Ответственность должностных лиц организации

НазваниеОтветственность должностных лиц организации
страница1/10
Дата конвертации15.03.2013
Размер1.67 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 11 сентября 2006 года
П.В. МАТВЕЕНКО
Под общей редакцией Ю.Л. ФАДЕЕВА
В настоящей книге подробно и в доступной форме излагаются виды ответственности должностных лиц организации, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях. Рассмотрена ответственность за нарушение налогового и валютного законодательства.

Особо рассматривается порядок привлечения к различным видам ответственности.

Книга посвящена наиболее распространенным правоотношениям в сфере гражданского, налогового, валютного, административного, уголовного, трудового права.

При написании книги использовалось действующее законодательство, с учетом всех изменений и дополнений.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая книга посвящена вопросам ответственности должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей. В книге рассматриваются основания ответственности, а также составы правонарушений, наиболее часто допускаемых указанными субъектами.

Книга в первую очередь предназначена предпринимателям и должностным лицам коммерческих организаций как субъектам правоотношений, обладающим общей правоспособностью.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 (приложение N 1 - не приводится)).

При осуществлении своей деятельности каждый обязан соблюдать требования законов и иных нормативно-правовых актов. Законодательство, помимо прав, налагает на субъектов экономической деятельности и определенные обязанности. Обязанности могут быть активного характера (например, обязанность по подаче налоговой декларации), так и пассивного - воздержаться от совершения каких-либо действий (например, не ограничивать конкуренцию), то есть запреты.

Неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержаться и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.

Каждый должен представлять, что одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь за собой ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.

Квалифицируют противоправные действия как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).

Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.

Следует иметь в виду, что понятие "должностное лицо организации" является собирательным и не имеет законодательного определения.

Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ (приложение N 7 - не приводится)) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП (приложение N 8 - не приводится)), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" ранее разъяснялось, что:

"б) под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры);

в) под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, заготовители и др.".

Обратите внимание, указанное выше Постановление в приведенной части признано недействующим и не имеет юридической силы.

И только статьей 2.4 КоАП РФ установлено: "Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное".

Целью настоящей книги является обобщение и классификация некоторых наиболее распространенных нарушений, имеющих место быть на практике, и разъяснение некоторых составов правонарушений.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

СУБЪЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "ответственность", поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам, единой точки зрения нет, что опять-таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.

Как правило, под юридической ответственностью понимают:

1) наказание за совершенное правонарушение;

2) реализацию санкции нормы права;

3) меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

4) обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

5) порицание как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;

6) особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением являются отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.

Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.

Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и т.д.

Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности, наряду с моральной и этической.

В настоящей книге речь идет об ответственности юридической, в частности гражданской, налоговой, административной или уголовной, за нарушения законодательства Российской Федерации (например, гражданского и трудового законодательства, законодательства о бухгалтерском учете). Наступление такой ответственности возможно в случае, если конкретные виды правонарушений предусмотрены соответствующими федеральными законами (например, КоАП РФ (приложение N 8), УК РФ (приложение N 7) или НК РФ (приложение N 2 - не приводится)), либо при нарушении норм, установленных ГК РФ (приложение N 5 - не приводится), ТК РФ (приложение N 4 - не приводится) и иными нормативными актами.

Настоящая книга посвящена особым субъектам правоотношений - должностным лицам организации.

К должностным лицам относятся:

- руководитель организации. Согласно статье 273 ТК РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (статья 69, далее - Закон N 208-ФЗ (приложение N 9 - не приводится)), от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья 40, далее - Закон N 14-ФЗ (приложение N 16 - не приводится)), от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "Об унитарных предприятиях" (статья 21, далее - Закон N 161-ФЗ (приложение N 18 - не приводится)) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации;

- члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления).

Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами N 208-ФЗ (статьи 64, 66 (приложение N 9)), N 14-ФЗ (статья 41 (приложение N 16)) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;

- заместители руководителя организации;

- иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.).

Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ (приложение N 21 - не приводится)) главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Но все вышесказанное, применительно к рассматриваемой теме, следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.

В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающим эти должности.

В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.

Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (часть 2 статьи 243 ТК РФ (приложение N 4)).

Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержатся в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года N 59 "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов" (приложение N 34 - не приводится).

Из всего сказанного выше необходимо сделать следующие выводы:

1. Главный бухгалтер и руководитель организации, как граждане, могут нести ответственность гражданскую, в соответствии нормами гражданского законодательства (ГК РФ (приложение N 5)), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ (приложение N 7), административную, предусмотренную КоАП РФ (приложение N 8).

2. Главный бухгалтер и руководитель организации, как работники, могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ (приложение N 4)), и уголовную - за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ (приложение N 7).

3. Главный бухгалтер и руководитель организации, как должностные лица, могут нести:

- уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ (приложение N 7);

- административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ (приложение N 8).

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ (приложение N 2), поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В то же время должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27 января 2003 года, далее - Постановление ВАС N 2 (приложение N 36 - не приводится)). Исключением из этого Правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные НК РФ (приложение N 2), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, статьи 128, 129, 129.1 НК РФ (приложение N 2)). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ,

ПРЕДУСМОТРЕННАЯ УК РФ И КоАП РФ
2.1. Ответственность за нарушение

налогового законодательства
2.1.1. Общие положения
Согласно статье 106 НК РФ (приложение N 2) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Квалифицирующими признаками налогового правонарушения являются:

- противоправность действий (бездействия) лица;

- наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

- наличие установленной НК РФ (приложение N 2) ответственности за совершение противоправных действий (бездействия).

В соответствии со статьей 1 НК РФ (приложение N 2) противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ (приложение N 2) или другими федеральными законами о налогах и сборах.

НК РФ, говоря о налоговом правонарушении:

- определяет круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за налоговое правонарушение (статья 107 НК РФ (приложение N 2)),

- указывает общие условия привлечения к ответственности за такие правонарушения (статьи 108, 109, 113, 115 НК РФ (приложение N 2)),

- называет обстоятельства, смягчающие, отягчающие либо исключающие ответственность (статьи 111, 112 НК РФ (приложение N 2)),

- устанавливает конкретные виды налоговых правонарушений, виды ответственности за их совершение (статьи главы 16 НК РФ) и налоговые санкции (статья 114 НК РФ (приложение N 2)).

Законодатель в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, называет организации, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов (статья 9 НК РФ (приложение N 2)).

В связи с этим статьей 107 НК РФ (приложение N 2) установлено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ (приложение N 2).

Таким образом, должностные лица организаций (руководитель и главный бухгалтер) не являются субъектами налоговых правонарушений. Однако не следует забывать о том, что индивидуальные предприниматели являются особым субъектом правоотношений и сочетают в своем статусе признаки юридического и физического лица одновременно. Поэтому индивидуальный предприниматель может нести и налоговую ответственность.

Содержание понятия "организация", используемого для целей НК РФ, приводится в пункте 2 статьи 11 НК РФ: "Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации)".

Но, касаясь филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций, законодатель разъясняет, что они не являются налогоплательщиками, а лишь исполняют обязанности организаций-налогоплательщиков по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений (часть 2 статьи 19 НК РФ (приложение N 2)).

Пример из аудиторской практики ЗАО "BKR Интерком-Аудит".

Возможно ли разделение ответственности на филиалы и начальников филиалов? Каким образом можно произвести разделение ответственности на филиалы?

Ответ на вопрос.

В соответствии со статьей 5 Закона N 161-ФЗ (приложение N 18) филиалы унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.

Руководитель филиала унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. Филиал унитарного предприятия осуществляет свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 статьи 81 ТК РФ (приложение N 4) с руководителем филиала, если им было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей.

Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ" (далее - Постановление Пленума N 2 (приложение N 35 - не приводится)) обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе.

В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем филиала можно расценивать неисполнение возложенных на это лицо трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.

Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 года N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности", руководители филиалов не указаны в числе лиц, в трудовые договоры с которыми работодатель вправе включать условия о полной материальной ответственности.

Императивные нормы статьи 277 ТК РФ (приложение N 4) о полной материальной ответственности относятся исключительно к руководителям организаций.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ (приложение N 8) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ (приложение N 8) или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ (приложение N 8) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами также понимаются лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в т.ч. руководители организаций.

Таким образом, филиал юридического лица не может самостоятельно отвечать по своим обязательствам, и соответственно, о распределении ответственности между головной организацией и ее филиалом не может идти речи. Однако КоАП РФ (приложение N 8) и УК РФ (приложение N 7) не исключают возможности привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности руководителя филиала за совершения им соответствующих правонарушений при исполнении своих трудовых обязанностей.

Окончание примера.

НК РФ (приложение N 2) за налоговые правонарушения предусматривает ответственность налогоплательщика-организации, но умалчивает об ответственности должностных лиц, в том числе руководителя и главного бухгалтера организации.

Руководитель организации и главный бухгалтер могут быть привлечены к разбирательству по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетелей.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин при вызове по делу о налоговом правонарушении, а также за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 128 НК РФ (приложение N 2) на свидетеля может быть наложен денежный штраф.

Следует отметить статью 129.1 НК РФ (приложение N 2), которая предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ (приложение N 2). Указанная статья адресована субъектам, перечисленным в статье 85 НК РФ (приложение N 2), в том числе и нотариусам.

Да, НК РФ (приложение N 2) не предусматривает ответственность руководителя организации и главного бухгалтера за налоговые правонарушения, допущенные налогоплательщиком-организацией. Но, если в ходе разбирательства по налоговым правонарушениям будет установлено, что они стали возможными из-за действий (бездействия) руководителя или главного бухгалтера, и в этих действиях (бездействии) будет усматриваться состав (признаки) административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренных КоАП РФ (приложение N 8), или состав (признаки) преступления, предусмотренного УК РФ (приложение N 7), то тогда главный бухгалтер будет привлечен соответственно к административной или уголовной ответственности.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает для организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов) следующие обязанности (статья 23 НК РФ):

"1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах".

Налогоплательщики-организации помимо выше названных обязанностей должны в установленные сроки письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации:

об открытии или закрытии счетов;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (речь идет о сведениях о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений);

о реорганизации или ликвидации.

Определяя круг обязанностей налогоплательщика, НК РФ (приложение N 2) предусматривает возможное наступление юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение организацией - налогоплательщиком (плательщиком сборов) обязанностей предусматривается:

- ответственность за совершение налогового правонарушения, установленная НК РФ (приложение N 2), мерой которой являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (статья 114 НК РФ (приложение N 2));

- административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ (приложение N 8);

- уголовная ответственность, установленная УК РФ (приложение N 7). Подлежат уголовной ответственности только должностные лица. Сами организации не являются субъектами уголовной ответственности.

Прежде чем перейти к вопросу об ответственности налогоплательщика-организации следует сказать о том, что существуют две формы вины в совершении налогового правонарушения (статья 110 НК РФ (приложение N 2)):

- умысел,

- неосторожность.

Умысел усматривается в том случае, если налогоплательщик, в лице руководителя или иного лица, уполномоченного представлять интересы организации, осознавал противоправный характер своих действий (бездействия) и желал либо сознательно допускал наступление вредных последствий своих действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если руководитель организации или иное лицо, уполномоченное представлять интересы организации, не осознавали противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, которые могут возникнуть вследствие этих действий (бездействия), хотя должны были и могли это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 НК РФ (приложение N 2)).

Должностные лица организации, как мы уже говорили ранее, являются субъектами ответственности за административные правонарушения либо уголовно наказуемые преступления в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ (приложение N 8) и УК РФ (приложение N 7), а не за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ (приложение N 2).

Обратите внимание, привлечение должностных лиц организации к уголовной или административной ответственности не исключает привлечения организации к налоговой ответственности (пункт 2 Постановления ВАС N 2 (приложение N 36)).
2.1.2. Уголовная ответственность за нарушение

налогового законодательства
УК РФ (приложение N 7) содержит ряд норм права, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Статьей 199 НК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации:

"1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Как видно, уклонение от уплаты налогов может быть совершено двумя способами: непредставление налоговой декларации либо иных документов и внесение в декларацию заведомо ложных сведений.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ (приложение N 2)).

Формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения утверждаются Минфином Российской Федерации. Кроме того, Минфин Российской Федерации официально разъясняет вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1 статьи 34.2 НК РФ (приложение N 2)).

Порядок представления налоговых деклараций, а также иных документов установлен соответствующими главами части второй НК РФ.

Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", далее - Постановление Пленума N 8 (приложение N 40 - не приводится)).

Само по себе то, что в статье 199 УК РФ не содержится перечень документов, подлежащих представлению в налоговые органы, и не дается содержательная характеристика ложных сведений, не может расцениваться как свидетельство неопределенности уголовно-правового запрета и основание для произвольного его применения. Оценка степени определенности содержащихся в законе понятий осуществляется исходя не только из самого текста закона, используемых в нем формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. При этом учитываются нормы не только уголовного, но и налогового законодательства, к которому статья 199 УК РФ прямо отсылает.

Таким образом, статья 199 УК РФ (приложение N 7) предусматривает ответственность лишь за такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 478-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лебедева Алексея Вячеславовича и Шепелева Игоря Вениаминовича на нарушение их конституционных прав статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации") (приложение N 53 - не приводится).

НК РФ предупреждает налогоплательщика об ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих обязанностей (пункт 5 статьи 23 НК РФ (приложение N 2)). Это вызвано тем, что налоговые декларации и перечисленные категории документов необходимы налоговым органам для осуществления своих функций по налоговому контролю.

Обязательным признаком данного состава преступления является крупный размер. В примечании к рассматриваемой статье указано, что крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

К ответственности по статье 199 УК РФ (приложение N 7) могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ (приложение N 7), или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по статье 33 УК РФ (приложение N 7) и соответствующей части статьи 199 УК РФ (приложение N 7) (пункт 10 Постановления Пленума N 8 (приложение N 40)).

Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства. В связи с этим в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре должно быть обязательно указано, какие конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, осужденным.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Ответственность должностных лиц организации iconРекомендации по разработке должностных инструкций работников мади (гту)
Должностная инструкция – основной организационно-правовой документ, определяющий задачи, основные права, обязанности и ответственность...
Ответственность должностных лиц организации iconАвторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок
Организация государственного управления и меры, применяемые в условиях административного режима чрезвычайного положения. Гарантии...
Ответственность должностных лиц организации iconОтветственность за невыполнение представления и предписания контролирующего органа
Ве осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц (в том числе органов исполнительной власти и...
Ответственность должностных лиц организации iconОб обороне
Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы...
Ответственность должностных лиц организации iconОб обороне
Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы...
Ответственность должностных лиц организации iconНаименования и адреса судов, которым подсудны дела об обжаловании решений, действий (бездействий) должностных лиц управления и отделений федерального
Наименования и адреса судов, которым подсудны дела об обжаловании решений, действий (бездействий) должностных лиц управления и отделений...
Ответственность должностных лиц организации iconРуководство и управление в сфере установленных функций
О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных...
Ответственность должностных лиц организации iconКодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
Уставе Организации Объединенных Наций, включают осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам...
Ответственность должностных лиц организации iconI. Общие положения
Настоящее Положение определяет назначение, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы деятельности отдела организации...
Ответственность должностных лиц организации iconУголовная ответственность за массовые беспорядки (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации)
Диссертационная работа выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления...