1. Необходимость, сущность и функции финансов

Название1. Необходимость, сущность и функции финансов
Дата конвертации12.08.2013
Размер249.06 Kb.
ТипДокументы
Раздел 1. Понятие финансов и финансовой системы
Тема 1. Необходимость, сущность и функции финансов

1. Финансы как экономическая категория, их сущность и место в системе экономических отношений

2. Общая характеристика денежных отношений, составляющих содержание финансов

3. Взаимодействие финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения национального дохода

4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

5. Характеристика функций финансов
1.

Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

Итак, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, то есть именно прибавочный продукт, а не государство является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

- во-первых, товарное производство;

- во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями;

- в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части - прибыли.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт как объектом обеспечения воспроизводственного процесса, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Необходимость финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория).

Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно - экономической формации (финансы не могут быть ни социалистическими, ни капиталистическими), кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель - выработка эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций.

Для того, чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, необходимо отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как:

производство распределение обмен потребление.

В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. В системе этих отношений финансы функционируют посредством денег, а это значит, что в процессе взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако, деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, так как деньгам, как экономической категории присущи свои специфические функции.

Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:

1. Финансы - это денежные отношения;

2. Финансы присущи всем формациям;

3. Финансы регулируются государством;

4. Финансы - это распределительная категория;

5. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов.

Таким образом, можно дать следующее определение:

Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.
2.

К финансовым отношения, определяющим содержание финансов, относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

- денежные отношения предприятий и хозяйствующих организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле - продаже товаров и услуг (Предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку. В этом случае имеет место не только смена форм стоимости (товар - деньги), но и возникают финансовые отношения, когда предприятие получает определенную сумму чистого дохода - основного источника образования денежных фондов, направляемого на обеспечение процесса расширенного воспроизводства);

- денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в государственный бюджет в различных формах (налоги, взносы, штрафы) и финансированием из государственного бюджета, а также денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных и страховых фондов (при внесении платежей предприятиями и гражданами во внебюджетные фонды и получении ресурсов из них, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая);

- денежные отношения предприятий со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, связанные с выплатой заработной платы, премий, материальных пособий и помощи, дивидендов;

- денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; при хранении предприятиями части прибыли на счетах банков и получении по ним процентов;

- денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами по поводу распределения прибыли и оказанию финансовой помощи, а также по поводу создания совместных денежных фондов;

- отношения между государством и местными бюджетами по поводу субсидирования;

- отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами по поводу субсидий и налогов;

- отношения между государствами по поводу оказания и получения финансовой помощи;

- и многие другие.

Основу финансов составляют финансовые отношения хозяйствующих субъектов.
3.

Распределение ВНП и НД осуществляется при помощи всех распределительных категорий. Использование нескольких экономических категорий в качестве инструментов распределения говорит о сложности данного процесса, в ходе которого должны быть удовлетворены самые разнообразные потребности участников распределения.

3.1. Финансы и цена

Исходным моментом появления финансовых отношений является процесс первичного распределения стоимости на составные ее элементы

(W = V + С + m).

Экономическим инструментом, через который происходит первичное распределение стоимости на ее составные части, является цена.

Цена - это денежное выражение стоимости, основа и начало распределительного процесса.

В самом начале процесса производства известно, что в цене будут заложены и отражены составные элементы стоимости (W): фонд возмещения израсходованных средств производства (С), необходимый продукт (V) и прибавочная стоимость (m). Фактически уже в процессе производства государство или рынок определили цену, с учетом всех элементов затрат, иначе производство товара не имело бы смысла.

В распределительном процессе роль цены двояка: с одной стороны, она создает условия и предопределяет позиции будущего распределения; а с другой стороны, сама является инструментом распределения.

Процесс взаимодействия и взаимосвязи финансов и цены происходит следующим образом:

Во-первых, через цену совершается первичное распределение ВНП и НД с его основными структурными элементами, включая чистый доход, который является исходным элементом, определяющим финансовые отношения, реализующиеся через цену;

Во-вторых, часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства (С) и восполнение необходимого продукта (V), то есть воспроизводится цена, обеспечивающая новое качество и новый виток процесса производства;

В-третьих, другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей;

В-четвертых, расщепление чистого дохода и направление одной его части на расширенное воспроизводство и другой - в централизованный фонд финансовых ресурсов опосредуют начало процесса перераспределения ВНП и НД.

