О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва

НазваниеО. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва
страница1/5
Дата конвертации16.04.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
О.И. Мотков к. психол. н., доцент Института психологии

им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва
Интегральная модель психики и личности
Представлена интегральная концепция психики и личности, созданная с учетом современных психогенетических и нейропсихологических фактов, а также общепсихологических и философско-антропологических представлений. Обсуждаются следующие вопросы: а) предметная сущность и строение психики и личности, их соотношение, функциональные и структурные характеристики; б) сущность и функционирование аппарата субъекта как оперативного центра личности; в) общие особенности развития психики и личности.

Ключевые слова: психика, личность, субъект, структура психики и личности, развитие личности.
1. Актуальность создания новой концепции психики и личности
Для многих психологов до сих пор остается неясным понимание сущности психики и личности, их главных функций в живом организме. Т.е. сохраняется задача их более четкого и содержательного определения.

Требует более реалистичного определения и общая сфера функционирования и взаимодействия личности. Нужно уйти от нецелостного, одностороннего представления о том, что личность живет и действует только в социальной среде.

В нашей психологии давно назрела необходимость объединить в единой модели биологические основы личности (биопсихологический аспект) с прижизненно образующимися ее сторонами (социокультурным и природокультурным аспектами). В доминировавшей до недавнего времени советской модели они были под давлением жесткой философской доктрины искусственно разъединены на "индивида" (туда были, в частности, прописаны система изначальных базовых потребностей, свойства темперамента и характера) и "личность" [18].

Настала пора четче определить и содержательно развести основополагающие понятия: "психика" и "личность", "личность" и "субъект", "личность" и "сознание". У многих авторов неясно их содержание и соотношение, нет четких критериальных признаков их различения, непонятно их место в общей структуре организма и психики. Возможно, что установлению более четких различий между ними будет способствовать рассмотрение особенностей материального субстрата, функциями которого они гипотетически являются.

При создании теоретической картины психики и личности важно учитывать современные нейропсихологические, нейрофизиологические и психогенетические данные о мозговой организации психических функций, особенностей личности и поведения, их связи с функционированием организма в целом. Неразумно пренебрегать получаемыми в крупномасштабных лонгитюдных исследованиях результатами психогенетики о наследовании личностных черт и интеллекта, достижениями нейропсихологии и нейрофизиологии в области изучения потребностей, эмоций, программирующих и управляющих функций [3, 7, 9, 11, 12, 15, 22, 37, 39, 41, 47, 48, 50, 51, 66, 67, 68]. В подтверждение актуальности такого учета уместно привести слова Л. Хьелла и Д. Зиглера: "…чтобы не потерять своей научной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных" [57, с. 603].

Остается актуальным и целостный анализ логики развития психики и личности, в котором одновременно исследуется влияние на их развитие как внутренних факторов - наследственности и активности субъекта, так и влияние факторов внешних - природной и социальной среды [см. прорывную статью А.А. Волочкова: 4, с. 22-31]. Важен учет естественного соподчинения в ходе развития генетически обусловленных и прижизненно образующихся структур и функций психики и личности. Наконец, необходимо интегративное, предметное рассмотрение развития одновременно различных отделов материального субстрата психики и соответствующих им функций в онтогенезе [41]. В советской психологии преобладал односторонний подход, бездоказательно утверждавший примат за внешними социальными факторами развития психики и личности. В плане соподчинения их изначальных и последующих структур и функций декларировалась главенствующая роль "социально обусловленных" прижизненных образований личности. Этот взгляд на внутреннюю иерархию различных личностных аспектов противоречит результатам психогенетических и нейрофизиологических исследований [3, 39, 49, 51, 65, 67, 68]. Возникают естественные вопросы, на которые в рамках данной доктрины нет вразумительных ответов. Если личность обусловлена целиком социальными влияниями извне, то откуда берется собственная активность ребенка? Как может быть, что ребенок не был какой-то период личностью и активным субъектом (т.е. был якобы лишь пассивным "индивидом") и вдруг стал ими? Разве из ничего может возникнуть что-то?

О необходимости построения интегральной, объединяющей психологии еще в 1925 году пророчески писал Л.С. Выготский: "Новая психология исходит из инстинктов и влечений, как основного ядра психики… Она придет как широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека. Эта новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук. Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке" [5, с. 22–23]. Это стратегическое направление построения целостной модели психики и личности актуально как никогда и сегодня.


  1. Сущность и структура психики


Методологические принципы
Наш подход к рассмотрению психики и личности основывается на следующих основных принципах.

Предметность (структурно-функциональный принцип) – Мир состоит из целостных предметов. В предмете, например, психике, мы, благодаря особенностям нашего мышления, интуитивно выделяем как ее материальный субстрат, так и специфические функции. Выпячивание одной стороны предмета и игнорирование другой его сущностной составляющей ведет к нарушению целостного понимания его функционирования. Т.е. при изучении психики необходимо одновременно рассматривать и ее функции, и ее материальную структуру, учитывать и психологические, функциональные проявления, и их нейропсихологические корреляты (по выражению И.П. Павлова, всегда существует "приуроченность функции структуре"). В психологии, с развитием нейрофизиологических и нейропсихологических методов и знаний, психологические феномены будут "поверяться" структурой нервных и мозговых образований, а также организма в целом.

Детерминизм – Из ничего не может появиться что-то. Любые прижизненные психологические образования в психике взрослого, будь то высшие психические функции, ценности, или интересы, не могут в принципе появиться в "пустой", ничего не содержащей, психике. Очевидно, существуют задаваемые генотипом психические метаструктуры и метафункции (и их нейрофизиологические корреляты), трансформация которых в процессах созревания, обучения и саморазвития и приводит к их взрослым модификациям. Важно, что первоначальные сущность и структура этих психических метахарактеристик или остаются одними и теми же в течение всей жизни, или меняются в соответствии с генетической программой. Иначе отдельный представитель нашего биологического вида превращался бы в течение жизни в представителя какого-то другого биологического вида, что противоречит биологическим принципам стабилизации результатов отбора, устойчивости вида.

Принцип развития – Психика и личность изменяются в течение жизни, причем одновременно происходят как прогрессивные, так и регрессивные изменения. Целостное изучение предполагает одновременное рассмотрение: 1 - набора составляющих их основных блоков, различных по функции или степени обобщенности, и структуры взаимодействия этих блоков между собой; т.е. исходного определения того, что развивается; 2 - изменений в первичных базовых структурах и в ассоциируемых с ними прижизненных подструктурах психики и личности, происходящих в течение жизни в процессах созревания, обучения и саморазвития, с учетом влияния на это развитие факторов генотипа, среды и собственной активности субъекта.

Принцип реализма – подразумевает опору на реальные, научно проверяемые факты, получаемые в тщательно спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах. Принцип интегральности – 1 - исследование как наследственно заданных, так и прижизненно образующихся структурных и функциональных особенностей психики и личности в единой архитектуре, специфики их внутренних и внешних связей; 2 - объединение в анализе психических функций и их нейропсихологических коррелятов; 3 -рассмотрение непрерывного взаимодействия личностных (мотивационно-эмоциональных, субъектных) и исполнительных процессов.

Принцип двойственности – рассмотрение любых психических образований как полярных сущностей. Всегда имеется как прямая, так и противоположная мотивационная тенденция, или противоположная эмоция, или черта характера, или противоположный образ и представление, или противоположная схема действий (принцип устройства мира "инь-ян"). Принцип адаптивной ценности – сущность личности хотя и двойственна, но в своих актуальных проявлениях чаще стремится выражать себя адаптивно, т.е. в соответствии с базовыми физиологическими и психологическими потребностями и тенденциями. Ценностная сущность природы личности изначальна и естественна [26,27].

Принцип оптимальности (гармоничности) - в психике и личности существует изначальная тенденция к самооптимизации своей структуры и своего функционирования. Об этом свидетельствуют феномены автоматизации успешных схем действий, экономии сил, увеличения с возрастом значения умеренности желаний и достижений, а также тенденций к большей реалистичности самооценки и к большей внутренней согласованности, интегрированности, к построению более полной и интересной жизни, и т.п. [8, 64, 69].
Главная функция психики - организация и осуществление

оптимального поведения по удовлетворению потребностей
Что же такое психика? Какую главную задачу она выполняет в живом организме? Психика – это функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.). По аналогии - зрение является функцией зрительного анализатора. Психика есть у всех животных, а по данным Д.Ч. Босса, профессора И.И. Гунара и др. она существует в элементарном виде даже у растений. В.Н. Пушкин достаточно четко определяет функцию органа психики: "…мозг, обеспечивающий регуляцию поведения человека и животных в окружающей среде, подчиняется единым законам информационно-энергетического обеспечения организма» [43, с. 169]. Часто встречаются и размытые представления: "В разных отношениях психическое открывается и как отражение действительности, и как отношение к ней, и как функция мозга, и как регулятор поведения, деятельности и общения, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное" [2, с.4].

В традиционном для советской психологии определении психики упор делался на функции "отражения объективной реальности". Возникает вопрос: "Для чего необходимо это "отражение"? Зачем оно нужно живому организму?". В этом конечная суть проблемы.

Психическое "отражение", выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представливания и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.). Т.е. мы видим, что само по себе "отражение", как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. "Отражение" (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда "работает" на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность "отражательных" процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

В определении сущности психики основной акцент следует делать именно на управляющей ее функции, а не на подчиненном ей "отражении". Потребности изначально встроены в психику и, по мнению многих западных и наших психологов, составляют ее ядро (З. Фрейд, К. Левин, У. Мак-Дауголл, Г. Мюррей, "ранний" Л.С. Выготский, А. Маслоу, Э. Диси и Р. Руаян, М. Линч, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик, В.И. Чирков и др.). Они активируют процессы организации поведения и задают их метанаправленность. Конечно, без познавательных и психомоторных процессов, без их проекции на "экране" сознания, осуществление потребностей у животных и человека невозможно.



Структура психики
Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две

основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную психику.

Управляющая психика - личность. Система потребностей и конкретизирующих их мотиваций (мотивационно-эмоциональная сфера), вместе с аппаратом оперативного программирования, регуляции и контроля, является центральным, управляющим блоком психики, активизирующим и использующим другие, исполнительные процессы. За побуждающую и управляющую функцию в головном мозгу животных и человека в первую очередь отвечают, по современным данным, как специализированные мотивационно-эмоциональные структуры подкорки (гипоталамус, лимбическая система, миндалина, стриарная область и др.), так и лобные доли коры. В последних эти функции определяются работой как медиобазальных, так и префронтальных отделов [7, 22, 40, 51].

С учетом этих нейропсихологических и нейрофизиологических данных, а также представлений о решающей роли потребностей и эмоций на первых стадиях запуска и управления поведением, можно допустить, что Управляющая психика и является тем фундаментальным психическим механизмом, который мы называем личностью. К такому пониманию места и функции личности в психике приближается подход А. В. Либина: "…личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему (тогда как в качестве "периферических" индивидуальных подсистем выступают сенсорно-перцептивные процессы), как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психической реальности с объективной социальной и предметной средой" [19, с.231].

Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, процессов ориентировки, познания («отражения», сохранения и переработки информации), выполнения задаваемых Управляющей психикой инстинктивных или прижизненно образующихся программ движений, речи. Сюда можно отнести следующие психические механизмы и функции.

Сознание - в нашей модели структуры психики рассматривается как "поле" ясного видения, создающее возможность более отчетливого и глубокого понимания поступающей здесь и теперь, извне и изнутри, информации. Важно, что это не сама информация, а объемный "экран", на котором она проецируется. Сознание позволяет не только четче видеть и понимать происходящее внутри и снаружи, но и соотносить в одном психическом поле актуальную целевую (мотивационную) и внешнюю ситуационную информацию, а также эти образования с моторными характеристиками выстраиваемого поведения. Такой подход к пониманию сознания отличается от традиционного, смешивающего сознание то со всем "знанием", "содержанием" в психике, то с личностными отношениями и качествами. Он опирается на нейрофизиологическую гипотезу У. Пенфилда о сознании как функции аппарата регуляции сна и бодрствования, представленного ретикулярной формацией ствола головного мозга и, возможно, некоторыми отделами коры его правого полушария [22, 36].

Познавательные процессыэто традиционно обозначаемые как "психические" процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти, мышления и воображения.

Психомоторные процессы – процессы осуществления движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п.

Речьмеханизмы и процессы восприятия и артикуляции языковых знаков, "вторичных кодов", которые могут обозначать любые процессы и явления, протекающие в психике и за ее пределами. Эта языковая способность универсальна и в другом отношении – она позволяет выражать с помощью одного кода процессы любой психической модальности.

Исполнительные психические процессы изначально прописаны в психике. В ходе онтогенеза они проходят закономерные этапы своего развития в процессах созревания, обучения и спонтанного саморазвития [41].
  1   2   3   4   5

Похожие:

О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconДоцент Ин-та психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва
Происхождение субъекта как особого аспекта личности и его место в ней также до сих пор во многом не ясно, в силу очевидной нестыковки...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconБудущее психологии
Рецензент: Т. М. Хрусталева, д-р психол наук, проф кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии пгпу
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconИнтеллектуальная история психологии
Научная редакция: д психол н. В. П. Зинченко к психол н. А. И. Назаров д филос н. К. Ф. Самохвалов
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconПрограмма работы международной конференции
Нии общественного Здоровья и Управления Здравоохранения гоу «Первый мгму им. И. М. Сеченова», профессора кафедры нейро- и патопсихологии...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва icon1. Предмет и методы психологии Предметная область психологии. Психология как наука. Отрасли психологического знания. Психология и смежные науки. Психологическая наука и практика. Задачи психологии. Основные этапы развития психол
Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика». — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. — 26 с
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconБиосенсорной психологии в качестве вновь объявленной модальности было зарегистрировано в 2003 году в Москве в Общероссийской профессиональной
Москве в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге. Технически регистрация проводилась д пс н. Захаревичем Андреем...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconПрограмма спецкурса для студентов высших учебных заведений Автономной Республики Крым
Коив), Утикас Людмила Васильевна (методист Крымского филиала Института инновационных технологий и содержания образования Министерства...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconА. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном
Теория деятельности или деятельностный подход* — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconКаф социальной и дифференциальной психологии рудн научный к психол н., Бойко З. В
Поэтому можно констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической...
О. И. Мотков к психол н., доцент Института психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва iconУчебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления. Композиция (рабочая программа для студентов 5 курса (одо, озо) специальности 030800 «Учитель изобразительного искусства»)
Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления