< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

Глава 17. Волевая регуляция личности

Развитие воли - цель нашего существования.

Ральф Эмерсон

Самый сильный тот, у кого есть силы управлять собой.

Л. Сенека

Понятие и функции воли

Почему некоторые люди демонстрируют необыкновенную дисциплинированность и ответственность, заставляют себя делать то, что требуется, а не то, что хочется? Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.

Чтобы объяснить причины столь разного поведения, следует обратиться к психологии воли. Без изучения волевой регуляции невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что "само" - это воля. "Само" - это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей. Без волевого усилия не совершается ни один поступок, не выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами - залог успеха в любой деятельности.

Все поведение человека-победителя строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде не приживаются, отвергаются, даже уничтожаются. Никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Понятие воли в психологию ввел Аристотель, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Блаженный Августин (354-430) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи.

В XVIII-XIX вв. проблема воли была одной из центральных в психологии. Так, немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявили волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г., с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название "волюнтаризм" и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. В крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаризма придерживались многие видные психологи конца XIX - начала XX в.

В советской психологии и философии волюнтаризм стал нарицательным понятием, означающим господство произвола, ничем не ограниченного удовлетворения потребностей, желаний ("чего моя левая нога захочет").

Против волюнтаризма и связанного с этим объяснения воли выступали многие философы и психологи. В частности, еще Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама "воля, как и все остальное, нуждается в причине". Поэтому он писал: "Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основано на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".

И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля несвободна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма. Несостоятельность христианского учения о воле И. Кант видел в том, что в нем конечной причиной человеческих поступков выступает не сам человек, а Бог. И поскольку эта причина находится вне власти человека, он, в конечном счете, остается безвольной игрушкой сверхъестественных сил. Но и механистический детерминизм, по мнению Канта, является фаталистическим учением, которое превращает человеческое поведение в игру марионеток, трактуя человека лишь как природное существо. В действительности же, писал Кант, человек является не пассивно-механическим, а деятельностно-волевым существом, поскольку он способен ставить перед собой определенные цели и в соответствии с ними строить свои действия. Ошибка материалистов, полагал Кант, состоит в том, что на место божьего всемогущества они ставят могущество природы, перед которой человек оказался таким же беспомощным, как и перед Богом. В обоих случаях над человеком стоят внешние, чуждые ему силы.

Против волюнтаризма выступали и физиологи, которые волевое (произвольное) поведение рассматривали не только как детерминированное, но и как рефлекторное. Впервые это положение было обосновано И.М. Сеченовым в его классической работе "Рефлексы головного мозга". Сеченов выступал против мысли о том, что "так как человек волен поступать и согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, - значит, между ними и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей".

В начале XX в. в связи с общим кризисом психологии исследования воли отошли на второй план. Сегодня проблема теоретического осмысления понятия воли остро стоит перед наукой в силу прежде всего практической необходимости в управлении волей и ее воспитании.

Издавна людей интересовал вопрос воспитания у себя силы воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. совершает волевые действия. Чтобы волевое действие совершилось, было успешным, человеку необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий - побуждение к действию и торможение отрицательной активности. Таким образом, выделяют две функции воли: побудительную и тормозящую. Побудительная функция обеспечивает активность человека. Тормозящая функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Воля мобилизует, побуждает людей на преодоление внешних и внутренних трудностей. Победа над ленью, страхом, усталостью требует работы как тормозящей, так и побудительной функции воли.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >