< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

Законодательство Древней Руси

В первой половине XI в. одновременно с внутриполитическим укреплением русской государственности и значительным ростом ее международного авторитета в Европе происходит формирование системы древнерусского права. Его важнейшим памятником из всех дошедших до наших дней является "Правда Русская". Ее появление относят к периоду правления Ярослава Мудрого. Этот самый ранний из известных науке кодекс законов Руси включал в себя отдельные нормы "Закона Русского", "Правду" Ярослава Мудрого, а позднее законодательство, принятое его сыновьями, - "Правду Ярославичей".

В "Правде Русской" содержались законодательные нормы, регулирующие отношения между отдельными категориями населения и различными его слоями: защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, некоторых категорий зависимого населения. В ней были определены и меры наказания за совершение различных преступлений. До середины XI в. в законодательстве Древней Руси наказанием за убийство считалась кровная месть. Позднее (при сыновьях Ярослава Мудрого) она была заменена системой штрафов ("продажей", или "вирой"). Так, жизнь княжеского дружинника оценивалась в 80 гривен, т.е. в 4 кг серебра, свободного человека и купца - в 40 гривен, а зависимого холопа - в пять гривен. Кодификация законодательства свидетельствовала об усилении государственных начал и системы великокняжеской власти.

Распад Древнерусского государства

После смерти Ярослава Мудрого его наследники вначале пытались действовать сообща, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они успешно противостояли натиску кочевников на южных рубежах Древнерусского государства. Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях между Ярославичами. Этим положением воспользовались кочевники. Их орды в 1068 г. одержали значительную победу в сражении на р. Альте. Началась полоса межкняжеских усобиц, хотя они еще не носили характера открытого противостояния. В связи с внешней опасностью и для решения общегосударственных вопросов не раз проводились съезды князей. Наиболее важным из них стал Любечский съезд 1097 г. Па нем было принято решение, согласно которому каждый из представителей разросшегося рода князей Рюриковичей имел право владеть своим наследным уделом-отчиной. Впоследствии именно это решение послужило основой для дробления русских земель. Лишь благодаря личным качествам великого киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125), призванного на правление жителями стольного града, удалось стабилизировать внутриполитическое положение Руси и на какое-то преодолеть время сепаратизм князей перед лицом внешней опасности. Этот мудрый политик, прославившийся победами в борьбе с половцами, настойчиво высказывался на межкняжеских съездах (темах) за прекращение княжеских междоусобиц.

После смерти сына Мономаха киевского князя Мстислава Владимировича II Великого (1125-1132) уже распавшийся на несколько ветвей княжеский род Рюриковичей утратил понятие старшинства в династии и его заменило понятие старшинства в каждой из ветвей. В результате Древнерусское государство распалось на несколько землевладений, управляемых фактически самостоятельными русскими князьями.

Социальная организация в эпоху расцвета государства Русь

Главной формой эксплуатации земледельческого населения Древнерусского государства в X - середине XII в. оставалась государственная дань - налог. Правившая за своего малолетнего сына княгиня Ольга провела ряд важных реформ, из которых самой значительной была налоговая реформа 946-947 гг. В результате этой реформы система полюдья была отменена и заменена уплатой дани (уроки), которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными княжескими чиновниками (тиунами). К данному периоду относится также начальный этап формирования па Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине X в. В этот период уже существовали княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. княжеские вотчины было законодательно закреплены в "Правде Русской". В XI в. появляется земельная собственность у бояр, дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли, так как ее удельный вес был незначителен, а основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней.

Корпорацией, которую составлял господствующий слой Древней Руси, в этот период продолжала оставаться дружина. В связи с этим созданную Рюриковичами державу часто определяют как "дружинное государство". Дружины существовали как у самого киевского князя, так и у его сородичей. В дружинной организации сформировалась внутренняя иерархия.

Верхушку дружинного слоя представляла "старейшая дружина" (старшая дружина); ее члены именовались боярами, или мужами. Из наиболее авторитетных ее представителей при князе создавался совет - дума (образовавшаяся из военных советов эпохи "военной демократии"), участвовавшая в формировании основ государственно-политической и экономической жизни. По мнению большинства ученых, в X в. боярство на Руси разделилось на "княжих людей" - приближенных князя и "старцев градских" - потомков родоплеменной знати, хотя их социальное положение, судя по дошедшим до нас памятникам, весьма спорно. Низшим слоем дружинной организации была "молодшая дружина" (младшая дружина). Ее представителей называли отроками; со второй половины XI в. так именовали преимущественно военных слуг князей и бояр, рекрутировавшихся в основном из "молодшей дружины", а для представителей менее зависимого от князей слоя внутри последней начинает употребляться термин детские, или гриди (схема 1).

По мере складывания с конца X в. структуры единого государства формируется и разветвленный аппарат управления. Князья назначают из числа старших дружинников посадников - своих наместников для управления в городах, воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, занимающихся также их формированием, тысяцких - высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, зародившейся в недрах дружинной организации (существовали также сотские и десятские), данников - сборщиков поземельных податей, мечников, вирников - судебных чиновников, собиравших денежные штрафы за убийство (виру), емцев, подъездных - мелких чиновников, мытников - сборщиков торговых пошлин, а также других мелких должностных лиц. Из состава дружинной корпорации выделяются управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны и старосты (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

В Древней Руси продолжали действовать народные собрания - веча, которые из племенных сходок превратились в собрания свободных горожан. Решающая роль на вече принадлежала боярам и старцам градским. С укреплением княжеской власти и аппарата управления значение вечевой организации стало резко снижаться. Можно предположить, что такая форма управления пережила серьезную трансформацию: из архаического высшего органа племенного самоуправления к XII-XIII вв. вече превратилось в представительный орган древнерусских городов. Судя по отдельным данным, оно играло важную роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав не поддается определению. Вече могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в организованную структуру государственного управления.

Лично свободное сельское население, но обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Их зависимость выражалась прежде всего в уплате ежегодного оброка. Лично зависимое население вотчин, а также несвободные слуги назывались челядью (челядинами) и холопами. Их неполноправное положение было закреплено законодательно. Так, за убийство холопа упла-

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

чивался всего лишь штраф в пять гривен, шедший его господину в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос об их положении - предмет давнего спора в историографии. Вероятно, смерды - это группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя.

Во второй половине XI в. появляется слой общинников, которые были вынуждены обращаться к землевладельцам с просьбой о займе ("купе") или о заключении договора ("ряда") на условиях выдачи такому закупу, или рядовичу, в долг рабочего скота или зерна. Таким образом они вступали в долговую зависимость и вынуждены были работать на господина до полного расчета. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Бегство закупа или иное преступление превращало его в раба-холопа. Пашню землевладельца обрабатывали обычно ролейные закупы (разорившиеся свободные общинники) или "посаженные" на землю холопы, не обладавшие никакими правами, ответственность за них нес господин.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >