пїњ

Ќекоммерческие корпорации в проекте новой редакции √  –‘

(ƒенисов —. ј.) ("¬естник гражданского права", 2012, N 4) “екст документа

Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »≈  ќ–ѕќ–ј÷»» ¬ ѕ–ќ≈ “≈ Ќќ¬ќ… –≈ƒј ÷»» √  –‘ <1>

—. ј. ƒ≈Ќ»—ќ¬

-------------------------------- <1> “екст доклада, прочитанного на научно-практической конференции "ѕроблемы модернизации гражданского права: реформа законодательства о юридических лицах" (Ќовосибирск, 26 апрел€ 2012 г.).

ƒенисов —. ј., кандидат юридических наук, заместитель председател€ совета »сследовательского центра частного права при ѕрезиденте –‘.

¬ докладе характеризуютс€ основные направлени€ совершенствовани€ гражданского законодательства в части правового положени€ некоммерческих корпоративных организаций по проекту ‘едерального закона "ќ внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации, а также в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации".

 лючевые слова: формы и виды некоммерческих корпоративных организаций, гражданско-правовое положение некоммерческих корпораций, права и об€занности участников корпорации, управление в корпорации.

The text describes the main directions for improvement of civil legislation on noncommercial corporations due to the draft of the federal statute "On altering the First, the Second, the Third and the Forth Parts of the Civil Code of the Russian Federation and selected legislative acts of the Russian Federation".

Keywords: forms and types of non-commercial corporations, civil-law status of non-commercial corporations, rights and duties of non-commercial corporation's members, corporate governance.

1. ѕроект ‘едерального закона N 47538-6 "ќ внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации, а также в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <1> (далее - законопроект), внесенный ѕрезидентом –‘ в √осударственную ƒуму 3 апрел€, предусматривает деление юридических лиц на корпоративные организации, участники которых обладают правом на управление их де€тельностью, и унитарные организации, учредители которых не станов€тс€ их участниками и, соответственно, правом членства не надел€ютс€. -------------------------------- <1> — текстом законопроекта можно ознакомитьс€ в »нтернете по адресу: http:// asozd2.duma. gov. ru/ main. nsf/ (ViewDoc)?OpenAgent&work/ dz. nsf/ ByID&17E4823DDEA0FCEC432579DE002955A6.

