НазваниеКультура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.)
Дата конвертации14.02.2013
Размер205.51 Kb.
ТипДокументы




Культура России.
Культура Киевской Руси. (X – XIII века.)
Особенности развития культуры:

  1. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Велико влияние язычества, особенно на культуру низов. Поэтому культуру Древней Руси отличает своеобразие, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

  2. Культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов: восточных славян, угрофинов, балтов, тюркских племен.

  3. Сильное влияние Византии и христианства.


I.Письменность.

Факты, свидетельствующие о существовании славянской письменности в начале X века:

  1. Глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке ( конец IX в.)

  2. Договор (911г.) князя Олега с Византией.

  3. Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянской письма.

II. Просвещение.

Источники, свидетельствующие об образованности:

- берестяные грамоты (Новгород -750, всего – свыше 800);

- граффити – надписи, нацарапанные на стенах церквей;

- запись в летописи: « Велика ведь бывает польза от учения книжного!»

- имена книжников (образованных людей): Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл, сестра Владимира Мономаха Янка

( основательница женского монастыря в Киеве и школы для обучения девочек).

- в XI веке распространяются переводные сочинения «Александрия» ( о жизни и подвигах Александра Македонского) и «Девгениево деяние» (о подвигах воина Дигениса).

III.Литература.

  1. Летописи:

- об истории Рюриковичей до принятия христианства (конец Xв., не сохранилась).

- при Ярославе Мудром;

- Митрополит Илларион при князе Святославе;

- «Повесть временных лет» (XII век, Нестор – монах Киево-Печерской лавры) – исторические события с рассказа о том, «откуда есть пошла Русская земля» до исторических событий 1113г.

-Лаврентьевская летопись ( монах Лаврентий переписал летопись для суздальского князя в 1377г.).

-Ипатьевская летопись (хранится в Ипатьевском монастыре в Костроме, переписана в начале XV в. в Москве).


  1. Житийный жанр:

- «Чтение о Борисе и Глебе» (Нестор);

- «Житие Феодосия»;

- «Сказание о Борисе и Глебе».


  1. «Слово» ( поучения, похвалы, песни):

-«Слово о законе и благодати» (Илларион);

-«Письмо Олегу»;

-«Исповедь жизни»;

-«Поучение детям» (Владимир Мономах).


  1. «Хождения»:

-«Хождение Даниила» (Даниил);

-«Моление Даниила Заточника» (Даниил Заточник)


  1. Эпический жанр: «Слово о полку Игореве» (неизвестный автор).

  2. Былины (Новгородский цикл).

  3. Легенды:

- о Кие и об основании Киева.

- об Аскольдовой могиле;

- о мести Ольги.


  1. Библейский жанр:

-«Остромирово Евангелие»;

-« Изборник Святослава»;

-«Мстиславово (Юрьево) Евангелие»


  1. Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, притчи (иносказательный рассказ с нравоучением).


IV. Музыка:

  1. Песни: обрядовые, свадебные, трудовые, похоронные.

  2. Музыкальные инструменты: бубны, гусли, трубы, рога, щипковые инструменты – лютни.

  3. Исполнители: скоморохи, баяны.


V. Народный театр кукол: скоморохи, акробаты, танцоры.
VI. Зодчество:

  1. Церковь Богородицы – Десятинная (X в.).

  2. Софийский собор в Киеве (XI в.).

  3. Золотые ворота в Киеве с церковью Благовещения.

  4. Княжеские дворцы (X – XII вв., погибли в 1240 г.).

  5. Софийский собор в Новгороде (XI в.).

  6. Софийский собор в Полоцке (XI в.).

  7. Спасский собор в Чернигове (XI в.).

  8. Терем в детинце в Чернигове (XI в.).

  9. Церковь Покрова – на - Нерли (XII в.).

  10. Дмитриевский собор во Владимире (XII в.).

  11. Успенский собор во Владимире (XII в.).


VII. Живопись:

- Смальты ( настенные и купольные) – рисунки, составленные из цветного непрозрачного стекла (мозаика «Нерушимая стена» в Киеве, Софийский собор);

- Фрески - роспись по сырой штукатурке ( «Страшный суд» во Владимире, Дмитриевский собор)

- Миниатюры – орнаментальные заставки, заглавные буквы и небольшие рисунки.

- Иконы: «Богоматерь Оранта» (Софийский собор, Киев, XI в., мозаика), «Спас Нерукотворный» (XII в.), «Ангел Златые власы» (XII в.), «Успение Богородицы» (XII в.) – Новгород, «Владимирская богоматерь» (XII в.), «Деисус» - (моление) – XII в., Владимиро – Суздальское княжество.
VIII. Прикладное искусство.

  1. Золотая роспись по меди – золотой рисунок по медному темному фону.

  2. Зернь – техника изготовления ювелирных украшений, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются по орнаменту.

  3. Скань – вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой (серебряной) гладкой или витой проволоки.

  4. Филигрань – ювелирное узорчатое изделие из тонкой крученой проволоки.

  5. Цветная эмаль.

  6. Чернь.



Культура Руси в XIV – XV вв.
Особенности развития культуры:

  1. Обусловлена главными, характерными для данной эпохи моментами:

- раздробленностью (появление многих местных центров культуры);

- ордынским игом (упадок культуры и потом ее возрождение во времена Куликовской битвы и образования единой России).

2. Формирование новых народностей – русской (великорусской), украинской (малороссийской) и белорусской и их культуры.

3. Центр развития культуры – северо – восток – впоследствии Московское княжество.

I. Просвещение.

Деревня – знания о природе, человеке, устройстве мира , родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде с/хпримет,знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п.

Город, монастыри вотчинные земли – знания основывались на книгах.

Обучение с 7 лет. Чтение. Письмо, богословие, математические познания.

II. Книжное дело.

Начало – XIV век (пергамент заменен бумагой).

XV век – много библиотек (583 рукописных книг).

Коллективное чтение (чтение вслух).
III. Научные знания.

1.Математика (крайне неудобная цифровая система):

- каждый разряд чисел (единицы, десятки, сотни) – обозначались буквами

- отсутствовал «ноль»

- дроби обозначались словесно (1/6 – «полтрети», 1/12 – «пол-полтрети»).

2. Космологические представления.

Источники: «Книга Еноха» (II – I вв. до н.э.):

Мир – земля и 7 небес над нею:

1) - духи, ведающие дождем и снегом;

2) – средоточие тьмы, прибежище темных сил;

3) –место отдыха Бога, рай;

4) –солнце, луна, звезды;

5) –падшие ангелы в заключении;

6) – духи, ведающие движением светил, сменой времен года;

7) – место постоянного пребывания Бога, окруженного высшими духами.
«Христианская топография» Космы Индикоплова, ок.549г.:

Земля – стол или прямоугольная доска.

«Странник со иными вещами» (1412г.):

Земля – яичный желто,

Небо и воздух – белок и скорлупа – представление о шарообразности земли.

3.География.

- рукописные сборники с подлинными и подробными описаниями Царьграда, Палестины, Западной Европы и других земель:

а) «Сказание о святых местах о Костянтинеграде (Константинополе)», Василий Калика, 1313г.;

б) «Странник Стефана Новгородца. Сказание о пути от Царьграда к Иерусалиму», ок. 1439г;

в) «О Египте, граде велицем» (Мисюрь Мунехин, ок. 1493г.).

4. Фольклор

- традиционные песни (былины, сказания);

- новые исторические пес ни – об Авдотье-Рязаночке;

-сказания о Евпатии Коловрате;

-легенда о невидимом граде Китеже (на дне озера Светлояр);

-былины о Василии Буслаеве и о Садко, о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце.
5.Литература.
- «Слово о погибели Русской земли»;

- «Повесть о разорении Рязани Батыем»;

- Повесть о Меркурии Смоленском»;

- «Хожение за три моря» (Афанасия Никитина, 1466-1472гг.);

- «Житие святого Александра Невского»;

- Житие святого Довмонта» (о псковском князе XIIIв.);

- «Задонщина» (Софоний Рязанец);

- «Сказание о Мамаевом побоище»;

- «Повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем»;

- Летописи;

- «Русский хронограф» (мировая и русская история).


  1. Зодчество.


- церковь Николы на Липне под Новгородом (XIII в.);

- церковь Стратилата на Ручью (XIV в.);

- церковь Спаса на Ильине улице (XIV в.);

- Софийский дом – резиденция архиепископа (XV в.);

- Первые каменные постройки в Московском Кремле (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326г.)

- Белокаменный Кремль (1367г.);

- Соборы Чудова и Симонова монастыря в Москве (XIVв.);

- Успенский собор в Коломне (XIV в.);

- Троицкий собор Троицко – Сергиева монастыря (XV в.);

- Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря в Москве (XV в.);

- Успенский собор в Кремле (XIV в.);

- Храм Успения на городке в Звенигороде (XIV в.);

- Успенский собор в Москве (1475-1479гг.- перестройка, Аристотель Фиорованти);

- Благовещенский собор (1484-1489гг.);

- Архангельский собор (нач. XIVв., Алевиз Новый);

- Грановитая палата (1487-1491гг.).


  1. Живопись.


- Феофан Грек (приехал на Русь в 70-е гг. XIVв.);

- Богоматерь Донская (XIVв.);

- Столпник (Спасо-Преображенский собор в Новгороде, фрагмент фрески. XIV в.);

- «Покров Пресвятой Богородицы (к. XIV- н.XV вв.);

- «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» (Благовещенский собор);

- Андрей Рублев (ок.1360-1430гг.):

а) Фрески Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным);

б) иконы Троицкого собора в Троицком монастыре (с Даниилом Черным);

в) «Троица»;

г) «Страшный суд» (с Даниилом Черным);

д) «Богоматерь Владимирская» (с Даниилом Черным);

е) «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас» (найдены в 1918г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде);

ж) «Молящиеся новгородцы».

- Прохор из Городца: расписывал с Феофаном Греком и Андреем Рублевым стены Благовещенского собора Московского Кремля.

- Дионисий (ок.1440-1502гг.):

а) иконы Успенского собора в Кремле;

б) роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Русская культура конца XV – XVI вв.
Особенности:

  1. Формирующаяся общерусская культура в конце XV – XVI вв. была подчинена задачам служения «государеву делу».

  2. Культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессанской культурой Запада, что стало важным условием преодоления культурной отсталости и упрочения положения России среди других европейских стран.




  1. Фольклор.


1). Героический былинный эпос киевского периода.

2). Сказки: «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева», «Сказки о Барме-Ярыжке».

3). Пословицы: «Жалует царь, да не жалует псарь», «Дати волю царю, ино и псарю».

4). Песни, поговорки, загадки.

5). Народная баллада: «Княгиня и змей», «Беглый княжич», «Гнев Ивана Грозного на сына», Оборона Пскова».


  1. Литература.


1). Исторические песни:

- «Поход на Казань»;

- «Казаки идут к Казани»;

- «Взятие Казани»;

- «Иван Грозный молится сыну»;

- «Смерть Ивана Грозного».

2). Историческая литература:

- Никоновская летопись (история Московского царства);

- «Степенная книга» ( история русского государства и история Православной церкви. Автор – Афанасий).

3). Остросюжетная повесть:

-«Повесть о купце Басарге и сыне его Борзомысле» (нач.XVIв.);

- «Сказание о царстве Казанском».

3). Летописи:

- Никоновская летопись – «Лицевой свод»;

- «Повесть о Вавилонском царстве»;

- «Сказание о князьях Владимирских»;

- «Повесть о белом клобуке» (Филофей);

- «Повесть о зачале Москвы» (Фтлофей).

4). Публицистика:

- Иосиф Волоцкий (Санин) – иосифляне, ортодоксы. Митрополит Даниил – последователь;

- Нил Сорский – «нестяжатели» (Вассиан Патрикеев, Косой, Максим Грек)

- Карпов Ф.И. – скорбел о несовершенстве общества и власти.

- Пересветов Иван – сторонник сильной царской власти.

- «Домострой» (Сильвестр) – рациональное хозяйствование, получение правильного «стяжания» (прибыли);

- Переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского;

- Псковский летописный свод 1567г. (Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, критик опричнины).


  1. Научные знания.


- Пасхалии – специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников (Геннадий, архиепископ Новгородский, Зосима);

- «Круг миротворны» - продолжение пасхалий (Агафон. Священный Софийский собор в Новгороде);

- «Зрячая пасхаль» - Ермолая – Еразма;

- Переводные сочинения «Шестокрыл», «Космография» - лунные фазы. Затмение солнца и луны;

- Физика. Техника. Прикладная химия. Медицина. Механика. Математика.

- Травники (травы, их целебные свойства, приготовление лекарств);

- Географические знания;

- Исторические знания;

- Словари: «Речь тонкословия греческого», «Толк языка половецкого», «Се татарский язык», «Словарь славянских слов».

- Хождения Василия Познякова (Константинополь, Афон, Иерусалим, Египет).

- Дмитрий Герасимов – путь в Китай и Индию через Северный Ледовитый океан).


  1. Просвещение и книгопечатание.


- Монастыри – центры грамотности (Соловецкий, Троице- Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский, Ростовский, Софийский в Новгороде).

- «Мастера грамоты» в городах и в деревне: Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский, Симеон (архиепископ новгородский)

- Учение: I азбука, Часослов, письио, Псалтырь.

II «Апостол», Евангелие, математика (счет до 1000, +, -, X, :).

- Руководство по грамматике – труды Максима Грека («Начало грамоты греческой и русской», «Предисловие о буковице, рекше о азбуце», «Беседа об учении грамоте», «Сказание грамотичным степеням» - «Азбуковник» (конец XVI в.)

- Пособие по арифметике – «Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость».

Единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), сотни тысяч (легионы), млн. (леодры), дробь: «верхнее число» и «исподнее число».

- Книгопечатание: Варфоломей Готан (при Иване III), Иван Федоров (1564г.,I книга «Апостол», II – «Часослов»), Андроник Невежа – последователь Ивана Федорова.


  1. Архитектура (шатровый стиль).


- Кремлевский ансамбль (Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый).

- Китай – город (Петрок Малый);

- Белый город, Смоленский Кремль (Федор Конь);

- Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Солари);

- Храм – колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин);

- Псковский кремль (XVI в.);

- Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.0;

- Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково под Москвой (XVI в.);

- «Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного, Барма и Постник, XVI в.);

- Успенская церковь села Курицкое Новгородской области (XVI в.);

- Успенский собор, Клин, XVIв..


  1. Живопись.


- Иконы Успенского собора в Московском Кремле (Дионисий и сыновья);

- Фрески Ферапонтова монастыря (Дионисий и сыновья);

- Иконы – картины «Церковь воинствующая», «Благословенно воинство небесного царя» (середина XVI в.);

- фрески Грановитой палаты;

- иконы «Строгановского письма» (Прокопий Чирин. Истома Савин);

- Иконы «Видение Евлогия», «Видение Иоанна Лествичника», «Притча о слепом хромце»;

- Фрески Благовещенского собора Кремля (XVIв., Феодосий, сын Дионисия);

- Ксилография – гравюра на дереве (Андроник Невежа).


  1. Скульптура.


- Деревянная скульптура – деревянный позолоченный рельеф – царское место в Успенском соборе в Москве (1551г.) – легенда о бармах и «шапке Мономаха», заседание Боярской думы во главе с Иваном IV.

- Белокаменные рельефы и статуи В. Ермолина (рельефы и статуи Георгия Победоносца на Спасских воротах Кремля).


  1. Прикладное искусство.


- Искусство эмали (возрождение после монголо- татарского ига в к.XVв.);

- Художественное шитье из шелка, золота, серебра ( «Плащаница», «Явление Богоматери Сергию Радонежскому»- мастерские князей Старицких);

- Книжные миниатюры.
Культура России в XVII веке.

(барокко в русской культуре).
Особенности:

  1. Условия развития русской культуры XVII в. определяли противоречивые факторы: иностранная интервенция, городские восстания,образование всероссийского рынка, формирование абсолютизма, юридическое закрепощение крестьян, церковный раскол, расширение связей со странами Западной Европы. Все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение.

  2. В XVII в.завершилась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».




  1. Школа и просвещение.


- Основное обучение – домашнее;

- Методы педагогики –телесное наказание;

- «Гражданство обычаев детских» - правила поведения детей.

- Учебные пособия:

1) буквари (Василий Бурцев, Симеон Полоцкий, Карион Истомин);

2) азбуковники – словари иностранных слов, сведения о фонетике, правописании, падежах и склонениях, философские понятия, сведения об античных философах и писателях, геограыические сведения, сведения по Отечественной истории.

- Появления средних школ:

1) лютеранская в Немецкой слободе (1621г.);

2) частная школа боярина Ф.Ртищева (1640 г.);

3)школа в Кремлевском Чудовом монастыре (1640 г.);

4) государственная школа для обучения подъячих Приказа тайных дел (1664 г.).

- Первый ВУЗ в Москве в 1687г. – славяно – греко – латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Учителя – братья Лихуды, братья Иоанникий, их ученики Ф.Поликарпов, И.С. Головин).


  1. Научные знания.


- Прикладная математика;

- Геометрические знания («Книга сошного письма» - о применении геометрии при измерении земли);

- Механика (водолейные станки, вороты, блоки, винтовые деревянные домкраты, сверлильные станки, циркулярная механическая пила, подъемные механизмы);

- Пособие «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620г.);

- Медицина:

1) народное врачевательство, целительство («Лечебники», «Травники»);

2) государственная медицина: первые аптеки, больницы;

3) открыта «Школа русских лекарей» при Аптекарском приказе (1654г., срок обучения- 5-7 лет)

4) обучение в университетах Англии, Франции, Италии;

5) научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников);

- Историческая мысль:

1) историко-публицистические произведения о событиях «Смутного времени»;

2) «Новый летописец» - о Смуте;

3) «Повесть книги сея от прежних лет» - словесные портреты и психологические характеристики правителей России к. XVI – н. XVII вв.;

4) «История в память предыдущим родам» - о событиях «смутного времени» (1620 г., Авраамий Палицин, келарь Троице-Сергиева монастыря);

5) «Летопись о многих мятежах» – о роли церкви в событиях последенего столетия;

6) «Раскольничья летопись» - идеологическое оружие в руках противников церковной реформы;

7) «Сибирские летописи» («Есиповская», «Строгановская») – о Ермаке и Строгановых;

8) Первый печатный исторический тру «Синопсис» (1678г., киевский монах Иннокентий Гезель) – история Руси с древнейших времен с упором на единство России с Украиной;

9) «Скифская история» (90-е гг.XVII в., Андрей Лызлов) – о броьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок.
3. Публицистика.
- «Прелестные» или «подметные» письма. «летучие листы – писания2 анонимный публицистический жанр – политическая агитация;

- «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском;

- «Плач о пленении и конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства»;

- «Временник» (дьяк Иван Тимофеев), «Сказание» (Авраамий Палицин) – о характере власти, о роли и месте господствующего класса в политической системе;

- Основы идеологии «просвещенного абсолютизма» (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич);

- Старообрядческая публицистика: («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Книга бесед», «Книга обличений» (Аввакум);

- Антираскольничьи сочинения: «Жезл правления» (Симеон Полоцкий), «Цвет духовный» (патриарх Иоаким).
4.Литература.


  1. Повести – житии (биографические повести):

- «Житие Улнании Лазоревской» - «Повесть об Улнании Осорьиной» (Дружина Осорьин);

- «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» (Федор Порошин).

2) Сатирические повести и сказания:

- «Азбука о голом и небогатом человеке»;

- «Служба кабаку»;

- «Повесть о Шемякином суде»;

- «Повесть о Ерше Ершовиче»;

- «Сказание о куре и лисице»;

- «Сказание о попе Савве и великой его славе»;

- Калязинская челобитная».

3) Светская повесть – драма:

- «Повесть о Горе- Злосчастии»;

- «Повесть о Савве Грудцине».

3) Стихи с бытовыми, сатирическими и любовными мотивами.

4) Драматургия:

- «Комедия притча о блудном сыне», «Трагедия о Навуходоносоре» (первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре Алексея Михайловича).
5. Архитектура.
1) Деревянное зодчество:

- Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском;

- Храмы клетские (прямоугольный сруб-клеть, покрытый двускатной кровлей – церковь села Спаса- Вежи, Кострома);

- Шатровые (храмы а Панилово Архангельской области, в Согинцы Ленинградской области);

- Ярусные (церковь Ширкова погоста Тверской области);

- Многоглавые ( Преображенская церковь в Кижах).

2) Каменное строительство:

- Шатер над Спасской башней (Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей);

- Теремный дворец Московского Кремля (Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шатурин, Л. Ушаков);

- Купеческие Поганкины палаты в Пскове;

- Святые ворота Ризоположенского монастыря в Суздале;

- Палаты Трубинского в Пскове;

- Казанский собор на Красной площади;

- Церковь Покрова в с. Медведкове под Москвой;

- Спасская церковь в с. Уборы под Москвой;

- Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе («Дивная»);

- Церковь Покрова в Рубцове.

3) Нарышкинское или московское барокко:

- Церковь Покрова в Ыилях;

- Церковь Спаса в с. Уборы под Москвой (Я.Бухвостов);

- Успенский собор в Рязани ( Я.Бухвостов);

- Московская церковь Воскресения в Кадашах.
6. Живопись.
1) Годуновская школа – монументальные традиции прошлого:

- «Достойно есть» (московского мастера);

- «Симеон Столпник»;

- Иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризоположения (Ф.Истомин).

2) «Строгановская школа» - усилено эстетическое начало:

- «Никита-воин», «Избранные святые» (Прокопий Чирин).

3) «Годуновско – Строгановский стиль» - синтезированный:

- «Князь Георгий», «Сретенье иконы Владимирской Богоматери»;

- Фрески Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Ризположенской церкви.

4) Симон Ушаков:

- «Великий архиерей», «Спас Нерукотворный», «Древо государства Московского», «Троица»;

- Иконостас церкви Троицы в Никитниках;

- Гравюры к «Рифмованной псалтыри» С. Полоцкого

5) «Парсуна» - портрет реального лица (С.Ушаков):

- портрет стольника В.Ф. Люткина;

- портрет дяди и матери Л.К. и Н.К Нарышкиных;

- портрет М.В. Скопина-Шуйского.

6) Фрески:

- Ярославских церквей Ильи Пророка (Гурий Никитин, Сила Савин);

- Церкви Иоанна Предтечи в Толчнове (Д. Плеханов).
Культура России XVIII века.
Особенности :

  1. Время крупных перемен не только в области экономики, социальных отношений, но и в культуре.

  2. Тяга и мода на просвещение настолько проникла в сознание русского общества, что не могла не влиять на развитие русской культуры и ее облика в целом.

  3. Возникает новый облик городов, социокультурные институты, интересные произведения литературы и искусства.

  4. Светский характер, открытость, внимание к человеческой личности.



Преобразования Петра I в области культуры.
Образование и наука.


  1. Школы: навигацкая ( с 1715г. – подготовительный класс для Морской академии), артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе, «цифирные» (по государеву указу 1714 г. запрещвлось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной школы»), горные (для детей мастеровых), гарнизонные (для солдатских детей), епархиальные (для детей духовенства).

  2. Система обучения: обучение индивидуальное, возраст от 7 до 20 лет, учебный день – 6 час., метод – зубрежка, жестокие наказания, учителя – иностранцы на русской службе, специалисты- практиканты, выпускники этих школ.

  3. Новые учебники: «Арифметика» Л.Магницкого, «Грамматика» М.Смотрицкого, «Первое учение отрокам» Ф.Прокопович. Старые – азбука, часослов, Псалтырь.

  4. Вместо церковно-славянского введен (1708г.) гражданский шрифт, арабские цифры.

  5. Естественные науки: минералогия, ботаника, биология, этнография.(Первое этнографичекое и геграфическое описание Камчатки – В.Атласов в 1697-99гг., первая достоверная геграфическая карта Каспийского моря – Ф.Саймонов и К. Верден, 1720г., первая правительственная научная экспедиция в 1720-е гг. в Сибирь – Д.Мессершмидт);

- научные экспедиции и составление карт западного побережья Каспийского моря, Аральского, Азовского морей, бассейна Дона, на камчатку и Курилы.

- «Атлас Всероссийской империи» И.К. Кириллова;

- «Чертежная книга Сибири» (геологические изыскания С.У. Ремезова).


  1. Русская история: «Журнал или поденная записка Петра Великого с 1689 года даже до заключения Ништадтского мира», «Рассуждения о причинах Северной войны» П. Шифирова, «Гистория Свейской войны», «Ядро российской истории» Манкиева.

  2. Кунсткамера – первый в России музей (исторические и естественно- научные коллекции).

  3. 1725 г. – Академия наук (гос.бюджет): библиотека, музей, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатория.


Книжное дело и печать.


  1. Разделение сферы светской и церковной книжности.

  2. Учебники, иллюстрированные гравюры, схемы, чертежи.

  3. Первая печатная газета «Ведомости» с 1702 г. (внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях). За время существования выходила под разными названиями: «Ведомости московские», «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

  4. С 1721 г. – официальная цензура в лице Синода.


Общественно – политическая мысль и публицистика.


  1. Феофан Прокопович: «Правда воли монаршей», «Духовный регламент» - идея абсолютизма.

