Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания

НазваниеДипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания
Дата конвертации15.03.2013
Размер293.89 Kb.
ТипДиплом


Все замечания от сестры хозяйки этого диплома, она юрист.

Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания..
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших показателей становления государства является, несомненно, обеспечение максимальной доступностью и высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению и организациям. Поэтому регулярное выявление мнений потребителей государственных услуг позволяет обеспечить обратную связь, необходимую для постоянного совершенствования взаимодействия органов власти с населением.

Проведение социологических исследований, которые обеспечивают научную основу общественной оценки системы оказания государственных и муниципальных услуг, позволяет вовремя осуществлять меры, оптимизирующие взаимоотношения органов власти с гражданами, на совершенствование социально-экономических отношений в обществе, на укрепление кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих.

Без эффективного решения проблем обеспечения широкой доступности и высокого качества государственных и муниципальных услуг населению вряд ли возможен переход к социально сервисному государству, которое устанавливает равноправное партнерство. В наше время этот путь затруднен недостаточным развитием информационных технологий в предоставления услуг.

С учетом вышесказанного актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью определения сущности государственных и муниципальных услуг. Не менее важным является так же анализ состояния социальной политики в сфере оказания услуг на государственном и муниципальном уровнях.

Объект исследования – предоставление государственных и муниципальных услуг в Шарыповском районе Красноярского края.

Предмет исследования - обеспечение качества и доступности услуг в Шарыповском районе Красноярского края.

Цель дипломной работы – выявление проблем предоставления государственных и муниципальных услуг в Шарыповском районе Красноярского края и их совершенствование

Для достижения этой цели в дипломной работе были решены следующие задачи:

  1. рассмотрены понятие и сущность государственных и муниципальных услуг;
  2. проведен анализ формирования электронного правительства;
  3. проведен анализ современного механизма предоставления государственных и муниципальных услуг населению в РФ;
  4. выявлены проблемы в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  5. предложены методы совершенствования взаимодействия органов власти и населения в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Структура дипломной работы представлена 23 (надо 80, понятно что изменится страница) страницами машинописного текста, введения, трех глав, заключения и списком литературы, приложением.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ

    1. Понятие и сущность государственных и муниципальных услуг


Для большинства граждан общение с государством сводится к получению услуг органов исполнительной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений, поэтому именно по качеству результата их оказания общество оценивает эффективность государственного управления в целом, отношение государства к гражданам и бизнесу, формируя представление о текущем уровне государственной внутренней политики.

Наряду с этим, согласно проведенным исследованиям, только 1% граждан оценивает качество предоставляемых услуг как «отличное». По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в рамках мониторинга внедрения административных регламентов осенью 2008 г.[2], подавляющее большинство опрошенных (69%) сообщили о том, что испытывают те или иные проблемы при получении предоставляемых услуг. Об отсутствии проблем заявили лишь 12% опрошенных, 17% сообщили, что никогда не обращаются в госучреждения. В целом качество предоставляемых услуг в своем населенном пункте 18% граждан оценили как отличное и хорошее, 54% - как удовлетворительное и 17% - как плохое и очень плохое.

Среди главных проблем, с которыми сталкиваются граждане при обращении за услугами в органы власти - долгое ожидание в очереди, необходимость многократного обращения по одному и тому же вопросу, долгое ожидание результата, недостаток информации о процедуре получения услуги. Пример принципа и схемы структуры действий при получении государственной (муниципальной) услуги покажем наглядно в приложении 1,2 и 3.

Повышение доступности предоставляемых услуг позволит рассчитывать на достижение определенного социального эффекта. В настоящее время, с учетом сокращения реальных доходов населения, спрос на государственные и муниципальные услуги смещается в сторону социально-ориентированных услуг: социальная помощь, пособия, дотации, содействие занятости и т.д. Увеличение качества оказания этой категории услуг позволит ослабить социальную напряженность в обществе. С другой стороны, сокращение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, позволяет рассчитывать на увеличение рабочих мест, что также особенно важно в нынешней непростой социально-экономической ситуации.

Повышение качества оказания предоставляемых услуг отражает способность государственных и местных властей к совершенствованию работы государственного аппарата, повышению эффективности его функционирования. Одним из инструментов улучшения системы государственного управления и совершенствования процессов оказания, предоставляемых услуг в России явилась административная реформа. В 2005 году Правительством была одобрена «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» .[4], одной из основных целей второго этапа которой явилось повышение качества и доступности предоставляемых услуг. В процессе ее реализации была проведена значительная работа по оптимизации полномочий федеральных органов исполнительной власти, разработке административных регламентов и стандартов оказания услуг.

Вместе с тем задача повышения эффективности государственного управления и оказания государственных и муниципальных услуг по-прежнему является весьма актуальной в Российской Федерации. Дальнейшая работа по ее решению неразрывно связана как с внедрением современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов власти, так и увеличения их доступности для населения.

Согласно интегральному показателю государственного управления (World Governance Indicators.[10],) Всемирного Банка, показатели Российской Федерации по всем его составляющим не меняются в лучшую сторону за последние годы. По показателю эффективности государственного управления в 2010 году Россия занимает 14 место из 20 стран с наибольшим населением, опережая Египет и Эфиопию, но уступая Индии, Индонезии и Вьетнаму. В соответствии с индексом восприятия коррупции.[11], в 2011 году Россия находится на 146 месте, разделяя его с такими странами как Камерун, Эквадор, Кения, Сирия и Украина.

Основываясь на данные можно сказать, что внедрение информационных технологий может быть действенным инструментом для повышения эффективности деятельности органов государственной власти в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Так, из 19 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития.[12], имеющих концепцию электронного правительства, у 13 она включает аспекты трансформации государственного управления.[13].

Таким образом, необходимо говорить не просто об автоматизации процессов оказания государственными органами услуг, а о внедрении целостной системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти. Эта система должна основываться на единых принципах таких, как обеспечение межведомственного электронного взаимодействия и совместимости предоставляемых информационных систем, повышение открытости деятельности предоставляемых органов, создание возможностей для более удобного взаимодействия с правительством через электронные каналы, снижение временных и материальных затрат граждан и организаций при взаимодействии с государственными структурами.

Повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти на основе повышения качества и оперативности предоставления, государственных и муниципальных услуг требуют выработки единого системного подхода как в организационном и технологическом плане, так и в нормативно-правовом обеспечении.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации нет единого, общепризнанного термина «государственная (муниципальная) услуга». Так, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации[1], под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Если рассмотреть Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[5], то видно, что термин «государственная услуга» применяется в отношении функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. В данном случае, под функциями по оказанию предоставляемых услуг, понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти (непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации) безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Неоднократное упоминание этого термина в другой интерпретации встречается в различных концептуальных и стратегических документах, принятых за последнее десятилетие.

Единое определение понятия «государственной (муниципальной) услуги» на законодательном уровне позволит исключить возможность его двоякого толкования и учесть все особенности предоставляемых государственных и муниципальных услуг с точки зрения сферы государственного регулирования.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации находится проект федерального закона «Об организации предоставления предоставляемых государственных (муниципальных) услуг» [3]. (что за закон? № 210 уже принят)Законопроект определяет государственные (муниципальные) услуги, как «функции федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов управления предоставляемых внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования или местных администраций, которые осуществляются в пределах полномочий указанных органов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, по запросу заявителей».

Законопроект предусматривает обязанность предоставлять государственные (муниципальные) услуги в электронном виде (при наличии запроса о предоставлении муниципальных услуг в электронном виде), если такое предоставление не запрещено законом.

В соответствии с законопроектом, в рамках предоставления муниципальных услуг в электронном виде осуществляется:

  1. предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о предоставляемых (муниципальных) услугах;
  2. подача заявителем и прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления предоставляемых (муниципальных) услуг, с использованием единого портала предоставляемых (муниципальных) услуг;
  3. получение заявителем сведений о ходе предоставления предоставляемых (муниципальных) услуг;
  4. взаимодействие между органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, иными государственными органами или органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в предоставлении предоставляемых (муниципальных) услуг;
  5. получение заявителем результата предоставления государственной (муниципальной) услуги, если иное не установлено федеральным законом;
  6. иные действия, необходимые для предоставления государственной (муниципальной) услуги.

Важным нововведением законопроекта является установленный для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, запрет требовать от заявителя предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении данных органов, организаций и (или) иных предоставляемых органов, органов местного самоуправления.

В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках настоящих комплексных рекомендаций целесообразно "разделить" понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г.



Рис 1. Государственные (муниципальные) услуги и их отличия в контексте Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ и Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
Федеральный закон № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества). Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления). Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги "выдача водительского удостоверения"). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ, включаются в перечень услуг. В этот перечень могут быть также включены государственные (муниципальные) услуги, содержащиеся в указанном выше реестре государственных (муниципальных) услуг, и оказываемые учреждениями как необходимые и обязательные для предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также услуги в электронной форме.

Считается целесообразным выделить следующие критерии для определения приоритетов по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг:

  1. социальная значимость;
  2. массовость;
  3. обязательность для граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  4. коррупциогенность.

Рассмотрим более детально данные критерии:

Социально-значимыми являются услуги, которые в соответствии с действующим законодательством направлены на обеспечение социальных прав граждан. В данную группу услуг входят выплата пенсий, пособий, дотаций, медицинское бесплатное обслуживание.

Массовыми являются услуги, востребованные значительным числом граждан и организаций. Так же в эту группу могут входить услуги, предоставление которых осуществляется со сравнительно недолгой периодичностью (ежемесячно, ежеквартально).

К этой категории относятся такие часто востребованные услуги как регистрация прав на недвижимое имущество, получение и обмен паспорта гражданина Российской Федерации и ряд иных. (у нее стоит вопрос перед этим обзацем)

В группу обязательных услуг входят услуги, имеющие обязательный характер для граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. К ним относятся: получение удостоверения личности, ИНН, регистрация граждан по месту жительства т. д.

К группе коррупциогенных услуг относят услуги, которые в действующей административной системе наиболее подвержены коррупции. В данную группу могут входить услуги предоставляемых органов, выполняющих контрольно-надзорные, разрешительные и фискальные функции. Это обусловлено характером их деятельности, которая при недостаточной регламентации выполнения связанных с этим функций создает потенциальные условия для злоупотребления служебным положением.

Важнейшей характеристикой качества государственной услуги является ее доступность для потребителей. Недостаточный уровень доступности может привести к таким негативным последствиям, как:

  1. обременение граждан неоправданными обязанностями по получению услуги или, напротив, лишение их возможности получить услуги, которые позволили бы гражданам реализовать их законные права;
  2. недостаточный уровень информированности граждан о существовании и порядке получения услуги;
  3. неудобство получения услуги, которое может повлечь использование незаконных схем получения услуги или отказ от ее получения.

Внедрение современных информационных технологий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг позволит обеспечить доступность и качество услуг любому гражданину (независимо от возраста, уровня достатка, образования и местожительства) или организации в удобное время в удобном месте получить результат при минимальной затрате времени и усилий. При этом информация о порядке предоставления услуги должна быть общедоступна, бесплатна и требовать от пользователя минимальных временных затрат на ознакомление с ней.
1.2 Формирование электронного правительства как механизм предоставления государственных и муниципальных услуг

Что за концепция, разъяснить, объяснить… Согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий наряду с повышением качества государственного управления качественно новый уровень получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, оказывающих государственные и муниципальные услуги.

Формирование электронного правительства потребует реформирования административно-управленческих процессов, совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечения контроля за результативностью деятельности органов государственной власти.

Формирование электронного правительства приводит к качественному изменению способа взаимодействия между органами государственной власти и обществом и включает в себя:

  1. обеспечение более полного доступа к государственной информации (сведения о деятельности государственных органов, нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, а также экономические или научные данные);
  2. содействие гражданскому участию в государственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с органами государственной власти;
  3. повышение эффективности и подотчетности правительства путем повышения прозрачности принимаемых решений, в том числе для снижения издержек и рисков коррупции.

Сложившаяся мировая практика опирается на ряд принципиальных подходов, которые определяют весь комплекс организационных, правовых, технологических инноваций, которые должны быть реализованы при переходе к активному использованию сервисов электронного правительства:

  1. построение пакетов персонифицированных услуг, связанных с ключевыми моментами жизни граждан, таких, как рождение ребенка, вступление в брак и т.п.;
  2. создание системы мотивации использования гражданином услуг электронного правительства;
  3. повышение эффективности деятельности государственных служащих;
  4. реструктуризация и оптимизация административных процессов;
  5. использование инновационных технологий предоставления услуг;
  6. формирование и реализация единого плана развития услуг электронного правительства;
  7. постоянный мониторинг качества оказания услуг на основе обеспечения обратной связи с их потребителями.

Необходимо отметить, что задачи формирования и развития электронного правительства носят комплексный межведомственный характер и требуют вовлечения всех органов государственной власти при наличии единого координирующего центра, принятие решений которого обязательно к исполнению органами власти всех уровней.

За последние годы были достигнуты определенные результаты в информатизации органов государственной власти Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В ходе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также ряд других программ и проектов, обеспечили следующие результаты:

  1. создание базовой телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности федеральных органов власти;
  2. создание и внедрение значительного числа комплексных автоматизированных информационных систем, в том числе систем ведомственного электронного документооборота, автоматизации типовой деятельности (кадровый и бухгалтерский учет, иные учетные функции) и систем поддержки принятия управленческих решений;
  3. формирование у значительного числа государственных служащих базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий;
  4. органы государственной власти имеют сайты в сети Интернет, в том числе созданы сайты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, интернет-сайт «Приоритетные национальные проекты» и ряд других;
  5. положено начало созданию инфраструктуры для обеспечения межведомственного взаимодействия;
  6. начаты работы по созданию общегосударственных и межведомственных информационных систем: единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации, автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, автоматизированная информационная система «Единого федерального информационного ресурса сведений о банкротстве», ГАС «Управление» и другие.
  7. продолжилось формирование и развитие общегосударственных компонентов электронного правительства. К ним относятся реестр и портал государственных услуг, системы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия и ряда других систем.

Продолжается создание и развитие элементов электронного правительства в регионах России. В большинстве субъектов Российской Федерации активно создается инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и услугам органов власти, в частности, в рамках таких социальных проектов как «Интернет в каждый дом», «Кибер-почта», «Компьютер в каждый дом», развитие сети Центров общественного доступа к Интернет.

Данные о наличии базовых инфраструктурных элементов электронного правительства в регионах приведены в следующей таблице 1.[15].

Таблица 1.

Базовые инфраструктурные элементы электронного правительства в регионах

Созданные в регионах элементы инфраструктуры

Доля регионов

Порталы государственных услуг (или сайты ведомств и учреждений с информацией об услугах)

56,0%

Портал органов государственной власти (ОГВ)

84,0%

Портал государственных закупок

88,0%

Информационные киоски (инфоматы)

52,0%

Центры обработки данных

40,0%

Электронная (социальная) карта

32,0%


Вместе с тем, результаты работы по формированию электронного правительства на федеральном и региональном уровнях имеют ряд существенных недостатков.

Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной. Задачи обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода взаимоотношений между органами государственного управления, гражданами и бизнесом в электронный вид практически не были решены.

Так, по состоянию на февраль 2010 года, ситуация с предоставлением государственных услуг федеральными органами исполнительной власти характеризовалась следующими показателями[16].:

  1. на сайтах только 50 федеральных министерств и ведомств (59% от общего числа) приведено описание предоставляемых государственных услуг
  2. места приема граждан указаны на сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только 21 ведомством (25% от общего числа)
  3. возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом онлайновая передача заполненных форм возможна только для 5 ведомств (6% от общего числа)
  4. доступ к ведомственным учетным системам, реестрам и регистрам реализован на 16 сайтах (19% от общего числа).

Осуществление мероприятий по созданию электронного правительства также характеризуется следующими недостатками.

