< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

Внешняя политика России и страны "дальнего зарубежья"

В 1992-1993 гг. международные отношения России с ведущими странами как Запада, так и Востока находились поначалу в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики России в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми государствами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение се международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.

В ходе официального визита первого Президента РФ Б. Н. Ельцина в США в загородной резиденции президента США Джорджа Буша в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании "холодной войны", где было заявлено, что обе державы более "не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить России финансовую помощь в размере 24 млрд долл. США для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле указанных международных финансовых организаций. Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3 тыс. ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны. В связи с этим договор СНВ-2 долгое время не был ратифицирован Федеральным Собранием РФ.

Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых "северных территорий" - четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии - Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.

В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально се статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992 г. Президент РФ был впервые приглашен на политическую часть совещания, проходившего в Мюнхене, - "большой семерки" развитых стран мира. В последующем участие российского президента в саммитах "клуба великих держав" стали регулярными. На состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран "большой семерки" было принято решение о преобразовании ее в "большую восьмерку" с участием России. Далее последовали встречи "восьмерки" в Бирмингеме в 1998 г. и Кельне в 1999 г., где Россию представлял тогдашний премьер-министр С. В. Степашин. После избрания на пост главы РФ В. В. Путина с его участием состоялись встречи "большой восьмерки" в Японии (2000), Италии (2001), Канаде (2002), Франции (2003). В 2006 г. Россия стала председателем "большой восьмерки". Встреча лидеров ведущих государств мира, входящих в клуб С-8, состоялась с 15 по 17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге. В последний день саммита к участникам встречи присоединились лидеры пяти крупнейших государств Азии, Южной Америки и Африки - Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР.

По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от "перекосов", характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство страны все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америкой. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с северными соседями - государствами Скандинавии. Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОР.

Важным шагом в укреплении позиций нашей страны на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо расширения прежних структур периода "холодной войны", сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток. Поначалу, в 1994 г., руководство НАТО (по инициативе президента США Билла Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе "Партнерство во имя мира", ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Накануне (в июне 1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе партнерства. Однако уже к концу 1994 г. международная ситуация стала существенно меняться. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ (преобразованной из СБСЕ) большинство европейских держав, несмотря на возражения России, выразили готовность принять в состав НАТО бывшие страны "социалистического содружества". В результате 1995- 1997 гг. прошли под знаком острой политической дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание Договора "об особом партнерстве" России с НАТО, а в июле 1997 г. на сессии Совета НАТО было принято решение о присоединении бывших стран "народной демократии" - Польши, Чехии и Венгрии к составу государств-членов НАТО в марте 1999 г. Таким образом, свой полувековой юбилей (в апреле 1999 г.) Североатлантический союз встретил заметно усилившимся, а Россия, в свою очередь, активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности в этих условиях.

Нынешний этап эволюции мировой системы международных отношений характеризуется окончательным демонтажем сложившегося после окончания Второй мировой войны "двухполюсного" миропорядка. После распада СССР в условиях "многополюсного мира" Российская Федерация, даже сохраняя свой ракетно-ядерный потенциал, уже не может претендовать на роль абсолютного гаранта международной безопасности и стабильности. После проведения крупномасштабных американских военно-силовых акций по "умиротворению" Ирака в 1998 г. и еще более кровопролитной военной операции вооруженных сил 14 стран-членов НАТО под эгидой США в Югославии в целях обеспечения "правопорядка и прав этнического албанского меньшинства" в Косово (так называемая операция "Союзническая сила") весной 1999 г. стало очевидно, что прежний механизм принятия важнейших решений на международной арене с помощью ООН уже не является определяющим фактором. Ныне лишь США и их натовские партнеры в Европе имеют право (даже не консультируясь с Россией) применять открытую военную силу в любой точке земного шара. В этот период отношения ослабленной России с могущественными Соединенными Штатами перешли от "стратегического партнерства" в фазу "стратегического терпения". Внешняя политика России все более и более дистанцировалась от политики США, и на глобальном уровне происходила ее переориентация на роль межрегиональной евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии модели новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.

Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывалась с дальнейшей политикой объединенной Европы и индустриально развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим направлением в развитии международных отношений России в многополярном мире стало азиатское направление. Новым знаковым рубежом стали визиты В. В. Путина в Китай, Японию на очередной саммит "восьмерки" на Окинаву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом 2000 г. Через год, летом 2001 г., состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столицу посетил Председатель КНР Цзян Цзэминь, подписав в Кремле российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга, осенью 2002 г. состоялся повторный визит лидера КНДР на российский Дальний Восток. Именно при посредничестве России на Корейском полуострове активизировались процессы примирения Севера и Юга, а Пхеньян впервые за послевоенную историю посетил премьер-министр Японии.

После участия В. В. Путина в заседаниях "большой восьмерки" на Окинаве в 2000 г. и в Генуе в 2001 г., где лидеры Западной Европы поддержали позиции России на международной арене, новому президенту США Джорджу Бушу-младшему пришлось начать с Москвой позитивный политический диалог о расширении мер доверия, особенно в рамках системы безопасности и создания благоприятного торгово-экономического климата. Однако самым эффективным толчком для улучшения российско-американского партнерства стало активное участие Москвы в международной антитеррористической операции, развернувшейся осенью 2001 г., а затем и официальный визит В. В. Путина в США. В ходе ответного визита Дж. Буша-младшего в Россию 24-26 мая 2002 г. был заключен новый Договор о сокращении арсенала наступательного ракетно-ядерного вооружения (СНВ-3)1. Вслед за этим в июне 2002 г. Вашингтон (а накануне этого события и руководство Евросоюза) наконец предоставил России статус режима набольшего благоприятствования в торговле. Почти одновременно с этими событиями 28 мая 2002 г. на встрече лидеров государств-членов НАТО на базе ВВС Италии под Римом произошло преобразование Совета Россия - НАТО в новый орган не в формате "19 + 1", как было прежде, а в форме "двадцатки" стран НАТО и России.

В 2003 г. в центре международных отношений находились проблемы урегулирования "иракского вопроса", который в марте-апреле 2003 г. был решен администрацией США путем военного вторжения в Ирак и ликвидации политического режима Саддама Хусейна путем оккупации страны, причем без согласия Совбеза ООН. Против этой военной акции высказывались не только Россия, но и ведущие европейские страны, прежде всего Германия и Франция. Однако США и ряд других стран НАТО не прислушались к голосу международного сообщества, и иракский кризис по сей день остается неурегулированным в политическом плане.

Признанием возросшего международного авторитета России стали торжественные мероприятия, проведенные в Москве в ознаменование 60-летия Победы с участием глав государств и правительств 23 стран. Вместе с тем России приходится строить свою внешнюю политику в изменившихся условиях постсоветского развития. В связи с этим крайне актуально прозвучало программное выступление В. В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г., в котором были отражены общие угрозы международной безопасности, и особенно те вопросы, которые касаются обеспечения национальной безопасности России. Деятельность США, направленная на формирование "однополярного мира", расширение военного блока НАТО и развертыванию систем противоракетной обороны в Европе, фактически ведет к подрыву стратегической стабильности. Особенно нелепо на этом фоне выглядят действия ОБСЕ, которая превратилась в "вульгарный инструмент обеспечения интересов одной группы стран в отношении других". Ныне США и их европейские партнеры все чаще используют силовые методы для решения своих внешнеполитических задач (примеры этого дают Ирак и Афганистан), а это, по сути, устаревшие подходы времен "холодной войны".

С осени 2008 г. основной темой международных отношений стало решение проблем мирового финансового кризиса, имеющего американское происхождение. Этим вопросам были посвящены два крупнейших саммита "большой двадцатки" - совещания на высшем уровне руководителей двадцати наиболее экономически развитых стран мира. Вашингтонский саммит в ноябре 2008 г. был посвящен принятию антикризисных мер в глобальном масштабе. На нем был дан старт процессу борьбы с кризисом, а затем, в апреле 2009 г., состоялся саммит в Лондоне. На страны "группы 20-ти" приходится 90% мирового валового национального продукта (ВНП) и 80% мировой торговли, а также две трети населения планеты. Помимо России и США в "большую двадцатку" входит 18 стран: Аргентина, Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Англия, Турция, Франция, Южная Африка, Южная Корея, Япония, а также представитель Евросоюза. Заметную роль в деятельности этих форумов неизменно играла позиция России. Последняя встреча лидеров "группы 20-ти" состоялась в конце сентября 2009 г. в США (Питтебург) и была приурочена годовщине всемирного экономического кризиса.

Таким образом, внешнеполитический курс России в начале XXI в. приобрел новый импульс, чрезвычайную активность и положительную динамику. Это особенно заметно в развитии отношений руководства России с лидерами ведущих держав мира - как США и стран Европейского Союза, так и с государствами Азии, прежде всего Японии, Китая, Индии, стран Латинской Америки, Австралии, а также со странами бывшего "социалистического содружества" (например, Вьетнамом, Кубой и Северной Кореей). Впервые в истории у России появилась возможность одновременно решать внутренние и внешнеполитические задачи. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в июле 2009 г., саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. и зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. На это же указывает и укрепление роли нашей страны в глобальной экономике и финансах, позиций России как страны-донора международного развития.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >