Следующая >

Первоначальный вариант этой книги, вышедшей в 1994 г., представлял собой первую в современной отечественной психологической науке попытку создания полноценного учебника но детской психологии. Он объединил в себе научные достижения как зарубежной (З. Фрейд, А. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.), так и российской (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) психологии. В учебнике представлен анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического развития, многообразным фактический материал, а также дано описание животрепещущих проблем, решаемых исследователями в области возрастной психологии.

За прошедшие годы и в жизни, и в науке произошли значительные перемены. Для сохранения научно-педагогической значимости учебника, ставшего широко известным, в первоначальный текст были внесены существенные изменения и дополнения.

Изд‑во 2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕГлава 1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1.1. Исторический анализ понятия "детство"Первый парадокс Дифференциация возрастов человеческой жизниПринципы исторического изучения детства1.2. Детство как предмет науки1.3. Специфика психического развития ребенка1.4. Стратегии исследования психического развития ребенкаСтратегия наблюденияСтратегия формирующего экспериментаГлава 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА2.1. Биогенетический принцип в психологии2.2. Нормативный подход к исследованию детского развития2.3. Отождествление научения и развития2.4. Теория трех ступеней детского развития2.5. Структурный принцип в детской психологии2.6. Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка2.7. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка2.8. Соотношение основных психологических школ в детской психологии XX в.Глава 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ3.1. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда3.2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе3.3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд3.4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика ЭриксонаГлава 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ4.1. Отход от классического бихевиоризма4.2. Воспитание и развитие4.3. Критические периоды социализации4.4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения4.5. Роль подражания в формировании нового поведения4.6. Ребенок и взрослый4.7. Семья как фактор развития поведения ребенкаГлава 5. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА5.1. Этапы научной биографии5.2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже5.3. Открытие эгоцентризма детского мышления5.4. На пути к открытию стадий интеллектуального развития ребенка5.5. Факторы интеллектуального развития ребенка5.6. Стадии интеллектуального развития ребенкаГлава 6. Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА6.1. Этапы научной биографии6.2. Смена научного мировоззрения6.3. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С. ВыготскимГлава 7. КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА: РАННЕЕ ДЕТСТВО7.1. Кризис новорожденности7.2. Стадия младенчестваСоциальная ситуация развитияОсновное противоречие возраста (задача развития).Ведущий тип деятельности. Психологические новообразования младенческого возраста7.3. Кризис первого года жизни7.4. Ранний возрастСоциальная ситуация развитияОсновное противоречие возраста (задача развития)Ведущий тип деятельностиОсновные психологические новообразования раннего возраста7.5. Кризис трех летГлава 8. КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА: ДЕТСТВО8.1. Дошкольный возрастСоциальная ситуация развитияОсновное противоречие возраста (задача развития)СказкаФормы элементарного трудаОбщениеУчениеОсновные психологические новообразования дошкольного возраста8.2. Кризис семи лет8.3. Проблема готовности к школьному обучению8.4. Младший школьный возрастСоциальная ситуация развитияОсновные психологические новообразования младшего школьного возрастаГлава 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ9.1. Историческое происхождение подросткового возраста9.2. Классические исследования подросткового возраста в первой половине XX в.9.3. Классические исследования подросткового возраста во второй половине XX в.9.4. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович)Основные психологические новообразования подросткового возрастаГлава 10. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ10.1. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже о предметном действии субъекта10.2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка10.3. Формы и функции подражания в детстве10.4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка10.5. Нерешенные проблемы психологии развитияЗаключение
Следующая >