Отсутствует координация и единые технологические стандарты при создании информационных систем федеральными и региональными органами государственной власти.

Органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку однотипных программных решений.

При закупке и внедрении программного обеспечения не уделяется должного внимания применению решений, основанных на открытых стандартах, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.

Отсутствуют практика повторного использования результатов, а также механизмы оценки эффективности затрат ведомств на информатизацию и их целесообразности (по экспертным оценкам, это влечет за собой от 30% необоснованных затрат на информатизацию), существующая практика государственных и муниципальных закупок не обеспечивает достаточной прозрачности процесса государственного заказа.

Отсутствие последовательной политики в сфере внедрения и использования ИТ на федеральном уровне отрицательно сказывается также и на развитии региональной информатизации. Это становится серьезным препятствием на пути к формированию электронного правительства в регионах.

Формирование электронного правительства в субъектах Российской Федерации осложняется также серьезными различиями по уровню информационного развития регионов. Затраты на информатизацию различаются по субъектам Российской Федерации в десятки раз, а результаты разрознены и несовместимы между собой.


    1. Проблемный анализ современного механизма предоставления государственных и муниципальных услуг населению в РФ


Сегодня в Российской Федерации предоставление услуг населению обеспечивают следующие органы публичной власти:

- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения;

- территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию субъекта Российской Федерации;

- органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения.

Число заявителей, которые обращаются с целью получения различных услуг, исчисляется миллионами человек в год. Собственно опыт обращения в органы публичной власти за получением публичных услуг становится для простого человека мерилом качества работы органов власти.

Так, например, проведенный георейтинг в рамках мониторинга реализации административной реформы в августе 2008 г. Институтом государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Фондом общественного мнения, выявил основные причины неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.[14] У респондентов социологи интересовались, с какими проблемами они встречаются, когда обращаются в органы власти.

Именно долгое ожидание в очереди назвали самой главной проблемой большая половина опрошенных респондентов. Как наиболее существенная она оценивалась респондентами в возрасте от 25 до 40 лет с высшим образованием, т. е. той категорией работающих граждан среднего возраста, чей график работы чаще всего совпадает с графиком работы органов власти и учреждений, участвующих в предоставлении услуг.

Граждане отмечали также и такие проблемы:

- волокита и необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу – 24%;

- долгое ожидание результата услуги – 17%;

- невнимательность, безразличие сотрудников, нежелание помочь – 16%,

- недостаток информации о процедуре получения услуги – 13%;

- отсутствие сотрудников на месте в рабочее время, их некомпетентность, грубость и бестактность (отдельные вопросы) – 12%;

- необходимость приходить заранее и занимать очередь до открытия госучреждения – 12%;

- неудобное, неприспособленное для ожидания помещение – 11%;

- неудобное время приема посетителей чиновниками – 9%;

- неудобное расположение, удаленность госучреждения – 7%;

- необходимость лично представлять документы – 6%;

- вымогательство, взятки – 4%;

- недоступность нужных специалистов – 4%;

- отсутствие типовых форм документов – 3%. Рассмотрим основные причины возникновения выявленных проблем.

Процесс предоставления услуг обычно сопровождается сбором различного рода документов (справок) и формированием на их основе комплекта документов, необходимого для подготовки конечного документа, выдаваемого заявителю по результатам предоставления услуги. Число промежуточных документов, включаемых в состав комплекта, может быть непомерно большим и даже исчисляться десятками в зависимости от вида предоставляемой услуги.

Точное число форм документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, так же как и число самих услуг и организаций, задействованных при их оказании, установить в настоящее время представляется затруднительным из-за отсутствия соответствующих реестров (перечней) на всех уровнях публичной власти.

Основная нагрузка сегодня по сбору документов ложится на самого заявителя. Он вынужден посещать разные ведомства и организации и получать от них сведения, касающиеся его личности, которые формируются этими ведомствами в виде определенных форм документов на основе уже имеющейся в этих ведомствах информации, в том числе полученной от самого заявителя в ходе его обращений.

