НазваниеРегламентов
страница1/4
Дата конвертации04.07.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРегламент
  1   2   3   4
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЧЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………….……..3

II. Общий обзор текущего состояния НИК………………………………..…………5

2.1 Вопросы разработки, принятия и применения технических

регламентов …………………………………………………………………. ….…….5

2.2 Вопросы установления требований к продукции и иным

объектам технического регулирования………………………………………...…………6

2.2.1. Сфера обязательных требований………………………………………..…………...6

2.2.2. Сфера добровольных требований……………………………….………….……….7

2.3. Вопросы оценки соответствия ………………………………………………..............7

2.3.1. Подтверждение соответствия (сертификация и декларирование) ………..............8

2.3.2.Контроль……………………………………………………………………………9

2.3.3. Ветеринарная и фитосанитарная сертификация..………………………………….9

2.3.4. Испытания (исследования)…………………………..…………………………..10

2.3.5. Аккредитация органов по оценке соответствия………………………………..11

2.3.6. Государственный надзор…………………………………………………...........12

2.4.Вопросы метрологии …………………………………………………………..……13

2.5. Вопросы организационно-институционального обеспечения НИК……................15

2.6 Общие выводы о текущем состоянии НИК Кыргызской Республики……..............16

III. Стратегические цели и задачи настоящей Концепции…………………………17

3.1. Основные цели Концепции…………………………………………..………………17
3.2.Основные задачи Концепции ………………………………………………………...18

IV. Приоритетные направления по оптимизации и развития

НИК Кыргызской ……………………………………………………………………..19

4.1. Вопросы разработки и принятия технических регламентов………………………19

4.2. Вопросы установления требований к продукции и иным

объектам технического регулирования…………………………………………………..20

4.2.1. Сфера обязательных требований к продукции и иным объектам технического регулирования, используемых до принятия технических регламентов.……………….20

4.2.2. Сфера добровольных требований к продукции и иным объектам

технического регулирования ………………………………………………………........20

4.3. Вопросы оценки соответствия……………………………………………................21

4.3.1. Сфера подтверждения соответствия………………………………………………21

4.3.2 Контроль …………………………………………………………………………….21

4.3.3. Одобрение и регистрация объектов технического регулирования …………22

4.3.4. Ветеринарная и фитосанитарная сертификация………………………………….22

4.3.5. Опробование драгоценных металлов ……………………….…………………….22

4.3.6. Испытания (исследования) ……………………………………..………………….23

4.3.7. Аккредитация органов по оценке соответствия………………..…………………23

4.3.8. Государственный надзор…………………………………………..……………….23

4.4. Вопросы метрологии…………………………………………………………………24

4.5. Вопросы организационно-институционального и

нормативно-правового обеспечения оптимизации и развития НИК

Кыргызской Республики…………………………………………………………….........25

4.6. Развитие международного сотрудничества…………………………………………25

V.Выгоды от реализации настоящей Концепции……………………………………….26

VI. Ресурсное обеспечение………………………………………………………………..27

VII.Слабые стороны……………………………………………………………………….27

VIII.Возможности развития…………………………………………………………........28

IX.Риски и угрозы……………………………………………………………….…….29

X.Механизмы реализации положений Концепции…………………………….……….29

XI.Список сокращений…………………………………………………………….………31

I. Введение

Вступление Кыргызской Республики в 1998 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) диктовало проведение коренной реформы в области технического регулирования (стандартизации, оценки соответствия) и метрологии.

Практически не используемые ранее термины «техническое регулирование», «технический регламент», «сертификация», «аккредитация», «калибровка» и др. в настоящее время прочно вошли в экономические и юридические лексиконы. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования Кыргызской Республике» и новая редакция Закона Кыргызской Республики «Об обеспечении единства измерений», являющиеся своего рода «технической конституцией» страны, определяют правовую базу Национальной инфраструктуры качества республики ( НИК).

Национальной инфраструктуры качества следует понимать как единую систему взаимосвязанных сфер деятельности по разработке обязательных и добровольных к применению технических требований к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации (далее объекты технического регулирования), по оценке соответствия, а также по метрологии.

Субъектами Национальной инфраструктуры качества являются уполномоченные государственные органы, производители и поставщики продукции и услуг; организации, специализирующиеся в области стандартизации, сертификации, аккредитации, испытаний (тестирования, исследований) продукции, калибровки средств измерений; потребители.

Национальной инфраструктуры качества и ее элементы охватывают множество отраслей и направлений человеческой деятельности. А именно, промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт, торговля, наука, спорт, медицина и другие. Более 70% видов предпринимательской деятельности в той или иной степени связаны с Национальной инфраструктуры качества.

Вопросы развития Национальной инфраструктуры качества республики являются неотъемлемыми составляющими экономической и социальной политики государства.

Социальная функция Национальной инфраструктуры качества заключается в обеспечении безопасности продукции и иных объектов технического регулирования для жизни и здоровья людей, окружающей среды, предупреждения обмана потребителей продукции и услуг, а также в содействии компетентному выбору товаров и услуг на рынке.

В отношении Национальной инфраструктуры качества как экономической категории следует отметить следующее.

Объективно стоит признать, что по сравнению с тарифно-финансовыми мерами экономического регулирования рынка влияние нетарифных технических мер менее исследованы с точки зрения макроэкономики. Тем не менее, ниже приведенная информация из различных международных аналитических источников за последнее десятилетние позволяет судить о важности технического регулирования и метрологии в торговом, инвестиционном, инновационном и иных экономических аспектах:

-в результате снижения технических барьеров годовой оборот в рамках ВТО вырос на 15%;

- согласованные меры в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по гармонизации стандартов и процедур по оценке соответствия продукции позволяют увеличить прибыль членов этого экономического сообщества на 0,26% от ВВП (или около 45 миллиардов долларов США), что почти в два раза превысило эффективность от снижения тарифов (0,14% от ВВП);

- в масштабах национальной экономики стран Европейского Союза совокупный эффект от стандартизации составляет 1% ВВП;

-в развитых и быстро развивающихся странах услуги по измерениям и тестированию составляют в среднем 0,8% ВВП;

- каждое десятилетие допуски (степень точности) в сфере технологии машиностроения ужесточаются в 1,5 раза, что прогрессивно влияет на инновационные процессы;

-в машиностроении операции по техническому контролю занимают около 15% общей трудоемкости;

-в капитальных вложениях доля измерительно-контрольного оборудования достигает 20% объема инвестиций на технологическое оснащение;

Экономическом меморандуме Всемирного банка по Кыргызской Республике (2005 год) отмечено, что проведенный анализ цепочки добавленной стоимости показывает, что устранение неформальных платежей, которым способствуют действующие режимы стандартизации и сертификации увеличит чистую прибыль малых предприятий в молочной отрасли на 140%, а больших компаний – на 40%.

Глобализация рынка и, как следствие, усиление конкуренции являются масштабным вызовом для Кыргызской Республики, являющейся членом (ВТО), ряда межгосударственных региональных экономических организаций, а также участником двухсторонних торгово-экономических соглашений. В мировой практике механизмы технического регулирования используются для «прорыва» на зарубежные рынки, также для защиты местного рынка. Не редки случаи, когда страны ведут настоящие «торговые войны» из-за принятия какого-либо технического требования к продукции или формы подтверждения ее соответствия, являющимися условиями доступа товара на их рынки. Развитые и быстроразвивающиеся страны совершенствуют собственные НИК, отдавая приоритет внедрению международных стандартов и правил. В то же время идет рост благосостояния и доходов населения, развитых и развивающихся стран, особенно традиционных для Кыргызстана стран-партнеров (Россия, Казахстан и пр.), соответственно увеличивается объем и спектр их потребностей в качественных товарах и услугах. Требования потребителей на данных рынках к качеству продукции возрастают из года в год. Гарантия безопасности и качества продукции со стороны ее производителей/поставщиков становится главным критерием ее приобретения покупателями.
II.Общий обзор текущего состояния НИК

2.1 Вопросы разработки, принятия и применения технических регламентов

Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» определяет, что комплексным документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к продукции, к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, а также формы и процедуры оценки их соответствия установленным обязательным требованиям, является технический регламент. В соответствии со статьей 7 данного Закона в качестве основы для разработки технических регламентов должны использоваться полностью или частично международные стандарты.

Необходимо отметить, что работа по переходу на технические регламенты проводится на недостаточном уровне. Правительством Кыргызской Республики приняты 3 Программы по разработке технических регламентов, согласно которым планировалось принятие 52 технических регламентов. Из них в настоящее время принято 17 технических регламентов, остальные находятся на разных стадиях разработки.

Одной из главных причин отставания разработки технических регламентов является отсутствие в Кыргызской Республике соответствующих институтов, способных разрабатывать технические регламенты, основанные на международных стандартах, а также политические события, которые произошли в 2010 году.

В связи с проводимыми работами в Кыргызской Республике по вступлению в Таможенный Союз разработка технических регламентов Кыргызской Республики проводится с учетом применения положении технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного Союза.

2.2. Вопросы установления требований к продукции и иным объектам технического регулирования

2.2.1. Сфера обязательных требований

Обязательные требования к продукции устанавливаются в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Данные требования формируются с учетом научно-обоснованной оценки риска причинения вреда для жизни и (или) здоровья человека, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений .

Данные требования основываются, в первую очередь, на международных и региональных требованиях, а также учитывают опыт установления обязательных требований к конкретной продукции в сфере технического регулирования в государствах  членах Таможенного союза, в том числе в смежном законодательстве, включая санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и иным объектам технического регулирования в соответствии со статьей 44 Закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» устанавливаются действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Применяемые обязательные требования (СНиП, СаНПиН, и стандартов) до принятия соответствующих технических регламентов, для производства и оценки (подтверждения) соответствия продукции, утверждены следующими постановлениями Правительства Кыргызской Республики от 11.01.06 №8, от 30.06.06 №473, от 30.12.05 №639.

Комиссия Таможенного союза 18 июня 2010 года утвердила ряд Решений, устанавливающих обязательные требования к товарам, поступающим на рынки стран Таможенного союза. Это Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные требования) к товарам, подлежащим ветеринарному контролю при ввозе на территорию Таможенного союза, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); стандарты различных категорий (ГОСТ; ГОСТР; СТБ; СТКР), устанавливающие обязательные требования к продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия.

В странах Таможенного союза в отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов законодательно закреплены требования обязательной их прослеживаемости со стороны производителей. В соответствии с требованиями Комиссии Таможенного союза ввоз животноводческих продуктов на таможенную территорию стран Таможенного союза разрешается только из хозяйств или предприятий третьих стран, включенных в Реестр организаций и лиц, осуществляющих их производство, переработку и (или) хранение.

По состоянию на 1 февраля 2012 года из 538 стандартов (количество ГОСТов – 314 документов; ГОСТР – 141 документ; СТБ – 77 документов; СТРК – 6 документов), указанных в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов о соответствии, в Кыргызской Республике приняты лишь 336 стандарта, то есть всего 62%. Работа по принятию этих стандартов продолжаются.

Замедление этой работы может привести к возникновению технических, в том числе санитарных, барьеров для экспорта товаров из Кыргызской Республики в страны Таможенного союза.
2.2.2. Сфера добровольных требований

Основную часть этой сферы составляет стандартизация. Участие в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (региональная организация по стандартизации для стран СНГ), а также заключение в девяностых годах ряда двухсторонних межправительственных соглашений в области стандартизации, сертификации и метрологии, в первую очередь с Российской Федерацией в 1994 году, сформировало собственную национальную систему стандартизации. По состоянию на 1 февраля 2012 года в Кыргызской Республике применяются около 21700 стандартов, из которых:

  • 93% составляют межгосударственные стандарты (ГОСТ);

  • 3,9 % - национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТР);

  • 2,25% - национальные стандарты Кыргызской Республики (КМС);

  • 0,08% - международные стандарты, принятые в качестве идентичных национальных стандартов (КМС ИСО, КМС МЭК);

  • 0,001% - национальные стандарты Республики Беларусь (СБТ).

Общий уровень гармонизации их с международными стандартами составляет около 44%. В рамках международных и региональных организациях по стандартизации, а также на основе двухсторонних соглашений формально можно покрыть потребность экономики Кыргызской Республики в стандартах.
  1   2   3   4

Похожие:

Регламентов iconРегламентов предоставления государственных услуг
Постановления Правительства Российской Федерации от 16. 05. 2011 n 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения...

Регламентов iconСаратовской области постановление
«О разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг и административных регламентов исполнения муниципальных...

Регламентов iconI. Общие положения Предмет регулирования Административного регламента
Федерации от 16 мая 2011 г. №373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных...

Регламентов iconПриказ
Российской Федерации от 16 мая 2011 года n 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных...

Регламентов iconАдминистраци я постановление
«Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и Порядка разработки...

Регламентов iconПриказ от 31 марта 2009 г. N 98 об утверждении административного регламента исполнения министерством юстиции российской
О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов...

Регламентов iconТекст документа по состоянию на июль 2011 года
Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных...

Регламентов iconФедерации государственной услуги по принятию решения
Российской Федерации от 16. 05. 2011 n 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций...

Регламентов iconРаспоряжение
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в целях организации разработки административных регламентов...

Регламентов iconОб утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной
Федерации от 16 мая 2011 г n 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных...