пїњ

  вопросу о некоторых факторах, определ€ющих развитие экологического законодательства на современном этапе

(√ул€ев я. ј.) ("Ёкологическое право", 2011, N 2) “екст документа

  ¬ќѕ–ќ—” ќ Ќ≈ ќ“ќ–џ’ ‘ј “ќ–ј’, ќѕ–≈ƒ≈Ћяёў»’ –ј«¬»“»≈ Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№—“¬ј Ќј —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќћ Ё“јѕ≈ <*>

я. ј. √”Ћя≈¬

√ул€ев я. ј., начальник юридического управлени€ ќјќ "–еспубликанска€ финансова€ корпораци€".

¬ данной статье рассмотрены некоторые факторы, вли€ющие на развитие экологического законодательства. јвтор пришел к выводу о том, что на развитие экологического законодательства в насто€щее врем€ прежде всего оказывают непосредственное вли€ние политический, правовой и экономический факторы.

 лючевые слова: фактор, охрана природы, экологическое законодательство, политический, экономический и правовой факторы.

The present article considers certain factors influencing development of environmental legislation. The author concluded that development of environmental legislation is directly influenced by political, legal and economic factors.

Key words: factor, protection of nature, environmental legislation, political, economic and legal factors.

–аскрыва€ факторы, определ€ющие развитие экологического законодательства в историческом процессе развити€ общества в нашем государстве, в первую очередь необходимо у€снить, что же следует понимать под факторами. “ермин "фактор" (factor) означает "делающий, производ€щий, причина, движуща€ сила какого-либо процесса, €влени€, определ€юща€ его характер или отдельные его черты" <1>. ¬ “олковом словаре русского €зыка под "фактором" понимаетс€ момент, существенное обсто€тельство в каком-нибудь процессе, €влении <2>. -------------------------------- <1> —м.: Ѕольшой энциклопедический словарь // URL: http://slovari.299.ru/word. php? id=34028&sl=oj. <2> —м.: ќжегов —. »., Ўведова Ќ. ё. “олковый словарь русского €зыка: 80 000 слов и фразеологических выражений / –оссийска€ академи€ наук. »нститут русского €зыка им. ¬. ¬. ¬иноградова. ћ.: јзбуковник, 1999. —. 847.

ѕоэтому думаетс€, что факторы применительно к рассматриваемой проблематике можно определить как причины, оказывающие вли€ние на формирование экологического законодательства в историческом процессе развити€ общества в –оссийском государстве. ¬ процессе исторического развити€ взаимодействи€ общества и природы на развитие экологического законодательства оказывали вли€ние различные факторы, неодинаковые по характеру и времени действи€. »сследу€ факторы, определ€ющие развитие экологического законодательства на современном этапе, следует отметить, что традиционно, по мнению ќ. Ћ. ƒубовик, они подраздел€ютс€ на политические, экономические, нравственно-психологические, социальные, организационно-правовые. Ќекоторые из вход€щих в указанные группы факторов рассматривались либо назывались в литературе: смена политической системы, сопровождающа€с€ потерей управлени€ и контрол€, усилением борьбы за власть и приватизацией власти; передел собственности, спад производства, переориентаци€ (на практике) на более интенсивную эксплуатацию природных ресурсов, изменение структуры экспорта и пр.; отсутствие экологический санации предпри€тий при смене собственника; утрата интереса общества к проблемам защиты окружающей среды; усложнение нормотворческого процесса и природоохранительной де€тельности, включа€ контроль, из-за противоречий интересов, сложностей разграничени€ компетенций между –оссийской ‘едерацией и субъектами –оссийской ‘едерации; снижение профессионального уровн€ работы правоохранительных органов и др. <3>.  роме того, ќ. Ћ. ƒубовик отмечает, что особое внимание следует уделить так называемым ближайшим факторам формировани€ и развити€ экологического законодательства, которые непосредственно сказываютс€ на его состо€нии, структуре, иерархии источников права, качестве закона. —пециалисты по-прежнему фиксируют недостаточно высокое качество вновь принимаемых или обновл€емых законодательных и иных нормативных правовых актов: пробелы, т. е. нерешенность р€да вопросов, декларативность норм, неотработанность терминологии; несогласованность экологического законодательства с уголовным, административным и иным; отсутствие параллельной разработки механизмов реализации права и обеспечени€ условий эффективности реализации <4>. -------------------------------- <3> —м.: ƒубовик ќ. Ћ. ‘акторы формировани€ и развити€ экологического законодательства в современный период // Ёкологическое право –оссии: —б. материалов научно-практических конференций. ёбилейный выпуск. 1995 - 2004 гг. / —ост.: ј. √. √оличенков, ». ј. »гнатьева, ј. ќ. ћинаев; ѕод ред. ј.  . √оличенкова. ћ.: “»——ќ, 2004. “. 1. —. 129 - 130. <4> —м.: “ам же.