При действующем порядке предоставления услуг заявитель зачастую привлекается к сбору и передаче документов не только из одного ведомства в другое, но и выступает передаточным звеном в процессе приема – передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами) внутри одного и того же ведомства, как территориально удаленными, так и расположенными по одному адресу. Поэтому решение вопроса межведомственного и внутриведомственного взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления услуг, зачастую происходит за счет заявителей.

Кроме того, время для обращения заявителей в ведомства и организации обычно устанавливается только в рабочие дни и часы, что негативно отражается на производственно-экономическом положении работодателей, предоставляющих своим работникам возможность отрыва от производства для получения услуг. Период оформления услуг может составлять несколько недель и даже месяцев. Это приводит к существенным и экономически необоснованным затратам не только для каждого работодателя, но и для региона в целом.

Нередко графики работы различных ведомств (организаций) ограничиваются только отдельными приемными часами в неделю, что еще больше сокращает возможности заявителей в получении необходимых услуг. Число приемных дней и часов в неделю, а также число сотрудников, осуществляющих прием граждан и юридических лиц, не всегда адекватно потребительскому спросу, числу потенциальных и фактических заявителей, желающих попасть на прием, а также времени, затрачиваемому специалистами на обслуживание каждого заявителя. Все это приводит к большим очередям на прием в различные ведомства (организации) и дополнительным неудобствам, как для заявителей, так и для должностных лиц, их принимающих.

Как наиболее значимую проблему долгого ожидания в очередях за получением услуг в органах власти, по результатам георейтинга, отмечали жители г. Санкт-Петербурга (71% ответивших), Ростовской (69%), Оренбургской (62%), Московской (61%) Ульяновской, Пензенской, Ярославской и Липецкой (по 60%) областей. Наоборот, на эту проблему реже всего указывали в Краснодарском крае (29% ответивших), Республике Мордовия (34%), Тюменской (37%), Томской (38%) и Тверской (40%) областях, Алтайском крае (39%).

Иногда сложность и долговременность процедур предоставления услуг вынуждает заявителей обращаться за помощью в организации-посредники, которые берут на себя функции документированного оформления соответствующих прав заявителя на получение государственной и муниципальной услуги. Как показывает практика, прием представителей этих организаций-посредников осуществляется в общие часы приема, но вне очереди, что приводит к еще большему ограничению времени, остающегося у должностных лиц на обслуживание самих заявителей, стоящих в очереди.

С одной стороны, в органах публичной власти начинают формироваться информационные системы и ресурсы, которые отвечают современному уровню развития информационного общества. Однако в большинстве случаев использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти и организаций ориентировано, прежде всего, на обеспечение локальных административно-управленческих задач. Поэтому уровень автоматизации административных процедур в рамках предоставления услуг заявителям остается недостаточным.

С другой стороны, основным средством взаимодействия органов публичной власти и подведомственных им организаций между собой и с другими организациями продолжают оставаться бумажные документы, которые с точки зрения информационно-коммуникационных технологий служат технологическими разрывами в единой цепочке последовательности административных процедур при выполнении каждой конкретной услуги.

Низкое качество предоставления государственных (муниципальных) услуг объясняется следующими причинами.

Необоснованное привлечение заявителей к процессам сбора различного рода документов и справок и избыточное число используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение услуг.

Неоправданная многоступенчатая цепочка процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, приводящая к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей.

Требование многократного личного взаимодействия сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций с заявителями.

Низкая межведомственная согласованность органов публичной власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям. Отсутствие скоординированного и юридически оформленного порядка их взаимодействия.

Несогласованность графиков работы различных структур и организаций, обслуживающих заявителей на территории их проживания, приводящая к дополнительным потерям времени заявителей при получении услуг.

Недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей внутри организаций, что не отвечает потребностям больших потоков заявителей и не позволяет работающим гражданам реализовывать свои права на получение услуг в свободное от основной занятости время.

Разный уровень автоматизации процедур предоставления простых услуг, наблюдаемый в разных отраслевых органах власти, а также недостаточное применение информационно-коммуникационных технологий для обеспечения эффективного решения задач межведомственного электронного обмена информацией при реализации сложных услуг.

Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна».

