пїњ

ѕубличный интерес как базовый дл€ по€влени€ саморегулируемых организаций в российском праве

(“реть€кова —. Ѕ.) ("јдминистративное и муниципальное право", 2012, N 11) “екст документа

ѕ”ЅЋ»„Ќџ… »Ќ“≈–≈—  ј  Ѕј«ќ¬џ… ƒЋя ѕќя¬Ћ≈Ќ»я —јћќ–≈√”Ћ»–”≈ћџ’ ќ–√јЌ»«ј÷»… ¬ –ќ——»…— ќћ ѕ–ј¬≈

—. Ѕ. “–≈“№я ќ¬ј

“реть€кова —ветлана Ѕорисовна, аспирант кафедры √осударственного строительства и права юридического факультета имени ћ. ћ. —перанского –оссийской академии народного хоз€йства и государственной службы при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации.

—тать€ посв€щена рассмотрению некоторых аспектов формировании правового статуса саморегулируемых организаций. јктуальность вопроса св€зана с его теоретической неизученностью и, как следствие, отсутствием единого подхода к созданию саморегулируемых организаций в практике. ¬ ходе исследовани€ была вы€влена зависимость правового статуса саморегулируемых организаций от реализуемых ими интересов. –ассмотрена категори€ "интерес", а также его разновидности - публичный и частный интересы. ќпределены основные публичные интересы, лежавшие в основе создани€ саморегулируемых организаций. —делан вывод о том, что публичный интерес €вл€етс€ базовым в формировании статуса таких субъектов права.  роме того, их социальна€ природа определена публичным интересом, но в сбалансированном единстве с частными интересами, что обусловливает их публично-правовой и частноправовой статус.

 лючевые слова: саморегулируема€ организаци€, правосубъектность, публичный интерес, частный интерес, механизм регулировани€, принцип законности, принцип соблюдени€ прав и свобод, социальное взаимодействие, принцип свободы предпринимательства

Public interest as the basis for creation of self-regulating organizations in russian law S. B. Tretiakova

The article is devoted to certain aspects of formation of a legal status of self-regulating organizations. This is a topical issue because it is still not so much researched and, as a consequence, there is no single approach to creating self-regulating organizations. In the course of her research the author discovered the dependence between a legal status of self-regulating organizations and interests being realized by them. The author of the article gives definition of the term 'interest' as well as its particular forms - private and public interests. The author also describes the main public interests lying at the root of creation of self-regulating organizations. It is also concluded that public interest is the basic interest in formation of such legal entities. Moreover, their social nature is determined by the public interest but at the same time it is in balance with private interests which, in its turn, creates its public law and private law statuses.

Key words: self-regulating organization, legal personality, public interest, private interest, mechanism of regulation, principle of legality, principle of observance of rights and freedoms, social interaction, principle of free enterprise.

√осударственное регулирование профессиональной и предпринимательской де€тельности в последние двадцать лет претерпело существенные изменени€. ќдним из нововведений стало создание саморегулируемых организаций в различных сферах экономики. ѕредполагаетс€, что они должны устранить "излишнее" государственное регулирование, заменить его более мобильным и эффективным, позвол€ющим оперативно реагировать и устран€ть негативные процессы, деструктивно вли€ющие на развитие рынка товаров, работ и услуг и экономику в целом; а также дисциплинировать хоз€йствующих субъектов. ¬ современной российской системе субъектов права саморегулируемые организации можно назвать новыми ее представител€ми. Ќачалом правового определени€ их статуса считаетс€ 1995 г., когда в нормативно-правовых актах, регулирующих де€тельность в сфере рынка ценных бумаг <1>, был закреплен термин "саморегулируема€ организаци€". ѕоследующа€ нормотворческа€ де€тельность создала большой массив нормативно-правовых актов, первоначально принимавшихс€ обособленно по област€м профессиональной и предпринимательской де€тельности, а в последующем - централизовано в виде ‘едерального закона от 1 декабр€ 2007 г. "ќ саморегулируемых организаци€х", и утвержденных на основании его нормативно-правовых актов, целью которого была унификаци€ правового статуса рассматриваемых субъектов права. -------------------------------- <1> —м.: ‘едеральный закон от 22 апрел€ 1996 г. "ќ рынке ценных бумаг" (ред. от 28.12.2012) // —« –‘. 1996. N 17. —т. 1918.; ”каз ѕрезидента –‘ от 1 июл€ 1996 года N 1008 "ќб утверждении  онцепции развити€ рынка ценных бумаг в –оссийской ‘едерации" (ред. от 16.10.2000) // —« –‘. 1996. N 28. —т. 33.

јнализ законодательства –‘ о саморегулируемых организаци€х позвол€ет сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению их как субъектов российского права и реализации предоставленных им прав и об€занностей. “ак, например, членство в саморегулируемых организаци€х в сфере строительства, проектировани€, инженерных изысканий, оказани€ аудиторских услуг, оценочной де€тельности, профессиональной де€тельности на рынке ценных бумаг и в некоторых других <2> €вл€етс€ об€зательным условием осуществлени€ соответствующих видов профессиональной и предпринимательской де€тельности. ¬ то же врем€ ст. 5 ‘едерального закона от 1 декабр€ 2007 г. "ќ саморегулируемых организаци€х" <3> устанавливает принцип добровольности членства в саморегулируемых организаци€х, что применимо сегодн€, например, в сфере жилищно-коммунального хоз€йства, услуг кадастровых инженеров и в иных <4>. -------------------------------- <2> ‘едеральный закон от 1 декабр€ 2007 г. N 315-‘« "ќ саморегулируемых организаци€х" (ред. от 25.05.2012) // —« –‘. 2007. N 49. —т. 6076; √радостроительный кодекс –‘ от 29 декабр€ 2004 г. N 190-‘« (ред. от 28.07.2012) // —« –‘. 2005. N 1 (ч. 1). —т. 16; ‘едеральный закон от 26 окт€бр€ 2002 г. N 127-‘« "ќ несосто€тельности (банкротстве)" (ред. от 16.10.2012) // —« –‘. 2002. N 43. —т. 4190; ‘едеральный закон от 29 июл€ 1998 г. N 135-‘« "ќб оценочной де€тельности в –оссийской ‘едерации" (ред. от 28.07.2012) // —« –‘. 1998. N 31. —т. 3813; ‘едеральный закон от 18 июл€ 2009 г. N 190-‘« "ќ кредитной кооперации" // —« –‘. 2009. N 29. —т. 3627. <3> ‘едеральный закон от 1 декабр€ 2007 г. N 315-‘« "ќ саморегулируемых организаци€х" (ред. от 25.06.2012) // —« –‘. 2007. N 49. —т. 6076. <4> ‘едеральный закон от 24 июл€ 2007 г. N 221-‘« "ќ государственном кадастре недвижимости" (ред. от 28.07.2012) // —« –‘. 2007. N 31. —т. 4017.

 роме того, у саморегулируемых организаций предусмотрены качественно различенные сферы "государственного невмешательства", объем предоставленных им прав и об€занностей, инструментарий и механизмы дл€ выполнени€ основных функций. Ќеодинаково содержание их правосубъектности - основного признака субъекта права. ¬ научной литературе можно найти различные мнени€ о статусе саморегулируемых организаций: субъект гражданского права, публичный агент, субъект публичного права. ¬ этой св€зи актуальным становитс€ комплексное изучение саморегулируемых организаций как субъектов российского права и вы€вление особенностей их правового статуса. ѕо нашему мнению, дл€ наиболее объективного решени€ поставленной задачи необходимо исследование их социальной природы. явл€€сь субъектом права, саморегулируема€ организаци€ вступает в общественные отношени€. »сследу€ действующее законодательство –оссии по изучаемому вопросу, можно выделить следующие основные их группы. ¬о-первых, организационные, формирующие услови€ осуществлени€ профессиональной и предпринимательской де€тельности. »х результатом €вл€етс€ создание регул€торов в форме стандартов и правил профессиональной и предпринимательской де€тельности, а также механизмов по обеспечению их соблюдени€: определение условий членства, правил контрол€, перечн€ мер дисциплинарной ответственности, формировани€ компенсационного фонда и так далее. ¬тора€ группа включает контрольно-компенсационные отношени€, состо€щие в проведении проверок де€тельности членов саморегулируемой организацией на предмет соблюдени€ ими стандартов и правил профессиональной и предпринимательской де€тельности и законодательства; в рассмотрении жалоб на их действи€, наложении мер дисциплинарной ответственности, возмещении причиненного членами саморегулируемой организации вреда потребител€м их товаров, работ и услуг и так далее. –езультатом этих отношений также €вл€етс€ обеспечение регулировани€. “ретью - составл€ют также регул€тивные отношени€. »х условно можно назвать подконтрольными, так как они св€заны с контролем, осуществл€емым государством за де€тельностью членов саморегулируемой организации и ею самой, в том числе по поводу лишени€ статуса саморегулируемой организации. ¬се представленные группы отношений в совокупности характеризуют единый процесс регулировани€ профессиональной и предпринимательской де€тельности, центральным звеном которого €вл€етс€ саморегулируема€ организаци€, выступающа€ активным участником регул€тивных отношений, так как определ€ет (создает регул€торы) параметры общественных отношений, в которые вступают члены саморегулируемой организации при осуществлении профессиональной и предпринимательской де€тельности, и обеспечивает их соблюдение. ”частву€ в таких отношени€х, саморегулируема€ организаци€ удовлетвор€ет определенные интересы.  атегори€ "интерес" имеет в науке особую значимость, поскольку, €вл€€сь одной из основных социологических и юридических категорий, с ее помощью обычно, раскрываетс€ св€зь между объективными закономерност€ми и действи€ми людей, определ€етс€ пор€док формировани€ мотивов поступков <5>. -------------------------------- <5> —м.: —оотношение частных и публичных интересов в услови€х реформировани€ законодательства –оссийской ‘едерации / ѕод ред. ќ. ё. Ѕакаевой. ћ., 2010. —. 9.

¬ современной юриспруденции нет однозначного понимани€ рассматриваемой категории, она изучаетс€ различными правовыми школами, благодар€ чему существует несколько подходов к ее определению. ѕо критерию процесса осознанности интереса субъектом права их классифицируют на теории субъективные, объективные и субъективно-объективные, или диалектические <6>. ¬ основе первой из них, представител€ми которой €вл€ютс€ √. ћ. √ак <7>, ќ. ё. Ѕакаева <8> и другие, лежит психологическа€ теори€, рассматривающа€ интерес исключительно как продукт де€тельности мозга, как результат осознани€ его субъектом (у каждого субъекта они свои: конкретные, субъективные, - отличные от других), про€вл€ющийс€ в общественных отношени€х <9>. —убъективно-объективна€ трактовка категории "интерес", сторонниками которой были ј. √. «дравомыслов, Ћ. ». „инакова, ј. ¬.  узьмин, ј. √. Ќестеров, ¬. ѕ. √рибанов и др. <10>, сводитс€ к пониманию про€влени€ в нем в единстве объективных и субъективных начал и их развити€: интерес как осознание субъектом своих объективных потребностей, то есть, как категори€, завис€ща€ от аспекта ее рассмотрени€ <11>. ѕриверженцы же объективного, или социологического, направлени€ - √. ¬. ћальцев <12>, √. ¬. √укас€н <13>, √. ≈. √лезерман, —. ¬. ћихайлов <14> и другие считали, что интерес не порождаетс€ сознанием, а определ€етс€ жизненными услови€ми, в которых находитс€ субъект, и существует в форме св€зи субъекта с окружающими услови€ми. -------------------------------- <6> —м.: ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ., 2002. —. 17. <7> —м.: √ак √. ћ. ”чение об общественном сознании в свете теории познани€. ћ., 1960. —. 63. <8> —м.: —оотношение частных и публичных интересов в услови€х реформировани€ законодательства –‘ / ѕод ред. ќ. ё. Ѕакаевой. ћ., 2010. —. 12. <9> “ам же. <10> —м.: «дравомыслов ј. √. »нтерес как категори€ исторического материализма // ¬естник Ћ√”. 1959. N 17. —ери€ экономики, философии и права. ¬ып. 3. —. 164; „инакова Ћ. ».   вопросу об интересе как социологической категории // ¬опросы научного коммунизма и философии: ћатериалы теоретической конференции.  расно€рск, 1965. —. 156; ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ., 2002. —. 17. <11> —м.: ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ., 2002. —. 17. <12> —м.: ћальцев √. ¬. —оциальные основани€ права. ћ.: Ќќ–ћј, 2007. 800 с. <13> —м.: √укас€н –. ≈. ѕроблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. —аратов, 1970. <14> —м.: ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ., 2002. —. 20.

Ќа наш взгл€д, интерес €вл€етс€ объективной категорией, формирующейс€ под действием регул€торов объективного мира, выраженных в услови€х существовани€ общества и государства, поскольку интерес вы€вл€етс€ и осознаетс€ только тогда, когда ему дана, как интересу, оценка в обществе и человек устремл€ет на него свои прит€зани€, преследу€ цель его реализации. —оздание саморегулируемых организаций - это тоже результат осознани€ определенного интереса.  ак известно, историю их возникновени€ в –оссии св€зывают с образованием и развитием около двух тыс€ч лет назад купеческого (торгового) права, которое первоначально существовало в виде многочисленных неписаных правил, добровольно прин€тых и соблюдавшихс€ торговцами и иными хоз€йствующими субъектами, не желающими утратить свой статус <15>. ¬ последующем - с созданием в XII - XV вв. артелей, представл€вших собой сплоченные организации "...с определенными взносами в товарищеский капитал, с об€занностью дополнительных взносов, с распределением ответственности в случае убытков, со сложной системой управлени€ общим делом" <16>; а также образованием в XIX в. трестов (представл€вших собой единое хоз€йственное предпри€тие, где вступившие в него члены утрачивали самосто€тельность и подчин€лись указани€м центрального управлени€ треста) и синдикатов (которые, по определению √. ‘. Ўершеневича, составл€ли "...федерацию хоз€йственных предпри€тий" <17>). ¬сех их можно по праву считать прообразами современных саморегулируемых организаций, поскольку им так же была свойственна самоорганизаци€, наличие контрольных функций, инициативность, а в р€де случаев и несение субсидиарной материальной ответственности и иные. ќднако необходимость создани€ подобного рода учреждений на государственном уровне возникла только в XIX в. с прин€тием торгового, консульского, промышленного, кредитного и иных уставов. ƒо этого их организаци€ строилась на осознании общественностью интереса к созданию условий дл€ осуществлени€ предпринимательской и профессиональной де€тельности и регулировалась обыча€ми и иными социальными регул€торами. -------------------------------- <15> —м.: Ўершеневич √. ‘. ”чебник торгового права. »зд. 9-е (второе посмертное). ћ., 1919. —. 8; ѕопондопуло ¬. ‘., —кворцов ќ. ё. јктуальные проблемы науки и практики коммерческого права: —борник научных статей. ћ., 2005. ¬ып. 5. —. 117; ”динцев ¬. ј.   вопросу о включении в гражданское уложение постановлений о торговых сделках.  иев: “ипографи€ »мператорского университета св. ¬ладимира, 1901. —. 4; и др. <16> —м.:  аминка ј. ». ќчерки торгового права / ѕод ред. и с предисловием ¬. ј. “аисинова. ћ., 2007. —. 56. <17> —м.: Ўершеневич √. ‘.  урс торгового права. 4-е издание. “. 1. —. 491.

“акой интерес в науке прин€то называть публичным, то есть единым общественным интересом <18> (интерес социальной общности, неопределенного круга лиц), сформированным в результате взаимодействи€ и интеграции интересов индивида, государства и общества, осознани€ большинством из них значимости тех или иных €влений (например, обеспечени€ безопасности, сохранени€ жизни и здоровь€). Ёто сочетание, как справедливо отмечал ¬. ¬. —убочев, возможно в публичном интересе благодар€ его способности к самоограничению в силу заложенной в нем диалектики личного, общественного и государственного <19>. -------------------------------- <18> —м.: “ихомиров ё. ј. ѕубличное право. ћ., 1995. —. 54; —тепан€н ¬. ¬. —оциальна€ справедливость и социалистическое право. ≈реван, 1987. —. 82; ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ., 2002. —. 65; “арабрин ƒ. Ѕаланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // јрбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. —. 6. <19> —м.: —убочев ¬. ¬. «аконные интересы. ћ., 2008. —. 65.

¬ тех случа€х, когда государство его определ€ет как "свой", оно закрепл€ет его в нормативно-правовых актах. Ќа современном этапе публичный интерес в концентрированном виде заложен в  онституции –‘. ¬. ћ. —ырых считал нормативное регулирование одним из способов согласовани€ противоречивых интересов государства в лице имущих и общества в целом (публичных интересов) <20>. -------------------------------- <20> —м.: —ырых ¬. ћ. “еори€ государства и права. ћ., 1998. —. 81.

—оздание и функционирование современных саморегулируемых организаций в –оссии также можно отнести к одному из механизмов реализации осознанного и признанного государством, а потому отраженного в нормах права публичного интереса. «акреплению правового статуса саморегулируемых организаций в нормах права в р€де отраслей предшествовала практика прин€ти€ кодексов профессиональной этики и иных локальных актов, нос€щих неправовой характер и отражающих, в услови€х конкуренции, не столько частный предпринимательский, сколько публичный интерес, что традиционно дл€ формировани€ последнего. ¬ некоторых отрасл€х с введением саморегулируемых организаций было отменено лицензирование (государство осознало интерес к более эффективному регулированию в лице саморегулируемых организаций). „ленство в большинстве из них €вл€етс€ об€зательным дл€ хоз€йствующих субъектов соответствующей отрасли. ѕрава и об€занности саморегулируемой организации, определенные в законодательстве, прежде всего св€занные с созданием регул€торов и обеспечением контрол€ над их соблюдением, нацелены на реализацию публичного интереса, заложенного в следующих конституционных принципах: - соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2 и 17  онституции –‘); - в принципе законности (ст. 15  онституции –‘); - обеспечении свободы предпринимательства (ст. 34  онституции –‘). ѕринцип законности реализуетс€ благодар€ прин€тию саморегулируемыми организаци€ми и обеспечению соблюдени€ их членами стандартов и правил осуществлени€ профессиональной и предпринимательской де€тельности, которые, в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 3, ст. 4 ‘едерального закона от 1 декабр€ 2007 г. "ќ саморегулируемых организаци€х" <21>, п. 3. ст. 17 ‘едерального закона от 30 декабр€ 2008 г. N 307-‘« "ќб аудиторской де€тельности" <22>, п. 2. ст. 21 ‘едерального закона от 26.10.2002 N 127-‘« "ќ несосто€тельности (банкротстве)" <23> и иными нормативно-правовыми актами, должны соответствовать федеральным законам и прин€тым на их основе иным нормативно-правовым актам.  роме того, законодатель, очевидно, помн€ о том, что саморегулируемые организации, создава€сь по отраслевому принципу, вступают в отношени€, затрагивающие интересы самых различных коммерческих юридических лиц, действующих в одной сфере и, возможно, €вл€ющихс€ конкурентами по отношению друг к другу, ввел требование о соответствии указанных стандартов и правил правилам деловой этики, а также о необходимости устранени€ или уменьшени€ конфликта интересов членов саморегулируемой организации, ее работников и членов посто€нно действующего коллегиального органа. ƒл€ обеспечени€ соблюдени€ стандартов и правил саморегулируема€ организаци€ наделена правомочи€ми по осуществлению проверок де€тельности своих членов, а также наложению на них мер дисциплинарного воздействи€, то есть контрольными правомочи€ми <24>. ѕоскольку фактически стандарты и правила повтор€ют действующее законодательство, технические и иные нормы, то де€тельность саморегулируемых организаций также можно считать направленной на обеспечение реализации действующих в определенной сфере де€тельности нормативно-правовых актов. -------------------------------- <21> ‘едеральный закон от 1 декабр€ 2007 г. N 315-‘« "ќ саморегулируемых организаци€х" (ред. от 03.12.2011) // —« –‘. 2007. N 49. —т. 6076. <22> ‘едеральный закон от 30 декабр€ 2008 г. N 307-‘« "ќб аудиторской де€тельности" (ред. от 21.11.2011) // —« –‘. 2009. N 1. —т. 15. <23> ‘едеральный закон от 26 окт€бр€ 2002 г. N 127-‘« "ќ несосто€тельности (банкротстве)" (ред. от 16.10.2012) // —« –‘. 2002. N 43. —т. 4190. <24> —м.: ст. ст. 9, 10, 13 ‘едерального закона от 1 декабр€ 2007 г. N 315-‘« "ќ саморегулируемых организаци€х" (ред. от 25.06.2012) // —« –‘. 2007. N 49. —т. 6076; ст. ст. 55.13 - 55.16 √радостроительного кодекса –‘ от 29 декабр€ 2004 г. N 190-‘« (ред. от 28.07.2012) // —« –‘. 2005. N 1 (ч. 1). —т. 16; ст. ст. 24.3 - 24.8 ‘едерального закона от 29 июл€ 1998 г. N 135-‘« "ќб оценочной де€тельности в –оссийской ‘едерации" (ред. от 28.07.2012) // —« –‘. 1998. N 31. —т. 3813; и др.

ќбеспечива€ реализацию принципа законности, саморегулируемые организации соблюдают и принцип соблюдени€ прав и свобод человека и гражданина, дополнительными механизмами реализации которого прежде всего €вл€ютс€ способы обеспечени€ ответственности членов саморегулируемой организации перед их потребител€ми, предусмотренные законодательством: создание системы страховани€ и формирование компенсационного фонда. ¬ достижении свободы предпринимательства заинтересованы и государство (обеспечивает развитие экономики), и хоз€йствующие субъекты (обеспечивает ведение предпринимательской де€тельности и получение прибыли), и потребители (удовлетвор€ют собственный спрос на товары, работы и услуги). ѕотенци€ реализации данного принципа присутствует в самой идее создани€ саморегулируемых организаций как субъектов, призванных заменить консервативное государственное регулирование более мобильным и эффективным, то есть устранить определенные, в основном бюрократические, барьеры дл€ осуществлени€ предпринимательства.  роме того, реализу€ принцип законности и соблюдени€ прав и свобод человека и гражданина, саморегулируема€ организаци€ создает услови€ законной конкуренции на рынке товаров, работ и услуг и, как следствие, обеспечивает свободу предпринимательства. ¬ противоположность публичному, под частным интересом в науке подразумевают непосредственную заинтересованность субъекта <25>, или интерес, служащий цели удовлетворени€ потребностей личности <26>.  ак правило, его относ€т к интересам граждан и юридических лиц <27>. ј. ¬. —убочев выдел€ет в качестве основной детерминанты, от которой во многом зависит реализаци€ интересов и законных интересов в сфере частного права, норму права, поскольку она не только закрепл€ет в правовой материи существующий интерес субъекта правоотношени€, но и €вл€етс€ основой защиты и охраны последнего; а также усили€ самого участника <28>. -------------------------------- <25> “арабрин ƒ. Ѕаланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // јрбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. —. 6 - 10. <26> —оотношение частных и публичных интересов в услови€х реформировани€ законодательства –оссийской ‘едерации: ћонографи€ / ѕод общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора ќ. ё. Ѕакаевой. ћ.: ёрлитинформ, 2010. —. 16. <27>  урбатов ј. я. “еоретические основы сочетани€ частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской де€тельности // ѕредпринимательство. 2001. N 1. —. 46. <28> —убочев ¬. ¬. «аконные интересы. ћ.: Ќорма, 2008.

ѕридержива€сь объективной теории интереса, частный интерес следует, на наш взгл€д, определ€ть как индивидуально значимый дл€ субъекта, вы€вленный, осознанный, представл€емый и реализуемый им интерес, охрана которого осуществл€етс€ субъектом и по его инициативе обществом и государством или по инициативе и силами последнего. ќдной из разновидностей частного интереса €вл€етс€ корпоративный интерес - частный интерес группы лиц. ” него, как и у публичного интереса, коллективный субъект, осознающий такой интерес как свой, поэтому сам корпоративный интерес €вл€етс€ компромиссом частных интересов. ѕоскольку, согласно ст. ст. 8, 9, 11 ‘едерального закона от 12 €нвар€ 1996 г. N 7-‘« "ќ некоммерческих организаци€х" <29>, саморегулируемые организации создаютс€ первичными по отношению к ним субъектами - индивидуальными предпринимател€ми и юридическими лицами, создание и де€тельность саморегулируемых организаций также направлена на реализацию их частного (в том числе корпоративного) интереса. -------------------------------- <29> ‘едеральный закон от 12.01.1996 N 7-‘« "ќ некоммерческих организаци€х" (ред. от 16.10.2012) // —« –‘. 15.01.1996. N 3. —т. 145.

–ешение о вступлении в качестве члена рассматриваемого субъекта права принимаетс€ хоз€йствующим субъектом самосто€тельно на основании имеющегос€ у него определенного осознанного частного интереса. Ќапример, состо€щего в необходимости получени€ прибыли в результате осуществлени€ предпринимательской де€тельности, которой можно заниматьс€, только име€ членство в саморегулируемой организации; в обеспечении конкурентоспособности, желании зарекомендовать себ€ на рынке в качестве более надежного партнера, ответственность которого подкреплена субсидиарной ответственностью саморегулируемой организации. » так далее. — вступлением в саморегулируемую организацию у ее членов, в результате самоограничени€ собственного частного интереса, направленного, как правило, на получение прибыли, формируетс€ (трансформируетс€ из индивидуального частного), осознаетс€ частный корпоративный интерес, состо€щий в создании регулируемого, законного рынка товаров, работ и услуг (перва€ часть корпоративного интереса), с одной стороны. ј с другой - в формировании "комфортных" условий членства (размер членских взносов, состав органов управлени€ и контрол€, содержание требований к членству, формирование механизмов имущественной ответственности (компенсационных фондов, осуществление страховани€ и так далее), регламентаци€ процедурных вопросов и иное), обеспечивающих эффективную управл€емость саморегулируемой организации, стабильность, положительную репутацию, в том числе ее членов, и так далее (втора€ часть корпоративного интереса). ѕоскольку в реализации первой части корпоративного интереса заинтересованы также общество и государство, он трансформируетс€ в интерес публичный, реализуемый прежде всего через выполнение предписани€ законодател€ о создании саморегулируемых организаций и о пор€дке ее функционировани€. ¬тора€ часть корпоративного интереса обеспечиваетс€ наделением саморегулируемой организации правами и об€занност€ми, св€занными с определением условий ее существовани€ как коллективного субъекта права (формирование органов, приемка в члены, установление параметров членства и так далее). ѕоскольку саморегулируемые организации созданы в цел€х реализации публичных и частных интересов, они имеют правосубъектность, котора€ характерна как дл€ субъектов публичного, так и дл€ субъектов частного права. Ќаука отмечает регул€тивный характер публичных интересов по отношению к корпоративным (первые определ€ют рамки реализации вторых). ¬ то же врем€ большинство ученых считают, что они могут быть реализованы только сообща, их баланс €вл€етс€ принципом гражданского общества и правового государства <30>, формой контрол€ соблюдени€ субъективных прав и возложенных об€занностей, поскольку позвол€ют при защите одних интересов учитывать интересы других <31>. -------------------------------- <30> Ѕакаева ќ. ё., ѕогодина Ќ. ј. ќ соотношении частных и публичных интересов // ∆урнал российского права. 2011. N 4; —оотношение частных и публичных интересов в услови€х реформировани€ законодательства –оссийской ‘едерации: ћонографи€ / ѕод общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора ќ. ё. Ѕакаевой. ћ.: ёрлитинформ, 2010. 264 с. <31> —убочев ¬. ¬. «аконные интересы. ћ.: Ќорма, 2008.

—аморегулируемые организации, по сути, €вл€ютс€ одной из форм социального взаимодействи€ государства, представителей профессиональной и предпринимательской де€тельности и потребителей, самоограничивающих свои интересы ради реализации общего публичного интереса - регулирование общественных отношений. √осударство определ€ет рамки своего вли€ни€ на профессиональную и предпринимательскую де€тельность; хоз€йствующие субъекты вступают в члены саморегулируемой организации (принимают об€зательства такого членства). “аким образом, саморегулируемые организации (их де€тельность) €вл€ютс€ одним из способов реализации прежде всего публичного интереса. Ёто же подтверждают решени€ судов –‘ <32>. ѕри этом его можно признать базовым в их создании, поскольку весь механизм их функционировани€ от формы создани€ (как некоммерческие организации) до предоставленных им прав и об€занностей и средств их осуществлени€ (формирование компенсационного фонда, прин€тие стандартов и правил, выполнение контрольных функций, наложение мер дисциплинарной ответственности и так далее) нацелен на реализацию прежде всего публичного интереса, определ€ющего, в том числе ограничивающего, частные (в том числе корпоративные) интересы всех участников самоуправлени€. ѕоэтому саморегулируема€ организаци€ €вл€етс€ субъектом права, социальна€ природа которого обусловлена потребностью реализации публичного интереса, состо€щего в регулировании профессиональной и предпринимательской де€тельности, и сбалансированных с ним частных интересов, что обусловливает их публично-правовой и частноправовой статус. -------------------------------- <32> ќпределение  онституционного —уда –‘ от 13 ма€ 2010 г. N 685-ќ-ќ "ќб отказе в прин€тии к рассмотрению жалобы гражданина —тепанова ≈вгени€ ёрьевича на нарушение его конституционных прав п. п. 3 и 4 ч. 2 ст. 18 ‘едерального закона "ќб аудиторской де€тельности" // ¬естник  онституционного —уда –‘. 2010. N 6; ѕостановление  онституционного —уда –‘ от 19 декабр€ 2005 г. N 12-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 ‘едерального закона "ќ несосто€тельности (банкротстве)" в св€зи с жалобой гражданина ј. √. ћеженцева" // —« –‘. 2006. N 3. —т. 335; и др.

Ѕиблиографический список

1. √ак √. ћ. ”чение об общественном сознании в свете теории познани€. ћ., 1960. 63 с. 2. √укас€н –. ≈. ѕроблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. —аратов, 1970. 326 с. 3. Ѕакаева ќ. ё., ѕогодина Ќ. ј. ќ соотношении частных и публичных интересов // ∆урнал российского права. 2011. N 4. 4. «дравомыслов ј. √. »нтерес как категори€ исторического материализма // ¬естник Ћ√”. 1959. N 17. —ери€ экономики, философии и права. ¬ып. 3. 5.  аминка ј. ». ќчерки торгового права / ѕод ред. и с предисловием ¬. ј. “аисинова). ћ.: «ерцало, 2007. 411 с. 6.  урбатов ј. я. “еоретические основы сочетани€ частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской де€тельности // ѕредпринимательство. 2001. N 1. 7. ћальцев √. ¬. —оциальные основани€ права. ћ.: Ќќ–ћј, 2007. 800 с. 8. ћихайлов —. ¬.  атегори€ интереса в российском гражданском праве. ћ.: —татут, 2002. 205 с. 9. ѕопондопуло ¬. ‘., —кворцов ќ. ё. јктуальные проблемы науки и практики коммерческого права: —борник научных статей. ћ.: ¬олтерс  лувер, 2005. ¬ып. 5. —. 117. 10. —оотношение частных и публичных интересов в услови€х реформировани€ законодательства –оссийской ‘едерации: ћонографи€ / ѕод общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора ќ. ё. Ѕакаевой. ћ.: ёрлитинформ, 2010. 264 с. 11. —тепан€н ¬. ¬. —оциальна€ справедливость и социалистическое право. ≈реван, 1987. 113 с. 12. —убочев ¬. ¬. «аконные интересы. ћ.: Ќорма, 2008. 237 с. 13. —ырых ¬. ћ. “еори€ государства и права: ”чебник. ћ., 1998. 528 с. 14. “арабрин ƒ. Ѕаланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // јрбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. 15. “ихомиров ё. ј. ѕубличное право. ћ., 1995. 16. ”динцев ¬. ј.   вопросу о включении в гражданское уложение постановлений о торговых сделках.  иев: “ипографи€ »мператорского университета св. ¬ладимира, 1901. 17. „инакова Ћ. ».   вопросу об интересе как социологической категории // ¬опросы научного коммунизма и философии: ћатериалы теоретической конференции.  расно€рск, 1965. 18. Ўершеневич √. ‘.  урс торгового права. 4-е издание. “. 1. 491 с. 19. Ўершеневич √. ‘. ”чебник торгового права. ћ.: ћосковское научное издательство, 1919. »зд. 9-е (второе посмертное).

References (transliteration)

1. Gak G. M. Uchenie ob obshchestvennom soznanii v svete teorii poznaniya. M., 1960. 63 s. 2. Gukasyan R. E. Problema interesa v sovetskom grazhdanskom protsessual'nom prave. Saratov, 1970. 326 s. 3. Bakaeva O. Yu., Pogodina N. A. O sootnoshenii chastnykh i publichnykh interesov // Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. N 4. 4. Zdravomyslov A. G. Interes kak kategoriya istoricheskogo materializma // Vestnik LGU. 1959. N 17. Seriya ekonomiki, filosofii i prava. Vyp. 3. 5. Kaminka A. I. Ocherki torgovogo prava / Pod red. i s predisloviem V. A. Taisinova). M.: Zertsalo, 2007. 411 s. 6. Kurbatov A. Ya. Teoreticheskie osnovy sochetaniya chastnykh i publichnykh interesov pri pravovom regulirovanii predprinimatel'skoy deyatel'nosti // Predprinimatel'stvo. 2001. N 1. 7. Mal'tsev G. V. Sotsial'nye osnovaniya prava. M.: NORMA, 2007. 800 s. 8. Mikhaylov S. V. Kategoriya interesa v rossiyskom grazhdanskom prave. M.: Statut, 2002. 205 s. 9. Popondupulo V. F., Skvortsov O. Yu. Aktual'nye problemy nauki i praktiki kommercheskogo prava: Sbornik nauchnykh statey. Vyp. 5. M.: Volters Kluver, 2005. S. 117. 10. Sootnoshenie chastnykh i publichnykh interesov v usloviyakh reformirovaniya zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii: Monografiya / Pod obshchey red. doktora yuridicheskikh nauk, professora O. Yu. Bakaevoy. M.: Yurlitinform, 2010. 264 s. 11. Stepanyan V. V. Sotsial'naya spravedlivost' i sotsialisticheskoe pravo. Erevan, 1987. 113 s. 12. Subochev V. V. Zakonnye interesy. M.: Norma, 2008. 237 s. 13. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. M., 1998. 528 s. 14. Tarabrin D. Balans chastnopravovykh i publichno-pravovykh nachal v grazhdanskom i arbitrazhnom protsessakh // Arbitrazhnyy i grazhdanskiy protsess. 2009. N 11. 15. Tikhomirov Yu. A. Publichnoe pravo. M., 1995. 16. Udintsev V. A. K voprosu o vklyuchenii v grazhdanskoe ulozhenie postanovleniy o torgovykh sdelkakh. Kiev: Tipografiya Imperatorskogo universiteta sv. Vladimira, 1901. 17. Chinakova L. I. K voprosu ob interese kak sotsiologicheskoy kategorii // Voprosy nauchnogo kommunizma i filosofii: Materialy teoreticheskoy konferentsii. Krasnoyarsk, 1965. 18. Shershenevich G. F. Kurs torgovogo prava. 4-e izdanie. T. 1. 491 s. 19. Shershenevich G. F. Uchebnik torgovogo prava. M.: Moskovskoe nauchnoe izdatel'stvo, 1919. Izd. 9-e (vtoroe posmertnoe).

Ќазвание документа пїњ