пїњ

ѕроект федерального закона "об аккредитации в российской федерации" вынесен на общественное обсуждение

ћатериал подготовлен с использованием правовых актов

по состо€нию на 25 апрел€ 2012 года

».¬.  ≈–≈Ќ— »…

ѕроект ‘едерального закона "ќб аккредитации в –оссийской ‘едерации" (далее - проект «акона об аккредитации) разработан ћинэкономразвити€ –оссии.

јвторы данного документа предлагают установить единые требовани€ к пор€дку аккредитации, правилам выдачи, приостановлени€ действи€ и аннулировани€ аттестатов аккредитации, правилам контрол€ де€тельности аккредитованных лиц.

ѕроект «акона об аккредитации содержит положени€ о создании и ведении государственной информационной системы в области аккредитации, в которую предлагаетс€ включить информацию о нормативном регулировании аккредитации, аккредитованных лицах, экспертах по аккредитации, ежегодных планах проведени€ проверок и др.

—фера действи€ проекта «акона об аккредитации

¬ насто€щее врем€ термин "аккредитаци€" встречаетс€ в более чем двух дес€тках федеральных законов, регулирующих различные сферы де€тельности, в частности в законах, регулирующих:

- образование (аккредитаци€ образовательных учреждений);

- охрану труда (аккредитаци€ организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда);

- правила сертификации продукции (аккредитаци€ органов по сертификации и испытательных лабораторий) и т.д.

Ќапример, только аккредитованные образовательные учреждени€ могут выдавать документы об образовании государственного образца (п. 2 ст. 7 ‘едерального закона от 22.08.1996 N 125-‘« "ќ высшем и послевузовском профессиональном образовании"). ¬ соответствии со ст. 1244 √  –‘ организаци€ по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе может осуществл€ть определенные виды де€тельности только после прохождени€ государственной аккредитации.

ќднако отметим, что единое определение пон€ти€ "аккредитаци€" в насто€щее врем€ в российском законодательстве отсутствует. Ќет и единого органа, который проводил бы все виды аккредитаций.

–ассматриваемый проект также не предполагает создани€ единой системы аккредитации, котора€ включала бы все виды аккредитаций, существующих в –‘. ¬ ст. 1 проекта «акона об аккредитации содержитс€ широкий перечень отношений по аккредитации, которые исключаютс€ из сферы его действи€. ¬сего таких исключений 25.   ним, в частности, относ€тс€ оба представленных выше примера.

¬месте с тем проект «акона об аккредитации затрагивает широкий круг отношений по аккредитации. Ќапример, это отношени€, урегулированные:

- ‘едеральным законом от 27.12.2002 N 184-‘« "ќ техническом регулировании" в части аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

- ‘едеральным законом от 26.06.2008 N 102-‘« "ќб обеспечении единства измерений" в части аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в цел€х официального признани€ их компетентности в области выполнени€ работ и (или) оказани€ услуг по обеспечению единства измерений;

- √радостроительным кодексом –‘ от 29.12.2004 N 190-‘« в части аккредитации организаций, провод€щих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- ‘едеральным законом от 07.07.2003 N 126-‘« "ќ св€зи" в части аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), провод€щих сертификационные испытани€, и др.

¬месте с тем есть основани€ предположить, что в случае прин€ти€ проекта «акона об аккредитации возможно постепенное расширение сферы его действи€. “ак, пон€тие аккредитации в проекте трактуетс€ достаточно широко. јккредитаци€ понимаетс€ как подтверждение национальным органом по аккредитации соответстви€ юридического лица либо индивидуального предпринимател€ установленным критери€м аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетенции.

ѕор€док проведени€ аккредитации

ѕроект «акона об аккредитации предполагает разделение следующих функций уполномоченных органов:

- функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации, которые будет осуществл€ть один федеральный орган исполнительной власти (наиболее веро€тно, что таким органом будет ћинэкономразвити€ –оссии);

- функций непосредственно по аккредитации, которые будут выполн€тьс€ национальным органом по аккредитации (предположительно –осаккредитацией). Ќа национальный орган по аккредитации (далее - орган по аккредитации) также предлагаетс€ возложить полномочи€ по контролю де€тельности аккредитованных лиц.

ќдним из важнейших принципов проведени€ аккредитации, предлагаемых авторами проекта «акона об аккредитации, €вл€етс€ принцип недопустимости совмещени€ органом по аккредитации полномочий по аккредитации и по оценке соответстви€.

„тобы пройти аккредитацию, за€витель (российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен соответствовать определенным критери€м аккредитации. ”станавливать такие критерии на основании международных стандартов будет федеральный орган исполнительной власти, осуществл€ющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.  аких-либо требований к критери€м аккредитации в проекте не содержитс€.

—огласно проекту «акона об аккредитации иностранные лица, осуществл€ющие свою де€тельность за пределами территории –‘, вправе обратитьс€ в национальный орган дл€ проведени€ аккредитации наравне с российскими юридическими лицами. ѕредполагаетс€, что особенности аккредитации дл€ иностранных лиц будет устанавливать ѕравительство –‘.

ƒл€ получени€ аттестата аккредитации за€витель должен будет подать за€вление и документы, подтверждающие его соответствие критери€м аккредитации, в орган по аккредитации. ѕоследний об€зан будет провести процедуру аккредитации в течение 30 дней с момента получени€ указанных документов.

ѕроектом «акона об аккредитации предусмотрено, что в течение отведенных дл€ прин€ти€ решени€ 30 календарных дней орган по аккредитации проводит проверку в отношении за€вител€. ≈е предполагаетс€ проводить в два этапа:

1) экспертиза представленных документов и сведений (не более 10 рабочих дней);

2) выездна€ проверка по месту осуществлени€ де€тельности в за€вленной области аккредитации (при положительном заключении экспертизы).

ƒл€ проведени€ аккредитации орган по аккредитации об€зан будет привлекать экспертов по аккредитации, а в тех случа€х, когда требуютс€ специальные знани€, - технических экспертов. ¬ качестве экспертов по аккредитации будут выступать физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и внесенные в реестр экспертов по аккредитации и технических экспертов. ѕредполагаетс€, что орган по аккредитации будет формировать экспертные группы из экспертов по аккредитации, а в случае необходимости - из технических экспертов. Ёкспертные группы будут заниматьс€ проведением обоих этапов проверки соответстви€ за€вител€ критери€м аккредитации.

Ёксперты по аккредитации должны быть компетентны и независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействи€, которое оказывает или может оказать вли€ние на принимаемые органом по аккредитации решени€. ќни об€заны будут обеспечивать конфиденциальность сведений, составл€ющих охран€емую законом тайну. ѕри нарушении экспертами данных требований, а также при вы€влении фактов предоставлени€ ими заведомо ложных заключений эксперты будут нести ответственность (аннулирование аттестата эксперта, исключение технического эксперта из реестра технических экспертов).

јттестат аккредитации

ѕо результатам экспертизы документов и выездной проверки принимаетс€ решение о выдаче аттестата аккредитации (далее - аттестат) или об отказе в аккредитации. јттестат подтверждает аккредитацию за€вител€ в определенной области, и неотъемлемой его частью €вл€етс€ приложение с указанием области аккредитации. јттестат выдаетс€ в бумажном виде и €вл€етс€ бланком строгой отчетности. —рок действи€ аттестата составл€ет п€ть лет.

≈сли юридическое лицо, получившее аттестат, прошло реорганизацию в форме преобразовани€, то аттестат аккредитации подлежит переоформлению. ѕереоформить аттестат об€заны юридическое лицо при смене своего места нахождени€ и индивидуальный предприниматель при смене места жительства, а также имени, фамилии, отчества или реквизитов документов, удостовер€ющих личность.

ѕереоформление аттестата проводитс€ в течение 10 рабочих дней с момента подачи за€влени€ и прилагаемых к нему документов. «а это врем€ орган по аккредитации проводит проверку достоверности сведений, содержащихс€ в за€влении и приложенных документах.

¬ период действи€ аттестата аккредитованное лицо вправе будет обратитьс€ в орган по сертификации с за€влением о расширении области аккредитации. ѕор€док расширени€ области аккредитации аналогичен пор€дку получени€ аттестата аккредитации.

√осударственный и инспекционный контроль де€тельности

аккредитованных лиц

—огласно проекту «акона об аккредитации в течение срока действи€ аттестата в отношении аккредитованных лиц будут проводитьс€ два вида контрол€: государственный и инспекционный. ќтличие их друг от друга состоит в том, кто именно будет осуществл€ть каждый из видов контрол€, а также в возможных последстви€х дл€ аккредитованных лиц.

√осударственный контроль в форме плановых и внеплановых проверок аккредитованных лиц будет осуществл€ть орган по аккредитации.

ѕерва€ планова€ проверка будет проводитьс€ в течение года с момента прин€ти€ решени€ об аккредитации, а последующие - по истечении двух лет с даты окончани€ предыдущей плановой проверки.

„то касаетс€ внеплановых проверок, то они будут проводитьс€:

- при поступлении в орган по аккредитации сообщений и за€влений о фактах нарушени€ аккредитованным лицом критериев аккредитации;

- по истечении срока исполнени€ аккредитованным лицом ранее выданного предписани€ об устранении вы€вленного нарушени€ критериев аккредитации;

- в некоторых других случа€х.

ƒл€ проведени€ плановых и внеплановых проверок согласовани€ с органами прокуратуры не потребуетс€.

≈сли орган по аккредитации вы€вит какие-либо несоответстви€ аккредитованного лица критери€м аккредитации, он вправе будет прин€ть решение о приостановлении действи€ аттестата в определенной области аккредитации, о полном приостановлении его действи€ либо о выдаче предписани€ об устранении нарушений. Ќеисполнение указанного предписани€ в установленный срок может повлечь приостановление действи€ аттестата на период до трех мес€цев. ≈сли после этого нарушени€ не будут устранены, орган по аккредитации сможет аннулировать аттестат либо прин€ть решение о сокращении области аккредитации.

ѕредполагаетс€, что к отношени€м, св€занным с осуществлением контрол€ де€тельности аккредитованных лиц, будут примен€тьс€ также положени€ ‘едерального закона от 26.12.2008 N 294-‘« "ќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€" с учетом особенностей, установленных рассматриваемым проектом.

ѕроект «акона об аккредитации предполагает создание органа по досудебному урегулированию споров аккредитованных лиц с органом по аккредитации - комиссии по апелл€ци€м. ¬ ее состав будут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных организаций. ѕравила де€тельности комиссии по апелл€ци€м будут определ€тьс€ положением, которое будет утверждать орган по выработке государственной политики в сфере аккредитации.

»нспекционный контроль будет проводитьс€ экспертной группой в соответствии с ежегодно утверждаемым планом. ѕри этом период между проверками не может превышать двух лет. ¬ ходе инспекционного контрол€ экспертна€ группа будет вы€сн€ть, соответствует ли аттестованное лицо критери€м аккредитации. ѕо итогам проверки экспертна€ группа составит заключение, которое передаст провер€емому лицу и в орган по сертификации. —ведени€, содержащиес€ в экспертном заключении, могут быть основанием дл€ проведени€ органом по сертификации внеплановой проверки аккредитованного лица.

»нспекционный контроль де€тельности аккредитованных лиц будет проводитьс€ за плату. –азмер платы будет определ€тьс€ в соответствии с методикой, утверждаемой ѕравительством –оссийской ‘едерации.

ƒокумент:

ѕроект ‘едерального закона "ќб аккредитации в –оссийской ‘едерации" (с текстом законопроекта и представленных к нему комментариев и редакций можно ознакомитьс€ по ссылке: http://zakon.government.ru/article/4121/).

------------------------------------------------------------------

пїњ