пїњ

”меньшить уставный капитал

( линова  .)

("Ё∆-ёрист", 2014, N 4)

“екст документа

”ћ≈Ќ№Ў»“№ ”—“ј¬Ќџ…  јѕ»“јЋ

 .  Ћ»Ќќ¬ј

 ристина  линова, юрист, г. ћосква.

¬ прошлом номере газеты мы рассказали, как правильно увеличить уставный капитал ќќќ. ƒанна€ стать€ посв€щена обратному процессу - уменьшению уставного капитала. «аконодательство предъ€вл€ет к этой процедуре более жесткие требовани€, чем к увеличению, потому что уставный капитал обеспечивает удовлетворение требований кредиторов.

Ётапы процедуры

ѕункт 1 ст. 20 ‘едерального закона от 08.02.1998 N 14-‘« "ќб обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает, что уменьшение уставного капитала (” ) общества может осуществл€тьс€ путем уменьшени€ номинальной стоимости долей всех участников общества в ”  общества и (или) погашени€ долей, принадлежащих обществу.

ѕри уменьшении размера ”  общество проходит такие этапы, как:

1) подготовка к проведению общего собрани€ участников ќќќ по вопросу уменьшени€ ”  в ќќќ;

2) уведомление участников ќќќ о проведении общего собрани€ участников общества;

3) проведение общего собрани€ участников ќќќ;

4) уведомление регистрирующего органа и кредиторов об уменьшении ” ;

5) государственна€ регистраци€ уменьшени€ ” .

¬опрос об уменьшении размера ”  в ќќќ может быть рассмотрен в рамках очередного или внеочередного общего собрани€ участников общества. “ребовать проведени€ внеочередного общего собрани€ участников могут:

- исполнительный орган общества, если согласно уставу вопрос подготовки, созыва и проведени€ общего собрани€ участников общества находитс€ в компетенции совета директоров/наблюдательного совета (п. 2.2 ст. 32 «акона N 14-‘«);

- совет директоров/наблюдательный совет (абз. 1 п. 2 ст. 35 «акона N 14-‘«);

- ревизионна€ комисси€/ревизор (абз. 1 п. 2 ст. 35 «акона N 14-‘«);

- аудитор общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 «акона N 14-‘«);

- участник(-и) общества, обладающий(-ие) в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.

≈сли проведение собрани€ по поводу уменьшени€ ”  инициируют участники общества, обладающие в совокупности не менее 10% от общего числа голосов, то они должны направить в общество требование о проведении внеочередного общего собрани€ участников общества, а в данном требовании сформулировать вопросы, подлежащие внесению в повестку дн€.  роме того, в этом требовании должны быть указаны сведени€ о лице, требующем проведени€ внеочередного общего собрани€ участников ќќќ по поводу уменьшени€ ” .

≈сли инициатором проведени€ собрани€ участников общества по вопросу уменьшени€ ”  выступают участники, обладающие в совокупности менее 10% от общего числа голосов, то совет директоров/наблюдательный совет общества отказывает в проведении общего собрани€ участников общества.

“акже рекомендуем указывать количество голосов, принадлежащих данным участникам, от общего числа. ¬ требовании о проведении внеочередного общего собрани€ участников общества можно указать форму проведени€ созываемого собрани€ (совместное присутствие или заочное голосование). ќднако при этом возможность проведени€ внеочередного общего собрани€ участников ќќќ в форме заочного голосовани€ должна быть предусмотрена в уставе общества.

¬ соответствии с п. 3 ст. 38 «акона N 14-‘« в уставе общества должен содержатьс€ пор€док проведени€ заочного голосовани€, который предусматривает об€зательность сообщени€ всем участникам общества предлагаемой повестки дн€, возможность ознакомлени€ всех участников общества до начала голосовани€ со всеми необходимыми материалами, возможность вносить предложени€ о включении в повестку дн€ дополнительных вопросов, об€зательность сообщени€ измен€емой повестки дн€ всем участникам общества до начала голосовани€, а также срок окончани€ процедуры голосовани€.

“ребование о проведении общего собрани€, направленное обществу, подлежит рассмотрению исполнительным органом (п. 2 ст. 35 «акона N 14-‘«) или советом директоров/наблюдательным советом (подп. 10 п. 2.1 ст. 32 «акона N 14-‘«). —огласно абз. 2 п. 2 ст. 35, подп. 10 п. 2.1 ст. 32 «акона N 14-‘« в течение п€ти дней с даты получени€ требовани€ исполнительный орган/совет директоров/наблюдательный совет должен рассмотреть его и прин€ть решение о проведении или об отказе в проведении собрани€. ≈сли прин€то решение о проведении собрани€, то оно должно быть проведено не позднее чем через 45 дней со дн€ получени€ требовани€ (п. 3 ст. 35 «акона N 14-‘«).

”ведомить правильно

–ешение о проведении собрани€ участников ќќќ должно содержать следующую информацию:

- наименование органа, прин€вшего решение о проведении общего собрани€ участников ќќќ; наименование органа, рассматривающего требование о проведении внеочередного общего собрани€ участников ќќќ, а также лица/органа, направившего требование о проведении внеочередного общего собрани€ участников ќќќ;

- дату, врем€ и место собрани€ (если собрание проводитс€ в форме заочного голосовани€, то указываетс€ только дата);

- форму внеочередного общего собрани€ участников ќќќ (очное или заочное голосование);

- повестку дн€ общего собрани€ участников ќќќ. ќбратите внимание, что согласно п. 2 ст. 35 «акона N 14-‘«, если решение о проведении внеочередного общего собрани€ прин€то на основании требовани€, орган, в компетенции которого находитс€ вопрос подготовки, созыва общего собрани€ участников, не вправе вносить изменени€ в формулировки вопросов, предложенных дл€ включени€ в повестку дн€;

- пор€док направлени€ участниками общества сообщени€ о проведении общего собрани€ участников;

- почтовый адрес, по которому должны направл€тьс€ заполненные бюллетени, и дату окончани€ приема бюллетеней (в случае проведени€ общего собрани€ участников в форме заочного голосовани€);

- информацию/перечень документов, предоставл€емых участникам ќќќ при подготовке к проведению общего собрани€, и пор€док предоставлени€.

—облюдение вышеописанных требований очень важно, поскольку любое нарушение пор€дка уведомлени€ о проведении общего собрани€ чревато неблагопри€тными последстви€ми.

“ак, уже после проведени€ собрани€ и прин€ти€ решени€ по его итогам заинтересованные лица смогут оспорить легитимность этого решени€. ѕрактика свидетельствует о том, что суды признают решени€ собраний в подобных ситуаци€х недействительными (ѕостановлени€ ‘ј— ƒќ от 18.07.2011 по делу N ј51-7131/2008, ‘ј— ћќ от 02.06.2011 по делу N ј41-24845/10, ‘ј— ÷ќ от 29.06.2011 по делу N ј09-8456/2010).

Ѕолее того, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности: за данные нарушени€ предусмотрен штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. — юридических лиц могут взыскать от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

ѕроведение общего собрани€

ќбщее собрание участников ќќќ проводитс€ по месту нахождени€ посто€нно действующего исполнительного органа. ѕри этом дл€ прин€ти€ решени€ об уменьшении размера ”  ќќќ необходимо не менее 2/3 от общего числа голосов (абз. 1 п. 8 ст. 37 «акона N 14-‘«). ¬месте с тем нужно учитывать и положени€ устава общества, ведь он может предусматривать необходимость большего числа голосов.

”частники общества зачастую не придают значени€ тому, как сформулирована повестка, а зр€, ведь нечетка€ формулировка не способствует правильному ведению документации и пониманию между участниками.

‘ормулировка вопросов повестки дн€ об уменьшении размера ”  ќќќ может быть следующей:

а) "об уменьшении размера ”  ќќќ путем уменьшени€ номинальной стоимости долей всех участников общества в ”  общества";

б) "об уменьшении размера ”  ќќќ путем погашени€ долей, принадлежащих обществу";

в) "о внесении изменений и дополнений в устав общества, св€занных с уменьшением размера ”  общества и изменением номинальной стоимости долей участников общества".

 роме того, в решении (протоколе) об€зательно должно быть указано лицо (орган), на которое возлагаетс€ об€занность по внесению соответствующих изменений.

—ледует отметить, что согласно п. 1 ст. 20 «акона N 14-‘« уменьшение ”  ќќќ путем уменьшени€ номинальной стоимости долей всех участников общества должно осуществл€тьс€ с сохранением размеров долей всех участников общества.

ƒовести до сведени€

¬ соответствии с п. 3 ст. 20 «акона N 14-‘« в течение трех рабочих дней после прин€ти€ решени€ об уменьшении ”  общество об€зано сообщить о таком решении в орган, осуществл€ющий государственную регистрацию юридического лица.

¬месте с за€влением о внесении в ≈√–ёЋ сведений о нахождении хоз€йственного общества в процессе уменьшени€ ”  также подаетс€ протокол (решение) об уменьшении ”  юридического лица, дополнение к уставу (нова€ редакци€ устава), квитанци€ об уплате государственной пошлины.

 роме того, в силу п. 3 ст. 20 «акона N 14-‘« после прин€ти€ решени€ об уменьшении ”  общество об€зано дважды с периодичностью один раз в мес€ц опубликовать уведомление об уменьшении ”  в органе печати, в котором публикуютс€ данные о государственной регистрации юридических лиц, - журнале "¬естник государственной регистрации" (ѕриказ ‘Ќ— –оссии от 16.06.2006).

