< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

ГЛАВА 8. Южная Азия после деколонизации

После того как план Маунтбэттена обрел юридическую силу в качестве закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней колонии пришли два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. Последний состоял из двух частей, расположенных как к востоку от Индии (Восточный Пакистан, ныне Бангладеш), так и на западе от нее, в долине Инда (Западный Пакистан). Разделенные по религиозному признаку, оба государства, Индия и Пакистан, с самого начала оказались резко враждебными по отношению друг к другу. Само их формальное размежевание происходило в огне резко обострившейся индо-мусульманской вражды, порой в обстановке жестоких гонений и кровавой бойни (по некоторым подсчетам, только в Пенджабе резня и погромы унесли около полумиллиона жизней). Ситуация еще более усугублялась тем, что княжествам давалось право свободного выбора, вследствие чего ряд князей на территории Индии (они были в основном мусульманами) вопреки воле населения княжеств, по преимуществу индуистского, выразили желание присоединиться к Пакистану, что повлекло дополнительные эксцессы и потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. В результате одно из княжеств, Кашмир, оказалось разделенным.

Кровавые столкновения вызвали многомиллионный поток беженцев и, как следствие, взрыв националистических и шовинистических настроений, жертвой которых в частности пал пытавшийся погасить страсти Махатма Ганди, убитый в 1948 г. членом националистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей была и перестройка экономики каждой из новообразованных частей прежде единого организма. К Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий Индии.

8.1. Реформы и политический курс независимой Индии

В Индии (1,2 млрд, индуисты) 1949 г. прошел под знаком подготовки конституционных реформ, которые были оформлены в конце ноября Учредительным собранием в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оставалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На первых выборах в центральный парламент и законодательные собрания штатов (1951-1952) почти три четверти мест получил Индийский национальный конгресс (ИНК), с тех пор на долгие годы почти бессменная правящая партия страны. Возглавил правительство Джавахарлал Неру.

Первым серьезным преобразованием нового правительства была аграрная реформа, о необходимости которой ИНК давно уже ставил вопрос. Суть реформы сводилась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли тем, кто ее обрабатывает, что в основном касалось арендаторов. За конфискованные земли заминдары получали выкуп. Результатом реформы стало сокращение доли арендаторов за десятилетие с 70% до 12-18% и превращение большей части индийских крестьян в землевладельцев. Параллельно при поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влияние ростовщиков. Аграрные преобразования в 1960-1970-е гг. были дополнены серией передовых агротехнических методов и приемов, связанных с так называемой зеленой революцией и имевших целью резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. Все эти меры способствовали тому, что, несмотря на явно чрезмерные темпы демографического роста, Индия в наши дни в основном справляется с продовольственной проблемой, хотя при этом значительная доля ее населения питается крайне скудно, а то и находится на грани выживания.

Доля государства в экономике Индии, как и всех деколонизованных стран Востока, стала быстро увеличиваться за счет энергичного промышленного строительства в ходе осуществления принимавшихся правительством под влиянием советского опыта пятилетних планов. Как и в СССР, государство брало на себя осуществление наиболее трудоемких и дорогостоящих программ и проектов, включая металлургию, химию, ядерную энергетику. Стоит учитывать, что в первые послевоенные годы политика правящей партии Индии, как и многих других стран, находилась под впечатлением победы СССР в Великой Отечественной войне. Однако при всем том правительство Индии с первых же шагов своего существования взяло четкий курс на поддержку частного сектора экономики как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. С начала преобразований в духе зеленой революции в середине 1960-х гг. результаты с особенной силой проявились и в земледелии, где был взят курс на всемерную поддержку использующих передовую агротехнику зажиточных и богатых фермеров. Активное внедрение буржуазных методов в экономику и ориентация на свободный рынок с конкуренцией товаропроизводителей способствовали постепенному, но заметному наращиванию экономического потенциала страны. И хотя в целом этот потенциал не был слишком велик, особенно если его сопоставить с масштабами страны, он все же становился достаточно весомым.

Экономические реформы, осуществлявшиеся в стране на протяжении ряда десятилетий, вплоть до 1990-х гг., еще не ставили своей главной целью либерализацию экономики в целом. Производилась приватизация неэффективных госпредприятий, шло развитие финансово-банковской структуры и расширение экспорта, был достигнут устойчивый экономический рост. Успешно развивалось сельское хозяйство, что позволяло обеспечивать численно возраставшее население страны собственным продовольствием. Свободная конвертация валюты способствовала увеличению внешнеторгового оборота. Резко возрос экспорт. Развивалась автодорожная сеть, увеличивался энергетический потенциал. В целом реформы понемногу вели к снижению роли государственного патернализма, что давало эффект.

пример

Однако, несмотря на эти безусловные достижения, стоит иметь в виду, что значительная часть населения страны далеко еще не пользовалась их плодами. Известно, например, что по меньшей мере 300 млн человек жили тогда ниже уровня бедности при годовом доходе около 100 долл. США на душу.

Политика государства сводилась к всемерному поощрению развития при использовании для этого всех возможностей, включая привлечение зарубежного капитала и различных транснациональных корпораций (ТНК). Но агрессивность мощных иностранных компаний и тем более ТНК вызывала недовольство со стороны представителей индийского бизнеса, которые получили в результате реформ меньше того, на что рассчитывали. Требовалась определенная корректировка реформ. Призыв к этому стал знаменем серьезных перемен в стране. Как происходила такая корректировка?

Ориентация на капиталистическое развитие, несмотря на явные намеки в сторону социализма, в республиканской Индии сочеталась с такими принципами, корни которых уходили в вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти, на протяжении почти двух веков английского колониального господства довлевшую над умами образованных слоев индийского общества, в чьи руки перешла власть. Это не могло не сказаться на экономической политике. В соответствии с конституцией 1950 г. Республика Индия - союз, включающий 25 штатов и шесть союзных территорий (учтены последующие территориальные изменения). Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту (Народная палата и Совет штатов), а в штатах - законодательным собраниям. Исполнительная власть в руках совета министров в Дели и правительств штатов во главе с главными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически же власть в руках премьера. Судебная власть и в центре, и на местах функционирует в соответствии с европейским стандартом.

Политический процесс в республиканской Индии, как и в странах Запада, всегда был основан на состязательности партий с полной свободой для партийных коалиций в ходе избирательных кампаний. Общеиндийским языком по-прежнему оставался английский. Первоначальная попытка к 1965 г. сделать государственным языком хинди не была осуществлена, поскольку этому энергично противодействовал ряд южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как большинство избирателей было неграмотно (речь идет о письменности, в частности об избирательных бюллетенях и соответствующей предвыборной литературе, не говоря уже о газетах и текущей прессе), то важную роль в борьбе за избирателей играли символы. Например, для ИНК - изображение священной коровы.

Избирательные кампании - реальный и очень важный барометр политической жизни страны. Они свидетельствуют о симпатиях основной массы электората. В политическом спектре республиканской Индии при наличии коммунистического левого крыла (с 1964 г. две компартии с примерно равными силами) и религиозно-коммуналистского правого основная доля голосов избирателей долгое время приходилась на центр, скорее даже левый центр, представленный ИНК, позже также и на правоцентристскую коалицию оппозиционных ему группировок типа Джаната парти (Народная партия). Если не считать недолгого промежутка времени, когда у власти оказалась Джаната парти (1977-1979), свыше 40 лет во главе Индии стоял ИНК, который после смерти Д. Неру возглавляла его дочь Индира Ганди, а вслед за тем и ее сын Раджив Ганди, внук Неру. После убийства Р. Ганди во главе правительства встал Нарасимха Рао. Аналогичная картина наблюдалась в штатах. В большинстве штатов правительство устойчиво возглавлял ИНК, но в некоторых из них - местные национальные группы либо их коалиции, подчас даже во главе с коммунистами. Случались обострения внутриштатных политических противоречий на национальной, религиозной или иной основе, для решения или погашения которых центр обычно вводил временное президентское правление.

Ситуация стала заметно меняться с 1990-х гг. Осуждение сталинизма в СССР, а затем и крах коммунистического тоталитарного режима резко подорвали позиции тех, кто делал ставку на строительство в Индии социализма (а такие вначале были в ИНК с его левоцентристским уклоном). Политику требовалось решительно пересмотреть. К этому вел и трезвый учет сложившихся в стране реалий. Уже упоминалось, что не все реформы давали желанные результаты. В частности, недовольны были более или менее зажиточные земледельцы, не ощущавшие должной поддержки со стороны власти, что вело к появлению разногласий, а чуть позже и к расколу в рядах ИНК. Словом, первые вполне ощутимые успехи, спорадически фиксировавшиеся и до того, были далеко не достаточными и не создавали базы, которая могла бы служить надежной опорой для последующих достижений. Скорее наоборот, социалистическая демагогия, которая порой сопровождала движение страны вперед, вызывала заметные разногласия, подрывая до того столь уверенные и многим казавшиеся незыблемыми позиции ИНК и его руководства.

Неудивительно поэтому, что главным смыслом перемен оказалось ослабление ИНК и выход на передний план националистически настроенных коммуналистов. Реформы правительства Рао в первой половине 1990-х гг. не дали ИНК ожидаемой прочности позиций. Недовольство индийских предпринимателей, о котором упоминалось, было сигналом роста влияния коммунализма. На выборах 1996 г. заметно выросло число голосов, поданных за Бхаратия джаната парти (БДП). На следующих парламентских выборах в феврале 1998 г. БДП получила 250 мандатов из 545, а ее лидер Атал Ваджпаи стал премьер-министром. На выборах осенью 1999 г. БДП, создав Национальный альянс из 24 мелких партий, завоевала уже 304 мандата, чем упрочила свои позиции. БДП объявила себя защитницей национальных производителей. Под лозунгом "Индию должны строить сами индийцы" она позаботилась о приоритетах для национального капитала, а проведенное в мае 1998 г. демонстративное испытание ядерной бомбы стало свидетельством внутренней мощи страны. Но приоритеты БДП не ограничились лишь сферой экономики.

Индуистский коммунализм, будучи объединенной религиозно-индуистской силой в стране, где существует много разных национальностей, принадлежащих к единой древней цивилизации, стал на путь не только некоторой девестернизации, но и весьма ощутимой десекуляризации страны и выступил в качестве антиисламского движения. Для этого были свои веские причины. Дело в том, что количество мусульман, проживающих в Индии, постоянно растет как за счет более быстрых темпов прироста, так и в результате массовой миграции из перенаселенного государства Бангладеш. Сегодня в Индии мусульман более 10%, а к 2025 г. ожидается, что их будет 25%. В шести штатах страны индуисты уже сегодня находятся в меньшинстве. Это не может не вызывать тревогу у коммуналистов, да и многих иных индийцев. Отсюда и явственная тенденция к десекуляризации в политике, что следует считать весьма тревожным симптомом. Стоит также принять во внимание очевидное обострение не столько национального, сколько религиозного конфликта в Кашмире.

На очередных выборах в 2004 г. в Индии вновь победил ИНК во главе с итальянкой Соней Ганди, вдовой Р. Ганди. Однако, несмотря на то что Соня была несомненным кандидатом в премьеры и ее долго упрашивали занять эту должность, она твердо и упорно оказывалась от такой чести. Вместо нее премьером стал ее ближайший советник сикх Манмохан Сингх. Это был своего роста перст судьбы, выигрышный билет для великой Индии. В отличие от своих предшественников новый премьер не был политиком, зато он был высококлассным специалистом-экономистом. В 1991-1996 гг., будучи министром финансов, он, как считается, спас страну от банкротства. Осуществленные им тогда налоговые и некоторые другие реформы освободили бизнес от излишнего административного контроля и открыли дорогу инвестициям. Рост экономики стал невиданно большим (до 7%), инфляция резко пошла вниз. Сингха начали именовать "архитектором индийской реформы", в шутку говорили о манмоханомике Индии. Став премьером, он уделил должное, даже преимущественное внимание необходимым реформам. Не вникая в детали реформ, но обращая внимание на то, что они в немалой мере затронули и гигантскую индийскую деревню, важно заметить, что за последние 10-20 лет Индия, забыв о социалистической фразеологии, развивалась очень быстрыми темпами и достигла заметных и весьма отчетливых результатов. Так, в 2007 г. совокупный ВВП в стране превысил уровень в 1 трлн долл., причем в основном за счет развития внутреннего рынка и сферы услуг, в которой явственно лидирует информатика. Высокими темпами развивается индийская фармацевтика. Строятся новые заводы, металлургические комбинаты, электростанции. Вместе с тем Индия еще заметно отстает в инфраструктуре, особенно с точки зрения приведения в порядок дорог и портового строительства. Зато есть немало достижений в аэрокосмической области, в сфере ядерной техники, авиации и автопрома, биотехнологии и прочих весьма современных отраслей.

Таким образом, Индия сегодня уже не является в строгом смысле слова обычной развивающейся страной. Она достигла достаточно высокого уровня и тем более темпов развития, чтобы оказаться рядом с миром развитых стран. Огромное государство сегодня быстро идет вперед, а его уже упомянутые идейно-институциональные преимущества дают основания ставить вопрос о том, что оно в принципе сможет в будущем если и не выиграть соревнование с Китаем, то во всяком случае идти наравне с ним. Очень важно, что обе крупнейшие страны мира успешно двигаются вперед по пути превращения в общества западного типа.

Внешнеполитическая позиция Индии во многом объясняется геополитической конфигурацией сил в Азии, в частности конфронтацией с КНР и ставшим ее союзником Пакистаном, что привело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве основ политического курса, к тесному союзу с СССР. С распадом СССР его место заняла Россия. Существенно заметить, что независимая и по многим параметрам обретающая в наши дни облик великой державы Индия активно сотрудничает и с другими странами, является членом региональной группировки стран Южной Азии, выступает с различными призывами и инициативами в деле разоружения, борьбы за справедливый международный экономический порядок и т.п.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >