пїњ

ѕр€мые смешанные грузоперевозки: некоторые проблемы правового регулировани€

(ћухаев ≈. ќ.) ("“ранспортное право", 2012, N 3) “екст документа

ѕ–яћџ≈ —ћ≈ЎјЌЌџ≈ √–”«ќѕ≈–≈¬ќ« »: Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я

≈. ќ. ћ”’ј≈¬

ћухаев ≈. ќ., аспирант ёридического института ћ»»“а (–еспублика  азахстан).

ƒл€ –оссии, как государства с огромной территорией и процветающей экономикой, транспортный вопрос €вл€етс€ одним из самых важных, так как коммерческий оборот невозможен без перемещени€ товарно-материальных ценностей каким-либо транспортом. ќднако некоторые отдаленные пункты –оссии невозможно покрыть сетью одного вида транспорта или же в некоторые отдаленные пункты гораздо эффективнее доставить груз несколькими видами транспорта (например, дл€ доставки груза во многие районы  райнего —евера, —ахалина,  амчатки водно-воздушное или железнодорожно-водное сообщение €вл€етс€ единственным возможным способом перевозки). “аким образом, пр€мое смешанное сообщение €вл€етс€ эффективным (единственным) способом доставки грузов, когда в перевозке задействованы транспортные организации различных видов транспорта. ѕри этом виде перевозок грузоотправителю не нужно заботитьс€ о передаче груза с одного вида транспорта на другой и оформл€ть св€занные с этим документы, так как основанием €вл€етс€ договор перевозки груза в пр€мом смешанном сообщении, заключенный между грузоотправителем и первым перевозчиком, который удостовер€етс€ транспортной накладной. Ќакладна€ составл€етс€ на им€ определенного грузополучател€ и подписываетс€ грузоотправителем. Ќакладна€ сопровождает груз на всем пути следовани€ и выдаетс€ грузополучателю вместе с грузом. ќна €вл€етс€ товаросопроводительным документом и письменным доказательством как факта заключени€ договора перевозки в пр€мом смешанном сообщении, так и его содержани€. ѕоэтому при ненадлежащем исполнении транспортным предпри€тием своих об€занностей по перевозке грузов в пр€мом смешанном сообщении грузоотправитель либо грузополучатель вправе предъ€вить какие-либо требовани€ к перевозчику лишь при наличии накладной.  роме того, в накладной содержатс€ все необходимые сведени€ о перевозимом грузе, стоимости перевозки, степени использовани€ грузоподъемности, скорости перевозки, времени прин€ти€ груза к перевозке, времени передачи груза с одного вида транспорта на другой. ѕравовому регулированию отношений, возникающих при осуществлении пр€мой смешанной перевозки грузов, посв€щена ст. 788 √ , в соответствии с которой взаимоотношени€ транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу, а также пор€док их исполнени€ определ€ютс€ соглашени€ми между организаци€ми соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о пр€мых смешанных (комбинированных) перевозках. ќднако данный закон до насто€щего времени не прин€т, в св€зи с чем при осуществлении перевозок в пр€мом смешанном сообщении следует руководствоватьс€ правилами, установленными транспортными уставами, кодексами и подзаконными нормативными правовыми актами различных видов транспорта. “ак, в  ¬¬“ и ”∆“ пр€мым смешанным перевозкам посв€щены отдельные главы. ¬ них помимо общих положений и вопросов, св€занных с заключением договора перевозки в пр€мом смешанном сообщении, организацией и осуществлением перевозки грузов, сроков его доставки, пор€дка расчетов за перевозку, в отдельных стать€х закреплены также положени€, касающиес€ ответственности при осуществлении перевозок грузов в пр€мом смешанном сообщении. „то же касаетс€ законодательной базы морских, автомобильных и воздушных перевозок, то ни в  “ћ, ни в ”ставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта –‘, ни в ¬оздушном кодексе –‘ эти вопросы не нашли правовой регламентации. Ётот пробел частично восполнен подзаконными нормативными правовыми актами. “ак, применительно к морскому транспорту вопросы осуществлени€ перевозок в пр€мом смешанном сообщении с участием морских судов нашли урегулирование в ќбщих правилах морской перевозки грузов, пассажиров и багажа в специальном разделе. ѕодзаконным актом, содержащим нормы о смешанных перевозках с участием воздушного транспорта, €вл€ютс€ ќбщие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требовани€ к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. ѕриказом ћинтранса –оссии от 28.06.2007 N 82. „то касаетс€ автомобильного транспорта, то вопросы транспортно-экспедиционного обслуживани€ в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном и автомобильно-авиационном сообщении регулируютс€ подразд. III разд. 27 ќбщих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. ћинавтотрансом –—‘—– от 30.07.1971, примен€ющихс€ в части, не противоречащей гл. 40 √ . ѕеревозка грузов в пр€мом смешанном сообщении касаетс€ специфики субъектного состава договорного отношени€. ќн отличаетс€ от субъектов договора перевозки в обычных перевозках. –ечь идет о расширении круга участников на стороне перевозчика. ¬ любой смешанной перевозке участвуют, как минимум, два перевозчика, представл€ющие различные виды транспорта. Ёто ведет к существенному усложнению складывающейс€ системы правоотношений в рамках такой перевозки. ¬озникают дополнительные отношени€ между соперевозчиками, с одной стороны, а с другой - отношени€ грузоотправител€, а также грузополучател€, не только с первым перевозчиком, но и со вторым и последующими (по числу перевозчиков). ¬ св€зи с чем субъектный состав договорных отношений при перевозках грузов в пр€мом смешанном сообщении требует определени€ правового статуса соперевозчиков. ¬ юридической литературе по этому вопросу высказываютс€ различные мнени€, причем дискусси€ по данному поводу продолжаетс€ не один дес€ток лет. “ак, в советский период отечественной истории ћ.  . јлександров-ƒольник и ‘. ћ. Ћучанский полагали, что характерным признаком пр€мой смешанной перевозки €вл€етс€ заключение перевозчиком места отправлени€ договора от имени всех перевозчиков, которые должны участвовать в данной перевозке <1>. ѕо мнению ј. √. Ѕыкова и ƒ. ». ѕоловинчика, "транспортна€ организаци€ пункта отправлени€ действует как законный представитель всех участников транспортного процесса" <2>. -------------------------------- <1> јлександров-ƒольник ћ.  ., Ћучанский ‘. ћ. √рузовые перевозки разными видами транспорта. ћ., 1971. —. 243. <2> Ѕыков ј. √., ѕоловинчик ƒ. ј. ќсновы автотранспортного права. ћ., 1974. —. 200.

»ной точки зрени€ придерживаетс€ ќ. —. »оффе, который считал, что транспортное предпри€тие пункта отправлени€ от имени промежуточных транспортных организаций "действовать не может, поскольку эти предпри€ти€ прав и об€занностей по отношению к клиентуре не приобретают и лишь при наличии в законе пр€мых указаний вступают с клиентурой в непосредственные правовые контакты. ѕоэтому они и не €вл€ютс€ участниками договора перевозки". “акие организации, по мнению ќ. —. »оффе, €вл€ютс€ третьими лицами, на которых первым перевозчиком частично возлагаетс€ исполнение об€зательства <3>. -------------------------------- <3> »оффе ќ. —. ќб€зательственное право. ћ., 1975. —. 569.

–азличные мнени€ по рассматриваемому вопросу высказываютс€ и в современной литературе по транспортному праву. Ќапример, ё. Ѕ. ћаковский не считает перевозку в пр€мом смешанном сообщении общим об€зательством всех исполнителей перед заказчиком, а полагает, что она "€вл€етс€ в значительной мере "лоскутным" договором, "сшиваемым" из разных об€зательств, по которым каждый исполнитель относитс€ к другому исполнителю фактически так же, как клиент к заказчику" <4>. -------------------------------- <4> “ранспортное право: ”чебное пособие / ¬. √. ≈рмолаев и др. ћ., 2002. —. 377

¬. ј. ≈гиазаров называет передаточную ведомость "документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик, подписыва€ его, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себ€ об€занность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучател€" <5>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------  онсультантѕлюс: примечание. ”чебник ¬. ј. ≈гиазарова "“ранспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - ёстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <5> ≈гиазаров ¬. ј. “ранспортное право: ”чебник. ћ., 2004. —. 139.

ѕо мнению —. ё. ћорозова, правильность приведенной позиции вызывает серьезные сомнени€ <6>. —огласно п. 3 ст. 308 √  об€зательство не создает об€занностей дл€ лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (дл€ третьих лиц). ¬ св€зи с этим непон€тно, каким образом на соперевозчиков можно возложить об€занности договором, в заключении которого он не только не участвовал, но и не мог знать о том, что такой договор заключаетс€. ¬едь дл€ заключени€ любого договора необходимо свободное волеизъ€вление лиц, участвующих в нем. ¬ соответствии со ст. 421 √  понуждение к заключению договора не допускаетс€, за исключением случаев, когда об€занность заключить договор предусмотрена законом или добровольно прин€тым об€зательством. ¬ св€зи с этим —. ё. ћорозов солидаризируетс€ с позицией ¬. ¬. ¬итр€нского, суть которой заключаетс€ в следующем: "—торонами договора перевозки груза как в пр€мом смешанном сообщении, так и в случае с обычным договором перевозки конкретного груза €вл€ютс€ грузоотправитель, предъ€вл€ющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз к перевозке дл€ доставки его в пункт назначени€". “олько указа ”∆“ дл€ осуществлени€ перевозки грузов грузоотправитель представл€ет перевозчику не менее чем за 15 дней до начала перевозки в пр€мом смешанном сообщении надлежащим образом оформленную за€вку на перевозку груза. ѕри наличии возможностей осуществлени€ перевозки перевозчик направл€ет за€вку со своей отметкой дл€ согласовани€ с владельцем инфраструктуры. ѕоследний согласовывает за€вку с организаци€ми других видов транспорта. —огласованна€ за€вка возвращаетс€ перевозчиком грузоотправителю и осуществл€ющей перевалку груза организации. -------------------------------- <8> ƒемченко ћ. ¬. ќсобенности перевозки в пр€мом смешанном сообщении и ответственности перевозчика // ѕраво и политика. 2008. N 2. —. 446.

 ак справедливо отмечает ¬. Ќ. √речуха, за€вка грузоотправител€ в данном случае выполн€ет роль оферты, а отметки первого перевозчика и соперевозчиков на за€вке о согласии осуществить перевозку €вл€ютс€, по сути, акцептом второй стороны предложени€ грузоотправител€ заключить договор перевозки <9>. «а€вка включает все существенные услови€ договора; на это указывают ст. 11 ”∆“ и правила перевозки грузов соответствующими видами транспорта. -------------------------------- <9> √речуха ¬. Ќ. ѕон€тие международной перевозки. ћеждународные перевозки наземным транспортом. ћ., 2006. —. 26.

— нашей точки зрени€, более аргументирована позици€ ученых, придерживающихс€ взгл€да, что сторонами договора перевозки в пр€мом смешанном сообщении €вл€ютс€ грузоотправитель и соперевозчики, от лица которых на основании узлового соглашени€ договор заключаетс€ первым перевозчикам, принимающим груз <10>. ¬ соответствии со ст. 67 ”∆“, ст. 105  ¬¬“ порты, автостанции, аэропорты, железнодорожные станции считаютс€ включенными в пр€мое смешанное сообщение с момента уведомлени€ их об этом в письменной форме. ѕосле этого перевозчики смежных видов транспорта заключают узловое соглашение, регулирующее пор€док приема и перевалки грузов, следующих в пункт назначени€ пр€мым смешанным сообщением, и тем самым принимают на себ€ об€зательство участвовать в работах по перевалке грузов и продолжению перевозочного процесса, т. е. вступать в договор смешанной перевозки после прибыти€ первого перевозчика с грузом. » именно заключение узлового соглашени€ €вл€етс€ тем самым волеизъ€влением на участие в договоре смешанной перевозки, который в будущем будет заключен с грузоотправителем одним из соперевозчиков. ќб€занность прин€ть груз, перегрузить его на свои транспортные средства и доставить в пункт назначени€ возникает у второго перевозчика по факту прибыти€ первого перевозчика с грузом, независимо от того, с каким грузоотправителем, когда и где был заключен договор первым перевозчиком. “аким образом, первый перевозчик, заключа€ договор с грузоотправителем, действует от своего лица, а также, на основании узлового соглашени€, от лица второго перевозчика. -------------------------------- <10> ƒухно Ќ. ј.,  ор€кин ¬. ћ. ѕравовое регулирование перевозок грузов в пр€мом смешанном сообщении: ћонографи€. ћ., 2010.

------------------------------------------------------------------

Ќазвание документа пїњ