НазваниеРоссийской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета
Дата конвертации16.04.2013
Размер186.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство образования и науки

Российской Федерации
Новосибирский юридический институт (филиал)

национального исследовательского

Томского государственного университета

Учебно-методический комплекс

дисциплины (модуля)
«СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ»

Новосибирск

2012

Учебно-методический комплекс подготовлен профессором, доктором медицинских наук В. Л. Дресвянниковым
Утвержден на заседании кафедры уголовного права, процесса и криминалистики НЮИ (ф) ТГУ
Протокол № 9 от 14 марта 2012 г.

Заведующий кафедрой,
кандидат юридических наук, доцент Г. Н. Доронин

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ
Протокол № 3 от 29 марта 2012 г.

Председатель методической комиссии,
кандидат исторических наук, доцент В. В. Белковец

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр», и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

© Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ, текст, 2012

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса
Основная цель и задачи дисциплины состоят в формировании и привитии студентам системы знаний, умений, навыков по специальным разделам психиатрии, имеющим отношение к вопросам права.

2. Задачи учебного курса
Задачи дисциплины – изучение психических расстройств, умение давать оценку на основании заключения судебных психиатров в совокупности с другими доказательствами и умение принимать процессуальные решения в рамках уголовного и гражданского судопроизводства.

3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины
Дисциплина «Судебная психиатрия» способствует тому, чтобы студент обладал следующими компетенциями.

Общекультурные компетенции (ОК):

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, соблюдение принципов этики юриста (ОК-2);

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и путей ее достижения (ОК-3);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладание культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).



4. Место курса в системе гуманитарных знаний
Судебная психиатрия тесно связана с рядом юридических дисциплин («Уголовное право», «Гражданское право», «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское процессуальное право» и пр.). Она призвана углубить знания студентов относительно ряда тем, которые изучаются в указанных курсах. Это касается вопросов вменяемости (невменяемости), гражданской дееспособности, назначения и производства судебной экспертизы и т. д.


II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Предмет и задачи судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы судебно-психиатрической экспертизы
Понятие науки судебной психиатрии и ее предмет. Задачи судебной психиатрии. Исторический очерк развития отечественной судебной психиатрии.

Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы.

Вопросы вменяемости и невменяемости при судебно-психиатрической экспертизе обвиняемых. Медицинское освидетельствование осужденных и судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. Вопросы недееспособности психических больных. Законодательство РФ в области психиатрии.

Тема 2. Общая психопатология
Причины психических заболеваний, классификация и разные варианты их течения. Вопросы общей психологии и патопсихологии. Методика обследования психических больных. Психиатрическое интервью. Симптомы психических расстройств. Патология восприятия. Патология воли и влечений. Расстройства сознания. Патология эмоциональной сферы. Патология интелеллектуально-мнестической сферы.

Тема 3. Шизофрения и шизотипические бредовые расстройства
Клинические проявления шизофрении. Формы течения. Понятия ремиссии и дефекта. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 4. Аффективные расстройства. Невротические расстройства, связанные со стрессом, соматоформные расстройства
Клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 5. Эпилепсия
Клинические проявления. Эпилептические психозы. Изменения личности. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 6. Органические поражения головного мозга, включая симптоматические психические расстройства
Травматические психозы в остром и подостром периоде. Психические нарушения в отдаленных последствиях травмы головного мозга. Клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 7. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Расстройства психологического развития, начинающиеся обычно
в детском и подростковом возрасте

Клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 8. Умственная отсталость
Клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 9. Психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления психоактивных веществ
Клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка.


Тема 10. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Причины и условия возникновения поведенческих расстройств и их течение. Симуляция психических расстройств. Своеобразное поведение лиц, симулирующих психические заболевания. Диссимиляция, аггравация психических расстройств.


III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Планы практических занятий




Практические занятия № 1, 2

Предмет и задачи судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы судебно-психиатрической экспертизы


  1. Понятие науки судебной психиатрии и ее предмет. Задачи судебной психиатрии.

  2. Исторический очерк развития отечественной судебной психиатрии.

  3. Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы.

  4. Вопросы вменяемости и невменяемости при судебно-психиатрической экспертизе обвиняемых.

  5. Медицинское освидетельствование осужденных и судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

  6. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе.

  7. Вопросы недееспособности психических больных.

  8. Законодательство РФ в области психиатрии.


Практические занятия № 3, 4

Общая психопатология


  1. Причины психических заболеваний, классификация и разные варианты их течения.

  2. Вопросы общей психологии и патопсихологии.

  3. Методика обследования психических больных. Психиатрическое интервью.

  4. Симптомы психических расстройств.

  5. Патология восприятия.

  6. Патология воли и влечений.

  7. Расстройства сознания.

  8. Патология эмоциональной сферы.

  9. Патология интелеллектуально-мнестической сферы.


Практические занятия № 5, 6

Шизофрения и шизотипические бредовые расстройства


  1. Клинические проявления шизофрении.

  2. Формы течения.

  3. Понятия ремиссии и дефекта.

  4. Судебно-психиатрическая оценка.


Практическое занятие № 7

Аффективные расстройства. Невротические расстройства, связанные со стрессом, соматоформные расстройства


  1. Клинические проявления.

  2. Судебно-психиатрическая оценка.


Практическое занятие № 8

Эпилепсия


  1. Клинические проявления.

  2. Эпилептические психозы.

  3. Изменения личности.

  4. Судебно-психиатрическая оценка.


Практическое занятие № 9

Органические поражения головного мозга, включая симптоматические психические расстройства


  1. Травматические психозы в остром и подостром периоде.

  2. Психические нарушения в отдаленных последствиях травмы головного мозга.

  3. Клинические проявления.

  4. Судебно-психиатрическая оценка.


Практическое занятие № 10

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Расстройства психологического развития, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте


  1. Клинические проявления.

  2. Судебно-психиатрическая оценка.



Практическое занятие № 11

Умственная отсталость


  1. Клинические проявления.

  2. Судебно-психиатрическая оценка.



Практическое занятие № 12

Психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления психоактивных веществ


  1. Клинические проявления.

  2. Судебно-психиатрическая оценка.



Практическое занятие № 13

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами


  1. Причины и условия возникновения поведенческих расстройств и их течение.

  2. Симуляция психических расстройств. Своеобразное поведение лиц, симулирующих психические заболевания.

  3. Диссимиляция, аггравация психических расстройств.


2. Материалы по текущему и итоговому контролю усвоения
дисциплины

2.1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов


  1. Законодательство РФ о психиатрической помощи.

  2. Права лиц, страдающих психическими расстройствами.

  3. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

  4. Запрещение требования сведений о состоянии психического здоровья.

  5. Психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего.

  6. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантированные государством.

  7. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь.

  8. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи.

  9. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания.

  10. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

  11. Освидетельствование лиц, помещенных в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

  12. Обращение в суд по вопросу о госпитализации в недобровольном порядке.

  13. Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.

  14. Контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрический помощи.

  15. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи.

  16. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи.

  17. Порядок рассмотрения жалобы в вышестоящие органы.

  18. Ответственность за нарушение Закона о психиатрической помощи.

  19. Порядок рассмотрения жалобы в суде.

  20. Личность и основные формы ее патологии.

  21. Невротические расстройства, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

  22. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.

  23. Социальная реабилитация и трудовая адаптация психических больных.



2.2. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации (зачету)


  1. Предмет судебной психиатрии.

  2. Необходимость изучения судебной психиатрии юристами.

  3. История развития отечественной психиатрии.

  4. Связь судебной психиатрии с уголовным правом.

  5. Задачи, подлежащие разрешению судебно-психиатрической экспертизы.

  6. Права и обязанности судебно-психиатрических экспертов.

  7. Значение судебно-психиатрического заключения для судебно-следственных органов.

  8. Виды судебно-психиатрической экспертизы.

  9. Медицинский и юридический критерий невменяемости.

  10. Медицинский и юридический критерий недееспособности.

  11. Меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемыми либо подпадающими под действие ст. 81 УК РФ.

  12. Расстройства восприятия.

  13. Галлюцинации и их виды.

  14. Расстройства мышления.

  15. Определение понятия «бредовые идеи», их формы.

  16. Расстройства памяти.

  17. Эмоциональные расстройства.

  18. Расстройства сознания.

  19. Причины психических заболеваний.

  20. Что такое симптом, синдром?

  21. Понятие хронической болезни, дефекта, ремиссии, светлого промежутка.

  22. Что такое диссоциация (расщепление психики) при шизофрении?

  23. Расстройства мышления и эмоционально-волевой деятельности при шизофрении.

  24. Формы шизофрении и их симптоматика.

  25. Судебно-психиатрическое значение и оценка шизофрении.

  26. Течение эпилептического припадка.

  27. Что такое психический эквивалент?

  28. Характеристика расстройства мышления при эпилепсии.

  29. Эпилептическое слабоумие.

  30. Судебно-психиатрическая оценка сумеречного расстройства сознания при эпилепсии.

  31. Вменяемость больных эпилепсией.

  32. Судебно-психиатрическая оценка болезни.

