пїњ

ѕроблемы совершенствовани€ правового регулировани€ использовани€ сельскохоз€йственных угодий из состава земель сельскохоз€йственного назначени€

(»ващук ». —.) ("Ёкологическое право", 2011, N 4) “екст документа

ѕ–ќЅЋ≈ћџ —ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ¬јЌ»я ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌџ’ ”√ќƒ»… »« —ќ—“ј¬ј «≈ћ≈Ћ№ —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я <*>

». —. »¬јў” 

»ващук ». —., юрисконсульт ќќќ "ћебельна€ компани€ " онтекс".

—тать€ посв€щена проблемам правового обеспечени€ использовани€ сельскохоз€йственных угодий дл€ сельскохоз€йственного производства.

 лючевые слова: земли сельскохоз€йственного назначени€, сельскохоз€йственные угодь€, рациональное использование земли сельскохоз€йственного назначени€.

The article is devoted to the problems of legal support of use of agricultural lands for agricultural manufacturing.

Key words: lands of agricultural purpose, agricultural lands, rational use of land of agricultural purpose.

¬ средней полосе –оссии можно часто видеть заросшие деревь€ми и кустарником сельскохоз€йственные пол€. –анее больша€ часть из них обрабатывалась, была востребована в сельском хоз€йстве, но сейчас их состо€ние оставл€ет желать лучшего. ѕо статистике ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - –оссельхознадзор), "...в ÷ентральном, —еверо-«ападном, ѕриволжском, ”ральском, —ибирском, ѕриморском федеральных округах не используетс€ дл€ сельскохоз€йственного производства от 20 до 50% и более земель сельхозназначени€" <1>. ¬ ќтчете "ќ де€тельности ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного контрол€ в I полугодии 2010 года" в рассматриваемый период в –оссийской ‘едерации было вы€влено и инициировано изъ€тие 92,2 тыс. га земельных участков из состава земель сельскохоз€йственного назначени€, не использующихс€ по целевому назначению или использующихс€ не по целевому назначению, а также наход€щихс€ в состо€нии, непригодном дл€ сельхозпроизводства более трех лет. Ќеобходимость правового обеспечени€ рационального использовани€ земель сельскохоз€йственного назначени€, прежде всего сельскохоз€йственных угодий, отразил в своих работах √. ј. јксененок. ќн отмечал, что рациональное использование земель базируетс€ на их целевом использовании с учетом объективных экономических закономерностей. ќбеспечение целевого использовани€ земель в сельском хоз€йстве €вл€етс€ жизненно важным, так как земл€ €вл€етс€ средством производства продуктов питани€ и другой продукции, без которых немыслимо существование общества <2>. –еализаци€ данной задачи остаетс€ актуальной и сейчас. -------------------------------- <1> ќ де€тельности ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного контрол€ в I полугодии 2010 года. [Ёлектронный ресурс]: ќфициальный сайт ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 2010. URL: http:// www. fsvps. ru/ fsvps/ news/ 2505.php (дата обращени€: 22.10.2010). <2> —м.: јксененок √. ј. ѕроблемы рационального использовани€ земель сельскохоз€йственного назначени€ и охраны почв в ———– // ѕраво и сельское хоз€йство в ———– и »талии. ћ., 1980. —. 8.

¬ законодательстве –оссийской ‘едерации неиспользование земельного участка по целевому назначению обозначено как отдельный состав земельного правонарушени€. “ермин "неиспользование земельного участка по целевому назначению" (далее - неиспользование земельного участка) закреплено в ч. 4 ст. 45, ч. 4 ст. 46, ч. 2 ст. 54 «емельного кодекса –оссийской ‘едерации <3> (далее - «  –‘), ч. 3 ст. 6 ‘едерального закона "ќб обороте земель сельскохоз€йственного назначени€" <4> (далее - «акон об обороте земель сельскохоз€йственного назначени€). Ќар€ду с пон€тием "неиспользование земельного участка по целевому назначению" в законодательстве также используютс€ термины "неиспользование земельного участка, предназначенного дл€ сельскохоз€йственного производства", "неиспользование земельного участка из земель сельскохоз€йственного назначени€", - ст. 284 √ражданского кодекса (далее - √  –‘) <5>, ст. 8.8  одекса об административных правонарушени€х (далее -  ојѕ) <6>. Ёти пон€ти€ можно считать тождественными, так как земли сельскохоз€йственного назначени€ согласно ч. 1 ст. 78 «  –‘ используютс€ дл€ сельскохоз€йственного производства и иных св€занных с сельскохоз€йственным производством целей. ¬ «  –‘, как отмечают Ќ. ј. √олышев и ќ. ».  рассов, термины "земельный участок сельскохоз€йственного назначени€" и "земельный участок, предназначенный дл€ ведени€ сельскохоз€йственного производства" €вл€ютс€ по смыслу синонимами <7>. -------------------------------- <3> —м.: «емельный кодекс –оссийской ‘едерации от 25 окт€бр€ 2001 г. N 136-‘« // —« –‘. 2001. N 44. —т. 4147. <4> —м.: ‘едеральный закон от 24 июл€ 2002 г. N 101-‘« "ќб обороте земель сельскохоз€йственного назначени€" // —« –‘. 2002. N 30. —т. 3018. <5> —м.: √ражданский кодекс –оссийской ‘едерации от 30 но€бр€ 1994 г. N 51-‘« (часть перва€) // —« –‘. 1994. N 32. —т. 3301. <6> —м.:  одекс –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х от 30 декабр€ 2001 г. N 195-‘« // —« –‘. 2002. N 1 (ч. 1). —т. 1. <7> —м.: √олышев Ќ. ј.,  рассов ќ. ». ќ пон€тии земель сельскохоз€йственного назначени€ // Ёкологическое право. 2010. N 1. —. 3.

