пїњ

√осударственное управление лесами

(ѕаршута ¬. ¬.) ("јдминистративное право и процесс", 2011, N 3) “екст документа

√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ≈ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ћ≈—јћ»

¬. ¬. ѕј–Ў”“ј

ѕаршута ¬италий ¬ладимирович, адъюнкт ƒальневосточного ё» ћ¬ƒ –оссии.

¬ статье освещаютс€ проблемные вопросы государственного управлени€ лесами, а также реорганизаци€ системы управлени€ лесным хоз€йством, с учетом последних изменений.

 лючевые слова: Ћесной кодекс, лесные отношени€, полномочи€ и компетенци€, управление лесами, органы государственной власти.

State government of forests V. V. Parshuta

In article illuminate problem questions of the government by woods, and as reorganisation of a control system by a forestry, taking into account last changes.

Key words: the Wood code, wood relations, powers and the competence, management of woods, public authorities.

ѕолномочи€ органов государственной власти –оссийской ‘едерации и органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации в области государственного управлени€ лесным фондом устанавливаютс€ Ћесным кодексом –оссийской ‘едерации, а также заключенными в соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации договорами о разграничении предметов ведени€ и полномочий между органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации. —тать€ 72 (ч. 1)  онституции –оссийской ‘едерации относит вопросы владени€, пользовани€ и распор€жени€ землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"), разграничени€ государственной собственности (п. "г"), природопользование (п. "д"), лесное законодательство (п. "к") к совместному ведению –оссийской ‘едерации и ее субъектов или по крайней мере невозможны без согласовани€ с ними. —тать€ 76  онституции –оссийской ‘едерации устанавливает, что по предметам совместного ведени€ –‘ и субъектов ‘едерации издаютс€ федеральные законы, и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации не могут противоречить федеральным законам, прин€тым по предметам ведени€ –оссийской ‘едерации, а также по предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъектов (ч. 5). —ледовательно,  онституци€ –оссийской ‘едерации осуществл€ет разграничение нормотворческих полномочий федерального законодател€ и законодателей субъектов –оссийской ‘едерации по предметам совместного ведени€. ѕричем по смыслу ст. 72 и 76 (ч. 2 и 5)  онституции –‘ до издани€ федерального закона по тому или иному предмету совместного ведени€ субъект –оссийской ‘едерации вправе прин€ть собственный закон и иные нормативные правовые акты. Ќо после издани€ федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с федеральным законом. Ћесной кодекс –оссийской ‘едерации, окончательно вступивший в силу 1 €нвар€ 2009 г., из-за переходного периода, св€занного с его введением, предусматривает существенное изменение всей системы государственного управлени€ лесами, сложившейс€ в –оссии ко времени введени€ его в действие. Ёти изменени€ касаютс€ собственности на леса, распределени€ полномочий между разными уровн€ми государственной власти и хоз€йствующими субъектами, системы финансировани€, делени€ лесов по целевому назначению, получени€ прав пользовани€ лесами, лесного планировани€ и инвентаризации лесов и многих других вопросов управлени€ лесами. ¬ ст. 81, 82, 83, 84 Ћесного кодекса установлены полномочи€ и компетенци€ органов государственной власти –‘, органов государственной власти субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€ в области лесных отношений.  одекс предусматривает передачу управлени€ лесами, наход€щимис€ в собственности –оссийской ‘едерации, на уровень субъектов ‘едерации.   числу передаваемых полномочий относ€тс€: - государственна€ охрана лесов, лесной надзор и контроль; - разработка и экспертиза лесных планов и лесохоз€йственных регламентов; - организаци€ использовани€ лесов и лесных земель; - организаци€ системы управлени€ лесами в регионе и другие. ¬ общей сложности на леса, управление которыми передаетс€ органам государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, приходитс€ примерно 93% площади лесных земель <1>. -------------------------------- <1> —м.: ярошенко ј. ё.,  омарова ј. ‘.,  рейдлин ћ. Ћ.   двухлетнему юбилею нового Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации. ћ., 2009.

ѕолномочи€ по управлению лесами передаютс€ органам государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации частично. »з трех главных "рычагов управлени€" - нормативно-правового, финансового и административного - региональные власти в достаточно полной мере получают лишь один, административный (они формируют систему органов управлени€ лесами, организуют передачу лесов в пользование, обеспечивают охрану, защиту и воспроизводство лесов, осуществл€ют государственный лесной надзор и контроль). ќстальные два остаютс€ в основном за федеральным уровнем. ќсновна€ часть нормативно-правовых актов лесного хоз€йства утверждаетс€ федеральным правительством или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, регионам передаютс€ полномочи€ по утверждению немногих нормативно-правовых актов, касающихс€ главным образом использовани€ лесов дл€ собственных нужд граждан. ќсновное финансирование проходит через федеральный бюджет: туда поступает почти весь лесной доход и оттуда распредел€ютс€ средства на осуществление переданных лесных полномочий в виде целевых субвенций <2>. -------------------------------- <2> —м.: “ам же.

— другой стороны, ответственность за то, что происходит с лесами, практически полностью возлагаетс€ на органы исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации - именно они отвечают за охрану лесов, организацию лесопользовани€ и вообще за конечный результат государственного управлени€ лесами. ѕолучаетс€, что происходит непропорциональна€ передача ответственности и полномочий на региональный уровень - ответственности передано значительно больше, чем полномочий. –егиональные органы власти отвечают практически за все, что происходит в лесах, но имеют весьма ограниченные права в области управлени€ лесами. ‘едеральные органы власти, наоборот, не несут никакой конкретной ответственности за то, что происходит в лесах, но именно они определ€ют "правила игры" и распор€жаютс€ основной частью средств на управление лесами. Ќа федеральном уровне государственное управление в области использовани€, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов до 1991 г. осуществл€ло ћинистерство лесного хоз€йства –—‘—–. ¬ 1991 г. оно было ликвидировано с передачей функций ћинистерству экологии –‘. ¬ 1992 г. и это ћинистерство было ликвидировано, функции ведени€ лесного хоз€йства переданы ‘едеральной лесной службе –‘ (–ослесхоз). ¬ 2000 г. данна€ служба была ликвидирована и ее функции ранее самосто€тельного –ослесхоза переданы ћинистерству природных ресурсов –‘. –еорганизаци€ системы управлени€ лесным хоз€йством 2000 г. была проведена без объ€снени€ каких-либо причин упразднени€ самосто€тельности ‘едеральной службы лесного хоз€йства, что вызвало негативную реакцию со стороны специалистов <3>. -------------------------------- <3> ѕодробнее см.: ћаликов ј. «а державу обидно. „то у нас в лесопромышленном предбаннике? // Ћесной бюллетень. 2000. N 16. —. 20 - 24; «ахаров ¬. и др. ќт ѕавла I до ¬ладимира II // Ћесной бюллетень. 2000. N 15. —. 3 - 8; Ќадарейшвили √. Ћесна€ боль // Ћесна€ газета. 12.08.2003.

¬ насто€щее врем€ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охран€емых природных территори€х) выполн€ет ћинистерство сельского хоз€йства –оссийской ‘едерации. ≈му подчин€ютс€ –ослесхоз и –оссельхознадзор. –ослесхоз обеспечивает администрирование лесных субвенций и лесных доходов федерального бюджета, а также осуществление тех полномочий в области управлени€ лесами, которые не переданы на уровень субъектов –оссийской ‘едерации. –оссельхознадзор обеспечивает пожарный надзор в лесах. Ќепосредственное управление лесами, предоставление лесов в пользование, а также государственный лесной надзор и контроль осуществл€ют органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации. ќни же полностью обеспечивают управление лесами, расположенными на земл€х, наход€щихс€ в собственности субъектов –оссийской ‘едерации. ќднако вопросы управлени€ лесами, произрастающими не на земл€х лесного фонда, действующим лесным законодательством практически не урегулированы. Ќа местном уровне управление лесами обеспечиваетс€ лесничествами или лесопарками. ’оз€йственна€ де€тельность в лесах обеспечиваетс€ или арендаторами, или хоз€йствующими структурами, образованными на базе бывших лесхозов, и иными субъектами, выигравшими конкурсы или аукционы на проведение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. ћы полагаем, что люба€ реорганизаци€ федеральных ведомств или передел зон их ответственности ведет к временному снижению дееспособности этих структур, возникновению новых проблем, св€занных с их текущей де€тельностью, увеличению "бумажной" и уменьшению реальной работы. ¬се перечисленные реорганизации в значительной степени негативно повли€ли на воздействие на реализацию лесного законодательства и тем самым способствовали тому, чтобы лесной сектор –оссии пришел в его современное состо€ние.

Ќазвание документа пїњ