< Предыдущая   Оглавление   Следующая >

Раздел III ЗАПАСЫ И СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ

Глава 17. Понятие, основные виды, роль и логистика материальных запасов

17.1. Понятие материального запаса

Согласно словарю С. И. Ожегова слово "запас" обозначает то, что приготовлено (запасено), собрано для чего-нибудь; то, что имеется для использования.

Общественное производство, как уже отмечалось в гл. 9, включает в себя производство материальных и нематериальных благ и производство материальных и нематериальных услуг (см. рис. 41). При этом форму запаса могут приобретать только ценности, как материальные, так и нематериальные.

Запасом нематериальных ценностей является, например, репертуар спектаклей, созданных коллективом театра, либо запас методов, которыми пользуется аналитический отдел компании. Запас профессиональных знаний, умений и навыков специалиста предприятия также является запасом нематериальных ценностей.

Запасом материальных ценностей может являться сырье, используемые в производстве материалы и оборудование, готовая продукция у изготовителя, либо в торговле, либо в личном пользовании. Логистика, как правило, имеет дело с запасами материальными, которые мы и будем рассматривать далее.

В экономике взятое из природы сырье преобразуется в сфере производства в готовое изделие, которое продвигается затем в сферу обращения и в нужное время и в нужном месте попадает в конечное потребление. Продвигаясь по цепи, имеющая вещественную форму продукция периодически накапливается, образуя материальный запас, ожидающий своей очереди использования в той или иной производственной или логистической операции.

Сформулируем понятие материального запаса, которое является одним из ключевых понятий логистики.

Материальные запасы - это материальная продукция, ожидающая вступления:

o в процесс производственного потребления;

o процесс продажи;

o процесс личного потребления.

Движение материальной продукции под действием спроса рынка аналогично течению реки под действием силы тяжести. Запасы в этой модели подобны запасам воды в цепи водохранилищ, устроенных по всей протяженности реки.

Запасы добытого сырья ждут своей очереди на отгрузку производственному потребителю. Поступив на завод, сырье либо иные предметы или средства труда ожидают момента вступления в производственное потребление на складах материально-технического снабжения. Вовремя производства образуется незавершенная продукция, которая также накапливается в виде запаса, ожидая продолжения производственного процесса. Готова я продукция в форме сбытового запаса ожидает момента отгрузки оптовому покупателю. Далее, проходя цепь оптовых и розничных предприятий, готовая продукция в форме товарного запаса задерживается на складах торговых предприятий в ожидании момента продажи оптовым покупателям или конечным потребителям. Конечный потребитель, в свою очередь, также создает определенный запас, позволяющий ему стабилизировать процесс потребления.

Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу производственных и торговых систем. Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном (рис. 77).

Рис. 77. Увеличившийся запас, подобно уровню воды, снимает многие проблемы по управлению предприятием-"кораблем"

Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. Поданным зарубежных источников содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты.

Например, если средний запас торговой компании составляет 100 млн руб., то это означает, что компания тратит примерно 25 млн руб. в год на содержание запасов.

Проблему запасов на уровне государства показывает относительная доля запасов в валовом общественном продукте народного хозяйства страны, которая в 1990 г. в СССР составляла 32,5% (для сравнения: в США этот показатель в 1994 г. составлял 13,27%).

Следует отметить, что затраты на содержание запасов - основной фактор, определяющий целесообразность сокращения последних.

Применение логистики, как свидетельствует зарубежный опыт, позволяет сократить запасы на 30-70%. Способы, с помощью которых логистика может влиять на снижение запасов, рассмотрены в § 17.5.

Ниже перечислены проблемы, связанные с управлением запасами.

Большое число факторов, влияющих на размер заказа:

o потребность (спрос);

o неравномерность расхода;

o отдаленность поставщиков;

o ограничения по ресурсам;

o способы транспортировки.

Многообразие видов запасов:

o текущие;

o страховые;

o сезонные;

o подготовительные;

o другие виды запасов.

Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами:

o величина заказа;

o момент заказа;

o момент поставки;

o интервал времени между заказами;

o величина страхового запаса;

o другие параметры.

< Предыдущая   Оглавление   Следующая >