< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

4.2. Выбор оптимальной экономической системы - основа антикризисного управления

Исторический выбор, каким является выбор оптимальной экономической системы страны, необходимо осуществлять, очертив круг возможных альтернатив, вырвавшись из плена стереотипа, навязываемого обществу средствами массовой информации, будто выбирать приходится между прошлым социализмом и нарождающимся капитализмом, а поскольку к старому возврат невозможен, то проводимому курсу "альтернативы нет".

Навешивание ярлыков "капитализм" и "социализм" на конкретную страну не только не способствует пониманию ее социально-экономической системы, но и сильно затемняет существо вопроса. Например, такие не похожие одна на другую страны, как США, Швеция, Япония, Аргентина, ЮАР, называются капиталистическими, а не менее различные СССР, ГДР, Китай, Вьетнам получили названия социалистических стран.

Капитализм и социализм в их чистом виде представляют собой два типа индустриального общества, которые являются ступенями в развитии человеческой цивилизации.

Следующая ступень - постиндустриальное общество, называемое также информационным. Здесь информация превращается в главную ценность, а ведущей производительной силой становятся люди, генерирующие новую информацию. Индустриальные технологии преобразуются в направлении их экологизации при одновременном многократном росте производительности труда. Экологизация и рост производительности труда в информационном обществе не противоречат друг другу, а взаимоусиливаются. Например, перевод растениеводства на гидропонику при многократном росте урожайности позволяет рекультивировать поля под лесные массивы, заметно улучшая качество земной атмосферы.

Информационная стадия развития позволяет обеспечить высокий жизненный стандарт населению, при том что производством предметов потребления занято не более 10% трудоспособного населения и эта доля постоянно сокращается. Число лиц, способных генерировать новую информацию, представляющую ценность, с учетом различия способностей людей не может превысить 15%. Информационный продукт лучшего качества при его мгновенном массовом тиражировании через компьютеры делает ненужным другой аналогичный информационный продукт, в отличие, скажем, от обуви, когда абсолютно всем самых лучших пар не хватит.

Освобождаемая от необходимости напряженного труда ради обеспечения высокого жизненного уровня подавляющая часть населения столкнется с проблемой смысла, цели жизненного существования. Уйти от нее не смогут и те, кто будет востребован в новой системе общественного разделения труда, так как, чтобы отдавать свои силы полезной трудовой деятельности, помимо способности к ней нужно еще обладать к этому побуждением. Исходя из неоспоримого факта, что человеческая личность, лишенная осмысленной, целенаправленной деятельности, начинает разлагаться, следует констатировать: человечеству, чтобы выжить, преодолев системный кризис цивилизации, придется решить не только экологическую проблему (задача информационного общества), но и разгадать смысл своего существования, постигнуть достойную человека цель.

Решение проблемы целеполагания изнутри человека, неизбежно возникающей при растворении ценности прежних целей, основанных на борьбе с материальной нуждой, природой и друг с другом ради престижа, обеспечиваемого большим захватом вещественных объектов и власти (информационная стадия сильно девальвирует эти ценности), является задачей духовно-психологической стадии развития, связанной с постижением космической мистерии человека, раскрытием его потенций, достижением бессмертия его индивидуального духа.

Точно так же, как информационное общество не уничтожает индустриальные технологии, а преобразовывает их, духовно-психологическое общество вбирает в себя преображенные индустриальные и информационные технологии. При этом элементы как информационного, так и духовно-психологического общества существуют и на индустриальной стадии, развиваясь в неодинаковой степени в разных странах.

Зарождение предпосылок перехода к духовно-психологической стадии цивилизации должно быть объектом пристального внимания уже сейчас. Эти предпосылки не могут возникнуть на пустом месте, они органически вырастают из духовных, религиозных, психологических традиций народов, предполагают перебрасывание живого моста от прошлого к будущему и объединяются одним термином - культура.

До сих пор в человеческой истории вектор цивилизации (при понимании под ней развития производительных сил с целью обеспечения материального комфорта и власти над природой и людьми при помощи механизмов, в том числе вооружений) был диаметрально противоположен вектору культуры, хотя на некоторых отрезках пути они и усиливали друг друга. Массовая индустриализация планеты в XIX и особенно в XX вв. и ускоренное развитие мирового хозяйства, все более подчиняющего себе экономику отдельных стран, ознаменовали стремительный скачок в цивилизационном прогрессе, но ценой удушения и деградации культуры. Современный узкоспециализированный работник, освоивший лишь ограниченный круг трудовых операций в системе разделения труда и пассивно потребляющий продукцию индустриальных развлечений, не имеющий понятия о духовной сфере, не контролирующий свою нервную систему и психику, живущий "вечным настоящим", будучи оторванным и от прошлого, и от будущего, в культурном отношении стоит неизмеримо ниже жителя какого-нибудь африканского племени в смысле впитывания достижений культуры в плоть и кровь,

Подчинение современной цивилизации власти мирового финансового капитала, который ради цели самовозрастания генерирует всеобщую унификацию и стандартизацию человеческой жизни на всей планете, приводит к уничтожению культуры в качестве органически неотъемлемой части человеческого существования, превращая ее памятники в мертвые экспонаты, превознося развлекательные программы шоу-бизнеса на уровень искусства.

