пїњ

“ерриториальной налоговой инспекцией в III квартале 2005 г. была проведена выездна€ налогова€ проверка правильности исчислени€ и уплаты нашей организацией в 2004 г. единого социального налога. ¬ ходе проверки были вы€влены незначительные нарушени€, с которыми мы согласны, поэтому подписали акт, но в устной форме провер€ющим сказали, что представл€ть возражени€ по акту не будем. ѕо истечении 25 дней после подписани€ акта налоговой инспекцией было вынесено решение о привлечении организации к ответственности. «на€, что организаци€ не собираетс€ представл€ть возражени€, могла ли налогова€ инспекци€ вынести решение по акту проверки в течение двухнедельного срока, установленного п. 5 ст. 100 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации?

ќтвет: ѕор€док проведени€ выездной налоговой проверки устанавливаетс€ ст. 89 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации (далее -  одекс).

ѕор€док оформлени€ результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100  одекса, согласно которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух мес€цев после составлени€ справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составл€етс€ в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем провер€емой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представител€ми. ќб отказе представителей организации подписать акт делаетс€ соответствующа€ запись в акте. ¬ случае, когда указанные лица уклон€ютс€ от получени€ акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

¬ акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, вы€вленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложени€ провер€ющих по устранению вы€вленных нарушений и ссылки на статьи насто€щего  одекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

ѕунктом 5 данной статьи определено, что налогоплательщик вправе в случае несогласи€ с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложени€ми провер€ющих в двухнедельный срок со дн€ получени€ акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объ€снение мотивов отказа подписать акт или возражени€ по акту в целом или по его отдельным положени€м. ѕри этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объ€снению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписани€ акта проверки.

—огласно п. 6 данной статьи по истечении срока, указанного в п. 5 насто€щей статьи, в течение не более чем 14 дней руководитель (заместитель руководител€) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

—огласно ст. 101  одекса, устанавливающей производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решени€ по результатам рассмотрени€ материалов проверки), материалы проверки рассматриваютс€ руководителем (заместителем руководител€) налогового органа. ¬ случае представлени€ налогоплательщиком письменных объ€снений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваютс€ в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимател€ или их представителей. ќ времени и месте рассмотрени€ материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. ≈сли налогоплательщик, несмотр€ на извещение, не €вилс€, то материалы проверки, включа€ представленные налогоплательщиком возражени€, объ€снени€, другие документы и материалы, рассматриваютс€ в его отсутствие.

ѕо результатам рассмотрени€ материалов проверки руководитель (заместитель руководител€) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушени€;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушени€;

3) о проведении дополнительных меропри€тий налогового контрол€.

Ќормой п. 5 ст. 100  одекса установлен двухнедельный срок, дающий право налогоплательщику на представление возражений по акту, причем в письменном виде.

Ќесмотр€ на то, что возражени€ в письменном виде организацией в течение этого срока представлены не были, налоговый орган не вправе до истечени€ двухнедельного срока, установленного п. 5 ст. 100  одекса, выносить решение по акту выездной налоговой проверки.

— учетом норм п. п. 5 и 6 ст. 100  одекса предельный срок дл€ вынесени€ решени€ по акту выездной налоговой проверки - 28 дней, и, следовательно, действи€ территориальной налоговой инспекции по вынесению по истечении 25 дней с даты получени€ акта выездной налоговой проверки решени€ о привлечении организации к налоговой ответственности обоснованны.

Ћ. ¬. омарова

—оветник налоговой службы –‘

II ранга

11.11.2005

пїњ