пїњ

«аконодательство китайской народной республики в сравнительно-правовом измерении

Ќ.ћ. Ѕ≈¬≈Ћ» ќ¬ј

»нтенсивное развитие сфер экономики и торговли, а также науки и культуры обусловливает концентрированность св€зей и контактов  ита€ и –оссии.  итай - граничащее с –оссией и имеющее как свои политические интересы, так и особенный менталитет государство ¬осточной јзии. Ќакопленный потенциал дл€ сравнительного правоведени€ имеет большую историю: методы сравнительно-правового анализа законодательства  Ќ– и ———– примен€ли ученые прошлых лет, когда сопоставление отраслей и правовых институтов давало более четкую картину, чем сейчас. “ем более актуальным €вл€етс€ исследование и.о. заведующей отделом восточноазиатских правовых исследований »нститута законодательства и сравнительного правоведени€ при ѕравительстве –‘, кандидата юридических наук Ќ.ћ. Ѕевеликовой, изложенное в представленной статье.

¬сестороннее изучение действующего китайского законодательства очевидным образом вы€вл€ет главное - его истоки. ѕо мнению китайских ученых, законодательна€ работа 1950-х гг., проводима€ по советскому образцу, стала основой законотворчества в конце 1970-х и начале 1980-х гг. <1>. ¬ первую очередь это касаетс€  онституции  Ќ– 1954 г. и 1982 г., ”головного, ”головно-процессуального и јдминистративно-процессуального кодексов  Ќ–, «акона  Ќ– от 13 декабр€ 1981 г. "ќ хоз€йственном договоре", проекта √ражданского кодекса  Ќ– от 15 августа 1980 г., неоднократно апеллирующего к системе гражданского законодательства ———–.

<1> ¬ан „жихуа. ¬ли€ние советского права на право  Ќ– // √осударство и право. 2010. N 4. —. 71 - 80.

¬ли€ние права ———– на право  Ќ– представл€ет собой неоспоримый факт, однако в св€зи с этим возникает вопрос о его характере в насто€щее врем€. —ледует отметить усиление вли€ни€ иностранного (помимо советского) права в  Ќ– после начала политики реформ и открытости страны с 1980-х гг., однако законодатель  Ќ– по-прежнему держитс€ за унаследованное и не опускает знам€ "социалистической правовой системы". ƒанна€ ситуаци€ требует обосновани€ с учетом китайского подхода к заимствованию западного права.

«ападные ученые, занимающиес€ сравнительным правоведением, относ€т  Ќ– к странам не социалистической правовой системы, которую возглавл€л ———–, а традиционного дальневосточного права (к ним также относитс€ япони€). “ак, отдельные исследователи полагают, что в странах ƒальнего ¬остока, включа€  итай и японию, "ценность права самого по себе €вл€етс€ вопросом" и "с точки зрени€ китайцев, право €вл€етс€ не условием пор€дка или символом справедливости, а инструментом автократии и причиной беспор€дка"; "коммунистическа€ власть в  итае и вестернизаци€ японии не изменили укоренившихс€ в сознании людей принципов. ¬  итае коммунистическа€ власть отменила все законы, созданные по западному образцу после установлени€ республики. „ерез некоторое врем€ ѕекин отказалс€ от советского образца, предпочт€ следовать по собственному пути построени€ коммунизма. ѕричем роль, котора€ на этом пути была отведена праву, оказалась крайне ограниченной" <2>. ¬озможно, така€ точка зрени€ в отношении аспектов вли€ни€ не €вл€етс€ ошибочной, но необходимо отметить: ситуаци€ в данный период представл€етс€ переломной дл€ проведени€ точного и подробного анализа.

<2> ÷и „жушэн. ќсновные современные правовые системы / ѕер. с франц. Ўанхай, 1984. —. 31, 32.

 ак представл€етс€, на нынешнем этапе дл€  ита€ важнейший вопрос св€зан не с вли€нием советского права на современное право  Ќ–, а скорее с отношением к этому вли€нию. ¬ отсутствие окончательной оценки и отрицани€ принципов советского или российского права совершенствование законодательства в этой стране не может привести к качественному прорыву. ¬ли€ние советского права имеет более крупные масштабы, превосход€щие пределы теории права и разработки законодательства в  Ќ–, поэтому дальнейшее реформирование сферы политики €вл€етс€ необходимой предпосылкой совершенствовани€ и правовой системы  ита€.

