пїњ

‘ормирование института защиты прав интеллектуальной собственности в историко-правовой ретроспективе

(‘илимонов  . ¬.) ("«аконодательство и экономика", 2012, N 11) “екст документа

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ »Ќ—“»“”“ј «јў»“џ ѕ–ј¬ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“» ¬ »—“ќ–» ќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ… –≈“–ќ—ѕ≈ “»¬≈

 . ¬. ‘»Ћ»ћќЌќ¬

—тать€ старшего преподавател€ кафедры международного частного права факультета права Ќационального исследовательского университета "¬ысша€ школа экономики"  . ¬. ‘илимонова посв€щена анализу социально-экономических условий, вли€ющих на регулирование прав интеллектуальной собственности. јвтор рассматривает роль общей политики государств, принципов и идеологии понимани€ и охраны интеллектуальной собственности. »сследование позвол€ет выделить основные принципы и критерии, положенные в основу формировани€ современной системы прав интеллектуальной собственности и их роль в будущем развитии правового регулировани€.

јнализ современного состо€ни€ системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности обнаруживает наличие серьезного кризиса в регулировании данных отношений. —тремительное изменение общественных, экономических, технологических, политических, психологических и иных параметров среды, в которой происходило становление и развитие объектов прав интеллектуальной собственности, привело к образованию комплексных пробелов в их охране и, как следствие, сыграло роль побудительного мотива дл€ ликвидации этих пробелов со стороны государственных регул€торов. ѕричиной названных проблем в немалой степени стало усиление трансграничного характера правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, сопровождающеес€ неуклонным увеличением экономического оборота между государствами и по€влением цифровых сетей, что, в свою очередь, усложнило применение традиционного принципа территориальной охраны прав.  роме того, стали мен€тьс€ ключевые характеристики объекта охраны, такие как объективна€ форма существовани€, что в услови€х "цифрового общества" измен€ет сам предмет охраны - основным объектом становитс€ нематериальный объект (информаци€), а не ее материальный носитель. —итуаци€ усугубл€етс€ следующим обсто€тельством: содержание пон€тий, сформированных более столети€ назад, если считать от времени первого системного согласовани€ взгл€дов, подходов и принципов регулировани€ прав интеллектуальной собственности на международном уровне, "размылось" под воздействием современных темпов развити€ информационного общества и не отвечает требовани€м эффективности. ¬ подобных обсто€тельствах представл€етс€ важным пересмотр принципов, положенных в основу системы защиты интеллектуальной собственности как на национальном, так и на международном уровне. ƒл€ реализации этой цели в данной статье предприн€та попытка проследить, какие социальные, экономические и политические предпосылки в процессе исторического развити€ института защиты прав интеллектуальной собственности оказали принципиальное вли€ние на сложившуюс€ к насто€щему времени систему охранительных мер. ¬ы€вление этой св€зи позволит оценить действительную эффективность существующих методов охраны прав интеллектуальной собственности и определить направлени€ их совершенствовани€, что в дальнейшем сделает возможным осмысление всего спектра актуальных проблем, назревших в рассматриваемой сфере, и выработку адекватных средств их решени€. —овременное понимание интеллектуальной собственности базируетс€ на двух принципиально важных категори€х. ¬ первую очередь, речь идет о категории "собственность", сближающей объекты и права интеллектуальной собственности с "имуществом" и вещными правами. ¬тора€ категори€ - "критерий творчества", "интеллектуального участи€" в создании объекта интеллектуальной собственности. ƒоминирование той или иной категории в подходах к характеристике интеллектуальной собственности определ€ло позицию государств в сфере признани€ и регулировани€ отношений по ее охране. Ќапример, англо-американский подход, т€готеющий к "имущественной" составл€ющей, удел€ет большее внимание исключительным правам, участию объекта интеллектуальной собственности в имущественном обороте, в то врем€ как в системе континентального права при регулировании данных отношений в большей мере учитываетс€ нематериальна€, творческа€ составл€юща€ и, как следствие, личные права правообладател€. ћеждународное регулирование, задающее минимальные национальные стандарты охраны, основываетс€ на западном понимании прав интеллектуальной собственности. ¬ св€зи с этим основными критери€ми исследовани€ развити€ института охраны прав интеллектуальной собственности станов€тс€ идентификаци€ объекта интеллектуальной собственности как объекта регулировани€ со стороны государства и отнесение такого объекта к "имущественной" или "творческой" категории в исторической ретроспективе.  аса€сь темы традиционных обществ, которым известно право собственности, можно заметить следующее: институт охраны интеллектуальной собственности не мог получить в них сколь-нибудь значительное развитие, поскольку сельскохоз€йственна€ основа "экономики" не выдел€ет "интеллектуальный", "творческий" объект права. — большой долей веро€тности во всех традиционных культурах можно констатировать отказ от подобных объектов, так как интеллектуальна€ де€тельность в услови€х ее сакрализации признавалась божественным, а не человеческим про€влением. “аким образом, несмотр€ на существование категории "собственность" отсутствие четких экономических предпосылок в древние времена, игнорирование оценки творческого вклада автора, определение вдохновени€ как воли высших сил, а не стараний человека, разделение творческого и ремесленного результата не позвол€ет выдел€ть произведени€ этого периода в качестве объектов интеллектуальной собственности <1>. -------------------------------- <1> ¬опрос "моральных" или "личных неимущественных" прав автора тоже не играет в этом периоде принципиального значени€, поскольку результат (произведение) неотделим от личности автора, не может быть скопирован и воспроизведен.