јналогичным образом законопроект различает некоммерческие корпоративные и унитарные некоммерческие организации. Ќекоммерческие корпорации не имеют ничего общего с создаваемыми на основе специальных законов государственными корпораци€ми, многие из которых на самом деле €вл€ютс€ коммерческими организаци€ми, хот€ и названы в законах как некоммерческие; к тому же все они не основаны на членстве. √осударственные корпорации не вход€т в перечень организационно-правовых форм по √  –‘. «аконопроект исходит из того, что к государственным корпораци€м положени€  одекса о юридических лицах должны примен€тьс€ постольку, поскольку иное не предусмотрено специальными федеральными законами. 2. ƒеление юридических лиц на корпорации и унитарные организации представл€ет собой последовательную реализацию  онцепции развити€ гражданского законодательства, одобренную решением —овета при ѕрезиденте –‘ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 окт€бр€ 2009 г. (далее -  онцепци€), в части необходимости урегулировани€ в √  –‘ в общем и единообразном виде структуры управлени€ и компетенции органов корпораций, а также определенных внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривани€ решений общих собраний и других коллегиальных органов, определение условий выхода или исключени€ участников из корпорации и пр.). ѕредложенные в законопроекте нормы в части некоммерческих корпораций, не счита€ основных положений о юридических лицах, представл€ют собой определенную систему: - общие положени€, которые распростран€ютс€ сразу на все корпорации (коммерческие и некоммерческие). ¬ их числе нормы о критери€х делени€ юридических лиц, правах и об€занност€х участников корпорации и управлении в корпорации; - общие положени€ о всех некоммерческих корпораци€х, определ€ющие пон€тие некоммерческой корпорации, основы регулировани€ их правового положени€ и особенности создани€; - основные положени€ о конкретных формах некоммерческих корпораций, которые должны получить развитие в законах об определенных видах некоммерческих корпораций. 3. ѕо оценкам разработчиков проекта части первой √  –‘, прин€той в 1994 г., никто в то врем€ не предполагал, что вследствие предусмотренного в  одексе открытого перечн€ форм некоммерческих организаций законодательство в данной сфере будет создаватьс€ столь активно и бессистемно. —осто€ние этого законодательства таково, что даже специалисты расход€тс€ во мнении относительно числа существующих на сегодн€шний день форм некоммерческих организаций (разные специалисты насчитывают от 20 до 40 форм). “акое многообразие форм €вно избыточно и ничем, как правило, не оправдано. ѕоэтому  онцепци€ и законопроект исход€т из того, что в  одексе должен быть назван закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в том числе корпоративных. »сход€ из этого, законопроект предусматривает три оптимальные, на взгл€д разработчиков, формы, в которых могут быть созданы некоммерческие корпорации: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные организации; 3) ассоциации (союзы). ¬ принципе, и этот перечень форм некоммерческих корпоративных организаций мог бы быть сведен до двух, поскольку в гражданско-правовом смысле общественные организации мало чем отличаютс€ от ассоциаций (союзов). Ќо разработчики законопроекта посчитали этот шаг избыточно революционным. ќдновременно в законопроекте указываетс€ на существующие виды некоммерческих организаций, которые в случае прин€ти€ законопроекта в качестве федерального закона будут относитьс€ соответственно к одной из трех названых форм корпораций. Ќужно сказать, что проект новой редакции п. 3 ст. 50 √  –‘, посв€щенный этому вопросу, не €вл€етс€ абсолютно бесспорным. ¬ частности, существует мнение о необходимости сохранени€ такой организационно-правовой формы, как казачьи общества, хот€, на наш взгл€д, эти общества в гражданско-правовом смысле не отличаютс€ от общественных организаций; о необходимости рассматривать в качестве самосто€тельной формы некоммерческие партнерства, которые на самом деле близки к ассоциаци€м, или профсоюзные организации, которые по существу представл€ют собой общественные организации. ¬ажно отметить, что законопроект не ставит цель исключить из общественной жизни те же казачьи общества или, например, общины коренных малочисленных народов, а также не запрещает по€вление (при необходимости) новых видов некоммерческих организаций. ÷ель законопроекта в этой части - установить, что существующие формы и возможные новые виды некоммерческих организаций в гражданско-правовом смысле должны быть либо потребительскими кооперативами, либо общественными организаци€ми, либо ассоциаци€ми или союзами (если речь идет о корпораци€х), либо фондами, учреждени€ми или религиозными организаци€ми. ѕоэтому в п. 3 ст. 50 √  –‘ приведен примерный перечень видов некоммерческих организаций, относ€щихс€ к соответствующей организационно-правовой форме. ≈ще раз необходимо подчеркнуть, что √  –‘ призван определить гражданско-правовое положение юридических лиц, в том числе некоммерческих корпораций. Ёто означает, что в √  –‘ должны быть решены вопросы участи€ некоммерческих организаций в гражданских отношени€х, вопросы создани€, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их имущественной ответственности перед кредиторами, вопросы структуры, компетенции и ответственности органов, имущественных прав участников. “о, что касаетс€ регламентации отношений по осуществлению некоммерческими организаци€ми своей уставной де€тельности, т. е. вопросов, выход€щих за предмет гражданского законодательства, €вл€етс€ предметом не √  –‘, а иных законов, о чем пр€мо сказано в законопроекте. ѕрименительно к предусмотренным законопроектом положени€м об отдельных формах некоммерческих корпораций следует подчеркнуть, что в этой части не планируетс€ каких-либо революционных изменений. Ќовые статьи об отдельных формах некоммерческих организаций по€вились в законопроекте в силу смещени€ нумерации статей и изменени€ структуры  одекса, т. е. по причинам законодательной техники. » содержание многих правил не изменилось. 4. Ќа наш взгл€д, в законопроекте удалось определить и единообразно урегулировать те корпоративные отношени€, которые €вл€ютс€ общими как дл€ некоммерческих, так и дл€ коммерческих корпораций. Ёто касаетс€ общих прав участников любых корпораций: - права на управление делами корпорации; - права на получение определенной информации о юридическом лице; - права на обжалование тех решений органов корпорации, которые влекут гражданско-правовые последстви€; - права на оспаривание сделок и права требовать возмещени€ причиненных корпорацией убытков. “очно так же могут быть единообразно урегулированы об€занности участников корпорации. ¬не зависимости от цели де€тельности корпорации ее участники об€заны: - участвовать в образовании имущества корпорации; - не разглашать конфиденциальную информацию о ее де€тельности; - участвовать в прин€тии тех корпоративных решений, без которых корпораци€ не может продолжать свою де€тельность; - не совершать действий в ущерб интересам корпорации. Ёти права и об€занности участников дополн€ютс€ и уточн€ютс€ законопроектом применительно к правам и об€занност€м членов потребительского кооператива, общественной организации и ассоциации (союза). — учетом особенностей видов корпораций, в том числе некоммерческих, положени€ о корпоративных правах и об€занност€х должны получить развитие в законах о соответствующих юридических лицах, но уже не бессистемно, как сейчас, а на базе основных положений, закрепленных в √  –‘. 5. √  –‘ в редакции законопроекта не претендует на исчерпывающее регулирование гражданско-правового положени€ юридических лиц, включа€ некоммерческие корпорации. Ќа нынешнем этапе вр€д ли удастс€ реализовать положение  онцепции о том, что √  –‘ должен исчерпывающим образом регулировать гражданско-правовые конструкции перечисленных форм некоммерческих организаций (пор€док создани€, структуру и полномочи€ органов, права и об€занности их членов). ѕо-видимому, эта задача может быть решена только в будущем. ¬ нынешнем виде законопроект исходит из того, что могут существовать не только закон о потребительских кооперативах, но и законодательные акты, определ€ющие особенности гражданско-правового положени€ общественных организаций, а также ассоциаций и союзов. ¬ св€зи с этим было бы желательно "освободить" ‘едеральный закон от 12 €нвар€ 1996 г. N 7-‘« "ќ некоммерческих организаци€х" от гражданско-правовых норм, что устранило бы повторы и противоречи€ в законодательстве и трехуровневое регулирование. Ќеобходимо отметить, что √  –‘ должен стать базовым документом дл€ совершенствовани€ «акона о некоммерческих организаци€х. ¬ самом законопроекте имеетс€ достаточно много правил, которые при надлежащем обосновании и с соблюдением принципиальных положений  одекса могут содержать, во-первых, иное регулирование определенных вопросов, во-вторых, в дополнение к  одексу новые положени€ применительно к определенным видам некоммерческих корпораций. », кроме того, законопроект содержит больше, по сравнению с существующим регулированием, диспозитивных норм, т. е. допускает регулирование корпоративных отношений уставом корпорации.  руг вопросов, которые могут быть решены в уставе иначе, чем в «аконе, определен таким образом, чтобы не был нарушен баланс интересов корпорации и ее участников. Ќаиболее отчетливо способы регулировани€ корпоративных отношений видны на примере предлагаемых общих правил об управлении в корпорации (ст. 65.3), которые, по мнению разработчиков законопроекта, могут быть обобщены на уровне √  –‘ нар€ду с правилами о правах и об€занност€х участников корпорации. 6. «аконопроект исходит из необходимости как определить в √  –‘ (преимущественно императивными нормами) структуру органов юридического лица, так и закрепить их полномочи€. √  –‘ традиционно дл€ законодательства о юридических лицах выдел€ет высший орган корпорации - общее собрание ее участников. ѕри этом принимаетс€ во внимание существование крупных по количеству участников корпораций (более ста), дл€ которых весьма затруднительно проводить общие собрани€. ѕоэтому в уставах таких корпораций в соответствии с законом может быть предусмотрено, что высшим органом €вл€етс€ иной представительный коллегиальный орган (например, съезд, конференци€). «аконопроект определ€ет круг наиболее важных дл€ существовани€ корпорации вопросов, относ€щихс€ к исключительной компетенции высшего органа корпорации (определение приоритетных направлений де€тельности, прин€тие и изменение устава, определение пор€дка приема в состав участников и пр.). ѕеречень таких вопросов может быть дополнен как другими законами, так и уставом корпорации. —ам законопроект расшир€ет компетенцию высшего органа применительно к общественным организаци€м, ассоциаци€м (союзам). ¬ цел€х защиты прав и интересов участников корпорации предусмотрено общее и традиционное правило о том, что вопросы, составл€ющие исключительную компетенцию высшего органа корпорации, не могут входить в компетенцию иных органов, за исключением случаев, во-первых, если законом определенный вопрос отнесен к компетенции иного органа и, во-вторых, если определенный вопрос в соответствии с законом уставом корпорации отнесен к компетенции иного органа. ƒл€ достижени€ указанной цели также определено, что вопросы, составл€ющие компетенцию высшего органа корпорации, могут быть переданы им другим органам корпорации, только если это пр€мо предусмотрено законом. ѕомимо высшего органа корпорации законопроект называет наблюдательный совет, контролирующий де€тельность посто€нно действующих коллегиальных органов. Ќеобходимость формировани€ наблюдательного совета возникает в случа€х, если это предписано законом или уставом корпорации. ¬ этих же случа€х формируетс€ посто€нно действующий коллегиальный орган корпорации. —амим законопроектом предусмотрено образование нар€ду с единоличным органом коллегиального органа в общественных организаци€х и ассоциаци€х (союзах). ѕомимо сказанного, в части предусмотренных законопроектом общих положений о некоммерческих корпораци€х можно выделить правило, содержащеес€ в п. 1 новой редакции ст. 116.1 √ , согласно которому не допускаетс€ создание некоммерческих корпоративных организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопор€дка или нравственности. ¬ ходе обсуждени€ законопроекта это правило вызвало возражени€ со стороны некоторых общественных организаций, представители которых усматривают в этом основание дл€ произвольного отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, исход€ из того, что нет универсального и одинакового у всех представлени€ о нравственных началах. ƒанна€ позици€ не была прин€та исход€ из того, что все-таки неправильно допускать создание юридических лиц, цели де€тельности которых несовместимы с нравственными усто€ми общества. 7. Ќесмотр€ на имеющиес€ споры, законопроект сохран€ет традиционное деление кооперативов на производственные (коммерческие организации) и потребительские, создаваемые исключительно с целью удовлетворени€ материальных и иных потребностей своих членов, которые не об€заны лично участвовать в де€тельности кооператива и не вправе участвовать в распределении доходов потребительского кооператива от разрешенной им принос€щей доход де€тельности. ѕо законопроекту такие виды юридических лиц, как жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединени€ граждан, общества взаимного страховани€, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохоз€йственные потребительские кооперативы, по своей организационно-правовой форме €вл€ютс€ потребительскими кооперативами. 8. ќбновлены и расширены правила √  –‘ об общественных организаци€х, к которым по законопроекту отнесены политические партии, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движени€, органы общественной самоде€тельности и территориального общественного самоуправлени€. ¬ажно отметить, что в законопроекте выделены и урегулированы отдельно от общественных организаций религиозные организации, которые отнесены к некоммерческим организаци€м унитарного типа. »з определени€ пон€ти€ "общественные организации" изъ€т термин "объединени€", поскольку объединени€ общественных организаций представл€ют собой другую форму, а именно союз или ассоциацию. ѕон€тие общественной организации уточнено путем указани€ на цели, дл€ достижени€ которых они могут быть созданы гражданами, а именно не только дл€ удовлетворени€ духовных или иных нематериальных потребностей, но и дл€ представлени€ и защиты общих интересов и достижени€ иных, не противоречащих закону целей.  роме того, в √  –‘ предполагаетс€ включить положени€ о неотчуждаемости членства в общественной организации и основани€ дл€ досрочного прекращени€ полномочий органов общественной организации: грубое нарушение ими своих об€занностей, неспособность к надлежащему ведению дел или наличие иных серьезных оснований. Ёто позволит воспреп€тствовать злоупотреблени€м. “акие же правила предлагаетс€ ввести и дл€ ассоциаций (союзов). 9. ”совершенствованы положени€ √  –‘ об ассоциаци€х и союзах, к которым по законопроекту отнесены некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединени€ работодателей, объединени€ профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты. ¬ этой части в законопроекте: - учтено по€вление саморегулируемых организаций, членство в которых иногда €вл€етс€ об€зательным условием осуществлени€ определенных видов профессиональной или предпринимательской де€тельности. ѕо законопроекту саморегулируемые организации должны создаватьс€ именно в форме ассоциации (союза); - сн€ты ограничени€ по цел€м создани€ данных юридических лиц (по законопроекту цели могут не только выражатьс€ в координации предпринимательской де€тельности и защиты общих имущественных интересов членов, но и быть любыми иными, не противоречащими закону); - устран€етс€ имеюща€с€ в  одексе неопределенность по вопросу о совместном создании ассоциации юридическими и физическими лицами (по законопроекту возможно различное сочетание членов); - исключаетс€ из √  –‘ императивное правило о дополнительной ответственности членов по об€зательствам ассоциации (союза), поскольку на практике положени€ о размере и пор€дке такой ответственности в уставах ассоциаций (союзов) не определ€ютс€, что делает соответствующее требование √  –‘ неработающим. ¬ то же врем€ законопроект исходит из того, что така€ субсидиарна€ ответственность членов ассоциации (союза) может быть введена добровольно посредством включени€ правил о размере такой ответственности в устав; - ассоциаци€ (союз), как и люба€ друга€ некоммерческа€ организаци€, будет иметь один учредительный документ - устав, а не два, как сейчас (устав и учредительный договор, во многом дублирующие друг друга). 10. “аким образом, если законопроект будет прин€т в существующем виде, то со дн€ вступлени€ его в силу как федерального закона некоммерческие корпорации можно будет создать либо в форме потребительского кооператива, либо в форме общественной организации или ассоциации (союза). Ёто означает, что создание, например, общества взаимного страховани€ должно будет осуществл€тьс€ с соблюдением правил √  –‘ о потребительских кооперативах, и в уставе такого общества необходимо будет пр€мо сказать, что оно €вл€етс€ потребительским кооперативом. “очно так же дл€ всех иных видов некоммерческих корпораций. «аконопроект коснетс€ всех юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. — тем чтобы изменени€ √  –‘ не осложнили их де€тельность, законопроект содержит р€д важных положений на переходный период: во-первых, не требуетс€ какой-либо перерегистрации юридических лиц в св€зи с вступлением в силу изменений √  –‘; во-вторых, не устанавливаютс€ какие-либо сроки дл€ приведени€ в соответствие с измененным регулированием учредительных документов юридических лиц. Ёто должно быть сделано участниками юридических лиц при первом изменении учредительных документов, причем при регистрации таких изменений государственна€ пошлина взиматьс€ не будет. ¬месте с тем будет действовать правило о том, что учредительные документы указанных юридических лиц до момента приведени€ их в соответствие с √  –‘ будут действовать в части, не противоречащей нормам √  –‘. ¬ св€зи с переходными положени€ми необходимо обратить внимание на еще одну новеллу. ¬ цел€х защиты интересов кредиторов некоммерческих организаций, которые намерены осуществл€ть принос€щую доход де€тельность, устанавливаетс€ требование: такие организации должны иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по их об€зательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного дл€ обществ с ограниченной ответственностью. ƒл€ ныне действующих некоммерческих организаций это положение будет примен€тьс€ с 1 июл€ 2013 г., что не осложнит их де€тельность. Ќеобходимо подчеркнуть, что это положение касаетс€ только тех некоммерческих организаций, уставы которых предусматривают осуществление принос€щей доход де€тельности, т. е. их участие в имущественном обороте.

------------------------------------------------------------------

Ќазвание документа пїњ