ѕолитику  ита€ на современной стадии "выхода вовне" следует рассматривать не только как целенаправленный ответ  Ќ– на вызовы глобализации. Ќа прот€жении как восьмилетнего подготовительного этапа, так и всего 15-летнего переговорного периода, предшествовавшего вступлению в специализированную международную организацию - ¬“ќ,  итай поэтапно развивал и активизировал начатую им еще в 1978 г. политику формировани€ открытой, ориентированной вовне экономики. ѕрисоединение в 2001 г.  ита€ к ¬“ќ свидетельствует, что экономическа€ реформа в стране перешла на новый этап.  итай сделал важный шаг по пути развити€ рыночного законодательства и рыночной экономики, выполн€€ об€зательства по реформированию системы законодательных и нормативных актов, а также системы административных решений <3>. ”силение роли рыночного законодательства измен€ет модель управлени€, новые законы способствуют изменению работы китайского правительства, повышению ее эффективности.

<3> Ћи “еин.  итай и ¬“ќ // ѕроблемы ƒальнего ¬остока. 2002. N 4. —. 67.

¬ р€ду основных об€зательств, прин€тых  Ќ– перед ¬“ќ, выдел€ютс€:

- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами стран с рыночной экономикой;

- соблюдение антидемпинговых принципов ¬“ќ;

- проведение единой внешнеторговой политики;

- обеспечение прозрачности экономической политики, в св€зи с чем  Ќ– с 1991 г. проводит работу по попул€ризации своего экономического законодательства дл€ иностранных компаний;

- предоставление в течение трех лет заинтересованным компани€м права на самосто€тельную внешнеэкономическую де€тельность;

- соблюдение положений ¬“ќ о государственной торговле;

- отказ в течение переходного периода от нетарифных мер регулировани€ внешней торговли;

- отказ от осуществлени€ экспортных субсидий;

- предоставление возможности судебного разбирательства заинтересованным сторонам - хоз€йствующим субъектам.

ќб€зательства  Ќ– по приведению национального законодательства в соответствие с нормами ¬“ќ, его корректировку реализовывать было сложно, с учетом чего велась больша€ подготовительна€ работа. “ак, ведомства, подчиненные √оссовету  Ќ–, внесли исправлени€ более чем в 2300 юридических документов <4>. —огласно об€зательствам, прин€тым перед ¬“ќ, необходимо было измен€ть и административно-нормативные акты, и правила, разработанные на местах <5>. ÷ентрализованна€ проверка законодательных и нормативных актов велась в 25 министерствах и госкомитетах, подведомственных √оссовету  Ќ–, в провинци€х, автономных районах и городах центрального подчинени€ и коснулась более 1150 действующих законов и актов подзаконного регулировани€. ¬плоть до 2002 г. около 30 министерств и ведомств √оссовета  Ќ– провели работу по проработке законов и внесению поправок в законодательные акты по внешнеэкономическим св€з€м (всего было уточнено 1400 законов, в том числе отменено 559, в 197 внесены изменени€). Ќапример, в соответствии с правилами ¬“ќ создавались услови€ дл€ более широкого открыти€ внешнему миру сферы финансов, страховани€, телекоммуникаций, транспорта, строительства, туризма. Ќа 49-м заседании √оссовета  Ќ– были рассмотрены и прин€ты решени€ о внесении поправок в ѕоложение об управлении делами туристических бюро, ѕравила об управлении телекоммуникационными предпри€ти€ми с участием иностранного капитала, ѕоложение о международном морском транспорте и ѕоложение об управлении иностранными страховыми компани€ми.

<4> –азъ€снение документов о присоединении  Ќ– к ¬“ќ. ѕекин, 2002. —. 5 - 10.

<5> Report of the Working Party on the Accession of China. Par. 238. Beijing, 2001.

—ледует отметить три важных законодательных акта, касающихс€ привлечени€ иностранных инвестиций, в которых были учтены местные особенности: «аконы  Ќ– "ќ хоз€йственных предпри€ти€х с участием китайско-иностранного капитала", "ќ хоз€йственных предпри€ти€х китайско-иностранного сотрудничества", "ќ предпри€ти€х, основанных на иностранном капитале" <6>. ¬ акты подзаконного регулировани€ по исполнению указанных законов были внесены изменени€, признаны утратившими силу требовани€ к предпри€ти€м с использованием иностранного капитала о поддержании баланса иностранной валюты. Ќовые акты, такие как «акон  Ќ– "ќ разработке законодательных актов" и «акон  Ќ– "ќб административном лицензировании", а также ѕоложение о процедуре разработки административных положений, предъ€вили более строгие и конкретные требовани€ к прозрачности правительственных действий. “аким образом, прозрачность, недискриминационный подход и другие принципы ¬“ќ уже стали общеприн€тыми принципами действующего законодательства в  итае <7>.

<6> ¬едомости √осударственного —овета  Ќ–. ѕекин, 2002. N 2.

<7> —борник документов  Ќ– о вступлении в ¬“ќ. ѕекин, 2004. —т. 108.

 ак видно, особенностью правовой системы ¬“ќ €вл€етс€ то, что ее правовые нормы имеют значительное вли€ние на национальные правовые системы, в первую очередь на нормы, регулирующие внешнюю торговлю. ¬  Ќ– система соответствующего отраслевого законодательства представлена правовым регулированием вопросов валютного режима  Ќ– в зоне приграничной торговли, антидемпинга и антидотаций, в положени€х «акона  Ќ– "ќ внешней торговле". ¬“ќ выдвинула принцип: международное право €вл€етс€ составной частью национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю. Ќормы и правила ¬“ќ подлежат перенесению в национальное законодательство государств-членов и имеют перед ним приоритет, что создает дл€ внешнеэкономической де€тельности единое правовое пространство <8>. ¬ мировой практике определились пути сближени€ национального законодательства с правовыми нормами ¬“ќ, одним из которых €вл€етс€ российский. —ближение российского права и права ¬“ќ обеспечиваетс€ сразу по трем направлени€м: перенос норм ¬“ќ в российские нормативные правовые акты, отсылка к нормам права ¬“ќ и наличие нормативных правовых актов, изначально не противоречивших нормам ¬“ќ <9>.

<8>  овалев ј.ј. ћеждународное экономическое право и правовое регулирование международной экономической де€тельности. ћ., 2007. —. 230.

<9> ƒюмулен ».». ¬семирна€ торгова€ организаци€. ћ., 2004. —. 33, 34.

Ќачало законодательному обеспечению выполнени€ требований ¬“ќ в –оссии было положено прин€тием √осударственной программы приватизации государственных и муниципальных предпри€тий в –оссийской ‘едерации, основной целью которой €вл€лось структурное реформирование российской экономики и развитие частного сектора. Ќамерени€ –оссии в части реформировани€ существующего законодательства были закреплены в ѕлане меропри€тий по приведению законодательства –оссийской ‘едерации в соответствие с нормами и правилами ¬семирной торговой организации, утвержденном распор€жением ѕравительства –‘ от 8 августа 2001 г. N 1054-р. ¬ рамках выполнени€ данного ѕлана был прин€т р€д новых и внесен р€д поправок в действующие законы. Ќапример, ‘едеральным законом от 27 декабр€ 2002 г. N 184-‘« "ќ техническом регулировании" <10> установлены принципы недопустимости чрезмерных преп€тствий предпринимательской де€тельности, прежде всего внешнеторговой (п. 2 ст. 7, абз. 5 ст. 12, абз. 4 ст. 18), национального режима (п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 19), опоры на международные стандарты (п. 8 ст. 7, абз. 4 п. 9 ст. 7, абз. 4 ст. 12) и положение о признании иностранных документов о подтверждении соответстви€ (ст. 30). «акон позаимствовал в —оглашени€х ¬“ќ классификацию мер технического регулировани€, которое осуществл€етс€ путем прин€ти€ об€зательных к исполнению технических регламентов и добровольных к исполнению стандартов. “акое разделение не соответствует определени€м, прин€тым в рамках ISO/IEC <11>, но вполне укладываетс€ в определени€, закрепленные —оглашением ¬“ќ о технических барьерах в торговле.

<10> —« –‘. 2002. N 52 (ч. I). —т. 5140.

<11> ISO/IEC Guide 2: 1991, General Terms and Their Definitions Concerning Standardization and Related Activities, 6th ed.

ƒл€ создани€ эффективной системы защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг были внесены поправки в ‘едеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-‘« "ќ защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <12>, в ”головный кодекс –‘ от 13 июн€ 1996 г. N 63-‘« (в части усилени€ уголовной ответственности за преступлени€ на рынке ценных бумаг) <13>. ¬ цел€х усилени€ защиты прав акционеров были внесены поправки в ‘едеральный закон от 26 декабр€ 1995 г. N 208-‘« "ќб акционерных обществах" <14>, согласно которому акционеры получили право отчуждать принадлежащие им акции без согласи€ других акционеров и общества.

<12> —« –‘. 1999. N 10. —т. 1163.

<13> —« –‘. 1996. N 25. —т. 2954.

<14> —« –‘. 1996. N 1. —т. 1.

¬ р€де случаев нормы российского права не требуют значительных изменений, так как уже соответствуют нормам ¬“ќ. ѕримером может служить «акон –‘ от 21 ма€ 1993 г. N 5003-1 "ќ таможенном тарифе" <15>. —оглашение ¬“ќ о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (“–»ѕ—) делает отсылку к основным международным конвенци€м в этой сфере - ѕарижской, Ѕернской, –имской конвенци€м, в которых участвует –осси€, и ¬ашингтонскому договору 1989 г. <16>. «начительное число норм ¬“ќ уже продублировано в российских законах, и с присоединением –оссии к ¬“ќ возникает даже определенна€ избыточность правового регулировани€, дублирование норм в национальных и международных источниках, хот€ в отдельных случа€х имеютс€ и коллизии.

<15> ¬едомости —Ќƒ и ¬— –‘. 1993. N 23. —т. 821.

<16> –оссийское гражданское право: ”чебник / ќтв. ред. ≈.ј. —уханов. ћ., 2010. “. II. —. 516.

ѕрименение коллизионных норм и иностранного права на территории  ита€ впервые в истории развити€ законодательства закреплено в «аконе  Ќ– от 28 окт€бр€ 2010 г. "ќ применении права к гражданским отношени€м с иностранным элементом", вступившем в силу в апреле 2011 г. Ёти нормы не €вл€ютс€ новаторскими дл€  ита€, поскольку уже были опробованы в правоприменительной практике. “ака€ ситуаци€ стала возможной из-за существовани€ в  Ќ– особого источника права - правил, устанавливаемых ¬ерховным народным судом  Ќ–. Ёта особенность правового регулировани€ в  Ќ– обусловлена организацией ее власти на основе принципа, отличного от принципа разделени€ властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

—уществование такого вида источника национального права вызывает критику со стороны одних китайских ученых и одобрение со стороны других. ћы можем соглашатьс€ или нет с высказываемыми точками зрени€, однако правотворчество ¬ерховного народного суда  Ќ–, которое более гибко и менее формализовано, бесспорно, оправдано тем, что изменени€ в законы  Ќ– внос€тс€ очень редко. ќно также способствует единообразному применению норм международного частного права на территории  Ќ–, восполнению пробелов в правовом регулировании законодательства и накоплению опыта правового регулировани€, который находит воплощение в законах этой страны. ¬ св€зи с этим следует обращать внимание на возможные направлени€ совершенствовани€ системы правосуди€ в  итае не только в свете новых законов, но и инициатив. Ќапример, за годы членства в ¬“ќ судебна€ система  ита€ посто€нно совершенствует судебную защиту интеллектуальной собственности. ¬ ƒокладе «аместител€ ѕредседател€ ¬ерховного народного суда  Ќ– ÷ао «з€ньмина 18 €нвар€ 2010 г. отмечалось: суд, разработав и внес€ с 2001 г. поправки в 18 правовых документов, касающихс€ патентов и товарных знаков, посто€нно совершенствует соответствующие стандарты.