–етроспективный анализ отношений, складывавшихс€ в св€зи с созданием, использованием, оборотом объектов интеллектуальной собственности, позвол€ет сделать вывод: на всем прот€жении развити€ в отношении интеллектуальной собственности примен€лись охранительные меры. ќднако только начина€ с момента, когда интеллектуальна€ собственность была выделена в самосто€тельный объект регулировани€, можно говорить о возникновении правовых средств ее защиты. »сход€ из данного представлени€ в услови€х традиционного общества охрана интеллектуальной собственности могла осуществл€тьс€ только на основании таких причин, как, например, понимание объекта на уровне "свой - чужой". ѕрин€то считать, что зачатки пон€ти€ интеллектуальной собственности, в частности авторского права, по€вились уже в античные времена. Ёта точка зрени€ опираетс€ на мнение, высказанное ». ј. Ѕлизнецом: в ƒревней √реции законодатель признавал социальное, политическое, а впоследствии и экономическое значение произведений литературы и искусства. “ворени€ писателей и поэтов должны были доводитьс€ до публики в неискаженном виде. ѕон€тие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности, характерные дл€ права собственности на произведени€ искусства, были известны еще римскому праву <2>. ќднако остаетс€ не€сным принципиальное отличие такого типа отношений от обычной договорной практики. -------------------------------- <2> Ѕлизнец ». ј. »нтеллектуальна€ собственность и закон: теоретические вопросы // “руды по интеллектуальной собственности. “. III. јктуальные проблемы авторских и смежных прав. ћ., 2001.

Ѕолее интересным примером периода античности €вл€етс€ известное сегодн€ средство защиты права - депонирование произведени€. “ак, тексты общепризнанных трагедий подлежали хранению в специальном государственном учреждении. ѕоскольку создание их копий переписчиками могло приводить к изменени€м, целью такого хранени€ была возможность сравнени€ имеющихс€ текстов с оригинальным произведением, т. е., говор€ современным €зыком, "защита произведени€ от искажений". ¬ эти же времена впервые по€вл€етс€ определение пон€ти€ "издание произведени€" - запись произведени€ автором или под его руководством, т. е. придание произведению материальной формы. »з факта такого создани€ следовало "право авторства", тоже известное и признаваемое за автором в период античности. “аким же образом осуществл€лась защита от плагиата. ƒругим примером может служить специфическа€ практика периода ѕтолемеев, когда дл€ формировани€ јлександрийской библиотеки каждое судно, заходившее в јлександрию, досматривалось на предмет наличи€ книг и, если книги обнаруживали, их изымали, с них делали список (копию) и возвращали владельцу с выплатой компенсации. “аким образом, в период античности можно обнаружить несколько известных современности €влений: защита произведени€, выплаты за его создание и копии, четкое определение пон€ти€ "создание" произведени€. ќднако указанные институты основывались на общественных интересах, а не защите прав автора, а отношение к самому объекту не отличалось от отношени€ к любому иному имуществу с соответствующей оплатой за его создание или использование. »з личных прав, как они понимаютс€ в насто€щее врем€, за автором признавалось только "право авторства". —ледующим значительным периодом в истории развити€ прав интеллектуальной собственности стали —редние века и эпоха ¬озрождени€.  атегори€ "творческий результат" в определении объекта интеллектуальных прав в то врем€ не претерпела значительных изменений по сравнению с предыдущим периодом и ограничивалась признанием "права авторства". ќсознава€ свои права, авторы выражали недовольство при их нарушении.  лассическим €вл€етс€ пример высказывани€ ћартина Ћютера по поводу широкого перепечатывани€ его произведений: "¬ред еще можно было бы терпеть, если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Ќо теперь они печатают мои книги, про€вл€€ такую спешку, что когда € затем читаю эти книги, € их не узнаю... Ёто мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени". “аким образом, складываетс€ понимание важности "моральных прав" автора. — точки зрени€ категории "собственность" в этот период охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых властью монарха. ѕо своей правовой природе така€ система близка к современному лицензированию, т. е. разрешительному пор€дку осуществлени€ определенной де€тельности. ѕри этом система привилегий исходила не столько из подтверждени€ и защиты статуса правообладател€, сколько из запрета другим субъектам заниматьс€ аналогичной де€тельностью, тем самым обеспечива€ монопольное положение обладател€ привилегии. ѕомимо этого сохранилс€ "договорный" подход к созданию объекта интеллектуальной собственности, по своей правовой природе продолжающий т€готеть к институту выполнени€ работ, поскольку объектом был именно результат, передаваемый заказчику. ¬ отличие от античности в таких договорных отношени€х можно отметить элементы "служебного произведени€". ќднако данна€ точка зрени€ будет верна только отчасти. Ќесмотр€ на то что зачастую автор состо€л на службе, произведение выполн€лось по заказу и за счет заказчика, и имущественные права на него переходили вместе с передачей самого произведени€. Ќикаких условностей, касающихс€ служебного произведени€ в наше врем€, тогда не существовало <3>. -------------------------------- <3> «десь следует сделать оговорку: произведение, безусловно, могло быть создано автором и за свой счет, без заказа, однако никаких прав, кроме права собственности на материальный результат этих работ, у автора не возникало, поэтому дальнейша€ продажа такого объекта укладываетс€ в конструкцию договора купли-продажи.

»ллюстриру€ рассматриваемый период, в литературе прин€то считать точкой отсчета 1363 г., когда актом Ёдуарда III была установлена об€занность клеймлени€ товаров, что €вл€етс€ прототипом современного пон€ти€ "товарный знак" <4>. ”точн€€ даты, можно сказать: регулирование клейм на момент издани€ этого акта уже имело определенную историю. Ќапример, в ќрдонансе 1346 г. гильди€м ткачей предписывалось достоверно клеймить свой товар под угрозой штрафа. Ќекоторые авторы, например √. ƒж. Ѕерман <5>, указывают на существование "товарных знаков" и патентов в рамках lex mercatoria уже в XI - XIII вв. ѕричем lex mercatoria в данном случае рассматриваетс€ как гильдейское право купцов, основанное на религиозных требовани€х. -------------------------------- <4> — учетом функций, которые выполн€ло клеймо в тот период, более корректно говорить о по€влении правового регулировани€ "средства индивидуализации". <5> Ѕерман √. ƒж. «ападна€ традици€ права. ћ., 1998. —. 329.

 лассическими примерами регулировани€ интеллектуальной собственности в этот период также €вл€ютс€ следующие исторические факты: - первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г. городской управой ‘лоренции на им€ ‘илиппо Ѕрунеллески, изобретшего корабельный поворотный кран; - древнейший из всех патентов јнглии был пожалован √енрихом VI в 1449 г. выходцу из ‘ламандии ƒжону из ётимана на изготовление цветного стекла дл€ окон »тонского колледжа. “ем не менее базой формировани€ социальных отношений и норм права в данный период стала революци€ в области техники воспроизведени€, в первую очередь изобретение книгопечатани€. ¬ св€зи с этим примечательно дело ‘уста против √уттенберга, в котором суд впервые обращаетс€ к категории "творческого вклада" в произведение: судом было признано, что √уттенберг выполн€л в типографии творческие функции.  роме того, поскольку его ученик Ўеффер улучшил вид шрифта и процесс печати, он может считатьс€ соавтором печатного станка. ќднако в те времена еще не произошло четкое выделение авторского права, и по решению суда все права на произведени€ были переданы ‘усту за долги, что юридически закрепило господствовавший принцип: "права на произведение у того, кто владеет средствами его производства". Ќа государственном уровне это про€вилось в том, что были введены официальные привилегии дл€ печатани€ определенных произведений, которые предоставл€лись печатникам или издател€м, например, привилеги€  оролевы ћарии 1557 г. книгоиздател€м Ћондона. ќднако на практике они были полезными и дл€ авторов, поскольку издатели дл€ получени€ своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведени€. ¬ажной вехой в данный период развити€ регулировани€ интеллектуальной собственности стала постепенна€ замена системы привилегий на законы, признающие за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. ¬ качестве примера обычно приводитс€ венецианска€ ’арти€ от 19 марта 1474 г., в которой уже признавались "моральное право" и имущественное право авторов на использование своего изобретени€ в течение ограниченного периода времени. Ёти положени€ иллюстрируют ситуацию, когда признание и защита прав активизируетс€, произведени€ (в данном случае изобретени€) отделимы от личности автора и воспроизводимы без его согласи€. “аким образом, предпосылкой здесь €вл€етс€ начало технического развити€, постепенный выход "секретов производства" за пределы гильдий и цехов, своеобразный переход от "родоплеменной" (корпоративной) к "частной" интеллектуальной собственности. Ёто означает, что начинает складыватьс€ понимание объекта интеллектуальной собственности не как конкретного имущества или вида разрешенной де€тельности, а самосто€тельного объекта правового регулировани€. ѕраво в этот период шло по пути формализации уже существующих правил. », суд€ по тому, что обычные нормы права гильдий уже не справл€лись, поскольку, как было отмечено выше, центр стал смещатьс€ от "корпоративных" прав к правам отдельных лиц, потребовалось более весома€ государственна€ регламентаци€. ќтделимость произведений от личности автора и, как следствие, нарушени€ в существенных дл€ социальных и экономических отношений масштабах также способствовали этому процессу. ѕринципиальные аспекты на данном этапе развити€ прав интеллектуальной собственности про€вл€ютс€ в творческих и ремесленных произведени€х, ведь сама интеллектуальна€ собственность реализуетс€ только при рационализации ремесла и творчества. ¬ приведенных примерах €вно просматриваютс€ последовательные этапы развити€ регулировани€ интеллектуальной собственности. ѕон€тие "собственность" опосредует тип отношений договора "подр€да" в античности, повышение важности экономического оборота и уровн€ конкуренции, по€вление норм обыча€ в рамках гильдейского права, отделимость произведени€ от автора и по€вление технической возможности тиражировани€ произведени€, "государственную формализацию" прав интеллектуальной собственности. ќднако общим €влением дл€ рассмотренных периодов €вл€етс€ индивидуализаци€ защиты, регулирование прав каждого отдельного субъекта права в лице автора, гильдии и т. д., либо регулирование конкретного объекта собственности без системного определени€ и правового выделени€ "объекта интеллектуальной собственности" как категории. ѕроисхождение термина "интеллектуальна€ собственность" обычно св€зываетс€ с французским законодательством конца XVIII в.  лючевую роль здесь играет концепци€ "общественного договора". — этой точки зрени€ права интеллектуальной собственности €вл€ютс€ "договором" между обществом и автором, по которому общество признает права интеллектуальной собственности и защищает их, обеспечивает автору вознаграждение за использование его произведени€ и гарантирует его беспреп€тственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих цел€х. — другой стороны, понимание идей эпохи ѕросвещени€ привело к объ€влению уникальной ценности каждой личности. ѕодход к человеку как к вершине творени€, а к его воле и "упорству" чуть ли не как к главной движущей силе мира, что само по себе €вл€етс€ абсурдом, породило идею: уж если право собственности на материальное имущество €вл€етс€ неотъемлемым, право на созданный человеком объект "творческой работы" и вовсе "св€щенно".  ак результат, право создател€ вслед за другими "естественными" правами было признано "природным", возникающим из самой природы творческой де€тельности и действительным независимо от признани€ этого права государством.  