ќпределение пон€ти€ "неиспользование земельного участка сельскохоз€йственных угодий" в течение долгого времени отсутствовало в федеральных нормативных актах: отдельные критерии отнесени€ земельных участков сельскохоз€йственного назначени€ к неиспользуемым были закреплены только в законодательстве субъектов –оссийской ‘едерации. ¬прочем, пробелы федерального законодательства в дальнейшем должны быть устранены, так как в п. 4 ст. 6 «акона об обороте земель сельскохоз€йственного назначени€ предусмотрено: "...признаки неиспользовани€ земельных участков с учетом особенностей ведени€ сельскохоз€йственного производства или осуществлени€ иной св€занной с сельскохоз€йственным производством де€тельности в субъектах –оссийской ‘едерации устанавливаютс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации". ќчевидно, что обширные площади сельскохоз€йственных угодий, где на месте пашни вырос лес или образовалось болото, возникли по причине нарушени€ об€занности использовать соответственно эти земли. „тобы боротьс€ с таким негативным €влением, как неиспользование земельных участков из состава сельскохоз€йственных угодий, необходимо четко обозначить его признаки. ¬ таком случае, чтобы определить содержание неиспользовани€ сельскохоз€йственных угодий, необходимо сначала вы€снить, что понимаетс€ под использованием земельных участков из состава сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению. ¬ ч. 2 ст. 7 «  –‘ закреплено, что земли должны использоватьс€ в соответствии с их целевым назначением. ѕравовой режим земельного участка определ€етс€, исход€ из его принадлежности к категории земель и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территории. «емли сельскохоз€йственного назначени€ на основании ч. 1 ст. 78 «  –‘ могут использоватьс€ дл€ ведени€ сельскохоз€йственного производства, создани€ защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных св€занных с сельскохоз€йственным производством целей. —огласно ч. 1 ст. 79 «  –‘ сельскохоз€йственные угодь€ - это "пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, зан€тые многолетними насаждени€ми (садами, виноградниками и другими)". »з указанного выше определени€ можно сделать вывод, что сельскохоз€йственные угодь€ должны использоватьс€ дл€ выращивани€ сельскохоз€йственных культур, т. е. задействованы в сельском хоз€йстве как средство производства. ƒл€ того чтобы пон€ть, что в законодательстве понимаетс€ под использованием сельскохоз€йственных угодий, необходимо проанализировать пон€тие сельскохоз€йственного производства. ¬ ч. 1 ст. 4 ‘едерального закона "ќ развитии сельского хоз€йства" <8> (далее - «акон о развитии сельского хоз€йства) закреплено пон€тие сельскохоз€йственного производства: "...под сельскохоз€йственным производством признаетс€ совокупность видов экономической де€тельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохоз€йственной продукции, сырь€ и продовольстви€, в том числе оказание соответствующих услуг". —ельскохоз€йственное производство представл€ет собой экономическую де€тельность, следовательно, критерием использовани€ сельскохоз€йственных угодий €вл€етс€ их вовлеченность в экономическую де€тельность по производству сельскохоз€йственной продукции. -------------------------------- <8> —м.: ‘едеральный закон от 29 декабр€ 2006 г. N 264-‘« "ќ развитии сельского хоз€йства" // —« –‘. 2007. N 1. —т. 27.

—писок видов сельскохоз€йственной продукции содержитс€ в ќбщероссийском классификаторе продукции ќ  005-93 (далее -  лассификатор продукции ќ  005-93). Ќар€ду с ним действуют другие классификаторы: ќбщероссийский классификатор продукции по видам экономической де€тельности ќ  034-2007 ( ѕ≈— 2002) <9> (далее -  лассификатор продукции по видам экономической де€тельности ќ  034-2007) и ќбщероссийский классификатор видов экономической де€тельности, продукции и услуг ќ  004-93 (далее -  лассификатор ќ  004-93) <10>. -------------------------------- <9> —м.: ѕриказ –остехрегулировани€ от 22 но€бр€ 2007 г. N 329-ст "ќ прин€тии и введении в действие »зменени€ 1/2007 ќ ¬Ёƒ к ќбщероссийскому классификатору видов экономической де€тельности ќ  029-2001 ( ƒ≈— –ед. 1), ќбщероссийского классификатора видов экономической де€тельности ќ  029-2007 ( ƒ≈— –ед. 1.1) и ќбщероссийского классификатора продукции по видам экономической де€тельности ќ  034-2007 ( ѕ≈— 2002)". — изм. и доп., внесенными ѕриказом –осстандарта от 30 декабр€ 2010 г. N 1151-ст. ћ.: —тандартинформ, 2008. <10> —м.: ѕостановление √осстандарта –оссии от 6 августа 1993 г. N 17. ћ.: »ѕ  "»здательства стандартов", 1996.

  сельскохоз€йственному производству на основании указанных  лассификаторов можно отнести растениеводство, животноводство, ведение растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хоз€йство) и оказание услуг в сфере растениеводческой и животноводческой де€тельности. ¬ растениеводство входит: выращивание зерновых, основных зернобобовых культур, овощей, фруктов, грибов, орехов, культур дл€ производства напитков и пр€ностей, масличных сем€н и маслосодержащих плодов, растений, используемых дл€ производства сахара. “акже к растениеводству относ€тс€ и другие виды де€тельности: производство материалов, используемых в текстильном производстве, выращивание растений дл€ фармацевтики, кормовых и живых растений, саженцев, се€нцев, сем€н и плодовых культур, а также растений, используемых в парфюмерии, дл€ производства табачных изделий, заменител€ кофе и др. ¬ состав сельскохоз€йственного производства также входит животноводство: производство животных (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, домашн€€ птица и пр.) и продукции животноводства (сырое молоко, €йца в скорлупе, продукци€ пчеловодства, улитки, л€гушки, продукци€ клеточного звероводства и пр.).   сельскохоз€йственному производству отнесено оказание услуг в сфере растениеводческой и животноводческой де€тельности: по проверке и подготовке сем€н, борьбе с болезн€ми и вредител€ми сельскохоз€йственных культур, транспортировке сельскохоз€йственной продукции, по землеустройству, механизации и автоматизации работ, проведению агромелиоративных работ и др. ¬ состав указанного перечн€ услуг не входит ветеринарна€ помощь. “аким образом, использование земельного участка сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению - это осуществление на земельном участке из состава сельскохоз€йственных угодий сельскохоз€йственного производства. Ѕудучи средством производства в сельском хоз€йстве, земельный участок выступает как основа хоз€йственной де€тельности, целью которой €вл€етс€ создание сельскохоз€йственной продукции. Ќеиспользование земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий соответственно должно рассматриватьс€ как неосуществление де€тельности по сельскохоз€йственному производству, которое выражаетс€ в отсутствии значимого дл€ общества экономического результата - сельскохоз€йственной продукции. ¬прочем, такое определение не полностью соответствует законодательству: соответствующее правонарушение отнесено к области окружающей среды и природопользовани€ <11>, из чего следует, что основной вред от этого негативного €влени€ наноситс€ не экономическим интересам общества, а экологическим. -------------------------------- <11> —м.: ст. 8.8  ојѕ –‘.

»сточником первичной информации о наличии де€тельности по использованию земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ €вл€ютс€ документы, отражающие производство и реализацию сельскохоз€йственной продукции. –еализу€ сельскохоз€йственную продукцию, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор осуществл€ет предпринимательскую де€тельность и об€зан представл€ть налоговую декларацию, содержащую информацию "об объектах налогообложени€, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием дл€ исчислени€ и уплаты налога" <12>. ≈сли такие данные своевременно не представл€ютс€ - это может быть первым признаком того, что земельный участок сельскохоз€йственного назначени€ не используетс€ дл€ сельскохоз€йственного производства. -------------------------------- <12> „асть 1 ст. 80 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации (часть перва€) от 31 июл€ 1998 г. N 146-‘« // —« –‘. 1998. N 31. —т. 3824.

ћожно существенно упростить процесс вы€влени€ неиспользовани€ сельскохоз€йственных угодий, если собирать информацию о меропри€ти€х по использованию и охране земель из состава сельскохоз€йственных угодий. Ќапример, в ст. 8 «акона ћосковской области "ќб обеспечении плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€ в ћосковской области" <13> (далее - «акон ћќ об обеспечении плодороди€ земель) предусмотрена об€занность землепользовател€ по ведению паспорта плодороди€ земельного участка сельскохоз€йственного назначени€, отражающего уровень почвенного плодороди€, а также содержащего информацию о де€тельности по использованию земельного участка. ѕодобна€ об€занность закреплена в ст. 7 «акона  раснодарского кра€ "ќб обеспечении плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€ на территории  раснодарского кра€" <14>, а именно "осуществл€ть не реже одного раза в п€ть лет на богаре и не реже одного раза в три года на орошаемых участках агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохоз€йственного назначени€ с составлением агрохимического паспорта на земельные участки". -------------------------------- <13> —м.: «акон ћосковской области от 22 но€бр€ 2006 г. N 4/198-п "ќб обеспечении плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€ в ћосковской области" // ≈жедневные новости: ѕодмосковье. 2006. N 232. <14> —м.: «акон  раснодарского кра€ от 7 июн€ 2004 г. N 725-кз "ќб обеспечении плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€ на территории  раснодарского кра€" // —ѕ— " онсультантѕлюс: –егион".

—ледует также учитывать, что сельскохоз€йственна€ продукци€ может производитьс€ дл€ целей личного потреблени€. —оответственно така€ де€тельность не €вл€етс€ предпринимательской. ѕримером такой де€тельности €вл€етс€ ведение личного подсобного хоз€йства. ¬прочем, де€тельность по использованию земельных участков, предоставленных дл€ ведени€ личного подсобного хоз€йства, также имеет документальное отражение - согласно ст. 8 ‘едерального закона "ќ личном подсобном хоз€йстве" <15> органами местного самоуправлени€ поселений и органами местного самоуправлени€ городских округов осуществл€етс€ ведение похоз€йственных книг, отражающих де€тельность по использованию земельных участков в сельскохоз€йственном производстве.   сожалению, предоставление указанной информации осуществл€етс€ только по желанию лица, ведущего личное подсобное хоз€йство. -------------------------------- <15> —м.: ‘едеральный закон от 7 июл€ 2003 г. N 112-‘« "ќ личном подсобном хоз€йстве" // —« –‘. 2003. N 28. —т. 2881.

Ќар€ду с исследованием пон€ти€ "использование сельскохоз€йственных угодий" как вида хоз€йственной де€тельности необходимо также определить, как вли€ет неиспользование сельскохоз€йственных угодий на состо€ние плодородного сло€ земель. «начительна€ часть почв –оссийской ‘едерации имеет низкое естественное плодородие, поэтому дл€ эффективного использовани€ земель в сельском хоз€йстве необходимо искусственно повышать плодородие <16>. ѕочвы в процессе сельскохоз€йственного производства выступают не только как средство производства, но и как объект приложени€ труда: повыша€ плодородие почв, землепользователь тем самым повышает урожайность сельскохоз€йственных культур <17>. ≈сли не проводить меропри€ти€ по охране земель, то под воздействием природных процессов деградации (эрозии, заболачивани€, засолени€ и т. д.) плодородие земель снижаетс€ вплоть до того уровн€, который поддерживаетс€ в рамках природных процессов почвообразовани€, т. е. до естественного уровн€ плодороди€ <18>. »з этого можно сделать вывод, что неиспользование земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий должно приводить к снижению плодороди€ земель, если уровень плодороди€ такого земельного участка был выше естественного. -------------------------------- <16> —м.: ≈фремов ≈. Ќ. ѕлодородие почв и удобрени€ // јгро XXI. 1998. N 4. —. 3 - 5. <17> —м.: яськов ћ. ». √еографи€ почв с основами почвоведени€: ”чебно-методический комплекс. √орно-јлтайск, 2009. —. 10. <18> —м.: ≈фремов ≈. Ќ. ”каз. соч. —. 5.

