Правда или вымысел?

НазваниеПравда или вымысел?
Дата конвертации08.08.2013
Размер166.46 Kb.
ТипВопрос


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дубовского района

«Дубовская средняя общеобразовательная школа №1»

2012

Криптозоология.

Правда или вымысел?

Ученицы 10 «Б» класса

МБОУ ДР «Дубовская СОШ№1»

Хохлачёвой Елизаветы

Криптозоология («изучение скрытых животных», от греч. — тайный, скрытый и зоология – наука о животных) — неакадемическое направление, предметом которого является целенаправленный поиск животных, считающихся легендарными или несуществующими, включая животных, которые в настоящее время считаются вымершими; животных, о которых рассказывается в легендах и мифах или о них рассказывают очевидцы; а также животных, существование которых считается невозможным в данной географической местности, по причине того, что она находится на значительном расстоянии от ареала их естественного обитания. Происхождение термина криптозоология связывают с именем бельгийского зоолога, путешественника и писателя Бернара Хевельмана.

Фактически криптозоология не является строго научной дисциплиной, и многие учёные и скептики классифицируют криптозоологию, как псевдонауку, и статьи по этой теме редко публикуются в научных журналах, однако официальное образование по этому предмету существует, хотя нет учёных, работа которых оплачивается для изучения криптозоологии научными организациями.

Криптозоология исходит из того, что на Земле может существовать определённое количество видов животных, численность которых достаточна для поддержания популяций, но мала для обнаружения их зоологами с помощью существующих методов.

Люди, занимающиеся криптозоологическими исследованиями, называются криптозоологами. Животные, которых исследуют криптозоологи, получили название криптиды. Этот термин был предложен Джоном Уоллом в 1983 г. Среди наиболее известных криптидов Чупакабра, Оборотень, Снежный человек и Лох-Несское чудовище.

Чупакабра ( «сосущий коз», «козий вампир») — мифическое существо убивающее домашних животных. Достоверных сведений о существовании чупакабры нет, тем не менее, СМИ периодически распространяют свидетельства людей, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. Зачастую за «чупакабру» принимают животных (лисицкойотовшакалов), видоизмененных в результате мутаций или болезней. Считается, что чупакабра охотится ночью и нападает на беззащитных животных, высасывает кровь и исчезает.

На протяжении 1975 года в Пуэрто-Рико прокатилась волна необъяснимой гибели скота. Погибали животные из-за тяжёлых увечий, во многих случаях скот оказывался полностью обескровленным. Эти события так и остались загадкой, но спустя 20 лет, в 1995 году, всё повторилось снова. Увечья и обескровливание обрушились на домашних животных с невиданной силой, и в течение двух последующих лет возрастало количество свидетельских сообщений о странном существе, виновнике странных смертей . Это существо начали называть «Эль-чупакабрас» (дословно — «высасывающий коз»). Поначалу власти считали, что каждое сообщение о встрече с чупакаброй — либо истерия, либо мистификация. Но так считалось до тех пор, пока количество подобных сообщений не достигло огромного числа. Однажды рядом с изувеченным трупом козы нашли волос, явно козе не принадлежавший. Учёные, исследовавшие этот волос в японской лаборатории, пришли к выводу, что волос принадлежит неизвестному науке животному. Из Пуэрто-Рико феномен чупакабры распространился по всей Латинской Америке. По описаниям большинства очевидцев, чупакабры имеют высоту 130—150 сантиметров. Внешне они похожи на пресмыкающихся, но строением тела напоминают кенгуру с шипами вдоль хребта и голову со сверкающими глазами навыкате, такими, как у гуманоидов.  Иногда эти существа безволосы, с серо-зелёной кожей, иногда покрыты чёрным или серым мехом. Между передними лапами и грудной клеткой находится кожная сумка, вероятно, позволяющая им летать, или планировать подобно белкам-летягам. Их ротовая полость с тремя клыками устроена так, что позволяет рвать и кромсать, а также высасывать.