¬ правовой системе  Ќ– не исключено правотворчество судов, имеющих основной целью примирение сторон. ќпределенность в правовом регулировании этого вопроса в  итае дает «акон  Ќ– от 18 апрел€ 2010 г. "ќ медиации", перспективность успешной реализации которого дл€ совершенствовани€ работы китайских судов сомнений не вызывает. ¬ силу своей специфики интерес к вопросу примирени€ сторон, особенно дл€ правосуди€ в сфере экономики, рассматриваетс€ в юридической литературе давно. ” ученых и практиков сложилось твердое убеждение: улучшение качества работы судов напр€мую зависит от снижени€ нагрузки на судей, а это, в свою очередь, достигаетс€ за счет широкого внедрени€ альтернативных механизмов разрешени€ правовых конфликтов <17>.

<17> ѕопов ј.ј. —удебна€ система: проблемы развити€ // јрбитражные споры. 2007. N 1.

¬ специальной юридической литературе отмечаетс€ важность системного и комплексного исследовани€ третейского разбирательства международных коммерческих споров. ¬ услови€х глобализации, когда международный обмен товарами и услугами становитс€ все более масштабным, переоценить де€тельность международного коммерческого арбитража в разрешении споров, возникающих в области внешнеэкономических св€зей, нелегко. ћеждународный коммерческий арбитраж признаетс€ наиболее эффективным способом разрешени€ споров в области международных коммерческих отношений, а привлекательность международного коммерческого арбитража дл€ компаний и предпринимателей разных стран, включа€ иностранных инвесторов, св€зана с его нейтральностью, предсказуемостью, необходимой гибкостью и эффективностью процедуры разрешени€ споров и признанием результатов этой процедуры в подавл€ющем большинстве государств - участников международного хоз€йственного обмена.

«аконодательство о международном коммерческом арбитраже большинства стран мира базируетс€ на актах  омиссии ќќЌ по праву международной торговли (ёЌ—»“–јЋ). ћеждународный характер и сбалансированность большинства формулировок ёЌ—»“–јЋ закрепл€ют важнейшие принципы третейского разбирательства международных коммерческих споров и предопредел€ют адекватный правовой механизм регулировани€ в этой области на национальном уровне. ѕреимущества международного коммерческого арбитражного процесса по сравнению с рассмотрением предпринимательских споров международного характера в национальном суде государств относ€тс€ как к самой процедуре разбирательства, специально сконструированной дл€ эффективного разрешени€ коммерческих споров между компани€ми из разных стран, обладающей необходимой гибкостью, предусматривающей участие сторон в формировании состава арбитража, разрешающего спор, так и к соответствующим процессуальным результатам, которые €вл€ютс€ окончательными решени€ми и исполн€ютс€ в большинстве стран мира.

 итай сегодн€ представл€ет собой государство с двум€ стро€ми, трем€ правовыми семь€ми и четырьм€ правовыми системами <18>. ѕри этом как в материковом  итае, так и в √онконге (—€нганский особый административный район  Ќ–), ћакао (јомэньский особый административный район  Ќ–) и “айване правовые системы различны <19>. “ак, —€нган имеет своеобразную систему общего права, а јомэнь и “айвань - особую континентальную систему права. ¬ насто€щее врем€ материковый  итай, —€нган и јомэнь воссоединены, но в каждом из регионов "Ѕольшого  ита€", учитыва€ “айвань, существует свое, весьма отличающеес€ правовое регулирование вопросов международного коммерческого арбитража, включа€ и регламентацию исполнени€ иностранных арбитражных решений.

<18> ’уан ÷зинь. »сследование о межрегиональных правовых вопросах в  итае. ѕекин, 2001. —. 4.

<19> ѕолитическа€ система и право  Ќ– в процессе реформ 1978 - 2005 гг. / ѕод ред. Ћ.ћ. √удошникова. ћ., 2007.

— увеличением торгового оборота между странами возрастает число заключаемых контрактов между компани€ми двух стран, и большое число сделок способствует росту количества споров, из них вытекающих. “ак, в последние годы между  итаем и –оссией наблюдаетс€ активное развитие экономических св€зей: в 2006 г., по данным Ќационального бюро статистики  Ќ–, торговый оборот двух стран (без учета —€нгана, јомэн€ и “айван€) составил 33,4 млрд. долл., он вырос по сравнению с 2005 г. на 41%. «а 2002 - 2006 гг. суммарный торговый оборот  Ќ– вырос примерно в три раза.  ак отмечалось,  итай €вл€етс€ третьим по значимости торговым партнером –оссийской ‘едерации, а –осси€ - восьмым дл€  Ќ–. —ледовательно, чтобы эффективно разрешить возникший спор, в первую очередь необходимо включить в контракт четко сформулированное условие об арбитраже. ѕри выборе арбитражной оговорки сторонам необходимо предвидеть большинство юридических последствий возможного арбитражного разбирательства, а также учитывать специфику механизма исполнени€ иностранных арбитражных решений.

јнализ международных коммерческих контрактов между китайскими и российскими компани€ми показывает повсеместное включение в контракты оговорок о разрешении коммерческих споров в посто€нно действующих арбитражных центрах при национальных торговых палатах двух стран: ћеждународном коммерческом арбитражном суде при “оргово-промышленной палате –‘ и  итайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии при  итайской палате международной торговли ( итайском комитете содействи€ развитию международной торговли). ѕравовой основой рассматриваемых вопросов должны быть международные акты: Ќью-…оркска€ конвенци€ о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., “иповой закон ёЌ—»“–јЋ о международном торговом арбитраже 1985 г., ¬ашингтонска€ конвенци€ об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г., ≈вропейска€ конвенци€ о внешнеторговом арбитраже 1961 г., ∆еневска€ конвенци€ о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1927 г., јрбитражный регламент ёЌ—»“–јЋ 1976 г. и законодательные и нормативные правовые акты  Ќ– (материкового  ита€, —€нгана, јомэн€, “айван€), –оссии, положени€ регламентов посто€нно действующих арбитражных центров в  итае.

ћатериковый  итай, —€нган, јомэнь и “айвань стрем€тс€ к нормативно-правовому регулированию международного коммерческого арбитража в соответствии с международными стандартами. ќснованное на международных стандартах регулирование процедуры международного коммерческого арбитражного разбирательства и процесса исполнени€ арбитражных решений может быть успешно интегрировано в правовые системы, базирующиес€ на различных традици€х.

“аким образом, нормы международных организаций и межгосударственных объединений выступают как своего рода общий знаменатель, как критерий и ускоритель сближени€ национальных правовых систем <20>. —ледует остановитьс€ на этих правовых регул€торах подробнее.

<20> “ихомиров ё.ј.  урс сравнительного правоведени€. ћ., 1996.

ќдним из важных направлений возможного совершенствовани€ правового регулировани€ международного коммерческого арбитража будет его адаптаци€ к новеллам “ипового закона, одобренным ёЌ—»“–јЋ в 2006 г. в части положений об обеспечительных мерах при международном арбитражном разбирательстве и о форме арбитражного соглашени€ с учетом сближени€ соответствующего законодательного регулировани€ на уровне, обеспечивающем эффективное рассмотрение споров и исполнение арбитражных решений. “ак, доктрина автономности арбитражного соглашени€, общепризнанна€ в международном праве и внутреннем праве подавл€ющего числа государств мира, все в большей мере воплощаетс€ в законодательстве  ита€. јрбитражное соглашение в  итае может быть признано недействительным лишь в ограниченных случа€х: если в нем будут обнаружены пороки воли (заблуждение, обман и др.), нарушени€ требовани€ закона к содержанию и форме заключенного арбитражного соглашени€. ¬ иных случа€х законодательство гарантирует признание арбитражного соглашени€. ”спешное практическое функционирование международных арбитражных институтов и их востребованность со стороны хоз€йствующих субъектов, а также действенность механизма исполнени€ арбитражных решений органами государственного правосуди€ могут иметь место в рамках различных социально-экономических и политических систем.

ѕовсеместно отмечаетс€, что институт международного коммерческого арбитража в четырех регионах  ита€ находитс€ в состо€нии активного развити€. ¬ услови€х глобализации перед ними сто€т актуальные задачи интернационализации и модернизации. Ћучшим по уровню нормативного регулировани€ €вл€етс€ ѕоложение —€нгана "ќб арбитраже", немного уступает ему —пециальный пор€док јомэн€ "ќ зарубежном коммерческом арбитраже". —оздатели данных правовых актов старались максимально учесть положени€ Ќью-…оркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и “ипового закона ёЌ—»“–јЋ о международном торговом арбитраже, а также наиболее адаптированные зарубежные аналоги. Ѕезусловно, реализаци€ задачи совершенствовани€ правового регулировани€ международного коммерческого арбитража отличаетс€ в указанных китайских регионах, поскольку различны как уровень, так и характер действующего регулировани€. ѕо распространенности арбитражного способа разрешени€ коммерческих споров дальше всех ушли —€нган и јомэнь, прин€в современные законодательные правила. ѕрин€тые в “айване и в материковом  итае законы об арбитраже нуждаютс€ в совершенствовании, так как они не полностью отвечают уровню “ипового закона ёЌ—»“–јЋ. ќднако в ближайшее врем€ ожидаетс€ корректировка этого закона, с тем чтобы обеспечить соответствие его положений современным международным стандартам и лучшим зарубежным образцам.

ѕолноценные механизмы контрол€ и содействи€ в сфере международного коммерческого арбитража со стороны государственных судебных органов реализуютс€ во всем "Ѕольшом  итае", что позвол€ет в целом эффективно добиватьс€ признани€ и принудительного исполнени€ арбитражных решений. јдекватно определены и судебные инстанции дл€ рассмотрени€ вопросов признани€ и принудительного исполнени€ решений. “ак, в  Ќ– инстанцией дл€ первоначального рассмотрени€ вопросов исполнени€ международных арбитражных решений €вл€ютс€ суды среднего звена. ¬ частности, это позвол€ет обеспечить специализацию судей и не допускать неправомерного отказа с их стороны в исполнении решений.

ћежгосударственные объединени€ в јзии побуждают изучать и сравнивать законодательство  Ќ– с законодательством иных государств, находить общие правовые решени€, включа€ юридические компромиссы. ѕо справедливому мнению ё.ј. “ихомирова, среди международных структур межгосударственные объединени€ приобретают все больший удельный вес как более высока€ степень государственно-правовой интеграции, дл€ которой характерны: общие историко-социальные судьбы государств; географическа€ близость; отражение в структуре системы национально-государственных институтов и их жесткое взаимодействие; строга€ "св€занность" национальных правовых актов императивными актами межгосударственных объединений; наличие специальных процедур разрешени€ споров между государствами-членами <21>. ¬не св€зи с динамичными нормативно-правовыми массивами межгосударственных объединений, определ€ющих современное правовое пространство, нельз€ рассматривать и развивающеес€ законодательство  Ќ– и ее правовую систему. ќдним из таких правовых пространств, где взаимодействуют и сосуществуют разные нормативно-правовые массивы, признаетс€ объединение форумов - јзиатско-“ихоокеанское Ёкономическое —отрудничество (ј“Ё—). ¬ основе ј“Ё— лежат общие интеграционные процессы и укрепл€ющеес€ сотрудничество государств в экономической, социальной и иных сферах. — учетом этого в услови€х нарастающей правовой интеграции возрастает роль сравнительного правоведени€. Ќесмотр€ на то что растет значение "многочленных сравнений", можно вести речь о пересечени€х систем и в "парных" сравнени€х. ƒоговоры и соглашени€ о сотрудничестве  Ќ– и –оссийской ‘едерации прокладывают путь дл€ соответствующего "парного" сближени€ правовых актов и институтов. Ќо негативна€ сторона современного состо€ни€ российско-китайских отношений заключаетс€ в том, что стратегическое взаимодействие держитс€ лишь на прагматичных договоренност€х лидеров, а экономических св€зей становитс€ все меньше в услови€х падени€ интереса –оссии к  итаю как торговому партнеру по экспорту сырь€ и топлива. ѕо данным –осстата, за 12 мес€цев 2009 г. в экономику –оссии поступило 9 млрд. 757 млн. долл. китайских инвестиций, за шесть мес€цев 2010 г. - 1 млрд. 269 млн. долл. китайских инвестиций, в том числе 1 млрд. 230 млн. долл. - прочих инвестиций. ѕреобладание прочих инвестиций св€зано с предоставлением Ѕанком развити€  ита€ компани€м "“ранснефть" и "–оснефть" кредитных средств в обмен на долгосрочные поставки нефти в  итай и строительство ответвлени€ нефтепровода в  Ќ–.