Нередко заявителю для получения услуги приходится сначала обращаться в целый рад органов публичной власти за получением документов, подтверждающих его право на обращение в орган власти за нужной ему услугой. Примером такой услуги, необходимой для получения других государственных и муниципальных услуг, но не имеющей самостоятельного интереса для заявителя, является оформление и выдача справки о составе семьи. Такая услуга называется простой или элементарной. Причем, одна и та же простая (элементарная) услуга может входить в состав нескольких комплексных услуг.

Так, из нескольких простых услуг, складывается сложная составная, или комплексная услуга, которая реализуется при участии двух и более организаций. Таким образом, комплексная государственная (муниципальная) услуга представляет собой деятельность по реализации государственных (муниципальных) функций уполномоченной на предоставление услуги организации, которая осуществляется по запросу заявителя и требует для своего предоставления получения заявителем конечного набора иных услуг в иных уполномоченных организациях.

Порядок выполнения комплексных (сложных, композитных или составных) услуг, реализуемых при участии двух и более организаций, регулируется либо совместным межведомственным актом этих организаций, либо, как правило, теми же внутриведомственными инструкциями. В итоге получается, что устанавливается порядок выполнения простых (элементарных) услуг внутри каждой организации посредством локальных нормативных правовых актов, без необходимой взаимосвязи между собой.

В отдельных случаях порядок выполнения комплексных услуг регулируется совместным межведомственным актом (регламентом, соглашением) тех органов власти и организаций, которые участвуют в предоставлении услуги. Однако и такой документ не может разрешить всех возникающих при взаимодействии проблем.

В этом случае функции и ответственность по обеспечению взаимодействия организаций друг с другом и установления взаимосвязи простых услуг в рамках предоставления заявителю сложной услуги нормативно не установлены и де-факто возлагаются на заявителя.

Не решена проблема законодательного установления общих принципов предоставления государственных и муниципальных услуг населению, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. В базовых законодательных актах не закреплены нормы, обеспечивающие возможность получения и обязанность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивается исключительно одним видом подписи — электронная цифровая подпись, применение которой в процессе предоставления государственных услуг не всегда представляется удобным и целесообразным. В законодательстве ряда зарубежных государств предусматривается применение и иных видов электронной подписи — простая, усиленная, квалифицированная и т. д.

В настоящее время нормы, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, содержат следующие ограничения:

  1. необходимость предоставления заявителями документов исключительно на бумажных носителях путем личного предоставления или почтовым отправлением;
  2. необходимость межведомственного взаимодействия путем направления соответствующих писем, ведения журналов учета на бумажных носителях;
  3. необходимость выдачи результата предоставления государственной или муниципальной услуги в целом или ее отдельной процедуры исключительно на бумажном носителе.

Названные проблемы существуют не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.

В целях создания качественной системы правового регулирования в области предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий необходимо обеспечить:

на федеральном уровне:

  1. совершенствование законодательства в области регулирования порядка применения электронной подписи;
  2. совершенствование законодательства об информации, информационных технологий и о защите информации в части установления статуса электронных документов;
  3. совершенствование законодательства в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
  4. внесение изменений в ведомственные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг;

в субъектах Российской Федерации:

  1. разработку нормативных правовых актов, регулирующих формирование и использование региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов;
  2. разработку и утверждение планов перехода на предоставление государственных услуг в электронный вид;
  3. совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

в каждом муниципальном образовании:

  1. разработка и утверждение планов перехода на предоставление муниципальных услуг в электронный вид;
  2. совершенствование нормативно-правовой базы органов местного самоуправления в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В качестве мероприятий, направленных на решение данной проблемы, можно предложить следующие:

  1. формирование метрик, позволяющих определить качественность ведомственных и межведомственных федеральных и региональных информационных ресурсов;
  2. проведение комплекса мероприятий по оценке качества указанных информационных ресурсов;
  3. реализация программ повышения качества информационных ресурсов;
  4. включение такого параметра, как «качество информационных ресурсов» в систему оценки деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Представляется целесообразным разработать и принять единые стандарты, регламентирующие требования к телекоммуникационной инфраструктуре на всей территории Российской Федерации, для обеспечения качественного предоставления государственных услуг в электронном виде.

Необходимо также рассмотреть возможность регулирования тарифов и обеспечения недискриминационного доступа к сети Интернет при обращении за получением государственных услуг.

Сложившиеся на сегодняшний день экономические условия обострили проблемы финансового обеспечения проектов, связанных с финансовым обеспечением проектов формирования электронного правительства.

С этой целью необходимо разработать комплекс мер, позволяющих исключить практику требования от заявителя информации и документов, уже находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при обращении заявителями за получением услуг.

В качестве примера совершенствования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг рассмотрим г. Шарыпово и Шарыповский район Красноярского края в последующих главах.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)
  2. Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов, раздел VII, Качество государственных услуг глазами населения: результаты георейтинга, Из-во ГУ-ВШЭ, Москва, 2009, , с. 609-690
  3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 630 "Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2012 году"
  4. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»
  5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
  6. Доклад «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием интернета», Институт современного развития, Институт развития информационного общества, апрель 2009
  7. Маркарьян, Р.В. Основные направления совершенствования правовой регламентации оборота информации через информационно-коммуникационные сети [Текст] / Р.В. Маркарьян // Юридический мир. – 2011. - № 6. – С. 27 – 32
  8. Ситдикова, Л.Б. Современное состояние и нормативно-правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных услуг [Текст] / Л. Б. Ситдикова // Гражданское право. – 2009. - № 3. – С. 56 – 61.
  9. Чеботарева, А.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: реальность 2014 года? [Текст] / А.А. Чеботарева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 10. - С. 16-20.
  10. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project http://info.worldbank.org/governance/wgi/mc_countries.asp
  11. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2009/cpi_2009_table
  12. Organization for Economic Co-operation and Development — OECD, международная экономическая организация, объединяет 30 развитых стран
  13. E-government as a tool for transformation, OECD, 2007
  14. http://www.civisbook.ru/files/File/potencial_i_puti.pdf
  15. http://minsvyaz.ru/ru/



.


Похожие:

Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconПолностью; ул. Железнодорожная ветка 447 км
Восход – полностью; ул. Железнодорожная ветка 447 км – полностью; ул. Клубная полностью; пер. Клубный – полностью; ул. Лесозаводская...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconЖил да был в нашем приложении такой бажок: емэйл отображался не полностью на ui: обрезался. И решила я его зарепортать. Так получилось, что времени на

Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconРуководством преподавателя Тема: «Понятие о провизорных органах человека»
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconБорьба за новую индустриализацию страны – основа востребованности Сталина сегодня
Иосифа Виссарионовича, бывшего лидера народа, с другой стороны, будут оппоненты, которые будут приводить примеры репрессий, жестокостей...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconПравила форума Начало формы Конец формы Замечания
Замечания: альт (2), Paramon (2), Magomed Rosenblum (2), pro (1), Nemo (2), makswlal-rlt (1), homosapiens (2), К. П. Д. (1), ВиРа...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconИ. А. Ботыгин, Д. В. Остапенко
Вместе с тем необходимо отметить, что профессиональные среды для взаимодействия удаленных преподавателя и субъекта обучения, ориентированные...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconБлагодарность Предисловие Введение Замечания относительно терминологии Замечания относительно общего тона книги
Диагностические категории Эго-психологии: симптоматический невроз, невротический характер, психоз
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconО законе Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»
До принятия данного Закона представители Ассоциации евангельских церквей кр неоднократно выступали и предоставляли государственным...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания icon«Интервью директора Центра физического совершенства Paramartha Гульнары Хамзиной (г. Казань) с Петром Русяевы (г. Самара)»
Казани в Центре физического совершенства Paramatha прошел мастер-класс ведущего преподавателя самарской школы «Provincia tango»,...
Дипломом полностью довольна, смотрела глазами преподавателя и решила что будут такие замечания iconЛабораторная работа №2
Лабораторная работа 8 не зачтена. Есть замечания к выводу из работы, к ответам на контрольные вопросы. Исправьте работу в соответствии...