Оборотень (другие названия: ликан, ликантроп, волкодлак, перевёртыш, окрута, окрутник) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться из человека в животное или наоборот.

Около 1 % всех обнаруженных рисунков «каменного века» представляют собой изображения гибридов животных и людей. У изображённых существ встречены звериные черты бизона, оленя, лошади, кошки, летучей мыши, кенгуру, облик птицы, ящерицы, рыбы. Самая древняя статуэтка подобного существа — человека с головой кошки была найдена в Германии и датируется 32 тысячами лет назад.

Мифический образ оборотня мог возникнуть благодаря физиологическим нарушениям в человеческой природе. Зарегистрированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру — волком. Другое генетическое отклонение, «врождённый гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Первое задокументированное описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой из Университета Гвадалахары, под руководством Хосе Мария Канту. Исторически, рождённые с этим отклонением порой брались на работу в цирк, где выступали для развлечения публики в качестве «оборотней» или «человекообезьян».

Случаи, связанные с оборотничеством, долгое время рассматривались учеными не более как сказки. Но вот в 1963 году доктор Ли Иллис из Хемпшира представил в британское Королевское медицинское общество работу под названием "О порфирии и этимологии оборотней". В ней на основании неопровержимых документов и глубоких научных исследований он доказывал, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование. Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.

То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело -- наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях - закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат. В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а, например, Цейлон вообще не знаком с подобной бедой и о вервольфах здесь никто ничего и никогда не слышал.

Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно и во многом объясняет природу феномена, считавшегося в просвещенных кругах на протяжении столетий чушью. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем в течение каких-то часов? Сам Иллис считает такое "обратное превращение" теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако факты свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.

В Еропе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во франции подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон об истреблении оборотней.

Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили, что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы северной Германии считали, что произнесение слова"волк" в декабре, провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии являются ликантропией...


Снежный человек (йетисасквочбигфутэнжей) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен. Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На СуматреКалимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

В 1987 году усилиями Ж.-М. И. Кофман и других энтузиастов поисков снежного человека было учреждено Российское объединение криптозоологов, или Общество криптозоологов. Общество имело официальный статус при Министерстве культуры СССР и получило большую помощь от газеты «Комсомольская правда», которая финансировала покупки приборов ночного видения, средства связи, фотоаппаратуру, медикаменты для обездвиживания и обеспечивала поддержку представителей власти на местах. Так, например, под эгидой Общества криптозоологов в Казахстане исследования вел биолог и писатель-натуралист П. И. Мариковский. Общество продолжает свою работу, выходят публикации его членов.

Лох-Несское чудовище - водное чудовище, согласно легендам, обитающее в шотландском озере Лох-Несс. По преданию, первыми, кто поведал миру о таинственном существе в далеком шотландском озере, были римские легионеры, с мечом в руках осваивавшие кельтские просторы на заре христианской эры. Местные жители увековечили в камне всех представителей шотландской фауны — от оленя до мыши. Единственным каменным изваянием, идентифицировать которое римляне не смогли, было странное изображение длинношеего тюленя исполинских размеров. Географический атлас за 1325 год ссылается на «большую рыбу со змеиной шеей и головой» в Лох-Нессе. Следующее упоминание относится к 1527 году, когда разгневанное существо крушило на берегу дубы и калечило людей. Потом «монстр» вроде бы надолго утихомирился, но вдруг в 1880 году при полном безветрии и ясном небе на озере перевернулся и пошёл ко дну вместе с людьми небольшой парусник. Сразу вспомнили о чудовище, благо нашлись люди, которые видели его. Таково начало легенды о Лох-несском чудовище. Весной 1933 года газета «Инвернесс курьер» впервые опубликовала подробный рассказ супружеской четы Маккей, которые воочию столкнулись с Несси. В том же году по северному берегу озера начали строить дорогу. На пустынных берегах появляется много людей, машин, окрестности оглашаются взрывами и рёвом моторов. Неизвестно, что больше овладело существом — раздражение или любопытство, — но именно в это время его видели особенно часто. Некий Э. Маунтер организовал вокруг озера сеть наблюдательных пунктов. За 5 недель чудовище показалось 15 раз. В 1934 году вопрос о существовании Несси был вынесен на повестку дня парламента Шотландии, предлагалась поимка животного. Однако эту идею отклонили, а всё больше учёных стало говорить, что доказательств существования Лох-Несского чудовища нет В 1943 году военный летчик Б. Фэррел доложил начальству, что, пролетая над озером на высоте 250 ярдов, он ясно видел Несси. Но в те годы англичанам было не до чудовищ. В 1951 году чудовище видели местный лесник и его приятель. На следующий год миссис Грета Финели с сыном наблюдали Несси в воде у самого берега. В 1957 году миссис Констанс Уайт, многие годы проживавшая на берегу озера, выпустила книгу «Это более чем легенда», в которой было собрано 117 рассказов очевидцев, видавших Несси. Во всех рассказах внешний вид животного описывался примерно одинаково: толстое массивное тело, длинная шея, маленькая голова. Летом 2009 года житель Великобритании заявил, что во время просмотра спутниковых фотографий на сайте Google Earth увидел искомое существо. На фотографии сервиса действительно видно нечто, отдалённо напоминающее крупное морское животное с двумя парами ласт и хвостом.

Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка».

Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами».

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин.



Бодминский зверь - похожее на большую кошку животное, которое с 1983 года видели более 60 раз в местности Бодмин-Мур (Корнуолл, Англия).

Сообщения о Бодминском звере поступали от многих очевидцев из местности, известной как Бодмин Мур. Первые сообщения появились в 1971 году и продолжаются до наших дней.

«Щупальца, растущие из лопаток, являются основным оружием трехметрового Зверя. Лапы и клыки он использует крайне редко, потому что ближний бой лишает его основной защиты, отразившейся в его названии. Дело в том, что Зверь проецирует свою "голограмму" — иллюзию — на некоторое расстояние от себя, тогда как сам остается невидимым».

Интересно то, что Бодминский зверь обитает в месте, известном как центр древних магических ритуалов и культов. Эта местность полна культовых круглых камней и погребальных насыпей, относящихся ко временам задолго до нашей эры. Здесь находят остатки фигур, выложенных из земли и камня, представляющих собой знаки зодиака. Также Бодмин Мур часто посещали рыцари тамплиеры. Согласно старинным легендам, они имели здесь тайное святилище. Горняки, работавшие в кобальтовых шахтах Бодмин Мура, говорили об обитающих под землей демонах. После целого ряда сообщений очевидцев в 70-х годах, была организована охота на Бодминского зверя. По сообщениям местной прессы тех лет, английские солдаты выследили и окружили существо в старом сарае на болотах, недалеко от одного из древних каменных кругов. Однако когда они вошли туда, существо непонятным образом исчезло. Этот случай породил догадки о том, что Бодминский зверь в действительности представляет собой привидение. Впрочем, существует и другая точка зрения. Согласно ей, существо просто нашло другой выход, воспользовавшись одной из многочисленных старых кобальтовых шахт, которыми изобилуют окрестности.
Бодминский зверь был неоднократно заснят на видеокамеры. Найдено также много следов его присутствия, таких как мертвые животные, убитые крупным хищником. Однако до сих пор никому не удавалось его поймать. Загадка Бодминского зверя до сих пор остается неразрешенной.

Олгой-Хорхой(монг. «червь, подобный толстой кишке коровы») — легендарное существо, толстый червь, якобы обитающий в безлюдных пустынях Монголии и убивающий крупный скот и людей, — предположительно, электрическим разрядом либо, что менее вероятно, ядом. Существо розового либо красного цвета.

В 1922 году в Монголию отправилась Центральноазиатская научная экспедиция, которая финансировалась Американским музеем естественной истории и которую возглавлял американский профессор-палеонтолог Рой Чепмен Эндрюс. В 1926 году вышла книга этого автора под названием «По следам древнего человека», в которой и содержались первые сообщения об Олгой-Хорхое:

«Колбаса около двух футов длины, без головы и ног, настолько ядовитое, что одно только прикосновение к нему означает верную смерть. Говорят, что оно обитает в самых засушливых песчаных частях Западной Гоби».

В период 1946—1949 гг. АН СССР провела серию экспедиций в пустыню Гоби, в одной из которых принимал участие Иван Ефремов. Это путешествие он описал в книге «Дорога ветров».

В небольшом рассказе Ивана Ефремова (19421943) говорится:

«Во время своих путешествий по Монгольской пустыне Гоби я встречал много людей, рассказывавших мне о страшном червяке, обитающем в самых недоступных, безводных и песчаных, уголках гобийской пустыни. Это легенда, но она настолько распространена среди гобийцев, что в самых различных районах загадочный червяк описывается везде одинаково и с большими подробностями; следует думать, что в основе легенды есть правда. По-видимому, в самом деле в пустыне Гоби живет ещё неизвестное науке странное существо, возможно — пережиток древнего, вымершего населения Земли».

Современные туристы и криптозоологи нередко воспринимают эту легенду всерьез и занимаются бесплодными поисками Олгой-Хорхоя. Изо всех известных науке животных наибольшее сходство с Олгой-Хорхоем имеют двуходки, чьи вымершие предки имели ядовитые железы.

Огопого (англ. Ogopogo)— чудовище, согласно индейским легендам, обитающее в озере Оканаган (Британская Колумбия,Канада). По описаниям, имеет бревнообразную форму длиной четыре-шесть (иногда до девяти) метров и толщиной 40-60 сантиметров, с головой, напоминающей лошадиную или козлиную. Архивные записи о встречах с Огопого существуют с 1872 года, всего о наблюдении сообщали свыше 200 человек.

Наиболее ранние архивные упоминания о встрече белых канадцев с Огопого относятся к 1872 году.

Наиболее массовое свидетельство о встрече с озёрным монстром относится к 1926 году, когда его одновременно видели пассажиры примерно тридцати автомобилей. После этого редактор газеты «Vancouver Sun» написал: «Слишком много достойных людей видели его, чтобы игнорировать значимость подлинных фактов». В 1947 году Огопого одновременно наблюдали пассажиры нескольких лодок.

В большинстве описаний, как указывает криптозоолог Рой Мэкел, говорится о гладком теле зеленовато-бурого или золотисто-коричневого цвета, практически без чешуй (которые упоминают только те, кто видел существо с близкого расстояния), с щетиной или гривой в районе головы.

В 1968 году Огопого был снят на плёнку Артуром Фолденом, чьи кадры считаются сторонниками версии о реальности монстра одним из наиболее убедительных доказательств в их пользу. На плёнке запечатлён некий тёмный объект, движущийся под водой. В 1989 году, по сообщениям газет, канадец Кен Чаплин снял видеозапись продолжительностью три с половиной минуты, на которой можно разглядеть длинное тело, извивающееся под поверхностью воды. Существуют также многочисленные фотографии, снятые разными людьми в последние десятилетия.

Если знаменитую Несси многие считают дожившим до наших дней плезиозавром, то в отношении Огопого подобного единодушия нет. Некоторые как, например, репортёр из Келоуны Фрэнк Лиллквист, считают, что и он является плезиозавром; криптозоолог Рой Мэкел полагает, что речь идёт о примитивном ките зейглодоне, или базилозавре, которых как раз отличала змееподобная форма тела.В то же время высказываются сомнения в возможности существования Огопого, в частности, основанные на том, что биомасса озера неспособна поддержать существование животного таких размеров. Куратор Келоунского музея Селест Ганассен указывает на сходство легенд об озёрных чудовищах у индейских племён по всей Канаде как доказательство того, что Огопоговсего лишь миф. Одно из альтернативных объяснений предполагает, что наблюдатели могли видеть выводок выдр, плывущих одна за другой, чьи спины виднелись из воды. Другие объяснения упоминают осетров и других крупных рыб, бобров, оленей и просто брёвна.

Выводы: Я провела небольшие исследования, спросив у 80 человек, верят ли они в существование некоторых криптидов, результаты оправдали мои ожидания. Я предполагала, что большая часть опрошенных мною школьников либо не верит в существование криптидов, либо вообще ничего о них не знает. Моей целью не была пропаганда такой науки, как криптозоология, но думаю, что каждый из участников опроса заинтересовался ей.

Имеет ли право криптозоология на статус самостоятельной науки?

В последние годы криптозоология активно претендует на статус самостоятельной науки, либо на признание ее в качестве отдельного раздела зоологии. Но ассоциации официальной науки при упоминании о криптозоологии тождественны несостоятельным проискам энтузиастов без специального биологического образования, находящихся в бессмысленном поиске криптид. Ученые с мировыми именами обвиняют криптозоологов в погоне за сенсацией. Действительно, многие криптозоологи стремятся к выдвижению сенсационного заявления, что подрывает научную репутацию криптозоологии. Но большинство «ученых»-криптозоологов, серьезно подходящих к проблеме изучения «скрытых» видов животных, выдвигают противоречивые доказательства и не стремятся навязать общественности мнение о реальности криптид. Ученые – зоологи порой признают актуальность доказательств существования не признанного на данный момент животного, но опасаются за свою репутацию, поэтому не спешат заниматься изучением проблемы, противоречащей сложившимся за многие столетия научным обоснованиям.

Там не менее, тенденция последних лет в области криптозоологии свидетельствует о возможном признании ее отраслью зоологии или ее выходом в разряд самостоятельной науки. Возможно, будут найдены животные, в поиске которых в данный момент находятся криптозоологи.


Похожие:

Правда или вымысел? iconПриметы: правда или вымысел?
Приложение Дневник погоды
Правда или вымысел? iconКомпетентностно- ориентированные тесты по литературе
На Всемирный День Чтения вас как специалиста по древнегреческой мифологии попросили выступить с докладом для учащихся 3 4 – Х классов...
Правда или вымысел? iconВысшие мозговые функции у пожилого и старого человека: правда и вымысел
В настоящее время показано, что в норме изменения когнитивных функций при старении выражены незначительно и потому никогда не вызывают...
Правда или вымысел? iconРассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке
В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна
Правда или вымысел? iconРусская Правда Правда Ярославичей Устав Владимира Мономаха
Программно-методическое обеспечение: «История России с древнейших времен» Сахаров А. Н., Просвещение 2002 г., Боголюбов Л. Н. «Человек...
Правда или вымысел? iconПодвиг Ивана Сусанина быль или вымысел?
Этот вопрос, и я решил в нём разобраться
Правда или вымысел? iconУрока по учебно-тематическому плану
Парламентская демократия: вымысел или реальность (Parliamentary Democracy. How Does It Work?)
Правда или вымысел? iconРусская Правда" "
Русская Правда" древнейший памятник отечественной истории. Это первый свод древнерусских законов, дошедший до нашего времени. Анализ...
Правда или вымысел? icon1. русская правда в краткой редакции *
Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая "Правда" карала за нарушение имущественных прав и личной...
Правда или вымысел? iconРеферат По дисциплине «Технологии учебной мультипликации» На тему: «Правда о мультфильмах»
Но всегда ли полезны мультфильмы? Нам, как учителям начальных классов, необходимо знать, какой силы воздействие может получить ребенок,...