Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об

НазваниеСправка по результатам изучения практики рассмотрения дел об
Дата конвертации17.04.2013
Размер94.21 Kb.
ТипДокументы

СПРАВКА

по результатам изучения практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.9 КоАП РФ (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения), рассмотренных судами Саратовской области в 2010г.- 1 полугодие 2012г.

В соответствии с заданием Саратовского областного суда изучена практика рассмотрения мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Саратовской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения).

Судовождение представляет собой деятельность, связанную с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям. Применительно к комментируемой статье важно отметить, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судна, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.

В соответствии с ч.1 статьи 11.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

По части 2 данной нормы за уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Объектами правонарушения, предусмотренного статьей 11.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, безопасность плавания судов, общественного порядка, а также установленный порядок управления.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.9 КоАП РФ, выражается в действиях - непосредственном управлении судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения, передаче управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.9 КоАП РФ, состоит в бездействии - уклонении судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Однако уклонение от прохождения освидетельствования может сопровождаться активными действиями нарушителя, оспаривавшего требование об освидетельствовании.

2

Субъекты данного правонарушения - судоводитель и иное

лицо, управляющие судном и находящееся в состоянии опьянения.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме прямого умысла.

Под судоводителем понимается физическое лицо, наделенное в установленном порядке правом на управление судном (судами) определенной категории.

Не имеющими права на управление судном признаются лица, не получившие его в установленном порядке или лишенные такого права. Также считается не имеющим права на управление данным конкретным судном лицо, обладающее таким правом в отношении судна (судов) другой категории.

Понятие маломерного судна содержится в примечании к ст. 11.7 КоАП РФ.

При квалификации содеянного по комментируемой статье не имеет значения, что лицо, которому передано управление судном, наделено правом на управление судами данной категории. Квалифицирующим признаком является наличие опьянения. Состояние опьянения должно быть подтверждено медицинским экспертным заключением.

Под опьянением следует понимать не только алкогольное, но и наркотическое, токсическое опьянение. При этом степень опьянения не имеет значения для квалификации содеянного. Совершение правонарушения в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 27.12 КоАП РФ).

С 1 июля 2008 г. вступили в силу новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12 КоАП РФ, определяющее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ оно было признано утратившим силу.

В соответствии со ст. 27.12 (ч. 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".

Следует отметить, что для квалификации противоправного деяния по статье 11.9 КоАП РФ не имеет значения, было ли само лицо, передавшее управление судном, в состоянии опьянения или нет.

Под состоянием опьянения нужно понимать такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных наркотических, токсических или одурманивающих веществ.

Административная ответственность должностных лиц, ответственных за 3

эксплуатацию судов (за исключением маломерных), за выпуск (направление) в плавание судна без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию и невыполнение других установленных требований, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, наступает по ст. 11.13 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.

В соответствии с частью 3 статьи 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства соответствующего вида, запрещение его эксплуатации осуществляются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

В протоколе о задержании транспортного средства или в протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства или запрещении его эксплуатации, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о задержании транспортного средства указываются наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Протокол о задержании транспортного средства или протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида или протокола о запрещении эксплуатации транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение

4

эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.09.2007 N 591, от 28.08.2009 N 701, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.04.2009 N ГКПИ09-281) утверждены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".

Согласно пункту 2 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759, задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ.

Так, например, по основаниям, предусмотренным в части первой статьи 27.13, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Причинами задержания транспортного средства, в частности применительно к статье 11.9 КоАП РФ, являются:

1) управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным
лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном
лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

2) уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от
прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского
освидетельствования на состояние опьянения.

При вышеуказанных случаях, связанных с нарушением правил эксплуатации транспортного средства и управления им, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 11.9 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36); органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40). В случае необходимости применения лишения права управления судном дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух или более лиц, квалифицируется как преступление, которое является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ.

Установлено, что за анализируемый период мировыми судьями Саратовской области рассмотрено 1 дело указанной категории, в отношении Ч.В.В., управлявшего маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.

В результате рассмотрения данного дела, вынесено постановление о привлечении Ч.В.В. к административной ответственности с назначением наказания в виде лишения права управления судном на срок 1 год. Исполнение постановления поручено Центру ГИМС МЧС России по Саратовской области. Дело рассмотрено в срок, установленный КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного 5

административного дела каких-либо вопросов не возникало, Ч.В.В. вину свою полностью признал. Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.9 КоАП РФ, у судей вопросов не возникло.

Похожие:

Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам обобщения практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних
...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам изучения судами Владимирской области практики по вопросам, связанным с освобождением из-под стражи обвиняемых (подозреваемых) в связи с
Упк рф), а также по вопросам освобождения осужденных от отбывания наказания в связи с болезнью (статья 81 ук рф), за 2011 год и первый...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам изучения практики рассмотрения гражданских дел по искам прокурора о признании незаконными действий ООО «Владимиррегионгаз» по прекращению поставки газа теплогенерирующим организациям, за 2010 год
Искам о признании незаконными действий ООО «Владимиррегионгаз» по прекращению поставки газа теплогенерирующим организациям, признании...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconОбобщение по результатам изучения судебной практики применения наказания в виде ограничения свободы (ст. 53 Ук рф)

Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconОбобщение практики назначения наказания судами амурской области за 2009 год
В амурском областном суде по результатам рассмотрения уголовных дел в 2009 году проведено обобщение практики назначения наказания...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка о результатах обобщения судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 17 Коап РФ
...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам обобщения судебной практики назначения наказания судами Владимирской области по уголовным делам об убийствах и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111, ч. 1 ст. 105 Ук рф)
В соответствии с планом работы Владимирского областного суда на второе полугодие 2010 года проведено обобщение судебной практики...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам обобщения судебной практики по уголовным делам, рассмотренным Интинским городским судом в 2011 году и за 5 месяцев 2012 года, по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств
Ук рф), незаконные производство, сбыт или пересылки наркотических средств (ст. 228. 1 ук рф), а также за организацию либо содержание...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам обобщения качества рассмотрения уголовных дел судьями Кашинского городского суда Тверской области за 9 месяцев 2010 года
За 9 месяцев 2010 года Кашинским городским судом Тверской области окончено производством 61 уголовное дело, из них 9 приговоров обжалованы...
Справка по результатам изучения практики рассмотрения дел об iconСправка по результатам обсуждения судебной практики, связанной с проблемами применения нового Федерального закона «Об исполнительном производстве»
Арбитражным судом Вологодской области дел, связанных с применением Федерального закона «Об исполнительном производства» от 02. 10....