НазваниеДымковские игрушки (конструирование)
Дата конвертации13.02.2013
Размер60.12 Kb.
ТипДокументы
Дымковские игрушки (конструирование).

(учебник с. 17-19, рабочая тетрадь с. 10.)

Цель: создать условия для знакомства с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления.

Задачи: 1. закреплять умения обработки пластилина;

2. развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.

3. воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа.

Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин, презентация, проектор, компьютор

б) для учащихся: набор пластилина.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТООУ

I. Актуализация знания


– Чему мы учимся на уроке «Технология»? 1

– Что уже узнали на предыдущих уроках?

– С какими материалами учились работать на последнем уроке?

– Какие способы соединения деталей узнали?

– Пластилин – это материал или инструмент? Почему?

– Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? 2

– Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня? 1

- Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана?

Учитель показывает глиняную игрушку. 2

(презентация)

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. 2

- Попробуем похожую игрушку слепить из пластилина.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


II. Открытие нового знания

1. Проверка рабочих мест 3

– С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.) 3

– Что вы уже об этом знаете?

– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.

– Проверьте, правильно ли вы подготовились. Откройте учебник на с. 16 и сравните своё рабочее место с рисунком. Если нужно, поправьте.

2. Исследование 3

а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, сгибаемость, пластичность.

– Какими же свойствами обладает пластилин?

б) Ученикам предлагается выполнить ряд приёмов. После каждого задания подводится итог: выбирается самый рациональный приём. Главное, чтобы каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм. 2 3

– Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём).

– Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на батарее.)

– Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.) 2

– Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.)

– Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.)

- Сравните свои действия с рисунками в учебнике на с. 15.

– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?

– Что вы узнали о материале пластилине?

– К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



III. Развитие умения применять новое знание

1. Практикум.

Выполнение задания на с. 18-19. Показ образца изделия. Анализ образца:

- Что это за изделие?

- Из какого материала изготовлена лошадка?

- Какого цвета каждая часть лошадки? Почему именно такого?

- Из каких частей-деталей состоит игрушка-лошадка?

Обращение к учебнику. Наблюдение и обсуждение приемов изготовления деталей и сборки игрушки на с. 18-19.

- Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения работы?

Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную карту.

2. Анализ работ. 4

Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать лошадку?

– Ты справился с работой или есть недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Личностные УУД:

  1. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

IV. Итог урока

Готовые работы выставляются на доску. Обсуждается результат работы детей, отмечается аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.

— Для чего люди делают игрушки?

– Чему мы сегодня научились на уроке?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы вы оценили своё настроение после урока?

– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в дневнике.


ТООУ






Похожие:

Дымковские игрушки (конструирование) iconРазвернутый план конспект урока по технологии в 4 ом классе
Цели: познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки;...

Дымковские игрушки (конструирование) iconКонспект нод в средней группе №2 «Вот они какие, сказочные дымковские игрушки»
Цель: Продолжать приобщать детей к исконно – русскому промыслу: лепке и росписи дымковских игрушек

Дымковские игрушки (конструирование) iconКонспект развлечения «Ярмарка игрушек»
Дымковские, Филимоновские, Каргопольские игрушки, русские народные матрешки; знакомство с русским народным костюмом; изготовление...

Дымковские игрушки (конструирование) iconТурагентство «тдых»
Мастерская «Дымковской игрушки». Музей им. К. Э. Циолковского. Парк отдыха. Посещение магазина весна кировской фабрики игрушки

Дымковские игрушки (конструирование) iconВ мастерской глиняной игрушки. Автор: Балаева Н. О
Свистопляска и Свистунья древний обряд и развлекательная ярмарка, связанные с истоками дымковской игрушки

Дымковские игрушки (конструирование) iconРусская матрешка (экскурсия на фабрику игрушек)
Сергиев Посад признанная столица русской традиционной игрушки. Именно здесь в 1947 году была создана фабрика деревянной игрушки

Дымковские игрушки (конструирование) iconЧто такое игрушка ?
Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. С помощью игрушки ребенку...

Дымковские игрушки (конструирование) iconУрок технологии 2 класс «Изготовление игрушки «Бабочка»
«Изготовление игрушки «Бабочка» путем гофрирования бумаги в рамках образовательной программы «Школа России» с использованием метода...

Дымковские игрушки (конструирование) iconИгрушки в жизни ребёнка
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные...

Дымковские игрушки (конструирование) iconСамохин дмитрий сергеевич
Кафедра «Расчет и конструирование реакторов аэс», Обнинский институт атомной энергетики -национального исследовательского ядерного...