  33. Судебно-психиатрическая оценка и вменяемость лиц, страдающих церебральным атеросклерозом, эпидемическим энцефалитом, прогрессивным параличом.

  34. Судебно-психиатрическая оценка травматических поражений головного мозга.

  35. Физические и психические изменения при прогрессивном параличе, его течение, исход и судебно-психиатрическая оценка.

  36. Предстарческие психозы, их формы и исход.

  37. Характеристика старческого слабоумия.

  38. Судебно-психиатрическая оценка простого и патологического опьянения.

  39. Острые алкогольные психозы, их формы и судебно-психиатрическая оценка.

  40. Основные черты алкогольной деградации личности.

  41. Определение понятия «умственная отсталость».

  42. Формы умственной отсталости.

  43. Особенности психики при умственной отсталости.

  44. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости.

  45. Оговоры и самооговоры при умственной отсталости.

  46. Определение понятия пограничного расстройства личности.

  47. Клиника пограничных расстройств личности.

  48. Судебно-психиатрическая оценка пограничных расстройств личности.

  49. Исключительные состояния, их виды и судебно-психиатрическая оценка.

  50. Формы реактивных состояний.

  51. Судебно-психиатрическая оценка реактивных состояний.

  52. Затяжные реактивные состояния.

  53. Симуляция, аггравация, диссимиляция.

  54. Симуляция на патологической почве. Судебно-психиатрическая оценка этих состояний.

  55. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

  56. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений в подростковом возрасте.

2.3. Форма итогового контроля
Формой итогового контроля является зачет.


IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

(применительно к очной форме обучения)



п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.), в том числе:

Самос-тоятель-ная работа

лек-ции

практи-ческие занятия

1

Предмет и задачи судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы судебно-психиатрической экспертизы.

12

2

4

6

2

Общая психопатология

12

2

4

6

3

Шизофрения и шизотипические бредовые расстройства

8

1

4

3

4

Эпилепсия

6

1

2

3

5

Органические психические расстройства, включая симптоматические

6

1

2

3

6

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

6

1

2

3

7

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

6

1

2

3

8

Умственная отсталость

6

1

2

3

9

Психические расстройства и расстройства поведения, вследствие употребления психоактивных веществ (ПАВ)

5



2

3

10

Психические и невротические расстройства, связанные со стрессом. Стимуляция и диссимуляция психических расстройств.

5



2

3

Итого часов

72

10

26

36

Итого зачетных единиц

2









V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основная литература


  1. Дмитриева Т. Б. Криминальная агрессия у женщин с психическими расстройствами / Т. Б. Дмитриева, М. А. Качаева – М.: Медицина, 2003. – 247 с.

  2. Руководство по судебной психиатрии / Т. Б. Дмитриева [и др.]. – М.: Медицина, 2004. – 430 с.

  3. Судебная психиатрия: учебник / Под ред. Г. В. Морозова. – М., 1986.

  4. Судебная психиатрия: руководство для врачей / Под ред. Г. В. Морозова. – М., 1988.

  5. Ткаченко А. А. Аномальное сексуальное поведение / А. А. Ткаченко. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 657 с.

  6. Ткаченко А. А. Механизмы гомицидного сексуального поведения /
    А. А. Ткаченко // Агрессия и психические расстройства / Под. ред. Т. Б. Дмитриевой. – М., 2006. – С. 167–214.



2. Электронные учебные пособия и другие интернет-ресурсы
«Научный Центр Психического Здоровья» РАМН: www.psychiatry.ru

Похожие:

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconМодернизация должна быть системной
Рсфср профессор Национального исследовательского Томского государственного университета

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconА. Ю. Орлов Нижегородский филиал Национального исследовательского университета Высшей школы экономики
Демографические исследования этноассимиляционных процессов (на примере населения приволжского федерального округа)

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconСекции № Минералогия, геохимия и петрография
Института природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета за доклад «Типоморфные особенности...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconА. Г. Санина Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Когнитивное конструирование социально-экономических проблем как фактор социальной инертности (на примере феномена «мирового экономического...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconСамохин дмитрий сергеевич
Кафедра «Расчет и конструирование реакторов аэс», Обнинский институт атомной энергетики -национального исследовательского ядерного...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconБлижневосточный конфликт в системе управления мировыми политическими процессами: генезис, эскалация, технологии кризисного реагирования
Диссертация выполнена на кафедре зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconОтчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации программы развития национального исследовательского университета

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconМинобрнаукиРосси и
Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета...

Российской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета iconМ. М. Садриев, Т. А. Сафаров
Министерство внешних экономических связей и торговли российской федерации уфимский институт московского государственного университета...