.

Своеобразные природные условия, а так же наличие рудоносных месторождений, оказывают влияние на формирование химического состава поверхностных вод бассейна р.Лена.

Основными источниками загрязнения поверхностных вод бассейна р.Лена являются подсланевые воды судов, сточные воды береговых объектов речного флота, предприятий золото и алмазодобывающей промышленности, геологоразведочные партии, города и населённые пункты.

До г.Усть-Кут качество воды в р.Лена (участок Верхней Лены) соответствует II классу (ИЗВ 0.9)- чистая; ниже по течению наблюдается ухудшение качества воды, где оно уже соответствует III классу (ИЗВ 1.14-1.38) - вода умеренно загрязнённая.

Качественный состав воды р.Лена в ее среднем и нижнем течении за последние три года не претерпел существенных изменений, и вода в реке оценивается как умеренно-загрязненная.

Основными загрязняющими веществами, характеризующими качество воды р.Алдан, являются фенолы, соединения меди, цинка и железа. С учетом комплексной оценки качество воды р.Алдан и его притоков характеризуется как умеренно-загрязненное. Высокое содержание соединений металлов связано с наличием в бассейнах этих рек проявлений руд, из которых возможно их вымывание.

С учетом комплексной оценки качества воды р.Вилюй относятся ко П категории загрязнения и основными загрязняющими веществами её и притоков являются фенолы, соединения меди, железа и трудноокисляемые органические вещества (по ХПК).

Воды рек Колыма, Индигирка, Яна, Анабар и Оленек по качеству также относятся к умеренно-загрязненным, характерными загрязняющими веществами этих водных объектов являются фенолы, соединения меди, железа.

Исходя из анализа показателей качества воды водных объектов, можно сделать вывод о его несоответствии по ряду показателей, нормам рыбохозяйственных категории, нормам хозпитьевого водоснабжения.

Одним из направлений работы органов государственного управления водным фондом является улучшение состояния водоохранных зон водных объектов, путём установления специального режима хозяйственной деятельности в её пределах, что способствует предотвращению загрязнения водных объектов.

Проектирование водоохранных зон ряда водных объектов в пределах территории РС(Я) проводилось ещё в 80-90-е годы прошлого столетия, однако по причине отсутствия финансовых средств, вынос их границ на местность не осуществлен, также не нашли практического решения разрабатываемые ранее мероприятия по выносу из водоохранных зон водных объектов предприятий, влияющих на состояние водной среды. Состояние водоохранных зон водных объектов особенно в пределах населённых пунктов, продолжает оставаться неудовлетворительным: функционируют в пределах водоохранных зон склады ГСМ, животноводческие фермы и другие объекты, отмечается захламление, включая металлом и др. отходы.

Для улучшения состояния водоохранных зон водных объектов в первую очередь, необходимо в соответствии с Водным Кодексом РФ и утвержденным в его развитие Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах бассейновым управлениям; которым определены функции заказчика, выделять финансовые средства для составления проектов водоохранных зон и их обустройства.

Ленское БВУ и Правительство РС(Я) профинансировали проектные работы «Водоохранная зона р.Лена в черте г.Якутска» После проведения экспертизы проекта потребуются финансовые средства на данное строительство.

Проведение работ по обустройству водоохранных зон водных объектов только в местах наиболее ярко выраженного воздействия позволит ликвидировать источники загрязнения водных объектов, что в целом существенно отразится на качественном составе их вод. Предлагаемые мероприятия по проектированию и обустройству водоохранных зон в бассейне р. Лена и бассейнах других рек на территории PC (Я) для включения в Национальную программу действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса Российской Федерации направлены, в конечном итоге, на снижение нагрузки загрязнения водных объектов.

Бесспорно влияние на водные объекты водного транспорта: плавсредства при определённых условиях могут быть потенциальными источниками загрязнения поверхностных водных объектов нефтепродуктами. Такие определённые условия отмечаются в бассейне р.Лена: созданный ранее природоохранный флот, предназначенный для сбора и очистки нефтесодержащих вод, в силу своего технического износа, уже сам является источником загрязнения водной среды. Строительство станций по сбору и переработке отходов плавсредств водного транспорта из-за отсутствия финансовых средств практически не ведётся. Строительство станций -судов комплексной переработки отходов плавсредств в бассейне позволит практически исключить речной флот из числа источников загрязнения всей р.Лены.

Строительство берегозащитных сооружений: полузапруд крепление береговой части камнем или гравийно-песчаным грунтом обусловлено тем, что расположенные в долинах рек поселки и города республики, ежегодно подвергаются воздействию воды во время весеннего и частично дождевых паводков. Размыв берега с образованием оврагов, результаты водной эрозии, осложняют и протекают более интенсивно при оголении и таянии подземных льдов в вечно-мерзлых грунтах.

г.Вилюйск стоит на правом берегу р.Вилюй. К 1996 году берег разрушился до такой степени, что начали рушиться жилые дома.

Для инженерной защиты город Вилюйск (р.Вилюй) было запроектировано в 1997 году 4 коротких шпоры (полузапруд), расположение которых на берегу принято согласно рекомендаций АО "АНИКО" МГУ.

Из 4 сооружений возведены в настоящее время 3 сооружения. Строительство продолжается.

В бассейне р.Колыма расположен г.Среднеколымск.

С конца 1980 г. особую опасность стали представлять берега р.Анкудинка, проходящей через город в связи с ростом оврагов, подмывов берега и началом оврагообразования на берегу р.Колыма.

В настоящее время имеется разработанное ТЭО, но в связи с истечением времени данная проектно-сметная документация не отражает истинное положение дел. Материалы требуют доработки.

В п.Зырянка Верхнеколымского района идет интенсивный размыв берега р.Колыма, разрушено здание средней школы и линия берега вплотную подошла к объектам экономики и жилым кварталам посёлка..

В с.Амга размыву подвергается берег реки Амга, в районе нефтебазы и жилого массива.

Разрушительным воздействиям водной эрозии подвергнуты жилые массивы и объекты экономики ряда поселков: с.Аргахтах (река Алазея) с.Березовка (р.Колыма), с.Верхневилюйск (р.Вилюй) с.Эльдикан (р.Алдан), с.Соболох (р.Кипчистан-Тиректях) и др.

В с.Походск и с.Березовка (р.Колыма) размыву начали подвергаться старые захоронения XVII в. со времен русских казаков-первопроходцев, многие из которых умерли во время эпидемии чумы и черной оспы.

На территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 187 гидротехнических сооружений, из которых поднадзорных Минтопэнерго России 8 ГТС, Госгортехнадзору 9 ГТС, Министерство природных ресурсов Российской Федерации - 9 ГТС, сельскохозяйственного назначения 161. Состояние гидротехнических сооружений (ГТС) оценивается как ниже удовлетворительного. Срок их эксплуатации от 3 до 38 лет. Необходимые финансовые средства на их содержание, в том числе из федеральных источников не выделяются. На профилактические и текущие ремонты ГТС предприятия используют свои внутренние финансовые средства.

Системы лиманного орошения сельскохозяйственного назначения представлены низконапорными плотинами и дамбами на малых реках, железобетонными и реже деревянными шлюзами-регуляторами IV класса капитальности. Всего имеется 93 систем лиманного орошения, охватывающие площадь 23869 га. В данное время бесхозными являются 5 систем лиманного орошения и 88 систем осушения на площади 22206 га. Техническое состояние ГТС сельскохозяйственного назначения в настоящее время неудовлетворительное.

На балансе МСХ Республики Саха (Якутия), сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и администраций наслегов содержатся 73 водоемов и водохранилищ различного назначения, в составе которых имеются 14 гидротехнических сооружений. По данным Госгортехнадзора России аварийность и надежность плотин на Крайнем Севере в пределах республики составляет 54,1%. К наиболее опасным в экологическом отношении объектам относятся 3 бесхозные хвостохранилища: Депутатского ГОКа, Куларской ЗИФ пос.Кулар в Усть-Янском районе, Нежданинской ЗИФ в Томпонском районе. Только в хвостохранилище Нежданинской ЗИФ накоплено 2,5 млн.т хвостов и 2,59 т ртути и других тяжелых металлов (мышьяк, хром, кобальт, свинец и др.). Особую экологическую опасность представляют водоемы-отстойники Куларской ЗИФ и хвостохранилища ЦОФ ДГОКа "Западный", которые в настоящее время остались бесхозными. При прорыве дамб этих гидроузлов может быть нанесен непредстказуемый экологический ущерб р.р.Наттик, Бургуаат, Омолой, Депутатка, Иргичээн, и реке Индигирка. В хвостохранилище ЦОФ Депутатского ГОКа заскладировано 1,067 млн.м3 хвостов (с 09.1997 г. ЦОФ не работает).

Высокая аварийность гидротехнических сооружений в республике указывает на необходимость добиваться выпуска качественной проектно-сметной документации и повышать качество работ при строительстве гидротехнических сооружений. Низкое качество эксплуатации объясняется тем, что оснащение ГТС контрольно-измерительной аппаратурой неудовлетворительное, обслуживающие персонал ГТС недостаточно обучен, укомплектованность предприятий эксплуатирующих гидротехнические сооружения специалистами-гидротехниками колеблется от 10 до 30%.

Таким образом, многие гидротехнические сооружения, имеющиеся на территории Республики Саха (Якутия), не отвечают требованиям Закона РФ "О безопасности гидротехнических сооружений", правилам по безопасной эксплуатации ГТС. Правительством Республики Саха (Якутия) практикуется в последнее время объявление горнодобывающих предприятий банкротами, тем самым экологически опасные гидротехнические сооружения, остаются без присмотра. В условиях Крайнего Севера такое явление имеет явное отрицательное влияние на легко ранимую северную природу на долгие годы. Однако, как показывает опыт строительства ГТС на вечной мерзлоте и в зависимости от природно-ландшафтных условий надежность и устойчивость сооружений III-IV классов капитальности с каждым годом уменьшается. Требуется проведение капитальных ремонтов и реконструкции гидротехнических сооружений.

За последние годы на территории Якутии наблюдались разрушительные
наводнения. Из них наводнение 1998, 2001 гг. оказались катастрофическими.
Таких наводнений не было за последние сто лет. Они нанесли серьезный
урон многим населенным пунктам Ленского, Олекминского, Томпонского,
Усть-Алданского, Алданского, Усть-Майского, Таттинского, Чурапчинского,
Мегино-Кангаласского, Хангалаского, Намского районов, а также г.Якутска и
его пригорода. Значительный урон нанесен сельскому хозяйству, а огромный
ущерб нанесен объектам жизнеобеспечения республики, которой по
предварительным подсчетам составляет 8 млрд. рублей.

Значительная толщина льда (2 и более м), интенсивный процесс перехода от суровой зимы к жаркому лету и равнинный характер рек, стоки, которых направлены с юга на север, где вскрытие рек идет с верховьев, сопровождающиеся многочисленными заторами и интенсивными подъемами уровня и трудно поддаются прогнозам. Все вышеперечисленные факторы порождают проблемы защиты берегов в общерегиональном плане с учетом всех процессов, происходящих на реках. Первоочередными мероприятиями 2003-2005 г.г. должны быть дноуглубительные и берегозащитные работы у городов Ленек, Олекминск, Якутск и Хандыга, а также на отдельных участках на реках Лена, Алдан, Вилюй, Колыма, Амга. По берегам крупных водохранилищ и озер часто наблюдаются интенсивные эрозионные процессы и разрушения берегов. Имеющиеся глухие плотины, построенные для водоснабжения сельских населенных пунктов республики с периодичностью в 5-8 лет разрушаются паводковыми водами и приводят к развитию береговых процессов. Для обеспечения безопасного состояния и надежной эксплуатации напорных гидротехнических сооружений в независимости от их области применения в напорных плотинах устанавливаются специальные жидкостные термосифоны, тем самым создают противоэрозионные мерзлотные завесы. Благодаря этой простой научной разработке в условиях севера продлевают срок надежной эксплуатации гидротехнических сооружений.

Одним из важнейших вопросов государственного управления использованием и охраной водного фонда на данном этапе является завершение начатой реорганизации - формирование эффективной системы управления по единой вертикали, с укреплением бассейнового уровня государственного управления, которому могут быть переданы некоторые полномочия федеральных органов. Однако выполнение возложенных на бассейновые управления в области использования и охраны водных объектов полномочий и поставленных задач требует соответствующего и материального и финансового обеспечения: можно отметить, что с существующей материальной базой, отсутствием аналитической службы, соответствующего и на современном уровне информационного банка данных Ленскому БВУ практически осуществить возложенные функции и поставленный задачи при существующем положении невозможно. Требуется решить вопрос с созданием в составе БВУ собственной аналитической службы контроля качества сточных и природных вод, которая бы могла обеспечить осуществляемый федеральной службой государственный контроль за использованием и охраной водных объектов соответствующей информацией для принятия взвешенных управленческих решений. Требуется финансирование не только создания этой службы как таковой (штаты), но и организация её надлежащего материально-технического обеспечения, включая современное оборудование, приборы. Обеспечить эффективность работы службы государственного контроля в системе федеральных служб региона за использованием и охраной водных объектов при отсутствии собственных плавсредств на таком огромном судоходном участке р.Лены достаточно проблематично.

Необходимо развитие системы государственного мониторинга в бассейне и создание банка данных, включающего достоверную, полную и своевременную гидрологическую, гидрометеорологическую и другую информацию соответствующих органов. Для принятия управленческих решений, в том числе и по предотвращению ущербов от вредного влияния вод, требуется в условиях современного экономического развития -рыночных отношений, восстановление государственной сети, координация служб различных ведомств, а также принятие на федеральном уровне специальных нормативно - методических документов, регламентирующих систему ведения мониторинга и обмена соответствующей информацией.

Важным моментом для осуществления практических работ по ведению реестра водных объектов зоны деятельности на бассейновом и территориальном уровне является использование соответствующей картографической продукции.

Таким образом, создание, развитие, функционирование на бассейновом уровне системы государственного мониторинга водных объектов, создание банка информационных ресурсов должно быть определено на федеральном уровне принятием соответствующих регламентирующих нормативно-правовых, методических документов, а также обеспечено соответствующим финансированием.

Эффективное государственное управление водным хозяйством, использованием и охраной водных ресурсов на бассейновом уровне возможно лишь с использованием системы методов — механизмов, включая вопросы стратегического планирования, регулирования водопользования.

До настоящего времени вопросы разработки Схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) ни по территории Республики Саха (Якутия) ни по бассейну р.Лена не решались. В 2002 году принято решение о начале разработки СКИОВРа бассейна р.Лены: срок разработки 2002-2004гг., общая стоимость -54 млн.руб Необходимо Подпрограммой решить вопрос о разработке СКИОВРа бассейнов других рек на территории Республики Саха (Якутия). Данные схемы как государственные документы будут являться основой для планирования водохозяйственной и водоохранной деятельности в бассейнах рек.

Существующие законодательные, нормативно-правовые акты в области водных отношений придают большое значение нормированию водопользования как с точки зрения регулирования использования свежей воды из водных объектов, так и с точки зрения регулирования поступления в водные объекты сточных вод и загрязняющих веществ. Одной из форм нормирования водопользования является разработка нормативов предельно допустимых воздействий хозяйственной и иной деятельности на поверхностные водные объекты, которые направлены на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения, охрану здоровья населения, а также ликвидацию последствий вредных воздействий на водный объект. Данные нормативы ПДВВ - затратное мероприятие, управление предлагает закрепить их выполнение на федеральном уровне с соответствующим финансированием.

Совершенствование государственного управления использованием и охраной водных объектов невозможно без дальнейшего развития водного законодательства Российской Федерации и законодательного закрепления механизмов государственного регулирования использования водных объектов, включая вопрос хозяйственного механизма водопользования соответствующего рыночным условиям, когда средства платежей за пользование водными объектами (в том числе и за пользование для сброса со сточными водами загрязняющих веществ) направляются в полном объёме целевым назначением на финансирование отдельных мероприятий по их восстановлению и охране.

Новая система управления водными ресурсами должна предусматривать внедрение финансово - экономических механизмов на различные периоды с реализацией принципов «вода платит за воду», « загрязнитель платит», когда водопользователи оплачивают возможность использования водных объектов в объёмах, достаточных для проведения мероприятий в сфере комплексного использования и охраны водных ресурсов и возмещают наносимый ими ущерб.

Строительство дамб обвалования для защиты городов Якутск, Ленек, Олекминск начато с июля 2001 г. после прохождения катастрофического паводка 2001 года. По постановлению Правительства России от 22 июня 2001 года № 478 составлена и утверждена проектно-сметная документация на общую сумму капитальных вложений - 1659,35 млн.рублей.

Из них на сегодня выполнен объем работ в сумме 724,0 млн.рублей, в тело дамб отсыпано 3108,59 тыс.м3 грунта из общего объема 3976,78 тыс.м3. Бетонные работы выполнены в объеме 4481,0 м3.

Финансирование выполненных работ производится крайне недостаточно.

За счет бюджетной ссуды Правительство Республики Саха (Якутия) профинансировало в 2002 году 365,0 млн.рублей, а также согласно Федеральной адресной инвестиционной программы Ленскому БВУ выделено для финансирования данных работ 58,5 млн.рублей.

Всего паводковыми водами 1998, 2001 гг. экономике республики нанесен ущерб в сумме 8,0 млрд. рублей, были затоплены полностью г.Ленск и многие сёла и поселки.

Чтобы предупредить затопление поселков, расположенных в поймах рек Лена, Алдан: п.Кэскил (р.Лена), с.Едей (р.Лена), с.Чериктяй (р.Алдан), с.Дыгдал (р.Алдан), с.Тулагино (р.Лена) следует осуществлять мероприятия по строительству противопаводковых защитных дамб.

Разрушительные наводнения последних лет во время весеннего паводка на реке Лена привели к огромным экономическим потерям, сопровождающимся возникновением острых социальных и других проблем.

Вместе с тем, в обществе созрело осознание необходимости значительных вложений средств в проведение специальных научных исследований, а также соответствующих инженерных работ, обеспечивающих адекватную подготовку к стихийным бедствиям и эффективное им противодействие.

Прогнозирование и обеспечение возможности оперативного управления кризисными ситуациями представляется идеальной задачей, которую следует поставить перед национальной наукой и промышленностью. Решение подобных проблем инициирует спрос на ряд современных высоких технологий, начиная от эффективных средств надежной связи, специальных компьютерных технологий обработки пространственной информации, экспертных систем, позволяющих моделировать сценарии развития ситуаций и принятия решений в условиях высокой неопределённости и быстро изменяющейся обстановки, т.е. геоинформационных систем (ГИС).

Главной целью разработки ГИС на сегодняшний день является создание прогнозной модели паводков для снижения рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в бассейнах рек.

Составленные цифровые топографические карты республики, накопленный и заархивированный информационный материал о компонентах природной среды будет представлять колоссальную ценность независимо от отраслевого использования как для специалистов, работающих в Республике Саха (Якутия), так и для других соседних регионов, входящих в Дальневосточный округ.

Ленское БВУ совместно с лабораторией русловых процессов Московского госуниверситета предлагает подготовить Программу проекта работ по обеспечению контроля прохождения ледохода и наводнения на реках Якутии. Основные направления, которые должен предусматривать данный программный документ - решение задачи мониторинга наводнений применительно к одному из водных объектов. Для этого необходимо предусмотреть создание компьютерной гидрологической модели прохождения волны половодья. На гидрологическую модель должна накладываться задача образования ледового затора.

Основой мониторинга должна быть компьютерная модель территории с учетом имеющихся и проектируемых ГТС, всех объектов народного хозяйства, городов и поселков, функционирование которых в период половодья требуется контролировать.

Электронная обработка информации, которая предусматривается программой, должна осуществлять оперативную передачу данных прогноза и развития реальной ситуации в центр по принятию решения и на места. Разработанное программное обеспечение предполагает широкое его использование — при оценке воздействия волны прорыва на объекты в зонах возможного затопления, при внезапном разрушении ледовых заторов, при определении возможных мест формирования и размеров ледовых заторов и др.

В Плане НИР следует также включить разработку Программы НИР по теме "Создание и эксплуатация геоинформационной аналитической системы (ГИС-технологии), обеспечивающей комплексный мониторинг гидрологической ситуации на р.Лене и ее притоках".

Основные направления, которые закладываются для решения данной программой - решение задачи мониторинга водного режима рек и наводнений. Функциональной частью мониторинга должна быть одномерная компьютерная гидрологическая модель формирования стока и прохождения волны паводка. Главным и самым надежным источником информации должны являться топографические цифровые векторизованные карты разнообразных масштабов. Наличие векторной информации имеет ряд несомненных преимуществ в решении, как задач мониторинга, так и определения ущербов.

Сбор, анализ информации на картографической основе позволит привязывать её к одной системе координат, состыковать разнородные данные с обозримыми трудозатратами. Получая оценочные результаты, можно в итоге пересекая построенные зоны опасности со значащими объектами, отображенными на карте вычленять графическими построениями категории опасности и возможного ущерба. Это должно позволить в реально обозримые сроки получить как общую картину по интересующим регионам, так и по конкретно взятому гидротехническому объекту.

На следующем этапе предусматривается построение эталонной (экспериментальной) модели для конкретного объекта в течении одного года, что в конечном итоге позволит в дальнейшем создать технологическую цепь построения модели мониторинга наводнений и определить степень ее функциональной значимости. Это крайне необходимо, если учесть при этом, что в г.г.Ленске, Олекминске, Якутске запроектированы и находятся в стадии окончания строительства противопаводковые гидротехнические сооружения общей протяженностью 45,0 км и т.д.

Для координации, обобщения и контроля работ по созданию системы мониторинга наводнений предлагается учредить единую рабочую группу или координационный совет с правами принятия решения. Контроль за проведением работы должно осуществлять руководство Ленского БВУ. Вместе с тем мониторинг наводнений можно осуществлять в виде проекта, представляющего собой действующую модель явления. При этом соответствующий проектный институт определяет информационные потоки и организации их осуществляющие, а также создает проект центра мониторинга явления.

Центр мониторинга должен располагаться на предприятии, коллектив которого способен получать, обрабатывать и обобщать потоки информации и осуществлять управление компьютерной моделью и т.д.

При утверждении и соответствующем финансировании данной программы Минприроды РФ по бассейну р.Лена будет создана модель на которой можно будет проигрывать большое количество вариантов, в результате чего будут приниматься оптимальные решения по минимизации вредных последствий и выработки защитных мероприятий.
  1   2

Похожие:

Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconРеализация пространственного пулинга и псевдокод
Функция activeColumns (t) вычисляет список столбцов, которые побеждают при восходящем вводе во время t. Этот список затем отправляется...
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconЛабораторная работа № Подпрограммы и стек Цель работы

Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconПаспорт подпрограммы
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Яльчикском районе (2010–2020 годы)»
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconПаспорт подпрограммы
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Яльчикском районе (2010–2020 годы)»
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconРеализация подпрограммы
Патриотизм и гражданственность – взаимосвязанные понятия в сознании российских подростков. Гражданство для современной молодежи ассоциируется...
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconПлан реализации подпрограммы «Школа- территория здоровья» на 2011-2015 гг
Всеобщая диспансеризация и программное обеспечение комплексной оценки состояния здоровья учащихся и педколлектива
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconДепартамент здравоохранения
Извещение о проведении запроса котировок на поставку противотуберкулезных лекарственных препаратов в рамках оцп «Развитие здравоохранения...
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconПаспорт подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Кировской области» на 2013 2017 годы
Правительства Кировской области от 19. 06. 2012 №180 «Об утверждении перечня государственных программ Кировской области»
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconГосударственного заказа амурской области
Ытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственного средства «Изониазид+Пиразинамид+Этамбутол+Ломефлоксацин+Пиридоксина»...
Структура Подпрограммы Цели Подпрограммы iconИзвещение о проведении закупки товара способом запроса котировок цен
Средства областного бюджета Рязанской области, предусмотренные на реализацию подпрограммы «Совершенствование всероссийской службы...