пїњ

ќ пор€дке проведени€ выездных налоговых проверок, а также об истребовании при проведении выездных налоговых проверок документов; о признании действующего пор€дка проведени€ выездной налоговой проверки не нарушающим интересы налогоплательщиков

ќтвет:

ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќ ‘»ЌјЌ—ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ѕ»—№ћќ

от 27 августа 2010 г. N 03-02-07/1-379

¬ ƒепартаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ‘Ќ— –оссии рассмотрено письмо по вопросу о проведении налоговых проверок и сообщаетс€ следующее.

Ќа налоговые органы возложена об€занность осуществл€ть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах путем проведени€ налоговых проверок и в других формах, предусмотренных Ќалоговым кодексом –оссийской ‘едерации (далее -  одекс) (пп. 2 п. 1 ст. 32  одекса, п. 3 ст. 7 «акона –оссийской ‘едерации от 21.01.1991 N 943-1 "ќ налоговых органах –оссийской ‘едерации").

ѕри осуществлении налогового контрол€ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основани€ми дл€ исчислени€ и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчислени€ и своевременность уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31  одекса).

¬ соответствии с установленным пор€дком (ст. 89  одекса) выездна€ налогова€ проверка в отношении одного налогоплательщика может проводитьс€ по одному или нескольким налогам.

Ќалоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Ќалоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев прин€ти€ решени€ руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведени€ выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничени€.

ƒо внесени€ ‘едеральным законом от 27.07.2006 N 137-‘« в  одекс изменений срок проведени€ выездной налоговой проверки определ€лс€ суммой периодов, в течение которых провер€ющие фактически находились на территории провер€емого налогоплательщика. ѕри этом в указанный срок не засчитывались периоды между вручением налоговым органом налогоплательщику требовани€ о представлении документов в соответствии со ст. 93  одекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

¬ соответствии с действующим пор€дком срок проведени€ выездной налоговой проверки исчисл€етс€ со дн€ вынесени€ решени€ о назначении проверки и до дн€ составлени€ справки о проведении проверки. ѕродолжительность выездной налоговой проверки по общему правилу ограничена двум€ мес€цами. ”казанный срок может быть продлен до четырех мес€цев, а в исключительных случа€х - до шести мес€цев.

ѕунктом 12 ст. 89  одекса установлена об€занность налогоплательщика обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, провод€щих выездную налоговую проверку, ознакомитьс€ с документами, св€занными с исчислением и уплатой налогов.

Ќа основании п. 2 ст. 93  одекса в редакции ‘едерального закона от 27.07.2010 N 229-‘« истребуемые у налогоплательщика документы на бумажном носителе представл€ютс€ в виде заверенных провер€емым лицом копий. ¬ случае необходимости налоговый орган вправе ознакомитьс€ с подлинниками документов. ¬ случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам св€зи.

–уководитель (заместитель руководител€) налогового органа на основании уведомлени€ провер€емого лица о невозможности представлени€ в установленный срок истребуемых документов вправе продлить сроки представлени€ в налоговый орган таких документов (п. 3 ст. 93  одекса).

ѕунктом 5 ст. 93  одекса установлено, что в ходе проведени€ налоговой проверки, иных меропри€тий налогового контрол€ налоговые органы не вправе истребовать у провер€емого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного провер€емого лица. ”казанное ограничение не распростран€етс€ только на случаи, когда документы ранее представл€лись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии провер€емому лицу, и на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

ѕриказом ‘Ќ— –оссии от 30.05.2007 N ћћ-3-06/333 утверждена  онцепци€ системы планировани€ выездных налоговых проверок, согласно которой планирование выездных налоговых проверок представл€ет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков дл€ проведени€ выездных налоговых проверок по указанным в  онцепции критери€м, в том числе общедоступным.

ѕо сообщению ‘Ќ— –оссии, выездна€ налогова€ проверка ќјќ за 2008 г. была завершена 27.11.2009, выездна€ налогова€ проверка этого общества за 2009 г. назначена на основании решени€ заместител€ начальника »‘Ќ— –оссии от 29.06.2010. —ледовательно, налоговым органом не нарушены предусмотренные п. 5 ст. 89  одекса услови€ в части проведени€ выездной налоговой проверки ќјќ в течение одного календарного года.

‘Ќ— –оссии отмечено также, что ќјќ было предложено вместо копий документов представить подлинники истребуемых документов в соответствии с п. 2 ст. 93  одекса дл€ ознакомлени€ при проведении выездной налоговой проверки.

ѕолагаем, что действующий пор€док проведени€ выездной налоговой проверки, в том числе ограничивающий количество выездных налоговых проверок в течение календарного года и продолжительность их проведени€, не нарушает интересы налогоплательщиков, св€занные с самосто€тельным и беспреп€тственным осуществлением предпринимательской де€тельности.

ƒиректор ƒепартамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

». ¬.“–”Ќ»Ќ

27.08.2010

пїњ