  2. «Ученой дружине Петра» (В.Н.Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю.Трубецкой) – идея абсолютизма.

  3. Ф.С. Салтыков: «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные государству» - о путях превращения России в могущественную державу.

  4. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве» - экономические идеи о развитом меркантелизме.

  5. И.Т. Посошков, В.Н. Татищев – о целесообразности распространения грамотности среди крестьян.


Литература.


  1. «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», «Гистория о храбром российском кавалере Александре», «Гистория о некоем шляхетском сыне».

  2. Герои «петровских повестей» - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами России, но и европейцами.

  3. Фольклор: из уст в уста передавались, накапливались предания, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах, сказках, пословицах, поговорках, бытовых и исторических песнях.



Архитектура.


  1. Ордер (порядок, строй) – определенная художественная система строечно- блочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран.

  2. 1714 г. указом царя запрещено каменное строительство повсюду, кроме новой столицы.

  3. Барокко (странный, причудливый) – основное направление в искусстве, литературе Европы и Америки (к.XV – сер.XVIII вв.), которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.

- Д.Трезини: Петропавловский собор, Петровские ворота Петропавловской крепости, Здание Двенадцати коллегий (при участии М.Г. Земцова), Летний дворец Петра в Летнем саду (совместно с А. Шлютером).

- Дж.-М.Фонтан и Г. Шедель: Меньшиков дворец на Васильевском острове.

4. Сооружения промышленного, административного и учебного назначения: Большой каменный мост через Москву- реку, ткацкая фабрика, Суконный двор в Кадашах, здание Арсенала в Кремле (Д.Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовсий дворец (Д.В. Аксамитов), Меньшикова башня (И.П.Запрудный).

5. Адмиралтейство, Гостиный двор, Кунсткамера.

6. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, фасадом на улицу.
Живопись.
Художник-портретист И.Н. Никитин:

- «Портрет канцлера Г.И.Головкина»;

- «Портрет царевны Натальи Алексеевны»;

- «Портрет племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны»;

- «Напольный гетман»;

-Портрет царя;

- «Петр I на смертном одре»;

- «Автопортрет с женой» (самая известная картина).
Театр.


  1. «Комедийная храмина» в Москве на Красной площади.

  2. Театр при Славяно-греко-латинской школе.

  3. Любительские спектакли на библейскую и античную тему.


Быт.

  1. Платье европейского образца.

  2. Брадобритие.

  3. Новые формы общения: ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверком и иллюминацией.

  4. Пить чай и кофе, курить табак.

  5. 1699г. – Указ с 1700 г. считать началом нового года не 1 сентября, а 1 января.

  6. Счет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира (с1700г.).

  7. Кодекс поведения молодого поколения «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» - правила поведения в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

  8. Жизнь крестьян и горожан оставалась прежней , усилился разрыв между образом жизни народа и дворянства и недоверие крестьянина к образованному человеку.


Культура России во второй половине XVIII века.


');">Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconПрограмма и правила проведения профессионального экзамена
Художественная культура Киевской Руси. Принятие христианства и его роль в средневековом искусстве. Древнейшие памятники культовой...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconРазработка урока истории в 6 класе Тема: Культура Древней Руси
Цель: формирование у учащихся целостного представления о Киевской Руси; ее значении в системе европейских и восточных государств

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconИз истории переписи в россии
России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако, если...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconКультура является кристаллизацией развития цивилизации. Она отражает жизнь человечества. Русская культура является важной составной частью мировой культуры. Она
Она исвестна всему миру, потому что она имеет собственный характер. А в истории России культура древней Руси занимает важное место,...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconУрока с использованием эор тема: Культура Руси IX начала XII века
Базовый учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века. «Просвещение». 2009 г

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconТема: Культура Древней Руси. Цели
В словаре существует 8 разных толкований того, что такое культура. В историческом контексте культура определяется как определённый...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconЛекция № Культура Древней Руси
Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъем­лющей является следующая дефиниция (определение): «Культу­ра» — это все, созданное...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconКонтрольная работа по культурологии на тему «Культура России XVIII века»
Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconМедиативной культура
...

Культура России. Культура Киевской Руси. (X – XIII века.) iconУрок «Культура Руси 16 века»
Важнейшие даты: 1532 г строительство храма Вознесения в Коломенском; 1555-1556 гг. Покровский собор в Москве (Храм Василия Блаженного);...