¬ науке существует точка зрени€, что плодородие почв следует считать относительным дл€ каждой сельскохоз€йственной культуры, которую можно выращивать на отдельно вз€том земельном участке. ¬ рамках данного подхода уровень плодороди€ почв св€зан с количеством сельскохоз€йственной продукции, которую можно вырастить в заданных услови€х <19>. Ётот подход также позвол€ет по-другому взгл€нуть на цели охраны сельскохоз€йственных угодий - "обеспечение способности земли быть средством производства в сельском хоз€йстве", как это закреплено в ч. 1 ст. 12 «  –‘. ÷ель - обеспечить способность земель быть средством производства - достигаетс€ в рамках меропри€тий по охране земель. ћеропри€ти€ по охране земель осуществл€ютс€ в процессе использовани€ земель: на практике данные виды де€тельности сложно разграничить <20>. -------------------------------- <19> —м.: »ванов ¬. ƒ.,  узнецова ≈. ¬. Ёрози€ и охрана почв ÷ентрального „ерноземь€ –оссии: ”чеб. пособие. ¬оронеж, 2003. —. 351. <20> —м.: Ѕашмаков √. —. ќ пон€ти€х рационального использовани€ и охраны земли // √осударство и право. 1999. N 10. —. 39.

»з этого следует, что дл€ обеспечени€ способности земли быть средством производства в сельском хоз€йстве необходимо, в свою очередь, обеспечить ведение сельскохоз€йственного производства на земл€х сельскохоз€йственного назначени€. ¬ п. 1 ч. 1 ст. 13 «  –‘ закреплена об€занность собственника земельного участка, землепользовател€, землевладельца или арендатора проводить меропри€ти€ по сохранению почв и их плодороди€. Ќар€ду с сохранением плодороди€ важной целью развити€ сельского хоз€йства €вл€етс€ повышение плодороди€ почв, т. е. вовлечение в сельскохоз€йственный оборот ранее неиспользуемых земель и превращение малопродуктивных земель в высокопродуктивные. ќднако в федеральном законодательстве об€занность повышать уровень плодороди€ согласно ч. 2 ст. 12 «  –‘ относитс€ только к случа€м, когда почвы ранее подверглись "деградации, загр€знению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействи€м хоз€йственной де€тельности". –анее обща€ об€занность повышать плодородие почв была закреплена в земельном законодательстве. ¬ ст. 42 ќснов законодательства —оюза ——– и союзных республик о земле <21> содержалась об€занность землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществл€ть "восстановление и повышение плодородности почв, а также других свойств земли". ¬ законодательстве субъектов –оссийской ‘едерации повышение плодороди€ земель как пр€ма€ об€занность землепользовател€ закрепл€етс€ крайне редко, однако такую норму можно найти, например, в ч. 1 ст. 7 «акона ћќ об обеспечении плодороди€ земель. Ќечастое закрепление в нормативных актах об€занности повышени€ плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€ может быть объ€снено отсутствием эффективного механизма ее реализации. —ложно установить единые критерии, ориентиру€сь на которые, можно обеспечить исполнение об€занности по повышению плодороди€ земель. ѕроще и эффективнее экономически способствовать повышению плодороди€. —огласно п. 8 ч. 1 ст. 7 «акона о развитии сельского хоз€йства данна€ де€тельность стимулируетс€ в рамках государственной политики по поддержке повышени€ плодороди€ земель. -------------------------------- <21> —м.: ѕостановление ¬— ———– от 28 феврал€ 1990 г. N 1252-1 "ќ введении в действие ќснов законодательства —оюза ——– и союзных республик о земле" // —вод законов ———–. 1990. “. 4. —. 45.

Ќар€ду с необходимостью более четкого законодательного урегулировани€ об€занности целевого использовани€ земельных участков из состава сельскохоз€йственных угодий в данной сфере необходимо решение р€да практических вопросов. Ќа практике возникают серьезные проблемы, св€занные с вы€влением факта неиспользовани€ земельного участка, предназначенного дл€ сельскохоз€йственного производства, а также привлечением к ответственности за данное правонарушение в рамках ст. 8.8  ојѕ, а также ст. 284 √  –‘. ѕричиной рассмотрени€ данного вопроса €вл€ютс€ многочисленные виды злоупотреблений: например, земельный участок из состава сельскохоз€йственных угодий может использоватьс€ не полностью (используетс€ дл€ сельскохоз€йственного производства только часть участка), также возможно создание видимости ведени€ сельскохоз€йственного производства и т. д. “ак, ¬. —оловьев, начальник управлени€ сельского хоз€йства при администрации ћакарьевского района  остромской области, высказывает мнение, что дл€ того, чтобы земельный участок из состава земель сельскохоз€йственного назначени€ мог быть признан используемым по целевому назначению, достаточно скосить траву или совершить любой иной поступок, который бы свидетельствовал о сельскохоз€йственном использовании <22>. -------------------------------- <22> —м.: јбрамова ≈., Ѕиткин —. “рава не расти: ѕредотвратить бесконтрольное зарастание сельхозугодий не могут даже чиновники, аграрии и законодатели // –оссийска€ газета - ¬ерхн€€ ¬олга. N 4750. 2008.

¬начале необходимо определить, по каким качественным признакам сельскохоз€йственные угодь€ можно отнести к неиспользуемым. ¬ федеральном законодательстве перечень таких признаков не закреплен. ќднако в различных документах федеральные органы государственной власти ссылаютс€ на отдельные факторы, позвол€ющие сделать вывод о том, что земельные участки не используютс€. Ќапример, дл€ природно-климатической зоны —еверо-«ападного федерального округа характерны следующие негативные изменени€ состо€ни€ почв: "...систематическое неиспользование земель приводит к заболачиванию земель, что, в свою очередь, делает их непригодными дл€ сельскохоз€йственного производства, а вовлечение их в сельскохоз€йственный оборот впоследствии становитс€ дорогосто€щим меропри€тием" <23>. “акже о неиспользовании земель сельскохоз€йственного назначени€ свидетельствует факт их зарастани€ кустарником и мелколесьем <24>. ƒанные выводы содержатс€ в официальных докладах ћинистерства экономического развити€ –оссийской ‘едерации и ‘едеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. -------------------------------- <23> —борник сведений о состо€нии и использовании земель в федеральных округах –оссийской ‘едерации в 2005 году // √осударственный (национальный) доклад о состо€нии и использовании земель –оссийской ‘едерации [Ёлектронный ресурс]: сайт ‘едеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 2009. URL: http:// rosnedv. rosreestr. ru/ field_of_activity/ lands_statisics/ documents (дата обращени€: 22.01.2011). —. 42. <24> —м.: “ам же. —. 46.

¬ отсутствие норм, четко закрепл€ющих признаки неиспользовани€ сельскохоз€йственных угодий, должностные лица, осуществл€ющие земельный контроль, доказывают продолжительное неиспользование земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий посредством экспертизы. „аще всего продолжительность неиспользовани€ земельного участка определ€етс€ по возрасту деревьев и кустарника, которые не св€заны с цел€ми ведени€ сельскохоз€йственного производства, например, не относ€тс€ к плодовым культурам. ¬озраст растений устанавливаетс€ на основе диаметра ствола <25>, размера веток <26> или иных характеристик. ќпира€сь на указанные сведени€, делаетс€ вывод о том, что в период нахождени€ данной растительности на земельном участке выращивание сельскохоз€йственной продукции не производилось. -------------------------------- <25> —м.: Ќовости официального сайта –оссельхознадзора [Ёлектронный ресурс]: официальный сайт ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 2010. URL: http:// www. fsvps. ru/ fsvps/ structure/ terorgs/vladimir/ newsDetails. html? id= 5073 (дата обращени€: 22.01.2011). <26> —м.: ќпределение ƒ€тьковского городского суда Ѕр€нской области от 21 декабр€ 2009 г. по делу N 2-89/10 // ѕ— √ј— "ѕравосудие".

—тоит отметить, что правовой режим земельных участков сельскохоз€йственных угодий допускает выращивание древесной и кустарниковой растительности, если эти растени€ относ€тс€ к многолетним насаждени€м. —огласно ч. 1 ст. 79 «  –‘ земельные участки сельскохоз€йственных угодий могут использоватьс€ дл€ выращивани€ многолетних насаждений.   многолетним насаждени€м на основании позиций 0160000 - 0160360  лассификатора ќ  004-93 относ€тс€: насаждени€ многолетние плодовых, €годных культур, насаждени€ многолетние винограда, насаждени€ многолетние хмел€, эфиромасличных культур, лекарственных возделываемых культур, насаждени€ многолетние декоративные озеленительные, полосы лесозащитные и другие лесные полосы и т. д. ћноголетние насаждени€, которые используютс€ дл€ охраны почв, могут быть отнесены на основании ст. 7 ‘едерального закона "ќ мелиорации земель" <27> к полезащитным мелиоративным системам. -------------------------------- <27> —м.: ‘едеральный закон от 10 €нвар€ 1996 г. N 4-‘« "ќ мелиорации земель" // —« –‘. 1996. N 3. —т. 142.

Ќеобходимо обратить внимание, что в перечень многолетних насаждений включены не только сельскохоз€йственные культуры (вишни, €блони и т. д.), но и деревь€, не используемые дл€ сельскохоз€йственного производства, а предназначенные дл€ решени€ других задач - декоративного озеленени€ или дл€ осуществлени€ функции охраны почв от процессов эрозии, подтоплени€ и т. д. ¬ дальнейшем необходимо законодательно закрепить, что на земл€х сельскохоз€йственных угодий могут находитьс€ только многолетние насаждени€, которые непосредственно используютс€ в сельскохоз€йственном производстве. ћноголетние насаждени€, выполн€ющие другие функции (например, противоэрозионные), не должны создавать преп€тствий сельскохоз€йственному производству: данные растени€ нужно выращивать на земельных участках с соответствующим целевым назначением. —ложным вопросом €вл€етс€ юридическое определение сорной растительности. Ќа федеральном уровне определен список сорных растений: бузинник пазушный (ива многолетн€€) (Iva axillaris Pursh.), ипоме€ плющевидна€ (Ipomoea hederacea L.), ипоме€ €мчата€ (Ipomoea lacunosa L.) и др. (всего шестнадцать видов растений) <28>. ”казанные растени€ представл€ют высокую степень опасности, в силу чего им было уделено особое внимание, однако в сельском хоз€йстве существует множество других сорных растений. “ак, —. ј. ¬оробьев классифицировал как сорные около 1500 видов растений <29>. -------------------------------- <28> —м.: ч. 1, 2 ѕриказа ћинсельхоза –оссии от 26 декабр€ 2007 г. N 673 "ќб утверждении ѕеречн€ карантинных объектов" // ЅЌј ‘ќ»¬. 2008. N 6. <29> —м.: «емледелие / ѕод ред. —. ј. ¬оробьева. 2-е изд., перераб. и доп. ћ., 1972. —. 127.

ќчевидно, что закрепленный в правовых актах перечень не способен охватить все виды сорных растений, которые могут преп€тствовать использованию сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению. ¬ законодательстве необходимо определить если не все возможные виды, то по крайней мере признаки сорных растений (снижение урожайности и ухудшение качества сельскохоз€йственной продукции <30>), чтобы на практике было проще привлекать к ответственности как за неиспользование земельных участков, предназначенных дл€ сельскохоз€йственного производства, так и за другие правонарушени€. -------------------------------- <30> —м.: “ам же. —. 122.

ѕуть доказывани€ неиспользовани€ сельскохоз€йственных угодий на основании наличи€ древесно-кустарниковой и сорной растительности весьма сложен, так как вместе с фактом наличи€ соответствующих растений должны исследоватьс€ многие другие факторы: относительна€ площадь земельного участка, котора€ заросла (обычно пол€ быстрее зарастают по кра€м, в местах соприкосновени€ с лесом), также требуетс€ дать оценку, насколько данна€ растительность преп€тствовала выращиванию сельхозпродукции, и т. д. Ёто усложн€ет процесс доказывани€ неиспользовани€ земельного участка. ¬ силу этих причин уполномоченные органы чаще всего квалифицируют зарастание земельного участка не как неиспользование земель, а как факт неисполнени€ землепользователем об€зательных меропри€тий по улучшению земель и охране почв <31>. ѕри такой квалификации не требуетс€ доказывать св€зь между неиспользованием земельного участка и его зарастанием деревь€ми и кустарниками, сорными растени€ми. -------------------------------- <31> ¬ данном случае примен€етс€ ч. 1 ст. 8.8  ојѕ –‘.

ѕризнание указанных выше проблем с очевидностью приводит к вопросу: каким образом разграничить неиспользование сельскохоз€йственных угодий с другими составами правонарушений в данной сфере? —нижение качественных показателей состо€ни€ сельскохоз€йственных угодий, их зарастание, закустаривание, заболачивание и т. д., как видно из указанных выше примеров, не €вл€ютс€ уникальными факторами, которые позвол€ют отнести их исключительно к неиспользованию сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению. —уществует р€д смежных составов правонарушений: самовольное сн€тие или перемещение плодородного сло€ почвы <32>, невыполнение или несвоевременное выполнение об€занностей по рекультивации земель при осуществлении мелиоративных работ <33>, невыполнение установленных требований и об€зательных меропри€тий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействи€ на окружающую среду, ухудшающих качественное состо€ние земель <34>. “акже неиспользование земель сложно разграничить с невыполнением об€зательных меропри€тий по улучшению земель и охране почв, использованием земельного участка не в соответствии с целевым назначением, нерациональным использованием или использованием земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ методами, существенно снижающими плодородие почв, невыполнением или несвоевременным выполнением об€занностей по приведению земель в состо€ние, пригодное дл€ использовани€ по целевому назначению <35>. —оставы указанных правонарушений характеризуют сходные общественно опасные последстви€ - ухудшение качественного состо€ни€ земель. Ќа практике возникает большое число проблем, св€занных с тем, с каким правонарушением можно св€зать конкретные признаки ухудшени€ состо€ни€ земель - многие из них можно отнести одновременно к нескольким различным правонарушени€м. -------------------------------- <32> —м.: ч. 1 ст. 8.6  ојѕ –‘. <33> —м.: ч. 1 ст. 8.7  ојѕ –‘. <34> —м.: ч. 2 ст. 8.7  ојѕ –‘. <35> —м.: ч. 1 ст. 8.8  ојѕ –‘.

ƒанную ситуацию необходимо проиллюстрировать. Ќевыполнение об€зательных меропри€тий по охране земель и неиспользование сельскохоз€йственных угодий привод€т к одинаковым негативным последстви€м - происходит постепенное зарастание и заболачивание земель сельскохоз€йственного назначени€. Ѕолее того, в обоих случа€х причиной наступлени€ неблагопри€тных последствий €вл€етс€ невыполнение фитосанитарных и мелиоративных меропри€тий по охране земель <36>. —уществует правова€ коллизи€ - земельный участок может не использоватьс€ по целевому назначению, но в итоге все негативные последстви€ будут квалифицированы как невыполнение об€зательных меропри€тий по охране земель. ѕри привлечении к ответственности за невыполнение об€зательных меропри€тий по охране земель не требуетс€ устанавливать по делу дополнительные квалифицирующие признаки (например, неиспользование земель в течение более трех лет) - нужно доказать лишь факт невыполнени€ меропри€тий по охране земель, который повлек наступление указанных неблагопри€тных последствий. јналогичные проблемы могут возникнуть и с разграничением других составов правонарушений. -------------------------------- <36> ќпределение фитосанитарных меропри€тий см.: ст. 1 ‘едерального закона от 16 июл€ 1998 г. N 101-‘« "ќ государственном регулировании обеспечени€ плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€" // —« –‘. 1998. N 29. —т. 3399.

ѕринима€ во внимание указанные пробелы и коллизии, возникает объективна€ необходимость четкого определени€ пон€ти€ "неиспользование земельных участков по целевому назначению". ќтдельные субъекты –оссийской ‘едерации самосто€тельно закрепл€ют в нормативных актах пон€тие и признаки неиспользовани€ земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий. —тоит отметить, что неиспользование земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий раскрываетс€ исключительно с позиций изменени€ качественного состо€ни€ земель, а не как отсутствие де€тельности по сельскохоз€йственному производству. ѕравовое определение неиспользовани€ земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ закреплено в приложении к ѕостановлению ѕравительства Ћенинградской области "ќб установлении критериев оценки земельного участка из состава земель сельскохоз€йственного назначени€ дл€ признани€ земельного участка неиспользованным в соответствии с его назначением на территории Ћенинградской области" <37>, в соответствии с которым неиспользуемыми земельными участками сельскохоз€йственного назначени€ признаютс€ те земельные участки, которые выбыли из сельскохоз€йственного использовани€ "вследствие залесенности и (или) закустаренности на площади свыше 30 процентов, зарастани€ сорной растительностью, подтоплени€, вторичного заболачивани€, с уничтоженным гумусовым (плодородным) слоем в результате эрозии или сн€ти€", а также "используемые в течение двух лет не по целевому назначению (без посевов сельскохоз€йственных культур, без признаков обработки почв, сенокошени€, выпаса скота, проведени€ мелиоративных или других почвоулучшающих и культур технических меропри€тий)". Ќужно подчеркнуть, что в пон€тие "неиспользование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€" включены и другие правонарушени€: использование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ не по целевому назначению, самовольное сн€тие или перемещение плодородного сло€ почвы. ¬ данном случае все негативные изменени€ качественного состо€ни€ почв отнесены исключительно к неиспользованию земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ по целевому назначению, что представл€етс€ спорным. -------------------------------- <37> —м.: ѕостановление ѕравительства Ћенинградской области от 28 марта 2005 г. N 78 "ќб установлении критериев оценки земельного участка из состава земель сельскохоз€йственного назначени€ дл€ признани€ земельного участка неиспользованным в соответствии с его назначением на территории Ћенинградской области" // ¬естник ѕравительства Ћенинградской области. 2005. N 11.

Ѕолее подробное и развернутое определение неиспользовани€ земельного участка из состава земель сельскохоз€йственного назначени€ закреплено в п. 5 приложени€ к ѕостановлению ѕравительства  алининградской области "ќб установлении критериев оценки состо€ни€ земельного участка из земель сельскохоз€йственного назначени€ в случа€х неиспользовани€, использовани€ не в соответствии с целевым назначением или используемого методами, привод€щими к существенному снижению плодороди€ почв" <38> (далее - ѕостановление ѕравительства  алининградской области об установлении критериев оценки состо€ни€ земельного участка из земель сельскохоз€йственного назначени€): "...неиспользуемым в соответствии с целевым назначением признаетс€ земельный участок из земель сельскохоз€йственного назначени€, который отвечает одному из следующих критериев: -------------------------------- <38> —м.: ѕостановление ѕравительства  алининградской области от 8 июл€ 2009 г. N 402 "ќб установлении критериев оценки состо€ни€ земельного участка из земель сельскохоз€йственного назначени€ в случа€х неиспользовани€, использовани€ не в соответствии с целевым назначением или используемого методами, привод€щими к существенному снижению плодороди€ почв" //  омсомольска€ правда в  алининграде. 2009. N 102. 14 июл€.

1) залесенность и (или) закустаренность составл€ет свыше 20 процентов от площади участка; 2) зарастание сорной растительностью составл€ет свыше 30 процентов от площади участка; 3) заболачивание участка составл€ет свыше 20 процентов от площади участка; 4) отсутствие признаков обработки почвы, посевов сельскохоз€йственных культур, сенокошени€ либо выпаса скота". „то особенно важно, в приложении к ѕостановлению ѕравительства  алининградской области об установлении критериев оценки состо€ни€ земельного участка из земель сельскохоз€йственного назначени€ уточн€етс€ содержание и разграничиваютс€ составы следующих правонарушений: "неиспользование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€", "использование не в соответствии с его целевым назначением", "использование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ методами, привод€щими к существенному снижению плодороди€ почв". ≈сли использование не по целевому назначению представл€етс€ как де€тельность, не св€занна€ с осуществлением сельскохоз€йственного производства (примером использовани€ не по целевому назначению может быть: строительство жиль€, добыча полезных ископаемых - рытье карьеров), то использование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ методами, привод€щими к существенному снижению плодороди€ почв, имеет более четкие признаки: снижение содержани€ гумуса, подвижного фосфора, обменного кали€, увеличение кислотности. Ќеиспользование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ также приводит к снижению почвенного плодороди€ (т. е. пересекаетс€ с "использованием земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ методами, привод€щими к существенному снижению плодороди€ почв"), но его характеризует наравне с отсутствием следов де€тельности по сельскохоз€йственному использованию наличие следующих качественных признаков: зарастание, закустаривание, заболачивание земель. ¬ данном случае стоит отметить, что использование земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ понимаетс€ крайне формально: дл€ того чтобы земельный участок из состава сельскохоз€йственных угодий не был признан неиспользуемым в  алининградской области, достаточно просто его вспахать, что создаст необходимые "признаки обработки почвы". ¬ п. 2.1 ѕостановлени€ «аконодательного —обрани€ ¬ладимирской области "ќ ѕоложении о критери€х отнесени€ земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению на территории ¬ладимирской области" <39> в рамках регулировани€ отнесени€ земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению учитываетс€ категори€ земельного участка и его разрешенное использование.   примеру, земельные участки, предоставленные под сенокошение или выпас скота, признаютс€ неиспользуемыми, если обнаруживаетс€: "повторное заболачивание, выпадение культурного травосто€, зарастание кустарником, мелколесьем", в случае с пашней - если она "не зан€та посевами сельскохоз€йственных культур и не подготовлена под чистый пар, а также зан€та многолетними травами более 4-летнего использовани€ и более 8-летнего использовани€, зан€та посевами люцерны и галеги восточной (козл€тника)". -------------------------------- <39> —м.: ѕостановление «аконодательного —обрани€ ¬ладимирской области от 27 июн€ 2000 г. N 266 "ќ ѕоложении о критери€х отнесени€ земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению на территории ¬ладимирской области" // —ѕ— " онсультантѕлюс: –егион".

”казанные меры по упор€дочению признаков неиспользовани€ земельного участка сельскохоз€йственного назначени€ в правовых актах, безусловно, имеют позитивное значение: закрепление их в правовых актах значительно упрощает доказывание правонарушени€. ѕри этом доказываетс€ не само неиспользование сельскохоз€йственных угодий, а наличие признаков, которое позвол€ет автоматически сделать вывод о неиспользовании земельного участка по целевому назначению. ¬ то же врем€ необходимо обратить внимание на один важный момент: в рамках процесса привлечени€ к ответственности за неиспользование земельного участка из состава земель сельскохоз€йственного назначени€ не исследуетс€ содержание хоз€йственной де€тельности землепользовател€. ¬ конечном счете вы€вление неиспользовани€ земельного участка, предназначенного дл€ сельскохоз€йственного производства, должно прежде всего базироватьс€ на вы€снении факта: осуществл€етс€ ли на этом земельном участке сельскохоз€йственное производство или нет. ѕризнаки деградации земель, такие, как зарастание кустарником и деревь€ми, заболачивание и т. д., имеют в данном случае второстепенное значение. —ложности возникают не только с определением пон€ти€ неиспользовани€ земельного участка из состава сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению и его признаков, но и с процедурой привлечени€ к ответственности за данное правонарушение. ѕроблемным вопросом остаетс€ возбуждение административного производства по делам в области использовани€ и охраны земель <40>. ѕолномочи€ федеральных органов власти по земельному контролю между ‘едеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - –осрегистраци€), ‘едеральной службой по надзору в сфере природопользовани€, ‘едеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (–оссельхознадзору) распределены неравномерно. ‘ункци€ контрол€ использовани€ земельного участка закреплена за –осрегистрацией <41>, а контроль за осуществлением меропри€тий по охране земель - за –оссельхознадзором <42>. »з-за этого неудачного разделени€ полномочий судебные органы власти отказывают –оссельхознадзору и его территориальным органам в праве признавать земельные участки сельскохоз€йственного назначени€ неиспользуемыми <43>, а также используемыми не по целевому назначению <44> и привлекать виновных к административной ответственности. -------------------------------- <40> —м.: ст. 23.21  ојѕ –‘. <41> —м.: п. "в" ст. 3 ѕоложени€ о государственном земельном контроле. утв. ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 15 но€бр€ 2006 г. N 689 "ќ государственном земельном контроле" (далее - ѕоложение о земельном контроле) // —« –‘. 2006. N 47. —т. 4919. <42> —м.: ст. 3, 4, 5 ѕоложени€ о земельном контроле. <43> —м.: ѕостановление ‘едерального арбитражного суда ÷ентрального округа от 31 ма€ 2010 г. по делу N ј36-4751/2009 // —ѕ— " онсультантѕлюс"; ѕостановление „етырнадцатого арбитражного апелл€ционного суда от 30 но€бр€ 2009 г. по делу N ј66-10059/2009 // —ѕ— " онсультантѕлюс". <44> —м.: ѕостановление ƒвадцатого арбитражного апелл€ционного суда от 17 феврал€ 2009 г. по делу N ј23-3091/2008 // —ѕ— " онсультантѕлюс".