<21> “ихомиров ё.ј. —равнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // ∆урнал российского права. 2006. N 6.

 итайские ученые разработали рекомендации по формированию стратегии социально-экономического развити€  ита€ до середины XXI в., подъема его до уровн€ экономически развитых стран.   2050 г. в  Ќ– завершитс€ социалистическа€ модернизаци€, в отдельных сферах страна достигнет передового мирового уровн€.

—ледует согласитьс€ с известной формулой: нельз€ лишать сравнительное правоведение его целевых ориентиров. ¬ св€зи этим необходимо отметить основную особенность развити€ законодательства  итайской Ќародной –еспублики - формирование правовой стратегии, направленной на контроль над будущим. ѕравова€ стратеги€ будущего достигаетс€ в повседневной правоприменительной практике  ита€. јнализ в рамках сравнительного правоведени€ во многом предопредел€етс€ его функци€ми, задающими целевую ориентацию и векторы изучени€, сопоставлени€, оценки. —овершенно очевидны проблемы правовых различий наших стран с точки зрени€ возможностей их преодолени€. ¬ данном контексте можно говорить о различи€х, причем не только о временных и долгосрочных, но и о неустранимых.

Ѕезусловно, акцент на сопоставлении только законов оставл€ет в тени другие €влени€ правовой жизни: источники права, государственные институты, юридические учреждени€, правоприменение, юридическое образование и науку. ќчевидно, к положительным моментам проведенного анализа действующего законодательства  ита€ следует отнести то, что речь идет не об одномоментном взгл€де, а о сложном познавательном процессе его интенсивного развити€.

Ѕиблиографи€

¬ан „жихуа. ¬ли€ние советского права на право  Ќ– // √осударство и право. 2010. N 4.

¬едомости √осударственного —овета  Ќ–. ѕекин, 2002. N 2.

ƒюмулен ».». ¬семирна€ торгова€ организаци€. ћ., 2004.

 овалев ј.ј. ћеждународное экономическое право и правовое регулирование международной экономической де€тельности. ћ., 2007.

Ћи “еин.  итай и ¬“ќ // ѕроблемы ƒальнего ¬остока. 2002. N 4.

ѕолитическа€ система и право  Ќ– в процессе реформ 1978 - 2005 гг. / ѕод ред. Ћ.ћ. √удошникова. ћ., 2007.

ѕопов ј.ј. —удебна€ система: проблемы развити€ // јрбитражные споры. 2007. N 1.

–азъ€снение документов о присоединении  Ќ– к ¬“ќ. ѕекин, 2002.

–оссийское гражданское право: ”чебник / ќтв. ред. ≈.ј. —уханов. ћ., 2010. “. II.

—борник документов  Ќ– о вступлении в ¬“ќ. ѕекин, 2004.

“ихомиров ё.ј.  урс сравнительного правоведени€. ћ. 1996.

“ихомиров ё.ј. —равнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // ∆урнал российского права. 2006. N 6.

’уан ÷зинь. »сследование о межрегиональных правовых вопросах в  итае. ѕекин, 2001.

÷и „жушэн. ќсновные современные правовые системы / ѕер. с франц. Ўанхай, 1984.

Report of the Working Party on the Accession of China. Par. 238. Beijing, 2001.

пїњ