ак видно, в данный период система индивидуальных привилегий монарха начинает принципиально противоречить иде€м общества, поскольку права на результаты творчества относ€тс€ к естественным и существуют независимо от признани€ их государством. ¬се это находит свое выражение, во-первых, в выделении некоего правового феномена в виде "результатов уникального творческого труда автора", а во-вторых, в окончательном его оформлении в абсолютное субъективное право. ѕримером описанного процесса обычно €вл€етс€ изданный в јнглии в 1710 г. —татут королевы јнны, который называют первым законом об авторских правах. ќн закрепил право авторов на произведение, принцип "копирайт" - право на тиражирование произведени€. ¬ отличие от предыдущего регулировани€ на основе "вечной" привилегии книгоиздателей, при которой автор, единожды передав права, полностью их лишалс€, в этом акте была установлена срочность передачи прав на публикацию произведени€, на 14 лет с момента передачи прав по договору, с возможностью продлени€ этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Ѕолее того, во избежание нарушений предусматривалась необходимость внесени€ произведени€ в реестр и специальна€ форма договора о передаче прав, который должен был заключатьс€ в присутствии "двух надежных свидетелей". ќднако ключевым последствием введени€ принципа "срочности охраны права" стало пон€тие перехода произведени€ в категорию "общественного досто€ни€", т. е. возможность свободного тиражировани€ произведений любым издателем, а не владельцем монополии на произведение. Ќесколько ина€ ситуаци€ сложилась во ‘ранции. ѕосле ¬еликой французской революции 1789 г. признанные субъективные права интеллектуальной собственности были отменены в пользу общества. ѕо ƒекрету ”чредительного собрани€ 1789 г. все, что автор открывает дл€ публики, становитс€ общественной собственностью. Ётот пример €вл€етс€ интересной иллюстрацией вли€ни€ общественных идей, политической и социальной ситуации на всю "св€тость естественных прав" творцов. —праведливости ради надо отметить: законы 1791 г. и 1793 г. начали проводить уже осознанную идеологию ѕросвещени€ и гарантировали защиту всех форм творчества при воспроизведении всеми известными тогда методами. »де€ об авторском праве как "самом св€щенном виде собственности", само собой, была воплощена в законах нескольких штатов созданного на иде€х ѕросвещени€ государства - —Ўј (например, в «аконе штата ћассачусетс от 17 марта 1789 г.).  ак следствие, количество изобретений стало расти. ¬о ‘ранции количество патентов, выдаваемых за год, выросло в 10 раз и вышло на стабильный уровень в 10 тыс. в год после прин€ти€ ѕарижской конвенции 1883 г. об охране промышленной собственности. ќднако, поскольку идеологи€, на которой строилось регулирование прав интеллектуальной собственности, еще не стала официальной, бывали случаи принципиального противодействи€ новым иде€м. Ќапример, английский парламент неоднократно принимал решени€ о продлении монопольных прав в сфере промышленной собственности, попытки восстановлени€ монополии в сфере авторского права издател€ми и книготорговцами были отклонены ѕарламентом. ¬ литературе можно встретить иллюстрацию, что продление монополии на пар, принадлежавшей ƒж. ¬атту, на четверть века задержало производство паровых машин как дл€ промышленности, так и дл€ железных дорог.  ак социальное отражение процесса демонополизации прав с целью развити€ общества в ¬еликобритании по€вилась јссоциаци€ по борьбе с патентами и монополи€ми, поощр€вша€ нарушение прав патентовладельцев. ¬ середине XVIII в. (в 1754 г.) группа промышленников, банкиров и филантропов учредила ќбщество поощрени€ ремесел и торговли, предлагавшее премии изобретател€м, отказывавшимс€ брать патенты или хранить свои изобретени€ в тайне. Ќекоторые авторы тоже считали, что интересы общества важнее, чем их "творческий труд", и раскрывали свои изобретени€.  лассическим примером в св€зи с этим €вл€етс€ Ћ. ѕастер, изобретший способ длительного хранени€ пива и предоставивший французским пивоварам безвозмездное право пользовани€. ƒругим примером была публикаци€ своего изобретени€ создател€ми взрывобезопасной лампы дл€ шахтеров. — другой стороны, создатели художественных произведений относились к общественному интересу спокойнее и активно отстаивали свои субъективные права. ¬ частности, одним из наиболее €рых защитников авторских прав был ¬иктор √юго. јктивное стремление государств независимо друг от друга найти баланс между интересами автора, общества и коммерческой составл€ющей объектов интеллектуальной собственности, а также трансформаци€ системы привилегий в систему государственной регистрации привели к закреплению принципа территориальной защиты прав <6>. ќднако на практике оказалось, что в услови€х промышленной революции права владельца патента или автора, соблюдаемые в одной стране, абсолютно свободно нарушаютс€ в другой. Ѕолее того, упоминавшийс€ выше французский закон 1791 г. не только защищал права изобретателей, но и поощр€л промышленный шпионаж. ќн признавал "за вс€ким, кто первым привезет во ‘ранцию какой-либо иностранный промысел, такие же льготы, какими пользовалс€ бы его изобретатель". ‘ранци€ и ранее поощр€ла "воровство иностранных секретов". -------------------------------- <6> —праведливости ради следует отметить: в некоторых случа€х права иностранных авторов тоже учитывались. Ќапример упоминавшийс€ —татут  оролевы јнны 1710 г. требовал наличие договора с правообладателем, в том числе в случае импорта произведени€, таким образом предоставл€€ защиту и иностранным авторам.