Между тем дальнейшее выживание и развитие человечества возможно только на основе взаимопроникновения, взаимодополнения и взаимообогащения цивилизации и культуры. Духовно-психологическая стадия, если человечеству суждено на нее перейти, будет знаменовать вселенский синтез цивилизации и культуры. Предпосылки к этому нужно готовить уже сейчас.

Не только опираясь на необходимость исторической преемственности в развитии (так как нельзя создать что-либо без опоры на ценности, произведенные трудом прошлых поколений, в том числе и советского периода), но и исходя из перспектив, открытых перед человечеством, с учетом высшей стадии его развития (духовно-психологической), в решении проблемы выбора социально-экономической системы для России нужно опираться на ее национально-исторические, культурные традиции, на имеющиеся вековые корни содружества православия, ислама, буддизма, не предполагая их слияния в единую псевдорелигию.

Социально-экономическая система должна быть ориентирована на человека не только потому, что ей следует ему служить, но и потому, что ведущей производительной силой является творческая личность.

Исходя из всего изложенного, можно дать определение той социально-экономической системы, формирование которой необходимо для возрождения и процветания нашей страны. При этом мы не занимаемся произвольным конструированием, а лишь обобщаем элементы подлинного прогресса с учетом как национальных исторических традиций, так и мирового опыта.

По нашему убеждению, в России необходимо формировать ориентированную на раскрытие творческих потенций личности социально-экономическую систему, опирающуюся на непрерывность национально-исторических традиций, проецируемых на постиндустриальные стадии развития, обеспечивающую в перспективе синтез цивилизации и культуры, развивающую информационно-экологическую экономику, соединяющую в себе лучшие черты как рыночно-капиталистического, так и планово-распределительного хозяйства, учитывающую национально-государственные интересы, страны.

Подобная социально-экономическая система, качественно превосходящая не только систему недавнего советского прошлого, но и современные системы Запада, еще не создана ни в одной стране мира, хотя многие ее элементы формируются во всем мире, в том числе и в России.

Эта система по своей природе интегрирует ряд черт, элементов, иных формаций, являя их синтез. Объединение их под одним единственным термином могло бы обеднить содержание понятия. И все же поиск такого термина является крайне желательным не только для того, чтобы сконцентрировать общественное сознание на понимании новой системы, но и выйти из клише безальтернативности выбора между социализмом и капитализмом. С учетом вышесказанного мы предлагаем назвать новую систему ЭКОГУМАНИЗМ.

Осмысливая этот термин, нужно иметь в виду следующее:

1. Все негуманные общественные системы, включая и чистый капитализм, и чистый социализм, могущий быть установленным только тотальным насилием над личностью, отбрасываются как безнравственные и как препятствующие прогрессу человеческой цивилизации на пути ее интеграции с культурой. Следовательно, гуманизм должен быть противопоставлен тоталитаризму в его и социалистическом, и капиталистическом обличиях.

2. Гуманизм таит в себе опасность самоизоляции человека с забвением его места в природе, во всем мироздании, игнорированием необходимости совершенствования самого человека и сохранения им биосферы планеты. Добавление к слову "гуманизм" приставки "эко", являющей собой начало слова экология, позволяет расширить значение нового понятия. При этом экологией мы называем не только охрану природы, но и создание условий для развития духа, психики человека.

3. Если атеист может удовлетвориться гармонией между человеком и природой, то религиозному человеку этого недостаточно. Согласно его убеждениям злу противостоит гармония между человеком и Богом. В таком контексте напрашивается термин "теоэкогуманизм". Однако это было бы излишним не только по причине усложнения термина, но и по существу, поскольку могло бы спровоцировать конфликт между верующими и атеистами, вызвать противостояние между конфессиями, в то время как социально-экономическая система страны должна отражать интегрированный интерес всего общества, а не только одной его части. В то же время необходимо помнить, что без нравственности невозможно создать здоровое человеческое общество, в том числе процветающую экономику. Незыблемая основа нравственности коренится в глубине человеческой сущности.

Конструктивная экономическая реформа на пути экогуманизма возможна только при соблюдении двух безусловных правил:

1) преобразования осуществляются поэтапно, ускоренное проведение реформы обеспечивается не разовым необольшевистским скачком от существующей ситуации к вожделенной цели, а именно путем прохождения необходимых этапов, когда предыдущий этап служит фундаментом, опо^юй для последующего; при этом недопустимо одновременное реформирование всего и вся, поскольку все нововведения лишаются точек опоры;

2) действенное реформирование реализуется благодаря выделению относительно здоровых элементов народного хозяйства, их укреплению, развитию и отделению от них элементов отживших, но не ранее того, как жизнеобеспечивающим составляющим будет предоставлена соответствующая замена; быстрое и эффективное реформирование (по аналогии с японским чудом) осуществляется в качестве цепной реакции взаимодействия здоровых элементов.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >