пїњ

 урс на гуманизацию тюремной системы

—. Ѕќ–—”„≈Ќ ќ, ƒ.  ќ—»’»Ќ, ћ. јЌќ—ќ¬

—ветлана Ѕорсученко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии –ѕј ћё –‘, г. ћосква.

ƒмитрий  осихин, газета "Ё∆-ёрист".

ћихаил јносов, газета "Ё∆-ёрист".

ќбщественный контроль €вл€етс€ действенным инструментом повышени€ эффективности процесса исполнени€ (отбывани€) наказани€, способствует соблюдению законности в де€тельности уголовно-исполнительной системы, восстановлению нарушенных прав осужденных.

“радиции благотворительности

¬ российском государстве есть традиции благотворительной де€тельности по отношению к местам лишени€ свободы. ќднако системность подобного рода меропри€ти€ приобрели только в 1819 году в св€зи с созданием ѕопечительского о тюрьмах общества. ¬ысочайшим ”казом императора јлександра I был утвержден устав общества и образованы его руковод€щие органы.

¬ момент создани€ ѕопечительского о тюрьмах общества перед власт€ми сто€ли те же проблемы, что и сегодн€: нехватка зданий, переполненность камер, антисанитари€, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, крайн€€ жестокость применени€ спецсредств. »звестно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было св€зано с воспалительными процессами после использовани€ всевозможных колодок и наручников.

ѕеред создател€ми ќбщества встал вопрос о гуманизации тюремной системы. “ак, по инициативе ќбщества в тюрьмах началось обучение молодых заключенных грамоте и професси€м, было улучшено положение пересыльных заключенных, выделены средства на их питание, снабжение одеждой. ќсновным же достижением де€тельности ѕопечительского о тюрьмах общества стало запрещение пешего этапировани€ в 1865 году (до этого каждый четвертый из тех, кто шел в каторжные тюрьмы, погибал на этапе).

  концу XIX века в –оссии функционировало 884 тюрьмы. ѕочти в каждой из них находилс€ попечительский комитет, который занималс€ сбором пожертвований дл€ тюрем, помогал в обучении заключенных грамоте, професси€м, различным ремеслам. Ётот комитет также имел право контролировать тюремное начальство (главным образом он вы€вл€л казнокрадство и лихоимство).

ƒо 1917 года тюрьмы были открыты дл€ посещени€ общественности. ќсужденных могли посещать председатели сельских общин, городских или местных сообществ, св€щенники.

ѕосле 1917 года тюремна€ система стала закрытой. ќбщество попечителей было распущено.

¬озрождение организаций

Ќакопленный исторический опыт приобрел практическое значение в св€зи с возрождением в 90-е годы прошлого века де€тельности общественных организаций в уголовно-исполнительной сфере.

ѕравова€ основа общественного контрол€ закреплена в ст. ст. 23, 24 ”»  –‘, ст. 38 «акона –‘ от 21.07.1993 N 5473-1 "ќб учреждени€х и органах, исполн€ющих уголовные наказани€ в виде лишени€ свободы" (в ред. от 06.11.2011 N 267-‘«) <1>, ‘едеральном законе от 10.06.2008 N 76-‘« "ќб общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержани€ и о содействии лицам, наход€щимс€ в местах принудительного содержани€" <2>.

<1> ¬едомости —Ќƒ и ¬— –‘. 1993. N 33. —т. 1316.

<2> —обрание законодательства –‘. 2008. N 24. —т. 2789.

—тать€ 23 ”»  –‘ в общей форме провозглашает, что общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждени€х осуществл€ют общественные наблюдательные комиссии и их члены.

—огласно ч. 3 ст. 23 ”»  –‘ общественные объединени€ оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполн€ющих наказани€, принимают участие в исправлении осужденных.

¬ соответствии с ‘едеральным законом от 19.05.1995 N 82-‘« "ќб общественных объединени€х" (в ред. от 19.05.2010 N 88-‘«) <3> под общественным объединением понимаетс€ добровольное, самоуправл€емое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихс€ на основе общности интересов дл€ реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединени€. ѕраво граждан на создание таких объединений реализуетс€ как непосредственно путем объединени€ физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединени€ (ст. 5 «акона N 82-‘«).

<3> —обрание законодательства –‘. 1995. N 21. —т. 1930; –оссийска€ газета от 21.05.2010.

—тать€ 7 «акона N 82-‘« устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм общественных объединений:

- общественна€ организаци€;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самоде€тельности;

- политическа€ парти€.

—убъекты общественного контрол€

¬ ”»  –‘ названы лишь некоторые субъекты общественного контрол€ - общественные наблюдательные комиссии (ст. ст. 23, 24, 91 ”»  –‘), попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142 ”»  –‘), средства массовой информации (ст. 24 ”»  –‘).

¬ соответствии с «аконом N 76-‘« предусматриваетс€ создание в каждом субъекте –‘ на посто€нной основе соответствующих общественных наблюдательных комиссий.

—овет ќбщественной палаты –‘ устанавливает дл€ каждого субъекта –‘ численность общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее п€ти и более двадцати членов (ст. 7 «акона N 76-‘«).

ѕравом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществл€ющее свою де€тельность не менее п€ти лет со дн€ его создани€, уставной целью или направлением де€тельности которого €вл€етс€ защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. –уковод€щий коллегиальный орган общественного объединени€ может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии (ст. 10 «акона N 76-‘«).

„леном общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин –‘, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. „лены общественной наблюдательной комиссии осуществл€ют свою де€тельность на общественных началах.

„леном общественной наблюдательной комиссии не может быть лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. ќдно и то же лицо не может быть назначено членом общественной наблюдательной комиссии одного субъекта –‘ более трех раз подр€д. „ленами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности –‘, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов –‘ и, кроме того, должности государственной гражданской службы субъектов –‘, муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправлени€ (ст. 12 «акона N 76-‘«).

ќсновные формы де€тельности

ќсновными задачами общественной наблюдательной комиссии €вл€ютс€:

1) осуществление общественного контрол€ за обеспечением прав человека в местах принудительного содержани€, расположенных на территории субъекта –‘, в котором образована общественна€ наблюдательна€ комисси€;

2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществлени€ общественного контрол€;

3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержани€, органов государственной власти субъектов –‘, органов местного самоуправлени€, иных органов, осуществл€ющих в пределах территории субъекта –‘ полномочи€ по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержани€ лиц, наход€щихс€ в местах принудительного содержани€ (ст. 6 «акона N 76-‘«).

ќсновными формами де€тельности общественной наблюдательной комиссии €вл€ютс€:

1) посещение мест принудительного содержани€ дл€ осуществлени€ общественного контрол€;

2) рассмотрение предложений, за€влений и жалоб лиц, наход€щихс€ в местах принудительного содержани€, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав наход€щихс€ в местах принудительного содержани€;

3) подготовка решений по результатам проведени€ общественного контрол€ (решени€ общественной наблюдательной комиссии нос€т рекомендательный характер);

4) направление материалов по итогам осуществлени€ общественного контрол€ ”полномоченному по правам человека в –‘, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте –‘, в ќбщественную палату –‘, общественную палату соответствующего субъекта –‘, общественные объединени€, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, —ћ», соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов –‘, органы местного самоуправлени€, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;

5) взаимодействие по вопросам, относ€щимс€ к ее де€тельности, с органами государственной власти –‘, государственными органами, не €вл€ющимис€ органами государственной власти, органами местного самоуправлени€ и их должностными лицами, ”полномоченным по правам человека в –‘, уполномоченными по правам человека в субъектах –‘, ќбщественной палатой –‘, общественными палатами субъектов –‘, общественными объединени€ми, —ћ», общественными наблюдательными комисси€ми, образованными в других субъектах –‘ и иными субъектами по своему усмотрению;

6) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством –‘ в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывани€ наказани€ в другие;

7) проведение меропри€тий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей де€тельности (ст. 15 «акона N 76-‘«).

ƒобровольное участие граждан

ќбщественна€ палата –‘ была сформирована в соответствии с ‘едеральным законом от 04.04.2005 N 32-‘« "ќб ќбщественной палате –оссийской ‘едерации" <4>.

<4> —обрание законодательства –‘. 10.04.2005. N 15. —т. 1277.

—огласно «акону ќбщественна€ палата избираетс€ каждые два года и обеспечивает взаимодействие граждан –‘ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов –‘, органами местного самоуправлени€ в цел€х учета потребностей и интересов граждан –‘, защиты прав и свобод граждан –‘ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в цел€х осуществлени€ общественного контрол€ за де€тельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€.

ќбщественна€ палата формируетс€ на основе добровольного участи€ в ее де€тельности граждан –‘, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций (ст. 1 «акона N 32-‘«). „леном ќбщественной палаты может быть гражданин –‘, достигший возраста 18 лет.

„ленами ќбщественной палаты не могут быть:

1) ѕрезидент –‘, члены —овета ‘едерации ‘едерального —обрани€ –‘, депутаты √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –‘, члены ѕравительства –‘, судьи, иные лица, замещающие государственные должности –‘, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов –‘, должности государственной гражданской службы субъектов –‘, должности муниципальной службы, выборные должности в органах местного самоуправлени€;

2) лица, признанные недееспособными на основании решени€ суда;

3) лица, имеющие непогашенную или несн€тую судимость;

4) лица, членство которых в ќбщественной палате ранее было прекращено на основании грубого нарушени€ ими  одекса этики - по решению не менее половины членов ќбщественной палаты, прин€тому на ее пленарном заседании (ст. 7 «акона N 32-‘«).

ќбщественна€ палата формируетс€ из 42 граждан –‘, утверждаемых ѕрезидентом –‘, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений (ст. 6 «акона N 32-‘«).

–еализаци€ функций

ќсновными формами работы ќбщественной палаты €вл€ютс€ пленарные заседани€ ќбщественной палаты, заседани€ совета ќбщественной палаты, комиссий и рабочих групп ќбщественной палаты.

¬ цел€х реализации функций, возложенных на ќбщественную палату законом, ќбщественна€ палата вправе:

1) проводить слушани€ по общественно важным проблемам;

2) давать заключени€ о нарушени€х законодательства –‘ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов –‘ и органами местного самоуправлени€ и направл€ть указанные заключени€ в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов –‘ о поправках к  онституции –‘, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов ѕравительства –‘ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов –‘ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов –‘, проектов правовых актов органов местного самоуправлени€;

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€ на пленарные заседани€ ќбщественной палаты;

5) направл€ть членов ќбщественной палаты дл€ участи€ в работе комитетов и комиссий —овета ‘едерации ‘едерального —обрани€ –‘, √осударственной ƒумы ‘едерального —обрани€ –‘, а также в заседани€х коллегий федеральных органов исполнительной власти в пор€дке, определ€емом ѕравительством –‘;

6) направл€ть запросы ќбщественной палаты (в период между пленарными заседани€ми ќбщественной палаты запросы от ее имени направл€ет совет ќбщественной палаты) (ст. 16 «акона N 32-‘«).

–ешени€ ќбщественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, нос€т рекомендательный характер.

¬о исполнение «акона N 76-‘« ќбщественна€ палата стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах –‘. «акон N 76-‘« устанавливает правовые основы участи€ общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержани€, содействи€ лицам, наход€щимс€ в местах принудительного содержани€, в том числе в создании условий дл€ их адаптации к жизни в обществе.

¬ компетенции —овета

¬ 2007 году был создан ќбщественный совет при ‘едеральной службе исполнени€ наказаний по проблемам де€тельности уголовно-исполнительной системы, основной целью которого €вл€етс€ привлечение общественности к участию в решении задач, сто€щих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, содержащихс€ в следственных изол€торах. ¬о всех субъектах при руководител€х территориальных органов ‘—»Ќ –оссии также созданы общественные советы.

¬ компетенцию —овета входит рассмотрение таких вопросов, как:

1) координаци€ взаимодействи€ международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждени€ми и территориальными органами ‘—»Ќ –оссии в работе по реформированию ”»— и созданию условий дл€ правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов ”»—, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвин€емых в совершении преступлений, содержащихс€ в следственных изол€торах;

2) информирование общественности и —ћ» о де€тельности ‘—»Ќ –оссии дл€ формировани€ у населени€ объективного представлени€ об учреждени€х и органах, исполн€ющих уголовные наказани€;

3) содействие в получении образовани€ осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимис€ под стражей, и социальной реабилитации лиц, освободившихс€ от отбывани€ наказани€;

4) содействие в налаживании взаимоотношений ‘—»Ќ –оссии с руководством производственных объединений, корпораций, фирм дл€ получени€ заказов в цел€х развити€ производства в учреждени€х ‘—»Ќ –оссии и тем самым совершенствовани€ трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки;

5) участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствовани€ нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов ”»—, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвин€емых в совершении преступлений, содержащихс€ в следственных изол€торах;

6) распространение положительного опыта работы учреждений и органов ”»— в решении вопросов по защите прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвин€емых в совершении преступлений, содержащихс€ в следственных изол€торах.

¬ состав —овета вход€т представители международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий, а также граждане –‘, оказывающие содействие в де€тельности ”»—. Ќа организационном заседании —овета открытым голосованием избираютс€ председатель —овета, его заместитель (заместители) и секретарь.

ќсновной формой де€тельности —овета €вл€ютс€ заседани€, которые провод€тс€ не реже одного раза в полугодие.

÷ель - оказание помощи

ќбщественный контроль за де€тельностью персонала воспитательных колоний осуществл€ют попечительские советы, создаваемые из представителей государственных предпри€тий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 ”»  –‘). ѕопечительский совет создаетс€ при каждой воспитательной колонии. –ешение о создании совета принимает орган исполнительной власти субъекта –‘, который утверждает положение о попечительском совете и его состав. ќрган исполнительной власти субъекта –‘ совместно с органом местного самоуправлени€, на территории которого расположена воспитательна€ колони€, осуществл€ет контроль за де€тельностью попечительского совета.

ќсновной целью попечительского совета €вл€етс€ оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихс€ лиц.

ѕопечительский совет оказывает помощь администрации воспитательной колонии:

а) в обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;

б) формировании у осужденных законопослушного поведени€, добросовестного отношени€ к труду и учебе, получении основного общего и начального профессионального образовани€, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровн€ осужденных;

в) установлении хоз€йственных св€зей с предпри€ти€ми, учреждени€ми и организаци€ми, укреплении производственно-хоз€йственной базы воспитательной колонии;

г) обеспечении трудовой зан€тости осужденных;

д) создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечени€ осужденных;

е) изыскании дополнительных возможностей дл€ улучшени€ организации питани€ осужденных, обеспечени€ их одеждой и предметами первой необходимости;

ж) организации шефства над сиротами и лицами, оставшимис€ без родительского попечени€, оказании им финансовой помощи при освобождении;

з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихс€ из воспитательной колонии.

¬ положении о попечительском совете при соответствующей воспитательной колонии могут быть предусмотрены иные направлени€ де€тельности этого совета, не противоречащие законодательству –‘, другим нормативным правовым актам и ѕримерному положению "ќ попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" <5>.

<5> ѕостановление ѕравительства –‘ от 13.10.1997 N 1295 "ќб утверждении ѕримерного положени€ о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" // —обрание законодательства –‘. 1997. N 42. —т. 4785.

¬праве рекомендовать

ѕопечительский совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право:

а) принимать решени€ рекомендательного характера, а также представл€ть предложени€ администрации воспитательной колонии, руководству территориального органа управлени€ уголовно-исполнительной системы, предпри€тий, учреждений и организаций, вносить предложени€ в органы государственной власти;

б) приглашать на свои заседани€ работников воспитательной колонии, представителей органов исполнительной власти субъектов –‘, органов местного самоуправлени€, а также заинтересованных предпри€тий, учреждений и организаций;

в) способствовать целесообразному использованию имущества и расходованию денежных средств, передаваемых воспитательной колонии гражданами и юридическими лицами в процессе осуществлени€ благотворительной де€тельности, а в случае их нецелевого использовани€ и расходовани€ информировать об этом органы, осуществл€ющие контроль за де€тельностью воспитательной колонии.

„лены попечительского совета в установленном пор€дке вправе посещать воспитательную колонию, знакомитьс€ в пределах своей компетенции с ее де€тельностью, встречатьс€ с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их за€влений и жалоб.

ѕопечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта –‘ и органы местного самоуправлени€ по наиболее важным вопросам, которые данный совет рассматривает и решает. ќ вы€вленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложени€ по их устранению. ¬месте с тем не допускаетс€ вмешательство попечительского совета в оперативно-розыскную и иную оперативную де€тельность воспитательной колонии.

ќрганизаци€ и де€тельность попечительского совета регламентируютс€ ѕримерным положением "ќ попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы".

–одительский комитет

¬ цел€х повышени€ эффективности воспитательного воздействи€ на осужденных и оказани€ помощи администрации воспитательных колоний при отр€дах колоний могут создаватьс€ родительские комитеты из родителей, лиц, их замен€ющих, и других близких родственников осужденных. ƒе€тельность родительских комитетов регулируетс€ положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии (ч. 2 ст. 142 ”»  –‘).

»з состава родительского комитета избираютс€ председатель (€вл€ющийс€ членом учебно-воспитательного совета) и представитель в совет воспитателей отр€да.

–одительские комитеты активно участвуют в решении вопросов изменени€ условий содержани€ и досрочного освобождени€ осужденных воспитанников.

–одительские комитеты могут знакомитьс€ в установленном пор€дке с жилищно-бытовыми услови€ми содержани€ несовершеннолетних осужденных, обращатьс€ в общественные объединени€ дл€ оказани€ помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечени€, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечени€ передачами и посылками сирот и лиц, оставшихс€ без родительского попечени€, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними св€зь, а также оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца.  роме того, родительские комитеты совместно с администрацией воспитательной колонии могут обращатьс€ в государственные органы, общественные объединени€ по вопросам оказани€ помощи в проведении воспитательной работы в колонии.

«амечани€ и предложени€ родительского комитета председатель излагает на учебно-воспитательном совете. –одительский комитет отчитываетс€ о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии. „лены родительского комитета об€заны соблюдать правила внутреннего распор€дка и правила обращени€ с осужденными, установленные администрацией воспитательной колонии.

—вобода совести и вероисповедани€

—тать€ 14 ”»  –‘ создала правовую основу дл€ взаимодействи€ учреждений, исполн€ющих наказани€, с религиозными организаци€ми.

¬ соответствии с законом осужденным гарантируетс€ свобода совести и свобода вероисповедани€. ќни вправе исповедовать любую религию (либо не исповедовать никакой религии), свободно выбирать, иметь и распростран€ть религиозные убеждени€ и действовать в соответствии с ними.

ќсуществление права на свободу совести и свободу вероисповедани€ €вл€етс€ добровольным, при этом не должны нарушатьс€ правила внутреннего распор€дка учреждени€, исполн€ющего наказани€, а также ущемл€тьс€ права других лиц.

  осужденным, отбывающим наказание в виде лишени€ свободы, по их просьбе приглашаютс€ св€щеннослужители. ¬ исправительные учреждени€ допускаютс€ лишь те св€щеннослужители, которые принадлежат к зарегистрированным в установленном пор€дке религиозным объединени€м. ¬ учреждени€х, исполн€ющих наказани€, осужденным разрешаетс€ совершение религиозных обр€дов, пользование предметами культа и религиозной литературой. ¬ этих цел€х администраци€ исправительных учреждений выдел€ет соответствующее помещение.

“€жело больным осужденным по их просьбе обеспечиваетс€ возможность совершить все необходимые религиозные обр€ды с приглашением св€щеннослужителей.

—ледует отметить, что в дореволюционной –оссии православными св€щенниками был накоплен богатейший опыт религиозно-нравственного воспитани€ заключенных в тюрьмах и острогах, значение которого важно и в насто€щее врем€.

ќсвещение в —ћ»

  полноправным субъектам общественного контрол€ следует также отнести средства массовой информации.

¬ соответствии с законом представители —ћ» имеют право посещать учреждени€ и органы, исполн€ющие наказани€, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышесто€щих органов уголовно-исполнительной системы (ч. 3 ст. 24 ”»  –‘).

¬ цел€х обеспечени€ широкого, оперативного распространени€ достоверных сведений о де€тельности ‘едеральной службы исполнени€ наказаний и создани€ благопри€тных условий дл€ профессиональной де€тельности журналистов в соответствии с «аконом –‘ от 27.12.1991 N 2124-1 "ќ средствах массовой информации" (в ред. 09.02.2009 N 10-‘«) <6> установлены ѕравила аккредитации журналистов —ћ» на освещение де€тельности ‘едеральной службы исполнени€ наказаний <7>.

<6> –оссийска€ газета от 08.02.1992 N 32.

<7> ”тверждены ѕриказом ћинюста –оссии от 29.02.2008 N 128.

јккредитаци€ журналистов средств массовой информации проводитс€ пресс-бюро ‘едеральной службы исполнени€ наказаний в соответствии с «аконом N 2124-1, ѕриказом ‘—»Ќ –оссии от 19.05.2006 N 245 "ќб утверждении –егламента ‘едеральной службы исполнени€ наказаний" <8> и ѕравилами аккредитации журналистов средств массовой информации на освещение де€тельности ‘едеральной службы исполнени€ наказаний.

<8> «арегистрирован в ћинюсте –оссии 02.05.2006, рег. N 7917.

ѕраво на аккредитацию своих журналистов при ‘—»Ќ –оссии имеют официально зарегистрированные российские —ћ» независимо от форм собственности, а также зарубежные —ћ», аккредитованные при ћ»ƒ –оссии.

јккредитаци€ российских журналистов и переаккредитаци€ иностранных журналистов провод€тс€ ежегодно на основании поданных за€вок редакци€ми —ћ».

¬ цел€х обеспечени€ прав осужденных кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществл€ютс€ с согласи€ в письменной форме самих осужденных.

¬ цел€х обеспечени€ безопасности как осужденных, так и персонала исправительных учреждений кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществл€етс€ с разрешени€ в письменной форме администрации учреждени€ или органа, исполн€ющего наказани€.

ћатериалы и публикации —ћ» о де€тельности персонала учреждений и органов, исполн€ющих наказани€, способствуют открытости и прозрачности уголовно-исполнительной системы, направлены на формирование общественного мнени€, а также информационной политики в целом, что особенно важно в период проведени€ реформ в –оссии.

–еализовать  онцепцию

ѕо данным ‘—»Ќ –оссии, в 2011 году представители общественных объединений посещали исправительные учреждени€ и следственные изол€торы 5475 раз, представители религиозных конфессий - 33593 раза, представители —ћ» - 4498 раз.

 онцепци€ развити€ уголовно-исполнительной системы –‘ до 2020 года, утвержденна€ распор€жением ѕравительства –‘ от 14.10.2010 N 1772-р <9>, предусматривает основные направлени€, формы и методы совершенствовани€ и развити€ уголовно-исполнительной системы, ее взаимосв€зь с государственными органами и институтами гражданского общества.

<9> —обрание законодательства –‘. 2010. N 43. —т. 5544.

ќсновными цел€ми  онцепции €вл€ютс€:

- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполн€ющих наказани€, до уровн€ европейских стандартов обращени€ с осужденными и потребностей общественного развити€;

- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишени€ свободы, за счет повышени€ эффективности социальной и психологической работы в местах лишени€ свободы и развити€ системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

- гуманизаци€ условий содержани€ лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишени€ свободы, повышение гарантий соблюдени€ их прав и законных интересов.

¬ рамках совершенствовани€ сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществлени€ общественного контрол€ за де€тельностью уголовно-исполнительной системы данной  онцепцией предполагаетс€:

- обеспечение прозрачности в де€тельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечени€ институтов гражданского общества к процессу исполнени€ уголовных наказаний, осуществлени€ общественного контрол€ за де€тельностью уголовно-исполнительной системы с участием ”полномоченного по правам человека в –‘ и уполномоченных по правам человека в субъектах –‘, ”полномоченного при ѕрезиденте –‘ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах –‘, сотрудничества с неправительственными организаци€ми, —ћ», изучени€ общественного мнени€ о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъ€снение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и об€занностей осужденных, их родственников и близких;

- публична€ реакци€ на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;

- прин€тие мер по содействию общественным наблюдательным комисси€м, в том числе рассмотрение возможности их участи€ в обеспечении де€тельности институтов условно-досрочного освобождени€, подготовке решений об изменении условий отбывани€ наказани€ и вида исправительного учреждени€ в качестве мер поощрени€ или взыскани€, примен€емых к осужденному;

- взаимодействие с представител€ми —ћ» в вопросах освещени€ мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержани€ подозреваемых, обвин€емых и осужденных, повышени€ престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействи€ дискредитации ее де€тельности;

- содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношени€ к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;

- расширение практики размещени€ актуальной информации на официальных »нтернет-сайтах ‘едеральной службы исполнени€ наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

- повышение роли общественных советов при ‘едеральной службе исполнени€ наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействи€ с институтами гражданского общества;

- активное включение в воспитательный процесс де€телей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном пор€дке;

- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаютс€ дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участи€ общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегос€ из мест лишени€ свободы; привлечение общественных организаций к работе по повышению уровн€ правосознани€ и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также дл€ социальной адаптации лиц, освободившихс€ из мест лишени€ свободы;

- развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждени€х попечительских советов.

пїњ