—тоит отметить, что –осрегистраци€ и ее территориальные органы не €вл€ютс€ единственным субъектом, обладающим полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушени€х в сфере использовани€ и охраны земель. ¬ законодательстве об административной ответственности определен более широкий круг государственных органов, которые вправе привлекать к ответственности за неиспользование земель, предназначенных дл€ ведени€ сельскохоз€йственного производства, по целевому назначению: "√лавный государственный инспектор –оссийской ‘едерации, главные государственные инспекторы субъектов –оссийской ‘едерации, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители" <45>. -------------------------------- <45> „асть 2 ст. 23.21  ојѕ –‘.

ќтдельным вопросом €вл€етс€ инициирование процедуры изъ€ти€ земельного участка сельскохоз€йственного назначени€, которое осуществл€етс€ по решению суда на основании за€влени€ органа государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации или органа местного самоуправлени€ (если такое полномочие ему предоставлено субъектом –оссийской ‘едерации) <46>. „асто данное полномочие за органами местного самоуправлени€ не закрепл€етс€, в результате чего дела о неиспользовании земельных участков скапливаютс€ в органах государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, тем самым замедл€€ процесс прин€ти€ решени€ об изъ€тии земельного участка, предназначенного дл€ сельскохоз€йственного производства, по причине его неиспользовани€ по целевому назначению в течение трех и более лет <47>. -------------------------------- <46> —м.: п. 3 ст. 6 «акона об обороте земель сельскохоз€йственного назначени€. <47> —м.: ст. 284 √  –‘.

–ешение проблемы неиспользовани€ земельных участков сельскохоз€йственного назначени€ на практике тесно св€зано с борьбой с определенными негативными последстви€ми - зарастанием земельных участков сельскохоз€йственного назначени€ древесно-кустарниковой растительностью. Ќекоторые органы власти дл€ решени€ проблемы освобождени€ сельскохоз€йственных угодий от древесной растительности используют довольно интересную схему: продают лес, который вырос за годы неиспользовани€. ¬ этом случае удовлетвор€етс€ цель охраны земель сельскохоз€йственного назначени€ и создаетс€ экономический механизм, который позвол€ет материально обеспечивать приведение заросших земельных участков сельскохоз€йственного назначени€ в надлежащее состо€ние. ќднако данный способ решени€ проблемы имеет вполне серьезные правовые недостатки - до момента перехода прав на земельный участок растительность принадлежит собственнику земельного участка <48>. –аспор€жение государственными органами данным имуществом и предоставление права заготовки древесины до момента изъ€ти€ земельного участка у собственника €вл€етс€ незаконным <49>. ƒанные доводы подтверждает судебна€ практика <50>. ќднако стоит также учитывать, что лес, который вырастает на земельном участке сельскохоз€йственного назначени€, €вл€етс€ результатом неправомерной де€тельности и преп€тствует использованию земельного участка по целевому назначению. ¬ силу этого у органов государственной власти и местного самоуправлени€ должно быть предусмотрено специальное правомочие, св€занное с борьбой с растительностью, котора€, не встретив противодействи€ собственника земельного участка, способна создать проблемы дл€ сельскохоз€йственного использовани€ смежных земельных участков, куда в дальнейшем могут распростран€тьс€ данные растени€. -------------------------------- <48> —м.: ст. 136 √  –‘. <49> —м.: ч. 1 ст. 75 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации от 4 декабр€ 2006 г. N 200-‘« // —« –‘. 2006. N 50. —т. 5278. <50> —м.: решение ѕорховского районного суда от 11 марта 2008 г. по делу N 2-168/2008 "ќ признании недействующим решени€ —обрани€ депутатов ѕорховского района от 31 окт€бр€ 2007 года N 74 "ќб утверждении ¬ременного пор€дка отпуска древесины на залесившихс€ сельскохоз€йственных угодь€х ѕорховского района".

”странение других последствий неиспользовани€ земель сельскохоз€йственного назначени€ (таких, как заболачивание, засоление, опустынивание и др.) не имеет аналогичного материального интереса, как при вырубке деревьев. ¬осстановление неиспользуемых в течение долгого времени земельных участков дл€ сельскохоз€йственного использовани€ требует значительных затрат. Ќаличие обширных площадей неиспользуемых сельскохоз€йственных угодий представл€ет собой серьезное преп€тствие дл€ дальнейшего развити€ сельского хоз€йства в –оссийской ‘едерации. Ёта проблема создает комплекс негативных последствий: снижаетс€ не только экономическа€ отдача от сельского хоз€йства, но и его потенциал, так как неиспользуемые сельскохоз€йственные угодь€ постепенно тер€ют качества, необходимые дл€ сельскохоз€йственного производства. Ќа текущий момент необходимо не только более активно привлекать к ответственности за неиспользование земельных участков из состава сельскохоз€йственных угодий по целевому назначению, но и усовершенствовать существующую систему мер по контролю за использованием земель сельскохоз€йственного назначени€. ¬ажным этапом на этом пути должно стать устранение многочисленных противоречий в законодательстве и четкое закрепление в нем признаков использовани€ земельных участков сельскохоз€йственных угодий.

Ќазвание документа пїњ