НазваниеТема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей».
Дата конвертации13.07.2013
Размер75.92 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение

плоских, круглых и кольчатых червей ».

Цель: Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедея-

тельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.

Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их организации в процессе игры;

Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.

Оборудование: таблицы«Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви», динамическая модель «Развитие цепня», влажные препараты »Аскарида» и «Печеночный сосальщик», таблички с названиями секторов, рисунки разных червей

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Проведение игры.

Работа наша будет проходить на игровом поле, состоящем из нескольких секторов. Каждый сектор - это задания по характеристике червей.

Зачитать эпиграф на доске: «Черви - это бескостное ползающее животное с вытянутым телом».
1 сектор «Моя семья». Составление схемы классификации червей. (трое сильных уч-ся составляют схему у доски, остальные в тетради).

Тип плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви






Класс Класс Класс Класс Класс
Ресничные Ленточные Нематоды Малощетин- Многощетин-

ковые ковые

Сосальщики

Пиявки

Работа с классом: ( беседа)

а)Назовите представителей каждого класса; б)Укажите количество видов;

в)Назовите среды жизни.

2 сектор «По одежке встречают».

Тест «Выдай паспорт». ( Приложение1). (Учащиеся работают парами по рядам: 1 ряд-плоские черви;2 —круглые;3- кольчатые черви; проверяют ответы друг у друга; сравнивают с готовыми правильными ответами на доске; ставят оценки).

Задание уч-ся: Назовите признаки, общие для всех червей.

Вывод: название «черви» объединяет несколько самостоятельных типов животных разных по строению и образу жизни, но имеющих общие признаки.
3 сектор «Дважды два четыре». Знание общей характе- ристики не дает нам полного представления об этих животных, поэтому мы повторим особенности систем органов, определяющих биологический прогресс от плоских червей к круглым и кольчатым. (Учащиеся отвечают на вопросы на карточках, по таблицам у доски).
4 сектор « Удивительно, но факт...» Составить логически

связанный рассказ о размножении червей.

(К доске выходят 3 уч-ся и составляет схему размножения плоских, круглых и кольчатых червей, используя слова подсказки на карточке; остальные проверяют, исправляют и дополняют). (Приложение 2).
5 сектор « Ирония судьбы». Многообразие червей.

( На рисунках изображены представители от каждого типа, соединить стрелками животных одного типа, стрелки направить от эволюционно более древнего к эволюционно более молодому организму). Приложение 3).
6 сектор « Наши «недобрые» знакомые».

Вопрос уч-ся:

а) О каких животных идет речь?

б) Почему они «недобрые» ?

в) Какое значение для паразитов имеет « Закон большого числа»?
(Рассказ сильного ученика о развитии цепня по динамической модели на магнитной доске).

Задание уч-ся: Какие паразитические черви вызывают заболевания: ФАСЦИОЛЕЗ, АСКАРИДОЗ, ЭНТЕРОБИОЗ.

(Учащиеся рассказывают об этих заболеваниях).

7 Сектор « МОЙДОДЫР» Памятки каждому уч-ся по профилактике заражения паразитическими червями. ( Приложение 4).
8 сектор «Очевидное невероятное». ( Приложение 5).

Задание уч-ся: а) Какое положительное значение имеют черви;

б) Прочитайте на стр.92 учебника о значении пиявок.

9сектор «Конкурс идей ».Учащиеся независимо друг от друга работают над задачами, а затем в порах обсуждают ответы. ( Приложение 6).

III. Итог урока.

Приложение № 1. Тест « Общая характеристика червей»

Подчеркните цифры, обозначающие общие для всех червей признаки.
1 . Двусторонняя симметрия тела.

  1. Трехслойное удлиненное тело.

  2. Полость тела заполнена паренхимой.

  3. Тело разделено на сегменты.

  4. Наличие тканей, органов и систем органов.

  5. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.

  1. Вторичная полость тела - целом.

  2. Звездчатые клетки с ресничками, открывающиеся наружу выделительными порами.

  3. Гермафродиты.

10. Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.

1 1 . Первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.

  1. Отсутствие твердых скелетных частей и настоящих расчлененных конечностей.

  2. Эктодермальная глотка и энтодермальная средняя кишка.

  3. Наличие кожно-мускульного мешка.

  4. Раздельнополые животные - половой диморфизм.

  5. Густая сеть капилляров в коже.

  6. Парные щупальца и глаза на переднем конце тела.

  7. На каждом сегменте тела две спинные и две брюшные щетинки.

  8. Хвостовые железы на заднем конце тела.

  9. Замкнутая кровеносная система, имеющая «сердца».

  10. Щетинки на передней части тела, иногда глаза.


Приложение № 2. Поясок, гермафродиты, яичники, наружное оплодо- творение, половым путем, совокупительная сумка, семенники, кокон, внутреннее оплодотворение, яйцо, перекрестное оплодотворение, муфта, раздельнополые, яйцевод, семяпровод, кутикулярные иголочки.


Приложение № 3








Приложение № 4.

Памятка

по профилактике заражения паразитическими червями.

  1. Тщательно мыть руки с мылом перед едой или после работы с землёй и посещения туалета.

  2. Овощи и фрукты мыть кипячёной водой.

  3. Избегать обсасывания травинок.

  4. Мясо и рыбу перед употреблением хорошо проваривать или прожаривать.

  5. Вовремя стричь ногти на руках, так как яйца червей скапливаются под ними вместе с грязью.

  6. Необходимо гладить нательное и постельное бельё.

  7. Проходить обследование на гельминты и выполнять рекомендации медработников.








Приложение № 5. Положительное значение червей.

  1. Улучшают плодородие почвы.

  2. Дождевые черви служат пищей кротам, ежам.

Морские и пресноводные колчецы служат пищей рыбам,
ракообразным, кишечнополостным, иглокожим, поедающим их в
больших количествах, азовских нереид специально развели в
Каспийском море в качестве корма для рыб.

  1. Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за
    первые признаки неблагополучия почвы.

Приложение № 6. Решение творческих задач:

1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок – циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.

  1. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

  2. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

  3. Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?

  4. Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья – хозяина в пищеварительную систему коровы?




Похожие:

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconТема урока образ жизни и внешнее строение дождевого червя
Цель урока. Показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополост­ными (во внешнем строении)...

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». icon«Сравнительная характеристика плоских и круглых червей»
Кутикула не имеет клеточного строения. Материал, из которого построена кутикула, выделяется (секретируется) покровным эпителием,...

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». icon«Покрытосеменные, особенности их строения и жизнедеятельности»
Задачи урока: Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях строения, среде обитания, значение их в природе и жизни человека...

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения, жизнедеятельности, многообразия, роль в природе

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconРассказ о хитиновом покрове
Задачи: расширить представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, показать роль в природе и практическое...

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconУроки 20-21. Отдел папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Роль в природе, практическое значение задачи уроков
Рассмотреть их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, хвощами и плаунами

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconТема: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих
Основные понятия и термины занятия: тип членистоногие, класс ракообразные, антенны, антеннулы

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconПрезентация по биологии (7 класс) по учебнику «Биология. Живой организм» (В. Б. Захаров, Н. И. Сонин)
Проводится по теме предыдущего урока Отдел Базидиомикота. Группа Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconФамилия Имя Класс Общая характеристика
У одной из паразитических групп плоских червей ленточных червей органов пищеварения нет и пища всасывается через покровы осмотически....

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей». iconУрок Тема: «Лишайники»
Цели: 1 обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лишайники», рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности лишайников...