ћ. ћ. Ѕринчук считает, что наиболее значимыми дл€ современного периода развити€ экологического законодательства €вл€ютс€ следующие факторы: экологический, правовой, политический, экономический, социальный и цивилизационный <5>. ¬ свою очередь, ». ј. ѕетин обращает внимание на факторы состо€ни€ окружающей среды, а не законодательства. » определ€ет их "как правовые, экономические, социальные и собственно экологические факторы" <6>. -------------------------------- <5> Ѕринчук ћ. ћ. “еоретические проблемы формировани€ законодательства об окружающей среде // √осударство и право. 1998. N 12. —. 78. <6> —м.: ѕетин ». ј. Ёкологические аспекты вины человека // Ёкологическое право. 2006. N 2. —. 7.

Ќам думаетс€, что в рамках данной статьи следует прежде всего проанализировать те факторы, которые в современной –оссии оказывают непосредственное вли€ние на развитие современного экологического законодательства, - это политический, правовой и экономический факторы. ѕо мнению ћ. ћ. Ѕринчука, именно политический фактор оказывает вли€ние на развитие экологического законодательства и про€вл€етс€ в демократизации публичной власти, необходимости создани€ правовых условий более эффективного участи€ граждан и общественных формирований в процессах подготовки и прин€ти€ экологически значимых решений <7>.  ритику€ данную точку зрени€, ¬. Ќ. яковлев пишет: "Ќе только €, но и другие ученые сказали бы, что политический фактор пока что никак не про€вл€етс€ в демократизации публичной власти и что публична€ власть полностью проигнорировала граждан и общественные формировани€ при прин€тии «емельного, ¬одного и Ћесного кодексов" <8>, но думаетс€, что особенность политического фактора состоит именно в управлении социальными процессами, в мобилизации усилий и возможности различных социальных общностей, властных структур на организацию взаимоотношений общества и природы, обеспечивающих прогресс человечества, на преодоление социального эгоизма. ѕоэтому нельз€ согласитьс€ с позицией ¬. Ќ. яковлева, поскольку обсуждение экологически значимых нормативных актов, а также решений о реализации отдельных проектов <9> все-таки, как правило, происходит. ќднако значение экономических факторов настолько велико, что политические отношени€ стро€тс€ с учетом именно их, все остальные аспекты, в том числе и социально-экологические, зачастую рассматриваютс€ как второстепенные. -------------------------------- <7> —м.: Ѕринчук ћ. ћ.  онцепци€ развити€ экологического законодательства –оссийской ‘едерации. —ѕб.: »зд-во ёридического института (—анкт-ѕетербург), 2009. —. 26. <8> яковлев ¬. Ќ. ¬оскрешение невостребованной концепции образовани€ комплексной отрасли экологического права в современных услови€х // ¬естник удмуртского университета. 2009. ¬ып. 1. —. 200. <9> Ќапример, при обсуждении вопроса о дальнейшем строительстве автодороги через ’имкинский лес общественность принимала непосредственное участие в решении данной проблемы.

’арактерен в этом отношении пример из политической жизни современной –оссии. ћногие ныне избранные депутаты √осударственной ƒумы в своих предвыборных программах и обещани€х выдвигали положени€ социально-экологического характера. ќднако, будучи избранными, они далеко не всегда про€вл€ют должную активность в вопросах экологической политики, а иные занимают позиции, противоположные своим заверени€м накануне выборов. ќдним из самых эффективных политиков, отстаивавших интересы природы в √осударственной ƒуме, по нашему мнению, была “. ¬. «лотникова. ƒумаетс€, что о важности экологической политики страны свидетельствует тот факт, что о необходимости безотлагательного и комплексного решени€ экологических проблем говоритс€ на самом высоком уровне. “ак, на заседании —овета Ѕезопасности –оссии, состо€вшемс€ 30 €нвар€ 2008 г., ѕрезидент –оссии ¬. ¬. ѕутин указал на неблагопри€тную экологическую обстановку в государстве. “емпы роста токсичных отходов ежегодно увеличиваютс€ на 15 - 16%; от трети до половины питьевой воды не удовлетвор€ют санитарно-гигиеническим нормам; с 1999 по 2006 г. на 10% выросли выбросы предпри€тий. ¬ св€зи с этим, за€вил глава государства, в –оссии должна быть создана система экологической безопасности. ¬ первую очередь нужно обратить внимание на те регионы, в которых стро€тс€ газопроводы и нефтепроводы. "¬ этих районах последстви€ хоз€йственной де€тельности должны быть минимизированы" <10>. -------------------------------- <10> —м.: ѕутин недоволен экологией в стране // ћосковский комсомолец. 2008. 31 €нв.

¬ мае 2010 г. ѕрезидент –оссии ƒ. ј. ћедведев на заседании ѕрезидиума √оссовета, посв€щенном совершенствованию государственного регулировани€ в сфере охраны окружающей среды, говорил о том, что к теме экологии и экологизации отечественной экономики он обращаетс€ и обращает внимание ѕравительства и бизнеса не первый раз и что очередное обсуждение отчасти вызвано довольно банальной дл€ –оссии причиной - поручени€ с предыдущих встреч до сих пор не выполнены в полной мере. "Ќе в первый раз говорим об охране окружающей среды, и очевидно, что не последний", - отметил ѕрезидент –оссийской ‘едерации. ѕочва дл€ таких разговоров сегодн€ как никогда благодатна€: в обществе, уверен глава государства, созрело понимание того, что без учета современного состо€ни€ окружающей среды у нас нет будущего. Ћет 10 назад разговоры об экологии были экзотикой.  ак экзотику тему экологии воспринимали и чиновники. ƒ. ј. ћедведев напомнил, что еще в 2003 г. на том же уровне ѕрезидиума √оссовета выработали р€д соответствующих поручений. ƒавались указани€ и в последующие годы, но многие задачи так и остались невыполненными. ѕрезидент предлагает задуматьс€, как реформировать систему государственного управлени€ в сфере охраны окружающей среды. "ѕроблемы известны. „тобы их решать, необходима едина€ государственна€ политика, - за€вил глава государства. - ѕопытка решить экологические проблемы за счет разрозненных действий ни к чему не приведет" <11>. Ќесмотр€ на данные громкие за€влени€ первых лиц нашего государства, природоохранна€ де€тельность финансируетс€ по остаточному принципу, и это происходит на фоне эффектных деклараций, и поэтому перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики в насто€щий период развити€ –оссии кажетс€ достаточно шаткой. -------------------------------- <11> –ос. газ. N 5194(115). 2010. 28 ма€.

Ќо поскольку люба€ правова€ политика, в том числе и экологическа€, представл€ет собой "разновидность управленческой де€тельности и, по сути, она состоит из отдельных "шаговых" процедур, реализуемых строго определенным составом элементов системы правовой политики" <12>, то думаетс€, что политический фактор развити€ экологического законодательства должен включать в себ€ последовательную политическую де€тельность, где политические цели и задачи, конкретные меры намечаютс€, организуютс€ и осуществл€ютс€ с учетом своеобрази€ социально-экологических процессов в обществе. »х конечна€ цель - согласование экологических, политических и экономических интересов субъектов исторического процесса. ¬се это позволит при прин€тии и реализации экологически значимых политических решений учитывать интересы насто€щего и будущих поколений, как в благопри€тной окружающей среде, так и в природных ресурсах. -------------------------------- <12> ёмадинов Ѕ. √. ќб элементах правовой политики // ≈вразийский юридический журнал. 2009. N 9. —. 10.

¬едь именно разработка эффективной правовой политики государства, как точно отмечает Ќ. ». ћатузов в своей работе, €вл€етс€ одной из первоочередных задач современной отечественной юридической науки <13>. -------------------------------- <13> —м.: ћатузов Ќ. ». јктуальные проблемы теории права. —аратов: »зд-во —арат. гос. академии права, 2003. —. 309.

ћ. ћ. Ѕринчук справедливо считает, что правовые факторы предопредел€ют развитие экологического законодательства в двух аспектах. ¬о-первых, перспективы формировани€ экологического законодательства диктуютс€ положени€ми  онституции –оссийской ‘едерации о демократическом, правовом, социальном характере –оссийского государства, о чем говорилось выше. ¬о-вторых, в экологическом законотворчестве законодатель об€зан исходить из теоретических критериев определени€ сути демократического, правового и социального государства. —оответствие законопроектов и самих законов этим критери€м служит юридическим критери€м оценки конституционности того или иного закона, а теоретические положени€ должны не только обогащать теорию и демонстрировать уровень ее развити€, но и соответствующим образом отражатьс€ на практике, в частности, в процессе законотворчества и впоследствии - при реализации экологического законодательства. Ётот вывод следует из важнейшего положени€ о том, что нормы, установленные  онституцией –оссийской ‘едерации <14>, имеют пр€мое действие и законодатель не имеет иной альтернативы, кроме следовани€ положени€м ќсновного «акона <15>.  онституци€ –оссийской ‘едерации определила –оссийскую ‘едерацию как правовое государство, в котором право, закон сто€т выше государственного или личного интереса, и в соответствии с ней человек, его права и свободы €вл€ютс€ высшей ценностью. ¬ свою очередь, об€занность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина ќсновной «акон возлагает на государство. ¬ соответствии со ст. 18  онституции –оссийской ‘едерации права и свободы человека и гражданина €вл€ютс€ непосредственно действующими. ќни определ€ют смысл, содержание и применение законов, де€тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправлени€ и обеспечиваютс€ правосудием (ст. 18  онституции –оссийской ‘едерации). -------------------------------- <14> —м.:  онституци€ –оссийской ‘едерации. ѕрин€та всенародным голосованием 12 декабр€ 1993 г. // –ос. газ. N 237. 1993. 25 дек. <15> —м.: Ѕринчук ћ. ћ. ”каз. раб. —. 24.

¬ысказанные суждени€ имеют также непосредственное отношение к задачам законодател€ о развитии экологического законодательства в контексте создани€ механизмов реализации конституционных экологических прав человека, их соблюдени€, охраны и защиты. ¬ контексте  онституции –оссийской ‘едерации правовой фактор, вли€ющий на развитие экологического законодательства, про€вл€етс€ в новой роли закона в регулировании экологических отношений. Ќо закон может быть как атрибутом гражданского общества, так и фасадом тоталитарного государства, элементом демократии и инструментом власти, средством управлени€ и механизмом принуждени€, способом социальной регул€ции и приемом ограничени€ прав и свобод личности. ќн может как выражать идеалы добра, равенства, справедливости, так и служить проводником эгоистических интересов политиков. «акон может быть наполнен любым содержанием, но в любом случае закон должен быть правовым, т. е. покоитьс€ на иде€х естественного права, выражающих прежде всего нравственные, гуманистические ценности, принципы справедливости, насущные потребности человека <16>. ј исходный тезис при анализе правовой политики государства заключаетс€ в том, что "правова€ политика - это активна€ и динамична€ правова€ де€тельность" <17>. —ледовательно, правовой фактор, вли€ющий на развитие экологического законодательства, про€вл€етс€ также и в пробельности и дефектности действующего законодательства <18>, данные проблемы можно устранить посредством большего привлечени€ ученых, в том числе юристов-экологов, различных научных школ дл€ работы по подготовке законопроектов, а также подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношени€ в данной сфере. -------------------------------- <16> —м.: ћатузов Ќ. ». ”каз. раб. —. 490 - 491. <17> ёмадинов Ѕ. √. ќб элементах правовой политики // ≈вразийский юридический журнал. 2009. N 9. —. 9. <18> —м.: Ќерсес€нц ¬. —. ќбща€ теори€ права и государства: ”чебник дл€ вузов. ћ.: Ќорма-»нфра, 1999. —. 431; Ѕринчук ћ. ћ. ”каз. раб. —. 26.

¬ свою очередь, одним из наиболее мощных регул€торов следует признать экономику: ее объективные законы обладают не меньшей, а, может быть, большей силой воздействи€, чем право <19>. -------------------------------- <19> —м.: јлексеев —. —. ћеханизм правового регулировани€ в социалистическом государстве. ћ., 1966. —. 47; ѕетрова “. ¬. ѕравовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. ћ.: «ерцало, 2000. —. 5.

» как справедливо пишет “. ¬. ѕетрова, "возможность извлечени€ прибыли, наличие благопри€тного налогового и инвестиционного режимов, повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках - данные экономические факторы способны оказать решающее вли€ние на решение экологических проблем" <20>. -------------------------------- <20> ѕетрова “. ¬. ѕравовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. ћ.: «ерцало, 2000. —. 5.

—ледует согласитьс€ с позицией ћ. ћ. Ѕринчука о том, что экономический фактор включает в себ€ потребность объективной оценки рыночной экономики с точки зрени€ прогресса развити€ общества; вы€вление ее вклада в переживаемые –оссией и мировым сообществом кризисы; в этом контексте - потребности в реконструкции механизма экономического развити€; масштабы неблагопри€тных экономических последствий различных форм деградации природы; оценку потребностей экономических ресурсов, необходимых дл€ эффективного осуществлени€ экологического права, проведени€ целенаправленной и эффективной экологической политики <21>. -------------------------------- <21> —м.: Ѕринчук ћ. ћ. ѕроблемы методологии экологического права // URL: http:// www. igpran. ru/ public/ publiconsite/ 397txt. doc.

 роме того, экономический фактор оказывает существенное вли€ние на развитие экологического законодательства с различных позиций. — одной стороны, природопользование €вл€етс€ фактором развити€ экономики, поскольку даже с учетом инновационных технологий, используемых в российской экономике в последнее врем€, платежи за природопользование остаютс€ одним из основных источников пополнени€ федерального бюджета. — другой стороны, при совершенствовании экологического законодательства должны учитыватьс€ и объективные законы развити€ экономики, направленные на устранение инфраструктурных ограничений роста и повышени€ эффективности использовани€ природных ресурсов. –азвитие рынка природных ресурсов всегда будет актуальным, в особенности учитыва€ ответственность за сохранение экологического благополучи€ и природно-ресурсного потенциала перед будущими поколени€ми. ¬ –оссии сделаны только первые шаги по использованию экономических методов управлени€ природоохранной де€тельностью. »х значение, по мнению некоторых ученых, невысоко <22>. — данным мнением следует согласитьс€, так как в насто€щее врем€ преобладает природоресурсный подход как со стороны государства, так и со стороны природопользователей, почему-то мы не задумываемс€ о сохранении благопри€тной окружающей среды и природных ресурсов дл€ будущих поколений. -------------------------------- <22> —м., напр.: Ёкономические реформы в –оссии: »тоги первых лет (1991 - 1996). ћ.: Ќаука, 1997. —. 234.

¬ли€ние экономического фактора про€вл€етс€ также в необходимости учета на стадии формировани€ экологического законодательства неблагопри€тных экономических последствий различных форм деградации природы. Ќа сегодн€шний день называютс€ разные масштабы последствий деградации природы дл€ экономики. ѕо одним данным, ущерб, причин€емый ежегодно окружающей природной среде, определ€емый по показател€м ущерба вследствие потери природными комплексами конкретных функций и в соответствии с экспертными оценками, уже сегодн€ составл€ет почти половину национального дохода страны <23>. -------------------------------- <23> —м.: ∆евлаков Ё. Ќ., ∆аркова ё. √., –убина ≈. ј. ѕроблемы соблюдени€ законности в сфере экологии // ѕравовые проблемы охраны окружающей среды / ѕод ред. проф. Ё. Ќ. ∆евлакова. ћ., 1998. —. 128; Ќарышева Ќ. √. јрбитражна€ практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды // ¬естн. ћоск. ун-та. —ери€ 11: ѕраво. 1997. N 5; Ѕринчук ћ. ћ. ”каз. раб. —. 26.

ƒумаетс€, экономический фактор при развитии экологического законодательства должен опиратьс€ в первую очередь на финансово-кредитный механизм природопользовани€, который включает в себ€ следующие системы: прогнозировани€ и составлени€ программ, финансировани€ и кредитовани€ меропри€тий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. ƒанный механизм должен представл€ть в рамках этих систем комплекс различных финансово-кредитных рычагов, тесно св€занных между собой и направленных на стимулирование предпри€тий в проведении ресурсосберегающих и природоохранных меропри€тий.   числу этих рычагов могут быть отнесены: льготна€ налогова€ и кредитна€ политика, платежи за пользование природными ресурсами и за загр€знение окружающей среды, совершенствование ценообразовани€ на продукцию природоэксплуатирующих и природохоз€йственных отраслей, особенно экологически чистую продукцию и технологии, а также р€д других рычагов, использование которых может быть осуществлено в современных услови€х.  роме того, экономический фактор, вли€ющий на развитие экологического законодательства, должен предусматривать также экономию природных ресурсов, котора€ могла бы быть организована за счет правильного построени€ сырьевых и энергетических балансов, улучшени€ организации работ по нормированию расхода ресурсов и их прогнозированию, совершенствовани€ учета и контрол€ использовани€ ресурсов, повышени€ культуры производства. ѕоскольку, с одной стороны, развитие одних отраслей экономики, например, основанных на добыче нефти или газа, наносит значительный экологический вред другим отрасл€м экономики, которые также используют природные объекты. “ак, например, добыча полезных ископаемых в северных регионах –оссии сопровождаетс€ деградацией многих миллионов гектаров оленьих пастбищ, что вынуждает лиц, занимающихс€ сельским хоз€йством, нести дополнительные затраты, осваивать дополнительно малоплодородные или отдаленные участки земли; добыча полезных ископаемых на  аспии привела к значительному сокращению биологических ресурсов, следовательно, и к сокращению уловов рыбы и т. д. — другой стороны, при альтернативном решении экологических проблем, структурной перестройке экономики развитие одних отраслей экономики может дать значительный эколого-экономический эффект в других отрасл€х. ѕодвод€ итог вышесказанному, можно утверждать, что именно правовой, политический и экономический факторы в насто€щее врем€ должны оказывать существенное вли€ние на развитие экологического законодательства, исход€ не из сиюминутных, конъюнктурных решений, а с учетом потребностей как насто€щего, так и будущих поколений.

Ќазвание документа пїњ