ќбратите внимание, что закон хот€ и предусмотрел об€зательность таких уведомительных публикаций, но не вмен€ет в об€занность ќќќ представл€ть в регистрирующий орган доказательства такого опубликовани€. Ѕолее того, регистрирующему органу запрещено требовать данное доказательство и он не имеет права отказать в регистрации из-за отсутстви€ такого доказательства. — 01.01.2012 вступили в силу изменени€ к п. 4 ст. 20 «акона N 14-‘«, согласно которым исключено положение о том, что государственна€ регистраци€ уменьшени€ ”  ќќќ осуществл€етс€ только при представлении доказательств уведомлени€ кредиторов.

Ќо мы все же рекомендуем представить в налоговый орган подтверждение уведомлени€ кредиторов о прин€том решении об уменьшении ”  ќќќ во избежание проблем в дальнейшем. ¬едь не исключено, что кто-то из заинтересованных лиц сможет оспаривать законность уменьшени€ ” . ј несоблюдение требовани€ по опубликованию соответствующей информации в "¬естнике государственной регистрации" может поставить под сомнение законность этой процедуры.

“акими доказательствами служат соответствующий номер журнала, экземпл€р бланка-публикации с отметкой журнала о приеме уведомлени€ к публикации.

ƒокументы в регистрирующий орган представл€ютс€ одним из следующих способов:

- почтовым отправлением с объ€вленной ценностью и описью вложени€;

- непосредственно;

- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользовани€, в том числе сети »нтернет, включа€ единый портал государственных и муниципальных услуг;

- через многофункциональный центр предоставлени€ государственных муниципальных услуг.

ƒатой представлени€ документов при осуществлении государственной регистрации признаетс€ день их получени€ регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 ‘едерального закона от 08.08.2001 N 129-‘« "ќ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", абз. 4 п. 16 јдминистративного регламента предоставлени€ ‘Ќ— государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и кресть€нских (фермерских) хоз€йств, утв. ѕриказом ћинфина –оссии от 22.06.2012 N 87н).

—дать все документы, подтверждающие, что общество находитс€ в процессе уменьшени€ ” , в регистрирующий орган нужно воврем€. «а непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган соответствующих документов предусмотрена административна€ ответственность. ¬ соответствии с ч. 3 ст. 14.25  ојѕ –‘ дл€ лица, действующего от имени ќќќ, предусмотрены два наказани€: предупреждение или более строгое - штраф в размере 5 тыс. руб.

ќб€зательное уменьшение

Ќе всегда уменьшение ”  зависит от воли участников, существуют случаи, когда оно об€зательно. —огласно п. 1 ст. 20 «акона N 14-‘« уменьшение необходимо в случа€х:

- неполной оплаты ”  в течение года с момента государственной регистрации;

- выхода из ќќќ его участника.

≈сли дол€ вышедшего участника ќќќ не распределена и не продана в течение одного года со дн€ перехода доли к обществу, то она должна быть погашена и размер ”  ќќќ уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли (п. 1 ст. 26, п. 5 ст. 24 «акона N 14-‘«);

- если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажетс€ меньше его ” , общество об€зано объ€вить об уменьшении своего ”  до размера, не превышающего стоимость его чистых активов (п. 3 ст. 20 «акона N 14-‘«). „истые активы ќќќ оцениваютс€ в соответствии с ѕор€дком оценки стоимости чистых активов акционерного общества, утв. ѕриказом ћинфина –оссии и ‘ ÷Ѕ –оссии от 29.04.2003 N 10-н/03-6-пз.

¬еличина, до которой может быть уменьшен ” , ограничена законом. ќна зависит от того, €вл€етс€ ли уменьшение добровольным или об€зательным (принудительным) (ст. 20 «акона N 14-‘«). ≈сли общество уменьшает ”  по собственной воле, то минимальный размер следует определ€ть на дату представлени€ документов дл€ государственной регистрации изменений в уставе.

¬ случае если общество об€зано уменьшить ”  на основании требований закона, нужно ориентироватьс€ на минимальный размер ” , установленный на дату государственной регистрации общества. Ќа сегодн€шний день минимальный размер ”  составл€ет 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 14 «акона N 14-‘«).

¬ ситуации, при которой, с одной стороны, в предусмотренных законом случа€х общество об€зано произвести уменьшение ” , а с другой - такое уменьшение осуществить невозможно ввиду того, что в результате этого размер ”  станет меньше соответствующей величины минимального ” , общество должно быть ликвидировано.

------------------------------------------------------------------

Ќазвание документа

пїњ