Ќачалом периода интернационализации прин€то считать 1883 г., когда была подписана ѕарижска€ конвенци€ по охране промышленной собственности. Ќа данном этапе система прав интеллектуальной собственности, какой мы ее знаем сегодн€, уже сформировалась: было известно разделение объектов промышленной собственности на изобретени€, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживани€, фирменные наименовани€, указани€ происхождени€ или наименовани€ места происхождени€ товара, выделены критерии художественных произведений. Ёта система легла в основу международных конвенционных стандартов, действующих до сих пор. ѕараллельно закладывалась система охраны авторского права, к 1886 г. включавша€ в себ€ 33 двухсторонних соглашени€ и формализованна€ Ѕернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. »з описанных примеров видно: основной силой, движущей регулирование данного периода, €вл€етс€ принципиальна€ смена идеологии, самого отношени€ к создателю объекта интеллектуальной собственности, что и повли€ло на бурное развитие культуры и промышленности. — одной стороны, неотъемлемость "естественных прав творца", а с другой - понимание, что субъективные экономические интересы правообладател€ вли€ют на развитие общества, привели к закреплению этого баланса интересов. ƒоминантной фактически стала перва€ позици€, впоследствии нашедша€ свое закрепление на международном уровне почти 130 лет назад и вслед за политическими иде€ми этого периода перешедша€ в национальное право большинства государств, составив каркас современной системы прав интеллектуальной собственности. ћожно сказать, на всех этапах своего развити€ регулирование прав интеллектуальной собственности следовало за общественными, политическими, техническими, экономическими и идеологическими реали€ми своего времени. –егулирование каждого периода отталкивалось от понимани€ категории "интеллектуальна€ собственность", ценности созданного произведени€ дл€ общества, определени€ баланса интересов государства и правообладател€. ¬ св€зи с этим в услови€х информационного общества необходимо комплексно провести переоценку вли€ни€ территориальной юрисдикции на охрану интеллектуальной собственности, пересмотреть баланс интересов правообладател€ и общества, с учетом трансформации объекта охраны выработать механизмы защиты, активизирующие намерение правообладателей осуществл€ть самозащиту прав вместо перекраивани€ права в попытке догнать ускользающую интеллектуальную собственность, сформированную в совершенно иных услови€х.

Ѕиблиографи€

Ѕерман √. ƒж. «ападна€ традици€ права. ћ., 1998. Ѕлизнец ». ј. »нтеллектуальна€ собственность и закон: теоретические вопросы // “руды по интеллектуальной собственности. “. III. јктуальные проблемы авторских и смежных прав. ћ., 2001.

Ќазвание документа пїњ