Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта»

НазваниеУроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта»
Дата конвертации15.06.2013
Размер111.72 Kb.
ТипУрок
IV Республиканский фестиваль учителей географии

«Лучшие уроки географии»


Тема урока: « В ПОИСКАХ КАПИТАНА ГРАНТА».

Тихонова Елена Васильевна.

Учитель географии МОУ «СОШ №17»

г. Новочебоксарска.

Чебоксары - 2010 г.

Предмет: география.

Тема: « В поисках капитана Гранта».

Продолжительность: 30 минут.

Класс: 6.

Технологии: демонстрация презентации.

Аннотация: урок - морское путешествие. Урок построен по роману Жюль Верна «Дети капитана Гранта». В игровой форме учащиеся закрепляют приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности, отрабатывают навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам. ИКТ в форме презентации урока. На уроке используется работа по глобусу, карте полушарий, атласам, контурным картам, закрепление темы в игровой форме.
Конспект урока:

Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.

Обучающие.

  1. Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
  2. Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  3. Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

Воспитательные.

  1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
  2. Прививать интерес к романам путешествий Жюль Верна.
  3. Способствовать воспитанию чувств сопереживания, разочарования, радости за героев романа.

Задача:

  1. Систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте.
  2. Систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  3. Закрепить умения определять географические координаты точек земной поверхности.


Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Оборудование:

1.Физическая карта полушарий. 2.Глобус. 3.Атласы.4. Контурные карты. 5. Карточки с заданиями для выполнения на контурных картах. 6. Диск с увертюрой « Дети капитана Гранта». 7. Форма для матросов, бейджики с именами. 8. Магнитные стрелки. 9. Макеты кораблей. 10. Магнитные стрелки с надписями 37 ю.ш.; ю.ш.; с.ш.; в.д.; з.д.

Ход урока:

I. Организационный момент (2мин.).

Учащимся раздается форма матросов.

Учитель выступает в роли капитана яхты « Дункан».

Учащиеся - матросы.
II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. (20 мин.)

-Доброе утро, я рада приветствовать вас на своей яхте «Дункан». Я приглашаю вас отправиться в 1864 год в Великобританию. Проведем мы с вами необычный урок , мы отправимся в морское путешествие на поиски знаний.
- На карте - огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»-

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом.
-За тридцать минут морского путешествия мы должны вспомнить:

1. Что такое экватор, полюса, меридиан, параллель как они обозначаются на карте.

2. Вспомнить приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности.

3. Закрепить умения определять географические координаты точек земной поверхности.

-Вы представляете, пока я добиралась до вас, мои матросы выловили из морских вод акулу. В желудке, которой была бутылка, а в ней три документа на английском, немецком и французском языках. Но документы настолько отсырели, что мы едва смогли восстановить его содержимое.

7 июня 1862 трехмачтовое судно "Британия" Глазго

потерпело крушение, гони южн

берег два матроса

Капитан Гр дости

контин пл жесток инд

брошен этот документ долготы

и 37°11' широты. Окажите им помощь

погибнут.

-Я думаю, мы не откажем в помощи капитану и отправимся на его поиски.

-Вы мне поможете?

-Ну что, в путь мои отважные моряки.

Нам, морякам, часто приходиться обращаться к географическим картам. Мы должны точно и быстро определять местонахождение кораблей в море.

-Но наше судно не тронется с места, пока мы не вспомним самые главные точки и линии на карте и глобусе. Итак:

1. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках. Как они называются?

(северный и южный полюса).

2. На равном расстоянии от полюсов проходит линия …

(экватор).

3. От Северного полюса до Южного

Проходят линии все равные - окружности.

Меридианы прочертили этот круг

И направленье указали: …-…

(север-юг).
4. Уменьшаясь к северу и к югу,

Форму круга сохранить смогли.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся …

(параллелями).

-Мы отплываем, но в каком направлении нам следовать?

-Давайте вернемся к тексту документа.
.7 июня 1862 трехмачтовое судно "Британия" Глазго

потерпело крушение, гони южн

берег два матроса

Капитан Гр дости

контин пл. жесток инд

брошен этот документ долготы

и 37°11' широты. Окажите им помощь

погибнут.

- Известно, что седьмого июня тысяча восемьсот шестьдесят

второго года трехмачтовое судно "Британия", отплывшее из порта Глазго, потерпело крушение, что его два матроса и капитан бросили в море под широтой тридцать семь градусов одиннадцать минут этот документ и что они просят помощи. Это тот самый Грант. В тысяча восемьсот шестьдесят первом году он отплыл из Глазго на "Британии", и с тех пор о нем ничего не слышно.

- Итак, что можно предположить? Крушение произошло в южных морях.

- В каком океане нам их искать? - И здесь прошу вас обратить внимание на обрывок слова "gonie". Не есть ли это название страны?

- Патагония!

- Да, да правильно Патагония!

- Но разве тридцать седьмая параллель пересекает Патагонию?

- Это легко проверить по карте.

- Совершенно верно! Тридцать седьмая параллель пересекает территорию Чили, населенную индейцами, проходит по пампасам вдоль северных границ Патагонии и теряется в водах Атлантического океана.

-Друзья мои, все эти предположения кажутся мне весьма правдоподобными. Полагаю, что катастрофа произошла у берегов Патагонии.

- Зная, страну и широту мы найдем место бедствия.

-Итак, к берегам Патагонии.

Работа по контурной карте. По карте показать путь движения магнитными стрелками.

Учащиеся отмечают путь на контурной карте.

Яхта, идя своим путем, бросила якорь в порту Талькауано спустя сорок два дня после того, как покинула темные воды залива Клайд.

Мы в порту Талькауано, в Чили. Отдать якорь, высаживайся на берег, все на поиски капитана Гранта, а пока мы в пути, давайте вспомним,

- Что такое географическая широта?

Учащиеся произносят определение (Географическая широта - это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки).

- Какие точки имеют северную широту?

Ответ: все точки, расположенные севернее экватора, имеют северную широту.

- Какие точки имеют южную широту?

Ответ: все точки, расположенные южнее экватора, имеют южную широту.

- Как определить географическую широту?

Ответ: 1. Определить широту ближайшей к пункту параллели (со стороны экватора).

2. К этой широте прибавить число градусов дуги меридиана от параллели до пункта.

-Попробуем определить географическую широту места отправления нашей яхты порт Глазго в Великобритании.

Ответ: 56° северной широты.

- Мы столько времени ищем, но все безуспешно.- Дорогие друзья, если бы мы знали, географическую долготу, мы бы сразу направились к месту крушения.

- Что такое географическая долгота?

Ответ: географической долготой называют величину дуги параллели в градусах от начального меридиана к востоку или к западу до заданной точки.

- Какой меридиан называется начальным?

Ответ: Нулевым меридианом называется меридиан, проходящий через гринвичевскую обсерваторию близ Лондона.

- Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана. Франция от Парижского, Англия от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт-Петербург, - Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

- Друзья, найдите на карте меридиан Лондона. Его условились называть начальным или нулевым. Все точки на нем имеют долготу, ноль градусов. Меридиан противоположный нулевому имеет долготу 180 градусов. На глобусе и карте полушарий долгота подписана на пересечении меридианов с экватором.

- Найдите эти числа на глобусе и карте. Пункты, находящиеся к востоку от начального меридиана имеют восточную долготу, пункты западного полушария, западною долготу.

- Как определять географическую долготу по карте?

1. Узнают долготу ближнего к пункту меридиана (со стороны начального).

2. К ней прибавляют число градусов дуги параллели между этим меридианом и самим пунктом.

-Попробуем определить географическую долготу места нахождения яхты «Дункан» в порту Талькауано.

Ответ: 73 ° западной долготы.

- Итак, мы прошли всю 37 параллель и, по-моему, мы ищем - капитана Гранта там, где его вообще никогда не было.

- Слово austral в документе не полное слово, как мы предполагали, а лишь корень слова Australie, следовательно «Британия» потерпела крушение у берегов Австралии.

-Тогда, друзья мои, - Остаётся сказать лишь одно: в Австралию!

Работа по контурной карте. От Патагонии до Австралии, расставить стрелки на карте по пути следования.

- Мы приближаемся к берегам Австралии порт Аделаида.

- Ребята, определим географическую долготу нашего места пребывания.

Ответ: 140° восточной долготы.

- Итак, мы находимся в точке 37°южной широты и 140° восточной долготы.

-Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине,- широтой.

- Широту и долготу точки земной поверхности называют географическими координатами.

- Географические координаты ввел древнегреческий ученый-астроном Гиппарх ( около 190-125 гг. до н.э.) Он жил и работал в Александрии. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли.

- С системой координат вы знакомы, хотя может быть, и не задумывались над этим. Вы все умеете играть в «морской бой». Далее учитель напоминает правила игры.

- Подготовив листы, вы начинаете обмениваться залпами. Так, сражаетесь до конца пока все корабли одного из играющих, не будут потоплены. Если, соотнести эти квадраты с географической картой, то сверху вниз у нас идут долготы, слева на право - широты. Попробуйте убрать буквы и цифры, линии внутри квадрата. Всё, игра не состоится, произвести залп вы уже не можете, так как не можете ориентироваться. Вы убрали систему координат.

