пїњ

ќ мерах государственного (муниципального) финансового контрол€ за расходованием бюджетных средств, в частности в сфере закупок дл€ государственных (муниципальных) нужд, а также о мерах по борьбе с коррупцией

ќтвет:

ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќ ‘»ЌјЌ—ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ѕ»—№ћќ

от 28 €нвар€ 2014 г. N 02-11-09/3021

ƒепартамент бюджетной методологии ћинистерства финансов –оссийской ‘едерации рассмотрел обращение в части вопроса о государственном контроле за расходованием бюджетных средств и в рамках компетенции сообщает.

¬ насто€щее врем€ в –оссийской ‘едерации сложилась система государственного и муниципального финансового контрол€, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществл€етс€ в соответствии с разделом IX "√осударственный и муниципальный финансовый контроль" Ѕюджетного кодекса –оссийской ‘едерации (далее - Ѕ  –‘), ‘едеральным законом от 07.02.2011 N 6-‘« "ќб общих принципах организации и де€тельности контрольно-счетных органов субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных образований", ‘едеральным законом от 05.04.2013 N 41-‘« "ќ —четной палате –оссийской ‘едерации".

√осударственный (муниципальный) финансовый контроль осуществл€етс€ как законодательными (представительными) органами, так и органами исполнительной власти, местными администраци€ми муниципальных образований (органами внутреннего контрол€). ¬ целом вышеназванна€ система ориентирована на проведение всех форм государственного (муниципального) финансового контрол€. √лавным результатом контрольных меропри€тий €вл€етс€ снижение общего объема нецелевого и неэффективного расходовани€ бюджетных средств.

—огласно статье 265 Ѕ  –‘ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений €вл€етс€ контрольной де€тельностью соответственно —четной палаты –оссийской ‘едерации, контрольно-счетных органов субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контрол€).

ѕолномочи€ми органов внешнего государственного (муниципального) финансового контрол€ по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контрол€ €вл€ютс€:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства –оссийской ‘едерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношени€, в ходе исполнени€ бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требовани€м составлени€ и представлени€ бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных ‘едеральным законом от 5 апрел€ 2013 года N 41-‘« "ќ —четной палате –оссийской ‘едерации" и ‘едеральным законом от 7 феврал€ 2011 года N 6-‘« "ќб общих принципах организации и де€тельности контрольно-счетных органов субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных образований".

¬нутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений €вл€етс€ контрольной де€тельностью ‘едеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контрол€, €вл€ющихс€ соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контрол€), ‘едерального казначейства (финансовых органов субъектов –оссийской ‘едерации или муниципальных образований).

ѕолномочи€ми органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контрол€ по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контрол€ €вл€ютс€:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства –оссийской ‘едерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношени€;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

— 1 €нвар€ 2014 года вступил в силу ‘едеральный закон от 5 апрел€ 2013 г. N 44-‘« "ќ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл€ обеспечени€ государственных и муниципальных нужд" (далее - «акон N 44-‘«). «акон N 44-‘« значительно расширил функционал ‘едерального казначейства и –осфиннадзора в части полномочий по контролю в сфере закупок дл€ государственных нужд.

“ак, в соответствии со статьей 99 «акона N 44-‘« органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контрол€ осуществл€ют контроль (за исключением контрол€, предусмотренного частью 10 насто€щей статьи) в отношении:

соблюдени€ требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 «акона N 44-‘«, и обоснованности закупок (вступает в силу с 1 €нвар€ 2016 года);

соблюдени€ правил нормировани€ в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 «акона N 44-‘«;

обосновани€ начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подр€дчиком, исполнителем), включенной в план-график;

применени€ заказчиком мер ответственности и совершени€ иных действий в случае нарушени€ поставщиком (подр€дчиком, исполнителем) условий контракта;

соответстви€ поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги услови€м контракта;

своевременности, полноты и достоверности отражени€ в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответстви€ использовани€ поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цел€м осуществлени€ закупки.

‘едеральное казначейство проводит контроль:

за соответствием информации об объеме финансового обеспечени€, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечени€ дл€ осуществлени€ закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

указанием одинаковой информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечени€ дл€ осуществлени€ данных закупок последовательно на всех этапах закупочного цикла (часть 5 статьи 99 «акона N 44-‘«).

 роме того, в платежных документах предполагаетс€ использование номера реестровой записи государственного (муниципального) контракта из единого реестра государственных (муниципальных) контрактов, что полностью обеспечит проведение контрол€ законности на всех этапах исполнени€ бюджета по контрактуемым расходам.

¬ свою очередь, усили€ –осфиннадзора направлены:

на пресечение нарушений при обосновании и нормировании закупок, формировании первоначальной цены контракта в ходе проведени€ контрольных меропри€тий в большей степени еще до заключени€ контракта;

отслеживание соответстви€ поставленных товаров, работ, услуг услови€м контракта и их использовани€ согласно цел€м закупки, а также применени€ заказчиком мер ответственности в случае нарушени€ поставщиком (подр€дчиком) своих об€зательств (часть 8 статьи 99 «акона N 44-‘«).

“акой контроль в первую очередь ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использовани€ бюджетных средств, в том числе в части полномочий по контролю в сфере закупок дл€ государственных нужд.

ѕо вопросу эффективности и результативности осуществлени€ государственного (муниципального) финансового контрол€, а также привлечени€ к ответственности за нарушение законодательства –оссийской ‘едерации по итогам контрольных меропри€тий отмечаем, что вс€ информаци€ о результатах де€тельности размещаетс€ на официальных сайтах контрольно-надзорных органов государственной (муниципальной) власти.

¬месте с тем сообщаем, что борьба с коррупцией €вл€етс€ одним из приоритетных направлений государственной политики, поэтому в этих цел€х предпринимаетс€ р€д последовательных мер: действуют ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 19.05.2008 N 815 "ќ мерах по противодействию коррупции", ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 13.03.2012 N 297 "ќ Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты ѕрезидента –оссийской ‘едерации по вопросам противодействи€ коррупции", определивший комплексный план по противодействию коррупции; введена об€зательна€ публикаци€ сведений о доходах и имуществе должностных лиц; созданы комитеты и комиссии по коррупции в органах государственной власти; ужесточаетс€ наказание за коррупционные правонарушени€. ¬ насто€щее врем€ в стадии разработки находитс€ ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации "ќ Ќациональном плане противодействи€ коррупции на 2014 - 2015 годы".

¬ соответствии с вышеупом€нутым ”казом действуют и совершенствуютс€ акты антикоррупционного законодательства –оссийской ‘едерации, такие как ‘едеральный закон от 17 июл€ 2009 г. N 172-‘« "ќб антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ‘едеральный закон от 25.12.2008 N 273-‘« "ќ противодействии коррупции", ‘едеральный закон от 27.07.2004 N 79-‘« "ќ государственной гражданской службе –оссийской ‘едерации" (ред. от 28.12.2013), ‘едеральный закон от 02.05.2006 N 59-‘« "ќ пор€дке рассмотрени€ обращений граждан –оссийской ‘едерации" и иные нормативные правовые акты.

“акже необходимо отметить разрабатываемые механизмы повышени€ прозрачности бюджетной сферы в соответствии с  онцепцией создани€ и развити€ государственной интегрированной информационной системы управлени€ общественными финансами "Ёлектронный бюджет", утвержденной распор€жением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 20.07.2011 N 1275-р. —оздание и внедрение указанной интегрированной системы обеспечит оперативный доступ к широкому кругу данных о бюджетных расходах всем заинтересованным лицам.

ќрганами государственной власти провод€тс€ публичные консультации с целью учета мнений по проектам разрабатываемых нормативных правовых актов, с информацией о рассматриваемых проектах можно ознакомитьс€ на официальных сайтах органов власти.

—оздаютс€ услови€ дл€ действенного общественного контрол€ за расходованием бюджетных средств в случа€х, представл€ющих наибольшую общественную значимость, ведетс€ борьба с нарушени€ми законодательства, с коррупцией и избыточным административным регулированием. “ак, в этих цел€х с 2011 года функционирует официальный сайт –оссийской ‘едерации в сети »нтернет дл€ размещени€ информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг дл€ государственных и муниципальных нужд (www. zakupki. gov. ru), обеспечивающий прозрачность де€тельности органов государственной власти и органов местного самоуправлени€ по размещению заказов, а также доступность информации о государственных и муниципальных закупках дл€ всех заинтересованных пользователей.

“акже согласно статье 102 «акона N 44-‘« граждане и общественные объединени€ и объединени€ юридических лиц вправе осуществл€ть общественный контроль за соблюдением законодательства –оссийской ‘едерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с насто€щим ‘едеральным законом. ќрганы государственной власти и органы местного самоуправлени€ об€заны обеспечивать возможность осуществлени€ такого контрол€.

“аким образом, в насто€щее врем€ принимаютс€ все возможные меры по обеспечению защиты государственных финансов.

ƒиректор ƒепартамента

бюджетной методологии

—. ¬.–ќћјЌќ¬

28.01.2014

пїњ