пїњ

ќ применении льгот по уплате налога на имущество организаций и земельного налога городской общественной организацией инвалидов

ќтвет:

ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќ ‘»ЌјЌ—ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ѕ»—№ћќ

от 14 апрел€ 2009 г. N 03-05-05-02/13

¬ ƒепартаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо, и по вопросу об освобождении от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога сообщаетс€ следующее.

—огласно ст. ст. 14 и 15 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации (далее -  одекс) налог на имущество организаций относитс€ к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам.

¬ соответствии с гл. 30 "Ќалог на имущество организаций"  одекса налог на имущество организаций устанавливаетс€  одексом и законами субъектов –оссийской ‘едерации, вводитс€ в действие в соответствии с  одексом законами субъектов –оссийской ‘едерации и с момента введени€ в действие об€зателен к уплате на территории соответствующего субъекта –оссийской ‘едерации.

—огласно гл. 31 "«емельный налог"  одекса земельный налог устанавливаетс€  одексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводитс€ в действие и прекращает действовать в соответствии с  одексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и об€зателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

¬ насто€щее врем€ в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395  одекса от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составл€ют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых дл€ осуществлени€ их уставной де€тельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочна€ численность инвалидов среди их работников составл€ет не менее 50 процентов, а их дол€ в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых дл€ производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырь€ и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому ѕравительством –оссийской ‘едерации по согласованию с общероссийскими общественными организаци€ми инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждени€, единственными собственниками имущества которых €вл€ютс€ указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими дл€ достижени€ образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также дл€ оказани€ правовой и иной помощи инвалидам, дет€м-инвалидам и их родител€м.

 роме того, на основании п. 2 ст. 372 и п. 2 ст. 387  одекса законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и земельному налогу и основани€ дл€ их использовани€ налогоплательщиком.

“аким образом, в насто€щее врем€ на федеральном уровне  одексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.

¬ св€зи с этим отмечаем, что согласно правовой позиции  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, изложенной в ѕостановлении от 23.12.1999 N 18-ѕ, все общественные организации инвалидов вне зависимости от территориальной сферы их де€тельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.

— учетом этой правовой позиции в насто€щее врем€ арбитражна€ практика складываетс€ в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтвержда€ право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395  одекса (в частности, ќпределени€ ¬ысшего јрбитражного —уда –оссийской ‘едерации от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).

¬ целом, соглаша€сь с позицией судебных органов, считаем, что рассматриваемый вопрос требует законодательного урегулировани€ путем внесени€ изменений в ст. ст. 381 и 395  одекса.

ќдновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 104  онституции –оссийской ‘едерации правом законодательной инициативы обладают ѕрезидент –оссийской ‘едерации, —овет ‘едерации, члены —овета ‘едерации, депутаты √осударственной ƒумы, ѕравительство –оссийской ‘едерации, законодательные (представительные) органы субъектов –оссийской ‘едерации, а  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации и ¬ысший јрбитражный —уд –оссийской ‘едерации - по вопросам ведени€ соответствующих судов.

ƒиректор ƒепартамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

». ¬.“–”Ќ»Ќ

14.04.2009

пїњ