- На глобусе и карте роль системы координат выполняют покрывающие их продольные и поперечные линии.

- Австралийские берега столь же немы, как и Патагония.

- Все же не следует терять надежды до тех пор, пока не будет достигнут тот пункт, который был указан в документе.

- Думается мне, что наша команда устала и необходимо отдохнуть.

- Свистать всех наверх!
Физкультминутка или игра « широта-долгота», игра морской бой. Разные варианты (3 мин.).
- По местам и снова в путь. На восток от берегов Австралии.

- Друзья определите, какой остров по нашему курсу.

Ответ: Острова Новой Зеландии.

- Определите широту и долготу точки.
- Сегодня мы с вами узнали о том,

Что каждая точка имеет свой дом.

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры - ее долготой.
Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.
Ответ: Координаты —37° южной широты и 175° восточной долготы.

- И снова мы их здесь не нашли. Остаётся последняя надежда, найти их в Тихом океане на одиноком острове - рифе, координаты которого 37° южной широты и 153 западной долготы.

- Определите название этого острова.

Ответ: Это остров Марии Терезы, другое название острова Табор.

Справка. На английских и немецких картах - Мария-Тереза, а на французских - он значится как остров Табор. Риф Мария-Тереза (англ. Maria Theresa Reef, фр.l'le Tabor) - «остров-призрак», риф, якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и югу от архипелага Туамоту, открытый китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля. Географические координаты были определены как 37°00 ю.ш. 153°13 з. д. Долгое время (до 6070-х годов века), риф изображался на картах. Риф Мария-Тереза - один из многих несуществующих рифов в Южном Тихом океане, изображавшихся на картах до второй половины XX века. Изображён также, по крайней мере, на двух недавних картах (французской карте мира 1989 года, и американском Атласе мира 2005 года). Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили, ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: Океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок.

- Ура, я вижу капитана Гранта, я узнаю его. Ура!

- Мы обогнули почти весь земной шар по соответствующей параллели.

- Как важны были в документе эти цифры 153.

-Теперь вы понимаете, почему важны знания одновременно и широты, и долготы точки.

III. Закрепление материала. (5 мин.).

Учащиеся группируются в команды по двое и выполняют работу на контурных картах, используя карточки - задания.

-Итак, вы получите задания от самого капитана Гранта, у него было много времени, чтобы их составить.

Учащимся раздаются карточки задания.

Задание № 1. Герои романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд (США) (38 с.ш., 78 з.д.). Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна (35 ю.ш., 150 з.д.). Обозначьте на контурной карте точки объектов, стрелками укажите их маршрут.

Задание № 2. Герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6 ю.ш., 39 в.д.) и достигли 17 с.ш., 14 з.д., где их шар упал в реку. Обозначьте на контурной карте точки объектов, стрелками укажите их маршрут.

Проверка выполнения заданий. Учитель вызывает к карте двух учеников для выполнения работы. Остальные учащиеся сверяют свои работы.

- До свидания! До новых встреч!

Похожие:

Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconУрок географии в 6 классе «Вулканы. Горячие источники, гейзеры» Крутько Людмила Дмитриевна, учитель географии первой категории. Тема урока
Цели урока: Формирование личностных универсальных действий через изучение темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры»
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Низшие растения. Водоросли.»
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, зооспоры, гаметы Тип урока: Уроки формирования новых знаний
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconКонспект урока по географии 8 класс Тема: «Природные зоны России. Чуткая Субарктика»
Цель урока: познакомить учащихся с природной зоной тундры и лесотундры, с особенностями природы
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconУрок географии в 9 классе. Тема урока: Байкал
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconТема урока: «Северо-Западный район» 9 класс Учитель географии моу «сош №42 г. Чебоксары» Петрова Марина Валентиновна. Цель и задачи урока
Цель и задачи урока: Дать знания о составе района, особенностях эгп, факторах развития и хозяйственной специализации Северо-Западного...
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconРазработка урока географии тема: «Западная Сибирь»
Западной Сибири; развивать умения применять теоретические знания к конкретной территории
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconУрока по географии (9 кл.) Тема: «Уральский экономический район»
Развитие познавательной активности, умение аналитически мыслить, обобщать, делать выводы
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconКонспект урока по географии Класс
Организационная часть: приветствие, проверка готовности к уроку, знакомство обучающихся с темой урока, постановка цели урока
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconУрок Тема: Итоги и уроки Гражданской войны
Цель урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных...
Уроки географии» Тема урока: «в поисках капитана гранта» iconМетодическая разработка урока географии тема : «рекреационные ресурсы мира»
Определять мотивы и причины, по которым предлагается посетить те или иные достопримечательности