пїњ

ќрганизаци€ оплатила ÷ентру гигиены и эпидемиологии области различные услуги, св€занные с подготовкой проектной документации дл€ изготовлени€ проекта размещени€ отходов. ¬озможно ли указанные затраты учесть в расходах дл€ целей исчислени€ налога на прибыль?

ќтвет: ќрганизаци€ может единовременно включить затраты на подготовку проекта размещени€ отходов в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 Ќалогового кодекса –‘. ѕри этом, по мнению ћинфина –оссии, организаци€ должна учитывать указанные расходы равномерно в течение срока действи€ нормативов. ќднако, по нашему мнению, организаци€ вправе включить указанные затраты в состав расходов единовременно. “ака€ позици€ подтверждаетс€ судебной практикой.

ќбоснование: Ќа основании п. 1 ст. 318 Ќ  –‘ в налоговом учете расходы на производство и реализацию подраздел€ютс€ на:

1) пр€мые;

2) косвенные.

—огласно п. 1 ст. 318 Ќ  –‘ к косвенным расходам относ€тс€ все суммы расходов, за исключением пр€мых расходов (абз. 3 п. 1 ст. 318 Ќ  –‘) и внереализационных расходов (ст. 265 Ќ  –‘), осуществл€емых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Ќалогоплательщик самосто€тельно определ€ет в учетной политике дл€ целей налогообложени€ перечень пр€мых расходов, св€занных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (последний абзац п. 1 ст. 318 Ќ  –‘).

¬ п. 1 ст. 253 Ќ  –‘ используетс€ словосочетание "расходы, св€занные с производством и реализацией", а в п. 2 ст. 253 Ќ  –‘ - "расходы, св€занные с производством и (или) реализацией". Ёто означает, что Ќ  –‘ в каждом конкретном случае выдел€ютс€ расходы, св€занные с производством, и расходы, св€занные с реализацией.

”казанные расходы напр€мую не св€заны с реализацией товаров (работ, услуг), поэтому относ€тс€ к косвенным расходам.  роме того, на взгл€д автора, их можно учесть как суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организаци€ми работы, предоставленные услуги (пп. 3 п. 1 ст. 264 Ќ  –‘).

“аким образом, ничто не мешает налогоплательщику признать указанные расходы в качестве косвенных, пр€мо прописав это в своей учетной политике дл€ целей налогообложени€.

—умма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относитс€ к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Ќ  –‘ (п. 2 ст. 318 Ќ  –‘).

¬ отношении данного вида косвенных расходов особенностей учета Ќ  –‘ не предусмотрено, соответственно, такие расходы единовременно будут учтены в цел€х налогообложени€ в текущем периоде их осуществлени€.

ќднако официальное мнение несколько отличаетс€ от изложенной позиции.

“ак, ћинфин –оссии в ѕисьме от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105 считает, что расходы на разработку проектов нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение организаци€ вправе учитывать дл€ целей налогообложени€ прибыли организаций на основании пп. 3 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 Ќ  –‘ равномерно в течение срока их действи€.

јргументировали финансисты такой вывод следующим образом.

¬ цел€х обеспечени€ охраны окружающей природной среды и здоровь€ человека устанавливаютс€ нормативы образовани€ отходов и лимиты на их размещение, что предусмотрено ст. 18 ‘едерального закона от 24.06.1998 N 89-‘« "ќб отходах производства и потреблени€".

ѕор€док разработки и утверждени€ нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение определен ѕравилами разработки и утверждени€ нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение, утвержденными ѕостановлением ѕравительства –‘ от 16.06.2000 N 461 (далее - ѕравила). —огласно п. 4 ѕравил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению де€тельности в области обращени€ с отходами, на основании ћетодических указаний ћинистерства природных ресурсов –‘ разрабатывают проекты нормативов образовани€ отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещени€ отходов. Ћимиты представл€ютс€ на утверждение в территориальные органы ћинистерства природных ресурсов –‘.

Ћимиты на размещение отходов устанавливаютс€ сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждени€ индивидуальными предпринимател€ми и организаци€ми неизменности производственного процесса и используемого сырь€ (п. 11 ѕравил).

—оответственно, делает вывод министерство, указанные расходы также необходимо распредел€ть на 5 лет на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 Ќ  –‘, согласно которому расходы распредел€ютс€ налогоплательщиком самосто€тельно с учетом принципа равномерности признани€ доходов и расходов в тех случа€х, когда услови€ми договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапна€ сдача товаров (работ, услуг).

“ем не менее суды, например, в ѕостановлении ‘ј— —еверо-«ападного округа от 13.03.2007 N ј05-11056/2006-12, считают, что рассмотренна€ позици€ ћинфина –оссии не €вл€етс€ правомерной, и вот почему.

”казанные нормативы разрабатываютс€ в цел€х соответстви€ производственной де€тельности налогоплательщика установленным экологическим требовани€м и св€заны с текущей де€тельностью предпри€ти€. Ѕолее того, оплачива€ услуги сторонней организации по разработке проектов, налогоплательщик несет затраты, св€занные именно с разработкой проектов, а не с установлением нормативов на какой-либо определенный период, в св€зи с чем затраты на разработку проекта и его оплату относ€тс€ к периоду его создани€ и оплаты, а не к периоду действи€ указанных нормативов.  роме того, лимиты отходов утверждаютс€ на 5 лет при условии ежегодного подтверждени€ неизменности производственного процесса и используемого сырь€, при отсутствии такого подтверждени€ за мес€ц до окончани€ отчетного года лимиты аннулируютс€.

“аким образом, на основании норм Ќ  –‘ и арбитражной практики организаци€ может единовременно включить указанные затраты в расходы при исчислении налога на прибыль. ѕри этом следует иметь в виду, что любое мнение, отличное от мнени€ налогового органа, придетс€, возможно, отстаивать в суде.

ё. ј.“ихонов

¬едущий аудитор

«јќ "—имбирский аудит-центр"

30.08.2010

пїњ