пїњ

ћодернизаци€ права собственности в экономическом измерении

(ћозолин ¬. ѕ.) ("∆урнал российского права", 2011, N 1) “екст документа

ћќƒ≈–Ќ»«ј÷»я ѕ–ј¬ј —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“» ¬ Ё ќЌќћ»„≈— ќћ »«ћ≈–≈Ќ»»

¬. ѕ. ћќ«ќЋ»Ќ

ћозолин ¬иктор ѕавлович, заведующий кафедрой гражданского и семейного права ћ√ёј, профессор, доктор юридических наук.

ѕо мнению автора, отраслевого пон€ти€ права собственности не существует, а имеетс€ единое публично-частное пон€тие. Ќеобходимо шире использовать институт общей собственности, при которой имущество принадлежит нескольким собственникам одновременно; природные ресурсы должны принадлежать народу; собственник об€зан соблюдать общественные интересы.

 лючевые слова: право собственности, обща€ собственность, всенародное досто€ние, общественные фонды потреблени€.

Modernization of right of property in economic dimension V. P. Mozolin

According to the author, the branch concept of the property right doesn't exist, and there is a indivisible publicly-private concept. It is necessary to use more widely the general property at which the property belongs to several proprietors simultaneously; natural resources should belong to the people; the proprietor is obliged to comply public interests.

Key words: ownership, common ownership, national property, public consumption funds.

ѕод модернизацией права собственности в насто€щей статье понимаетс€ необходимость дальнейшего совершенствовани€ и развити€ научной доктрины и законодательства, относ€щихс€ к правовому регулированию имущественных и неимущественных отношений в нашей стране. ƒействующее законодательство о праве собственности было прин€то в начальный период перехода страны к рыночной экономике и с тех пор по основным параметрам не измен€лось. — одной стороны, это €вл€етс€ убедительным доказательством того, что его основные положени€ соответствуют потребност€м развити€ современной экономики. — другой стороны, в нем четко вы€вились отдельные положени€ и пробелы, требующие внесени€ в законодательство необходимых изменений и дополнений, теоретически обоснованных юридической наукой.   сожалению, в  онцепции развити€ гражданского законодательства –оссийской ‘едерации <1> вопрос о совершенствовании права собственности не рассматриваетс€. -------------------------------- <1> ќдобрена решением —овета при ѕрезиденте –‘ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 окт€бр€ 2009 г.

ѕо своей юридической природе основополагающие нормы о праве собственности относ€тс€ к особой разновидности внеотраслевых (реперных) правовых норм <2>. Ќа сегодн€шний день отдельного гражданско-правового или какого-либо иного отраслевого пон€ти€ права собственности (например, административного, налогового, уголовного) не существует. «аконом предусматриваетс€ лишь единое публично-частное пон€тие права собственности, основанное на положени€х  онституции –‘ и сопровождающих их нормах гражданского и других отраслей права, определ€ющих отдельные элементы данного пон€ти€. -------------------------------- <2> —м.: ћозолин ¬. ѕ. –оль гражданского законодательства о регулировании комплексных имущественных отношений // ∆урнал российского права. 2010. N 1. —. 26 - 31.

 онституцией –‘ регулируютс€ положени€ о формах собственности, равным образом признаваемых и защищаемых в стране (ч. 2 ст. 8); о собственности на землю и другие природные ресурсы, которые могут находитьс€ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, 36); о праве частной собственности с указанием правомочий собственника и определенного правового режима их осуществлени€ (ст. 35); о полномочи€х –оссийской ‘едерации и субъектов –‘, св€занных с правовым регулированием и осуществлением права собственности на имущество, наход€щеес€ в государственной собственности (ст. 71 - 73); об управлении органами местного самоуправлени€ муниципальной собственностью (ст. 132);  онституци€ –‘ устанавливает общие правила по обеспечению законности, правопор€дка, общественной безопасности в стране (п. "б" ч. 1 ст. 72), в соответствии с которыми "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - об€занность государства" (ст. 2). ¬ √  –‘ включены нормы, конкретизирующие положени€  онституции –‘ о содержании права собственности, о возможности отчуждени€ его и использовани€ другими лицами (ст. 209 и др.); ввод€тс€ нормы об основани€х приобретени€ и прекращени€ права собственности, о гражданско-правовых способах защиты права собственности; детально излагаютс€ нормы, определ€ющие правовое положение субъектов права собственности по предусматриваемым законом формам собственности. ¬ административном и уголовно-правовом законодательстве предусматриваютс€ нормы об особенност€х ответственности за нарушение закона, присущие данным отрасл€м. ¬ итоге образуетс€ единое межотраслевое пон€тие права собственности, основанное на господствующем (приоритетном) в нем положении конституционных норм. Ѕазовой основой единого пон€ти€ права собственности €вл€ютс€ положени€ ст. 15  онституции –‘, согласно которым " онституци€ –оссийской ‘едерации имеет высшую юридическую силу, пр€мое действие и примен€етс€ на всей территории –оссийской ‘едерации. «аконы и иные правовые акты, принимаемые в –оссийской ‘едерации, не должны противоречить  онституции –оссийской ‘едерации". ѕрименение данного пон€ти€ в отдельных сферах общественных отношений, регулируемых различными отрасл€ми российского законодательства, производитс€ с учетом особенностей права собственности, присущего каждой соответствующей отрасли законодательства. ѕоложение о единстве права собственности, основанное на межотраслевых правовых нормах, содержащихс€ в  онституции –‘, √  –‘ и в р€де федеральных законов, в его формализованном выражении идентично тем определени€м пон€ти€ права собственности, которые даютс€ в современной российской доктрине права. ќдин из наиболее авторитетных ученых-конституционалистов и цивилистов √. ј. √аджиев утверждает, что "существует одно единое право собственности, предполагающее, что у всех субъектов права, признаваемых собственниками, имеютс€ одинаковые полномочи€, и государство должно обеспечивать равную защиту прав всех собственников, в том числе путем отказа от неоправданных ограничений объектного состава имущества, которое может принадлежать публичным собственникам" <3>. -------------------------------- <3> ѕраво собственности: актуальные проблемы / ќтв. ред. ¬. Ќ. Ћитовкин, ≈. ј. —уханов, ¬. ¬. „убаров. ћ., 2008 —. 14.

"ѕраво собственности, - отмечает ученый, - как комплексный правовой институт (выделено мной. - ¬. ћ.), прежде всего, конкретизируетс€ нормами гражданского права. ¬не вс€кого сомнени€, любое субъективное право, определ€емое в гражданском праве как право собственности, €вл€етс€ одновременно и субъективным конституционным правом собственности" <4>. -------------------------------- <4> “ам же. —. 16.

ѕри этом нельз€ не заметить, что концепци€ единства права собственности обосновываетс€ √. ј. √аджиевым ее св€зью с пон€тием комплексности института права собственности, что, на наш взгл€д, вр€д ли следует считать правильным.  ак следствие, невозможно признать убедительными выводы о том, что "не только в ≈вропейском суде, но и во многих конституционных судах «ападной ≈вропы конституционное пон€тие права частной собственности трактуетс€ шире, чем гражданско-правовое" <5>. ”тверждение о различии между публично-правовой (конституционно-правовой) концепцией права собственности и цивилистической концепцией <6> практически полностью девальвирует отстаиваемое √. ј. √аджиевым пон€тие "единое право собственности". -------------------------------- <5> “ам же. —. 18. <6> јргументы  онституционного —уда –‘ о конституционности ст. 167 √  –‘ "нагл€дно демонстрируют разницу между публично-правовой (конституционно-правовой) концепцией права собственности и цивилистической концепцией" (“ам же. —. 26).

ќсновной причиной указанного противоречи€ в формировании пон€ти€ единого права собственности, по нашему мнению, стало комплексное включение в это пон€тие, продолжающее самосто€тельное существование, конституционных и гражданско-правовых норм. ѕредлагаема€ нами концепци€ единого права собственности, наоборот, основана на образовании на базе существующих норм новой разновидности правовых норм внеотраслевого характера, называемых реперными нормами права. ¬ результате такого образовани€ создаетс€ качественно новое пон€тие единого права собственности, исключающее саму возможность какого-либо противопоставлени€ цивилистических правовых норм нормам конституционного права. ¬ случае же прин€ти€ законов, нормы которых противоречат конституционным положени€м о праве собственности, такие нормы в установленном  онституцией –‘ пор€дке должны признаватьс€  — –‘ антиконституционными. —ледует отметить, что никакого расхождени€ между цивилистическими нормами права, содержащимис€ в √  –‘ и в  онституции –‘, посв€щенными возникновению и прекращению права собственности, как и праву собственности на вещи и имущественные права, в насто€щее врем€ не существует. ѕроблема заключаетс€ лишь в том, что глубина правового регулировани€ отношений, св€занных с правом собственности на имущественные права, требует включени€ в √  –‘ новых конкретизирующих норм права. ¬ св€зи с по€влением, нар€ду с имуществом, новых объектов субъективных прав собственности и переходом экономики на систему рынка вещей и рынка прав, в соответствии с ч. 1 ст. 8, ст. 34, 44  онституции –‘, ст. 209 и 254 √  –‘, общее межотраслевое пон€тие права собственности следует считать родовым пон€тием, примен€емым ко всем названным объектам права собственности. ќсобенности же правового регулировани€ отношений с участием отдельных видов объектов права собственности в имущественных и личных неимущественных отношени€х необходимо предусмотреть в нормах √  –‘. ѕо нашему мнению, это нововведение должно способствовать положительному воздействию права на экономику. ¬ насто€щее врем€ товарный рынок в –оссии становитс€ обменом прав, а не вещей в их натуральном выражении. ¬ большинстве случаев вещи следуют за правами, а не наоборот. ¬ цел€х создани€ полноправного субъекта права в услови€х функционировани€ рыночной экономики, наход€щегос€ на положении собственника имущества, участвующего в торговом обороте, необходимо шире примен€ть сложноструктурную модель права собственности, согласно которой имущество может одновременно принадлежать нескольким собственникам <7>. ѕри использовании же упрощенной модели права собственности, интенсивно примен€емой сегодн€ в –оссии в сфере действи€ государственной собственности, у каждой вещи может быть только один собственник. -------------------------------- <7> —м. подробнее: ћозолин ¬. ѕ. ѕраво собственности в –оссийской ‘едерации в период перехода к рыночной экономике. ћ., 1992. —. 39 - 46.

√оризонтальный вариант сложно-структурной модели права собственности в форме общей собственности находит широкое применение в отношени€х с участием государственных организаций. Ќе вызывает каких-либо серьезных возражений и возможность использовани€ сложноструктурной модели права собственности в ее вертикальном варианте в имущественных отношени€х с участием –оссийской ‘едерации и ее субъектов, объектом которых €вл€ютс€ земл€ и другие природные ресурсы. –ассматриваема€ модель права собственности может быть использована государственными органами и организаци€ми, наделенными правами публичного юридического лица, при осуществлении ими производственно-коммерческой де€тельности. ѕодтверждением этому €вл€етс€ законодательство о государственных корпораци€х (компани€х), закрепившее за указанными юридическими лицами право государственной собственности на используемое ими имущество <8>. -------------------------------- <8> —м. подробнее: ћозолин ¬. ѕ. √осударственна€ корпораци€ vs акционерное общество // ∆урнал российского права. 2010. N 6. —. 19 - 34.

–аспространение сферы применени€ сложноструктурной модели права собственности на другие категории и сферы де€тельности государственно-публичных юридических лиц, на наш взгл€д, может способствовать повышению потенциала положительного воздействи€ права на экономику страны. ѕроводима€ в стране модернизаци€ права собственности влечет за собой и необходимость введени€ в  онституцию –‘ положени€ об образовании особой формы собственности, называемой всенародным досто€нием. ƒанное предложение не ново, но оно особенно актуально в насто€щее врем€, что св€зано с необходимостью создани€ общественных фондов потреблени€ и направлени€ в них всех получаемых прибылей от использовани€ земли и других природных ресурсов, которые направл€ютс€ на нужды бесплатного образовани€ и медицины, на развитие фундаментальной науки, восстановление и развитие культуры. ќбъектами данного права народной собственности, помимо земли и других природных ресурсов, могут быть территории и места общего пользовани€ граждан (улицы, площади, парки, побережь€ рек, морей и иных больших водоемов), национальные музеи, театры, иные культурные ценности, использование и развитие которых должно осуществл€тьс€ за счет налоговых отчислений, получаемых государством. ќсновные функции по распор€жению всенародным досто€нием, наход€щимс€ в собственности, могут быть возложены на общественный орган, избираемый населением страны по регионам на основе норм представительства, определ€емых от числа проживающих в них граждан. ”правление указанным имуществом должно осуществл€тьс€ федеративным государством в лице ѕравительства –‘. ¬ плане воздействи€ права собственности на экономику важное значение приобретает рассмотрение вопроса об об€занност€х собственника, прежде всего обладател€ частной собственности, предусматриваемых законом. ¬ ч. 3 ст. 55  онституции –‘, воспроизведенной в п. 2 ст. 1 √  –‘, сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в цел€х защиты основ конституционного стро€, нравственности, здоровь€, прав и законных интересов других лиц, обеспечени€ обороны страны и безопасности государства. ¬ статье 209 √  –‘ при осуществлении права собственности также предписываетс€ соблюдать права и охран€емые законом интересы других лиц. ќб охране прав и законных интересов общества в целом ни в  онституции –‘, ни в √  –‘ не говоритс€. Ѕезусловно, это следует считать пробелом в действующем законодательстве. ѕравда, в отдельных случа€х, при необходимости защиты прав и интересов общества, можно использовать ст. 10 √  –‘ о пределах осуществлени€ гражданских прав, а также весьма спорную концепцию секундарных прав, но этого недостаточно. ƒействи€, предпринимаемые государственными органами и отдельными общественными объединени€ми граждан по стимулированию крупных собственников оказывать спонсорскую помощь организаци€м науки, образовани€, здравоохранени€, культуры, социальным учреждени€м, в большинстве случаев не дают положительного результата в нашей стране в отличие от высокоразвитых стран мира. ¬  онституции –‘ и √  –‘ должно содержатьс€ положение о том, что собственник об€зан нар€ду с правами и законными интересами других лиц соблюдать аналогичные интересы общества.

Ѕиблиографический список

ћозолин ¬. ѕ. √осударственна€ корпораци€ vs акционерное общество // ∆урнал российского права. 2010. N 6. ћозолин ¬. ѕ. ѕраво собственности в –оссийской ‘едерации в период перехода к рыночной экономике. ћ., 1992. ћозолин ¬. ѕ. –оль гражданского законодательства о регулировании комплексных имущественных отношений // ∆урнал российского права. 2010. N 1. ѕраво собственности: актуальные проблемы / ќтв. ред. ¬. Ќ. Ћитовкин, ≈. ј. —уханов, ¬. ¬. „убаров. ћ., 2008.

Ќазвание документа пїњ