Примерная программа основного общего образования

НазваниеПримерная программа основного общего образования
страница1/3
Дата конвертации13.08.2013
Размер471.03 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3
8 – 9 класс

Основная часть

1.Сквозная линия:

  • Границы России.
  • Рельеф и полезные ископаемые.
  • Климат и внутренние воды.
  • Почвы.
  • Природные зоны.
  • Население.
  • Хозяйство России.
  • Регионы России.
  • Мурманская область.



2.обязательный минимум содержания образовательной области:


Стандарт основного общего образования.

Примерная программа основного общего образования

Особенности географического положения России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономичес-

кая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно- территориального и политико- административного

деления страны.

Раздел 1. Особенности географического положения России. (10 часов)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.
Границы России. Государственные границы России и их виды: морские и сухопутные границы, воздушное пространства и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы. 1.Характеристика географического положения России. 2. Сравнение географического положения России и других стран. 3. Определение поясного времени для разных городов России.

Природа России.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

Типы климатов, факторы их формирования, кли-

матические пояса. Климат и хозяйственная

деятельность людей.

Многолетняя мерзлота.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на террито-

рии страны. Природно-

хозяйственные различия

морей России. Почвы и почвенные ресурсы, раз-

мещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия

почв. Стихийные приро-

дные явления на терри-

тории страны. Растительный и живот-

ный мир России. Природные зоны .Высо- тная поясность. Особо охраняемые природные

территории .Выявление зависимости

между тектоническим

строением, рельефом и

размещение основных

групп полезных ископаемых;

Зависимость между

режимом, характером

течения рек, рельефом и

климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.


Раздел 2. Природа России. (30 часов ).

Природные условия и ресурсы. Понятие о природных условиях и ресурсах Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Рельеф: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего района.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек. Опасные явления. Связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва- особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва- национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своей местности.

Природно – хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы. Высотная поясность. Заповедники. Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы. 1.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. 2.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.3.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 4. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристик

условий жизни и хозяйственной деятельности населения.5.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.6. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.7.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. 8.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.9.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.


Население России .Чело

веческий потенцеал страны. Численность ,размещения, естествен-

ное движение население. Народы и основные рели

гии России.Направление

и типы миграции. Поло

вой и возрастной состав

Особенности расселе-

ния; городское и сельское население.

Основная полоса расе-

ления . Роль крупней-

ших городов в жизни

страны.

Выявление территори

альных аспектов межнациональных отношений.

. Анализ карт насе

ления России. Определение основных

показателей характеризующих

население страны

и ее отдельных территорий.



Раздел 3.Население России. (10 часов).

Человеческий потенциал страны. Численность населения страны России в сравнении с другими странами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже 20 и 21 веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности Расселения населения России. Географические особенности размещения населения: обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Основная полоса

Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельские поселения.

Миграции населения России. Направление и типы миграций на территории страны. Причины , порождающие миграции. Основные направления миграционных потоков не разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.

Географическое различие в уровне занятости и уровне жизни населения, факторы их определяющие.

Практические работы. 1.Анализ карт населения. 2.Определение и анализ основных статистических показателей характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. 3. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно- ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Раздел 4. Хозяйство России .(30 часов ).

Особенности развития хозяйства России. Предприятие- первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структура хозяйства: особенности.

Первичный сектор экономики. Состав и особенности отраслей первичного сектора .Выдающая роль первичного сектора в экономике России. Природно- ресурсный потенциал России: оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля- главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса- важная часть национального богатство страны. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины- традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики . Состав вторичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно - энергетический комплекс (ТЭК). Состав ТЭКа, его место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте – и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав машиностроения, его место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-,трудо- и металлоёмких отраслей . Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав металлургии, его место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья. География важнейших отраслей. Продовольственная проблема в России.

Легкая промышленность. Состав легкой промышленности, её место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Состав третичного сектора и особенности входящего в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства .Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жильё- одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильём. География рекреационного хозяйства России.

Практические работы . 1.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. 2.Группировка отраслей по различным показателям.3.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. 4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. 5 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 7. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.


Природно-хозяйствен-

ное районирование

России. Различия территории по условиям и степени хозяйствен-

ного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг

европейской части страны, Урал, Сибирь и

Дальний Восток. .

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Раздел 5.Регионы России (42 часа).
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Россия в современном

мире. Место России среди стран мира. Объекты ми-

рового природного и куль-

турного наследия России.

География Мурманской области. Определение

географического положе-

ния территории, основных

этапов её освоения. Характеристика внутрен-

них различий и городов.

Оценка природных ресур-

сов и их использования.

Наблюдение за природ-

ными процессами и явлениями своей местно-

сти и их описание.



Раздел 6. Россия в современном мире.

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья, оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия в России.

Практические работы.1. Анализ разных видов районирования России. 2. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. 3. Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов. 4. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 7.География Мурманской области.

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов городов. Достопримечательности. Топонимика.

Резерв времени- 14 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
  • специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; размеры территории России, государственные границы, береговую линию;
  • основные структуры земной коры и формы рельефа; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны; типы климата, почв, бассейны рек; распространение многолетней мерзлоты;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; особо охраняемые территории, в том числе своей местности;
  • численность и динамику населения России, отдельных регионов и районов, их этнографическую специфику; различие в уровне и качестве жизни населения, основные направления и виды миграций, проблемы современной урбанизации.

уметь

  • определять координаты крайних точек, поясное время; основные климатические показатели; положение географических объектов на карте; положение субъектов Российской Федерации; плотность населения;
  • описывать существенные географические явления и объекты; природные условия жизни, быта и хозяйственной деятельности

людей; природные ресурсы; антропогенные изменения природы;


  • объяснять природные особенности географических объектов и явлений, в том числе своей местности; сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и высотных поясов; опасные природные явления , в том числе и своей местности; современную демографическую ситуацию в России;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
  • прогнозировать изменения природы своей местности; изменения в населении своего населённого пункта.

9 класс

В результате изучения географии ученик должен
знать /понимать

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов и районов, их различия по уровню социально- экономического развития;
  • специфику современного геополитического и геоэкономического положения России; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • межотраслевые комплексы и крупнейшие промышленные центры; сырьевые базы и центры производства; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, и территориальный состав; формы собственности, в том числе в своей местности;

уметь

  • объяснять различия в освоении территорий; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов; размещение отраслей МОК, главных центров производства; структуру отраслей специализации; сельскохозяйственную специализацию территорий; структуру экспорта и импорта; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий, их влияние на здоровье населения.
  • прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных, стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических,

статистических, геоинформационных.

литература

  1. Сборник нормативных документов. Примерные программы по географии. - М: Дрофа , 2004г
  2. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я.. Лобжанидзе А. А.. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. -М: Дрофа , 2006г

3. Географический атлас: 8класс. .- М. Дрофа, 2006

4. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М. Дрофа, 2006

5. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я.. Лобжанидзе А. А.. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. -М: Дрофа , 2004г

6. Географический атлас: 9 класс. .- М. Дрофа, 2006

7. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. - М. Дрофа, 2006

8. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М. Дрофа, 2003


  1   2   3

Похожие:

Примерная программа основного общего образования iconПримерная программа по биологии основного общего образования
...
Примерная программа основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по биологии
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи
Примерная программа основного общего образования iconПрограмма Основного общего образования По истории западной россии
...
Примерная программа основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка статус документа

Примерная программа основного общего образования iconПрограмма по истории Отечества составлена на основе стандарта основного общего образования по истории Отечества («Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Примерная программа основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по географии «География Земли»
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под реакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2006
Примерная программа основного общего образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Примерная программа основного общего образования icon8 класс пояснительная записка Программы
Примерная программа основного общего образования по географии. География России (vii—ix класс)
Примерная программа основного общего образования iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе -федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Примерная программа основного общего образования iconРабочая программа по обществознанию 7 класс составлена учителем Сасиной. Е. Н рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 класса (2004г)...