Перераспределение финансовых ресурсов в народное хозяйство на практике происходит посредством финансового механизма через бюджет по двум основным направлениям: прямое бюджетное финансирование и регулирование цен.

Отсюда, финансовые отношения объективно охватывают совокупность распределительных и перераспределительных отношений, реализуются через цену и ее структурообразующие элементы: налоги и неналоговые платежи, амортизация, начисления на заработную плату, страхование и т.д., находящие свое выражение в себестоимости и чистом доходе в их первичном распределении. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

3.2. Финансы и заработная плата

В распределении ВНП в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует и заработная плата. По своему экономическому содержанию она отражает фонд жизненных средств работников наемного труда.

До выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд (фонд оплаты труда). Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. В материальном производстве ФОТ образуется за счет выручки от реализации, а в непроизводственной сфере - за счет средств бюджета.

Таким образом, финансы и заработная плата органически связаны друг с другом, что приводит к их взаимодействию в процессе распределения стоимости.

С одной стороны, финансы создают условия для действия отношений, составляющих содержание заработной платы (отсутствие достаточных финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты начисленной заработной платы. В таких случаях определенные границы количества и качества труда отдельных работников не могут материализоваться в денежном эквиваленте.).

С другой стороны, заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источников формирования финансовых ресурсов предприятия, то есть она постоянно находится в обороте предприятия. В результате, будучи самостоятельной категорией товарного производства, вступает в финансовые отношения на время разрыва между моментом ее начисления и передачей в руки владельцев.

В экономическом содержании финансов и заработной платы есть общие черты: они участвуют в распределении вновь созданной стоимости (V + m); играют важную роль в общественном воспроизводстве, обеспечивая рост эффективности производства.

В то же время между ними есть и определенные различия:

- сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. С помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный, а посредством финансов распределяется и перераспределяется весь ВНП;

- заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, а финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.);

Таким образом, заработная плата позволяет определять параметры ФОТ и осуществлять его распределение и использование. С помощью же финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе и фонд заработной платы).

Особенности заработной платы и финансов обуславливают необходимость их комплексного использования.

3.3. Финансы и кредит

Финансы тесно связаны с кредитом, имеют родственную с ним экономическую природу. Их объединяют такие общие черты, как:

- основой функционирования и финансов и кредита являются товарно - денежные отношения;

- финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме;

- и в финансовых и в кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения и средства платежа;

- посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;

- в кругообороте фондов предприятия нет различия между "собственным" и "кредитным" рублем;

- финансовые и кредитные ресурсы, как правило, используются комплексно: при недостатке у предприятия финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса они используют банковские кредиты; с другой стороны, временно свободные денежные средства предприятия хранят на банковских счетах, а банки используют их в качестве кредитных ресурсов в работе с другими клиентами;

- взаимосвязь финансов и кредита проявляется в банковском проценте: банк за предоставление ссуды взимает определенную сумму денег в виде процента; с другой стороны предприятия получают дополнительную сумму средств в виде процента при хранении своих денег в учреждении банка.

Наличие общих черт между финансами и кредитом обуславливает органичное сочетание финансового и кредитного методов обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

В то же время между категориями финансов и кредита существуют и различия, определяющие степень участия их в распределительном процессе, их место в системе производственных отношений, а именно:

- финансовые ресурсы формируются в процессе распределения и перераспределения ВНП и НД, а кредитные ресурсы - только на стадии перераспределения за счет временно свободных средств;

- финансовые ресурсы предоставляются бесплатно, а кредитные ресурсы выдаются на условиях срочности, платности и возвратности;

- направления использования у финансовых ресурсов шире, чем у кредитных. Финансовое перераспределение средств осуществляется, как между хозяйствующими субъектами, так и по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями. Кредитное же перераспределение связано с перемещением денежных средств между участниками распределительного процесса.
4.

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, главным образом, чистого дохода, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД.

финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на: финансовые ресурсы государства;

финансовые ресурсы предприятий;

финансовые ресурсы специальных фондов;

финансовые ресурсы населения.

Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие:

1. Государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

- налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц;

- неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...)

2. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

- собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы... );

- заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...);

- привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...)

3. Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

- специальных налогов;

- добровольных взносов;

- средств государственного бюджета

4. Финансовые ресурсы населения формируются за счет:

- заработной платы;

- пособий, пенсий, стипендий;

- дотаций;

- сумм страховых возмещений...
5.

Функция - это внешнее проявление внутреннего свойства данного явления, то есть - проявление сущности данной категории.

Сущность финансов проявляется в функциях, которые они выполняют, а именно: распределительная и контрольная.

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение созданного в обществе продукта и НД и контроль за этим распределением.

Источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях является ВНП. Процесс его распределения осуществляется с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением ВНП и его составных частей в денежной форме и, тем самым, создание условий для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли - продажи с целью удовлетворения интересов участников распределительного процесса.

Субъектами финансового распределения являются: государство, предприятия, учреждения, организации, предпринимательские фирмы, физические лица.

Объекты финансового распределения: ВНП, НД, национальное богатство, выручка, прибыль, заработная плата и другие доходы и поступления.

Следует различать понятия: первичное распределение и перераспределение (то есть вторичное, третичное и т.д.).

При первичном распределении стоимости ВНП происходит ее разложение:

ВНП С + V + m

C - фонд возмещения;

V - заработная плата;

m - прибавочная стоимость (прибыль, %, рента) + НДС.

При перераспределении часть заработной платы в виде налогов поступает в бюджет государства.

При третичном распределении осуществляется финансирование обороны, образования, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства из централизованных фондов (государственный бюджет и внебюджетные фонды).

Далее вновь происходит пополнение бюджета государства за счет налогов, взимаемых с произведенного в обществе продукта и заработной платы рабочих и служащих.

Приведем пример:

Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные в процессе производства средства производства (С), обеспечивая, тем самым, непрерывность процесса производства. Размер выделяемой части определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ) (V), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС и Фонд занятости. И, наконец, остается прибыль (m). Произошло как бы распределение первого порядка.

Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, то есть распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и Пенсионным Фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об его полной отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако, формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд.

Следует отметить, что перераспределительные процессы в РФ происходят в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу менее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение НД происходит между:

- производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

- отраслями материального производства;

- отдельными регионами страны;

- формами собственности;

- социальными группами населения...

Конечная цель распределения и перераспределения ВНП и НД, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении достойного качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена основной задаче: достижение наилучших результатов при наименьших затратах.

* * *

Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно.

Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов это, прежде всего, "контроль рублем" в процессе объективно существующих денежных отношений.

"Контроль рублем" ведется за производственными и непроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Контрольная функция финансов отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением созданного в обществе продукта через движение финансовых ресурсов. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной (денежной) форме и получает выражение в образовании финансовых ресурсов, формировании и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем, движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства, так как без него не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция финансов обусловлена нормативным характером денежных отношений. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает, в свою очередь, содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция и вне ее контрольная не существует, так как нет объекта контроля.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая отражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция с помощью стоимостных показателей (выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.), используемых для измерения и оценки различных экономических процессов.

Важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банковской сферой, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых органов и налоговых служб.

При этом понятие финансовый контроль по своему смыслу отличается от понятия контрольной функции финансов.

Финансовый контроль - это практическое использование контрольной функции финансов как присущего ему внутреннего свойства.

Финансовый контроль необходимо отличать и от понятия "контроль рублем", которое является более широким, так как осуществляется посредством всех распределительных категорий. То есть контроль при помощи финансов, цены, заработной платы и кредита.

Контрольные вопросы

1.Назовите факторы, определяющие экономическое содержание финансов.

2.Дайте определение финансам как экономической категории.

3.Определите границы функционирования финансов, определив состав финансовых отношений.

4.Назовите экономические категории, которые участвуют в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта.

5.Опредеите общие черты и отличия таких категорий как финансы, цена, заработная плата и кредит. Как проявляется взаимосвязь данных категорий?

6.Что является материальной основой функционирования финансовых отношений?

7.Есть ли разница между понятиями "денежные средства" и "финансовые ресурсы"?

8.Назовите главное условие роста финансовых ресурсов.

9.Как понимается термин "функция" вообще и применительно к финансам?

10.Какие функции выполняют финансы?

11.Определите объект действия распределительной функции финансов.

12.Назовите субъекты финансового распределения.

13.В чем проявляется сущность и специфика распределительной функции финансов.

14.В чем отличие первичного распределения от перераспределения?

15.В чем заключается сущность и специфика контрольной функции финансов?

16.Что является объектом действия контрольной функции финансов?

17.Назовите субъекты финансового контроля.

18.Какова разница между понятиями "контрольная функция финансов", "контроль рублем" и "финансовый контроль"?

Тема 2. Финансовая система государства
1. Понятие финансовой системы страны, экономические основы ее построения

2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика, взаимосвязь и назначение
1.

Как уже отмечалось, финансы выражают денежные отношения. Несмотря на то, что качественно все эти отношения однородны (так как они возникают по поводу формирования и использования фондов денежных средств) они, тем не менее, различаются между собой. В любом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений и, каждая их них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от операций с ценными бумагами и др.. А государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом этого, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако, это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.

Таким образом, финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

При этом основополагающими элементами финансовой системы являются финансовые отношения и фонды денежных средств.
2.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы:

  1. финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

  1. общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

- предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

- предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

- предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

- предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

- предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

  1. финансы предприятий материального производства и

  1. финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделятся на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья, как:

а). финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б). финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в). финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на коллективной (акционерной, частной) форме собственности - их удельный вес около 85% от общего числа зарегистрированных субъектов хозяйствования.

Следует отметить, что подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (учреждения культуры, образования, здравоохранения). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как:

  1. государственный бюджет;

  1. внебюджетные фонды;

  1. государственный кредит;

  1. страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления.

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. Его роль как централизованного фонда денежных средств государства велика, так как через него перераспределяется около 50% НД страны.

Так же велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами. Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость государственного кредита заключается в том, что существует постоянная нехватка средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

Специфические особенности страховых отношений заключаются в том, что:

1. в отличие от финансов, которые охватывают распределение и перераспределение финансовых ресурсов, страховые отношения связаны только со сферой перераспределительных отношений;

2. эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления событий (страховых случаев), которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение финансовой системы. Назовите составные элементы финансовой системы.

2.По какому принципу выделяют сферы финансовой системы?

3.Почему необходимо выделять отдельные звенья в системе финансов?

3.Охарактеризуйте основные звенья финансовой системы.

4.Что является основой финансовой системы России?

5.В чем заключается специфика финансов предприятий сферы материального производства?

6.Какие звенья включает в себя сфера общегосударственных финансов?

7.Почему бюджет является ведущим звеном общегосударственных финансов?

8.Каково назначение внебюджетных фондов и особенности их функционирования?

9.Дайте определение государственного кредита. В чем выражается его необходимость?

10.В чем заключается специфика страховых отношений и их отличия от финансовых отношений?

Похожие:

1. Необходимость, сущность и функции финансов icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов в условиях глобальной экономики сивилов В. Ю
Деньги, выполняя роль средства обращения, становятся капиталом, то есть самовозрастающей стоимостью, или стоимостью, приносящей прибыль...
1. Необходимость, сущность и функции финансов icon1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
...
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconОбщие теории налогообложения 10 2 Сущность налога, его элементы, виды и функции
Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах 102
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconМинистерство финансов российской федерации письмо
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации по вопросу применения Приказа Министерства...
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconСущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография

1. Необходимость, сущность и функции финансов icon1. Социально-экономическая сущность маркетинговых коммуникаций
Реклама как инструмент маркетинговых коммуникаций в российской экономике (понятие, роль, функции и классификация)
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconВ. В. Уруймагов аспирант 3 года обучения виу необходимость научного подхода к изучению финансовой политики государства
Преодоление противоречий, неизбежно возникающих в обществе, является главной задачей для государства. Наличие государства и товарно-денежных...
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconУрок по теме «Движение»
Образовательные: познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения...
1. Необходимость, сущность и функции финансов iconБюджетный дефицит: сущность, причины, виды
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения