пїњ

–азвитие института экологического нормировани€ и кодификаци€ законодательства об охране окружающей среды

( раснова ». ќ.) ("Ёкологическое право", 2010, N 6) “екст документа

–ј«¬»“»≈ »Ќ—“»“”“ј Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ Ќќ–ћ»–ќ¬јЌ»я »  ќƒ»‘» ј÷»я «ј ќЌќƒј“≈Ћ№—“¬ј ќЅ ќ’–јЌ≈ ќ –”∆јёў≈… —–≈ƒџ <*>

». ќ.  –ј—Ќќ¬ј

 раснова ». ќ., профессор кафедры экологического и природоресурсного права ћосковской государственной юридической академии им. ќ. ≈.  утафина, доктор юридических наук.

—тать€ посв€щена проблеме реформировани€ системы экологического нормировани€ при кодификации экологического законодательства.

 лючевые слова: экологическое нормирование, Ёкологический кодекс, кодификаци€.

The article is devoted to the problem of reform of the system of environmental norming in codification of environmental legislation.

Key words: environmental norming, environmental code, codification.

— истоков развити€ законодательства об охране окружающей среды в –оссии институт экологического нормировани€ прочно держит свои позиции. ѕервые нормативы качества окружающей среды по небольшому числу загр€зн€ющих веществ были прин€ты еще в 30-х годах прошлого столети€, дав толчок активной де€тельности государства по созданию сложной системы контрол€ за загр€знением окружающей среды. ѕоложенна€ тогда в основу концепци€ нормировани€, предусматривавша€ установление двух видов нормативов - нормативов качества природных сред и нормативов воздействий, остаетс€ практически действующей и поныне. ’от€ за последние два дес€тилети€ эту жесткую св€зку разбавили различного рода инновационными видами нормативов, немало из которых, веро€тно, не вписались в старую схему и оказались неработающими. “ак и не были разработаны предусмотренные ‘едеральным законом "ќб охране окружающей среды" <1> 2002 г. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. «абыли и об экологических нормативах качества атмосферного воздуха, разработка которых предусмотрена ‘едеральным законом "ќб охране атмосферного воздуха" <2> 1999 г. ќтсутствуют целевые показатели качества вод, предусмотренные уже позже ¬одным кодексом <3> 2006 г. ћетодически не€сными и также неразработанными остаютс€ нормативы воздействи€ на окружающую среду. -------------------------------- <1> —м.: ‘едеральный закон от 10 €нвар€ 2002 г. N 7-‘« "ќб охране окружающей среды". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 29 декабр€ 2004 г. N 199-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 5 феврал€ 2007 г. N 13-‘«, от 26 июл€ 2007 г. N 118-‘«, от 24 июн€ 2008 г. N 93-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘«, от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« и от 14 марта 2009 г. N 32-‘« // —« –‘. 2002. N 2. —т. 133; 2004. N 35. —т. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 25; 2005. N 19. —т. 1752; 2006. N 1. —т. 10; 2006. N 52 (ч. 1). —т. 5498; 2007. N 7. —т. 834; 2007. N 27. —т. 3213; 2008. N 26. —т. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). —т. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616; 2009. N 1. —т. 17; 2009. N 11. —т. 1261. <2> —м.: ‘едеральный закон от 4 ма€ 1999 г. N 96-‘« "ќб охране атмосферного воздуха". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘«, от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 313-‘« // —« –‘. 1999. N 18. —т. 2222; 2004. N 35. —т. 3607; 2006. N 1. —т. 10; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616; 2009. N 1. —т. 17; 2009. N 1. —т. 21. <3> —м.: ¬одный кодекс –оссийской ‘едерации от 3 июн€ 2006 г. N 74-‘«. — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 4 декабр€ 2006 г. N 201-‘«, от 19 июн€ 2007 г. N 102-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘«, от 24 июл€ 2009 г. N 209-‘« и от 27 декабр€ 2009 г. N 365-‘« // —« –‘. 2006. N 23. —т. 2381; 2006. N 50. —т. 5279; 2007. N 26. —т. 3075; 2008. N 29 (ч. 1). —т. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616; 2009. N 30. —т. 3735; 2009. N 52 (ч. 1). —т. 6441.

—тремительные изменени€ в системе экологического нормировани€ не поколебали и другой традиционный принцип - все нормативы по действующему законодательству устанавливаютс€ дифференцированно по отношению к каждой природной среде - атмосферному воздуху, водам, почвам. ƒифференцированный подход по своему смыслу, да и на практике не решает проблемы снижени€ загр€знени€ окружающей среды в целом, так как не содержит механизма предупреждени€ перемещени€ загр€зн€ющих веществ из одной природной среды в другую. ƒаже ‘едеральный закон "ќб охране окружающей среды" не решает такой задачи, хот€ и призван обеспечить интегрированный подход к регулированию воздействий на окружающую среду в целом. Ќе менее сложно обсто€т дела и с нормированием изъ€ти€ природных ресурсов. —егодн€ недавние ‘едеральные законы "ќ рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <4> и "ќб охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <5> предусмотрели сложную цепочку нормативов, норм, квот и лимитов, а животный мир, и особенно биологическое разнообразие, продолжает медленно, но стабильно сокращатьс€. ƒл€ разработки предусмотренных действующим законодательством нормативов необходимо задействовать армию бюрократов, привлечь ученых, организовать государственный контроль и обеспечить все это бюджетным финансированием. Ќасколько это окажетс€ эффективным в интересах сохранени€ животного мира? -------------------------------- <4> —м.: ‘едеральный закон от 20 декабр€ 2004 г. N 166-‘« "ќ рыболовстве и сохранении водных биоресурсов". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 3 июн€ 2006 г. N 73-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 29 декабр€ 2006 г. N 260-‘«, от 20 апрел€ 2007 г. N 57-‘«, от 6 декабр€ 2007 г. N 333-‘« и от 3 декабр€ 2008 г. N 250-‘« // —« –‘. 2004. N 52 (часть 1). —т. 5270; 2006. N 1. —т. 10; 2006. N 23. —т. 2380; 2006. N 52 (ч. 1). —т. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). —т. 23; 2007. N 17. —т. 1933; 2007. N 50. —т. 6246; 2008. N 49. —т. 5748. <5> —м.: ‘едеральный закон от 24 июл€ 2009 г. N 209-‘« "ќб охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 27 декабр€ 2009 г. N 365-‘«, от 27 декабр€ 2009 г. N 374-‘« и от 31 ма€ 2010 г. N 111-‘« // —« –‘. 2009. N 30. —т. 3735; 2009. N 52 (ч. 1). —т. 6441; 2009. N 52 (ч. 1). —т. 6450; 2010. N 23. —т. 2793.

¬ свете широкомасштабной работы над проектом Ёкологического кодекса институт экологического нормировани€ подвергс€ переосмыслению. »сходной точкой в регулировании отношений экологического нормировани€ стала обща€ задача кодификации норм данного института, т. е. объединени€ в едином нормативном правовом акте рассредоточенных по различным законам, подзаконным актам требований, св€занных с определением видов нормативов, пор€дком их разработки и установлени€, критери€ми и методикой определени€ допустимых концентраций загр€зн€ющих веществ. ѕри помощи кодификации решалась задача устранени€ дублирующих норм, пробелов и других недостатков в действующей системе правового регулировани€. ѕредполагалось, что статьи о нормировании, содержащиес€ в соответствующих законах и подзаконных актах, с момента вступлени€ в силу Ёкологического кодекса потер€ют свою силу. Ѕыла также поставлена задача в максимально возможной и необходимой степени избегать декларативных и отсылочных норм, дл€ чего в проект закона были включены некоторые развивающие законы положени€ подзаконных актов. ¬месте с тем имелось понимание, что в данной высокотехнической сфере правового регулировани€, где требуетс€ применение специальных технических знаний, избежать подзаконного нормотворчества не удастс€. ¬ таких случа€х проект  одекса предусматривает полномочи€ соответствующих органов государственной исполнительной власти прин€ть определенный подзаконный нормативный правовой акт, развивающий отсылочную норму. »мелось понимание, что подзаконное нормотворчество будет осуществл€тьс€ только по тем вопросам, указание на которые имеетс€ в проекте законе. “акой подход позволит избежать имеющегос€ сегодн€ положени€ неконтролируемого подзаконного нормотворчества, подчинит его определенным требовани€м, сделает процесс более прозрачным. ¬ построении модели нормировани€ учтены как традиционные, доказавшие свою пользу подходы к нормированию, так и инновационные решени€. ѕоставлена задача создать построенный на таком сочетании единый работающий механизм экологического нормировани€, при котором будет обеспечено не только надлежащее качество отдельных природных сред, но и окружающей среды в целом. Ёкологическому нормированию посв€щена отдельна€ глава в проекте Ёкологического кодекса. ¬ названии главы использован новый термин - "экологическое нормирование", который по своему смыслу существенно отличаетс€ от примен€емых в действующем законодательстве терминов - "нормативы в области охраны окружающей среды" и "нормативы изъ€ти€ природных ресурсов". "Ёкологическое нормирование" по отношению к ним становитс€ собирательным термином, который означает любые количественные ограничени€, устанавливаемые органами государственной власти по отношению как к изъ€тию, так и к привнесению в окружающую среду в результате человеческой де€тельности определенных веществ или предметов материального мира. »спользование нового термина носит не просто формальный характер. ¬ словах "экологи€" и в данном случае "экологическое нормирование" выражен основной и чрезвычайно важный дл€ правового регулировани€ интегрированный подход к окружающей среде как к единому целому. ѕри таком подходе любые количественные ограничени€ воздействий на конкретный природный объект должны быть в максимально возможной степени согласованы. ќценива€ систему нормировани€, строгому критику следует иметь в виду, что в работе над проектом не всегда удавалось реализовать идеи, которые представл€ютс€ полезными, так как в некоторых случа€х это потребовало бы сломать многие усто€вшиес€ решени€, нередко обладающие громадной инерционной силой. ѕоэтому не все имеющиес€ проблемы удалось решить на этот момент. ¬ соответствии с проектом Ёкологического кодекса предлагаетс€ ввести три процедуры установлени€ и утверждени€ экологических нормативов. ѕерва€ строитс€ на традиционном, хот€ и усовершенствованном подходе и предусматривает три взаимосв€занных цикла в области нормировани€ - установление (1) нормативов качества вод, атмосферного воздуха, почв, (2) нормативов воздействий на эти природные среды и (3) нормативов выбросов, сбросов, включа€ временно согласованные нормативы. Ќормативы качества окружающей среды устанавливаютс€ в виде предельно допустимых концентраций химических и иных веществ и других показателей качества вод, атмосферного воздуха и почв в интересах их охраны от негативного изменени€. ќни едины на всей территории страны, устанавливаютс€ дл€ оценки состо€ни€ окружающей среды с учетом целевого назначени€ отдельных природных объектов и служат основой дл€ нормировани€ допустимого воздействи€ на окружающую среду. ѕолномочи€ по их разработке закрепл€ютс€ за соответствующими государственными органами исполнительной власти. ”читыва€ неконтролируемое ведомственное нормотворчество в этой сфере, было бы полезно конкретно определить виды загр€зн€ющих веществ, которые будут устанавливатьс€ на федеральном уровне, и передать органам субъектов –оссийской ‘едерации разработку нормативов качества по иным веществам, присутствие которых в окружающей среде дл€ данного субъекта €вл€етс€ актуальным. Ёто не только позволит разгрузить федеральные органы, но и реализует один из принципов нормировани€, предусмотренный ‘едеральным законом "ќб охране окружающей среды", о необходимости учета природных особенностей территорий и акваторий при установлении нормативов качества.   сожалению, включить такое положение пока не удалось, хот€ вопрос открыт дл€ обсуждени€. ”станавливаемые сегодн€ ориентировочно безопасные уровни воздействий не предусмотрены ни одним действующим законом и должны уйти. ƒл€ атмосферного воздуха полностью кодифицированы нормы, предусматривающие два вида нормативов качества - гигиенические и экологические, но €сно обозначена сфера их действи€. √игиенические устанавливаютс€ дл€ территорий населенных городов и территорий предпри€тий, а за их пределами, в том числе на особо охран€емых территори€х, дл€ атмосферного воздуха водных экосистем действуют экологические. ”читыва€, что ¬одный кодекс сегодн€ не классифицирует водные объекты на водные объекты хоз€йственно-бытового и питьевого водоснабжени€ и рыбохоз€йственные водоемы, предлагаетс€ установить единые допустимые концентрации загр€зн€ющих веществ дл€ всех водных объектов и адаптировать их к каждому водному объекту либо его части отдельно с учетом природной концентрации, целевого использовани€, но на уровне, при котором отсутствует риск существенного негативного изменени€ состо€ни€ водных объектов или их частей, биоресурсов таких объектов, причинени€ значительного экологического вреда здоровью и благополучию человека. ƒл€ водных объектов кодифицирована норма ¬одного кодекса относительно целевых показателей качества воды в водных объектах. Ёто дань зарубежному опыту. ќднако, исполн€€ это положение, государственным органам следует учитывать, что на «ападе этот норматив возник в св€зи с актуальной проблемой сильного загр€знени€ водных объектов, когда они переставали быть пригодными дл€ каких-либо видов пользовани€ и даже становились опасными дл€ здоровь€ граждан и живой природы. ѕри помощи этих нормативов дл€ загр€зненных водных объектов или их частей предусматривалось улучшение их качества до установленного целевыми показател€ми уровн€ и в определенный срок. Ёта же иде€ заложена в проекте Ёкологического кодекса. –еализаци€ целевых показателей качества вод предполагает разработку программ либо планов, которыми должны быть установлены конкретные меропри€ти€ по отношению к данному водному объекту, св€занные, скажем, с выведением с территории отдельных источников сбросов, возложение на них более жестких требований по сбросам и другие. »звестно, что такие нормативы хот€ и предусмотрены ¬одным кодексом, но так и не разработаны. ѕри реализации этой нормы уже сегодн€ желательно не исказить оригинальную идею, закрепл€ть реально достижимые показатели и обеспечивать их экономически разумными меропри€ти€ми. ¬ противном случае иде€ погибнет, а норма останетс€ декларацией. Ќа основе нормативов качества природных сред дл€ определенных территорий, экосистем или регионов разрабатываютс€ нормативы допустимого воздействи€ на окружающую среду, которые, как это и сейчас предусмотрено ‘едеральным законом "ќб охране окружающей среды", определ€ют уровень допустимого совокупного воздействи€ всех источников на окружающую среду экосистемы, где они расположены. “акое совокупное воздействие не должно приводить к превышению нормативов качества. ƒанный вид нормативов призван учесть различи€ в экологической нагрузке в виде загр€знени€ на природные объекты в границах таких регионов и должен использоватьс€ государственными органами дл€ решени€ вопросов о предоставлении права предпри€ти€м на сброс, выброс, образование отходов. ¬ идеале нормативы допустимого воздействи€ должны быть представлены согласованными нормативами допустимого воздействи€ на водные объекты, атмосферный воздух и нормативами образовани€ отходов, в случае если последние подлежат размещению в границах таких территорий. ќднако, обремененные задачей оставатьс€ максимально приближенными к действующим законам, в проекте  одекса воспроизведены только положени€ ¬одного кодекса относительно нормативов допустимого воздействи€ на водные объекты, а атмосферный воздух осталс€ без этого вида нормативов, так как ‘едеральный закон "ќб охране атмосферного воздуха" таковых не предусматривает. ¬ дальнейшей работе над проектом этот вопрос нуждаетс€ в дополнительном обсуждении. Ќормативы выбросов, сбросов, в том числе временно согласованные выбросы и сбросы, разрабатываютс€ и утверждаютс€ дл€ каждого источника воздействий и устанавливаютс€ на уровне, при котором выброс или сброс не приведет к превышению единых нормативов качества и региональных нормативов воздействий на данной территории. ƒл€ этой процедуры нормировани€ действует прежний разрешительный пор€док, когда дл€ каждого вида воздействи€ выдаетс€ отдельное разрешение. »меютс€ некоторые различи€ дл€ новых и действующих на момент вступлени€ в силу Ёкологического кодекса предпри€тий. Ќовые предпри€ти€ будут разрабатывать проекты нормативов сбросов и выбросов в составе проектной документации. —оответственно предполагаетс€, что разработанные ими и утвержденные органами государственной власти нормативы сбросов и выбросов будут действовать весь срок эксплуатации в соответствии с проектом эксплуатации. ѕересмотр нормативов будет осуществл€тьс€ в случае изменени€ нормативов качества, изменени€ режима эксплуатации предпри€ти€, режима сбросов и выбросов (перепрофилирование, модернизаци€, изменение технологического режима). Ќа срок перепрофилировани€ или иного изменени€ режима эксплуатации дл€ источника устанавливаютс€ временно допустимый сброс или выброс с жестко определенным сроком действи€ (6 либо 12 мес€цев). “акже не допускаетс€ установление временно согласованных выбросов или сбросов на два и более подр€д срока действи€. ¬ таком новом подходе решаетс€ задача преодолеть проблему длительной эксплуатации предпри€тий на основе временно согласованных выбросов и сбросов, легализующих загр€знение окружающей среды сверх установленных нормативов качества. ƒл€ действующих на момент вступлени€ в силу Ёкологического кодекса предпри€тий также могут быть установлены временно согласованные выбросы и сбросы с жестким предельным сроком - 6 - 12 мес€цев. ѕредельные сроки действи€ таких нормативов можно обсуждать дополнительно с учетом экспертного мнени€, но не должен быть изменен основной принцип - недопущение установлени€ дл€ действующих источников временно согласованных сбросов или выбросов на несколько подр€д сроков. ѕраво на выброс и сброс, как и сейчас, будет удостовер€тьс€ индивидуальным разрешением. ѕревышение нормативов выбросов и сбросов, временно согласованных выбросов и сбросов €вл€етс€ правонарушением и служит основанием дл€ применени€ мер юридической ответственности. ѕервый, или традиционный, подход распростран€етс€ на все источники выбросов и сбросов, за исключением оказывающих незначительное воздействие, хот€ практически будет охватывать те источники, которые оказывают одно воздействие, например те, которые только сбрасывают загр€зн€ющие вещества в водные объекты или только осуществл€ют выбросы в атмосферный воздух. Ёта процедура может также использоватьс€ крупными загр€знител€ми, оказывающими одновременно все виды воздействий на окружающую среду, хот€ дл€ них предусмотрена альтернатива. ¬ соответствии со второй, альтернативной, процедурой крупные источники загр€знени€ могут быть освобождены от традиционного нормировани€ и получени€ отдельно разрешений на выброс и сброс, размещение отходов и следовать по пути получени€ одного разрешени€ на комплексное воздействие, которым устанавливаютс€ одновременно нормативы выбросов, сбросов и образовани€ отходов на основе наилучших существующих технологий. Ќаилучшие существующие технологии определ€ютс€ национальными стандартами и занос€тс€ в реестры наилучших существующих технологий. ѕредпри€тие, работающее на основе разрешени€ на комплексное воздействие, об€зано представить в соответствующий орган декларацию об использовании наилучшей существующей технологии. »де€ правового регулировани€ комплексного воздействи€ на основании национальных стандартов и при помощи единого комплексного разрешени€ заимствована из позитивного опыта ≈вропейского союза. ¬ насто€щее врем€ в ≈— внедр€етс€ система выдачи комплексных разрешений, котора€ замен€ет отдельные разрешени€ на выброс, сброс и образование отходов. ѕор€док выдачи комплексных разрешений и форма разрешений устанавливаютс€ странами - членами ≈— при соблюдении общих требований, установленных на уровне ≈— ƒирективой о комплексном предупреждении и контроле загр€знени€. ¬ соответствии с этим нормативным актом в одном комплексном разрешении определ€ютс€ индивидуально нормативы дл€ всех видов воздействий с данного предпри€ти€, а также другие экологические услови€ его эксплуатации (например, объемы образовани€ отходов, требовани€ к использованию энергии и природных ресурсов). Ёти нормативы устанавливаютс€ на уровне, которого позвол€ет достичь наилучша€ доступна€ технологи€, примен€ема€ в данной отрасли экономики, но при условии, что нормативы качества природных сред не будут превышены. Ќаилучшие доступные технологии разрабатываютс€ сотрудниками специального, уже созданного института ≈— и издаютс€ в виде томов по наилучшим существующим технологи€м дл€ каждой отрасли либо дл€ производства определенной продукции, к примеру дл€ производства цемента, стекла и др. ≈сли рекомендуема€ в изданном документе технологи€ не позвол€ет обеспечить предпри€тию соблюдение нормативов качества окружающей среды дл€ конкретного предпри€ти€ в конкретной местности, то в комплексном разрешении будут установлены более жесткие нормативы воздействий и иные требовани€ в соответствии с любой другой технологией, которую предпри€тие может предложить. “акой подход нацелен на обеспечение охраны окружающей среды в целом, в том числе путем предупреждени€ перемещени€ загр€зн€ющих веществ из одной среды в другую. ѕримечательно, что в –оссии иде€ комплексного разрешени€ по€вилась в законодательстве еще в 1991 г., но так и осталась недостаточно €сной и разработанной. ¬ действующем «аконе "ќб охране окружающей среды" (ст. 3) также закреплен принцип интегрированного подхода к установлению требований в области охраны окружающей среды, предусматриваетс€ внедрение наилучших существующих технологий, а также установление технологических нормативов на основе использовани€ таких технологий. Ёто позвол€ет сделать вывод о том, что иде€ комплексного регулировани€ воздействий и учета технологических особенностей производств имеет официальную поддержку в стране. Ќаконец, треть€ процедура нормировани€ распростран€етс€ на источники незначительного воздействи€ на окружающую среду, которые вообще освобождаютс€ от получени€ разрешений на воздействи€, т. е. по отношению к ним не устанавливаютс€ требовани€ о получении разрешений на воздействи€ и не определ€ютс€ нормативы выбросов, сбросов и образовани€ отходов. ¬месте с тем они об€заны представить в государственные органы декларацию о воздействии на окружающую среду, в которой содержатс€ данные о видах и объеме воздействий. ¬ соответствующих главах проекта Ёкологического кодекса –‘ содержатс€ нормы о стимулировании снижени€ загр€знени€ источниками. “ак, налоговые льготы могут быть установлены дл€ предпри€тий, примен€ющих процедуру получени€ комплексного разрешени€ на основе наилучших существующих технологий либо обеспечивающих выбросы, сбросы и образование отходов ниже установленного в индивидуальных разрешени€х уровн€.  ак уже упоминалось, в систему экологических нормативов включены различного рода ограничени€ изъ€ти€ природных ресурсов. ’от€ в проекте Ёкологического кодекса эти нормы отсылают к соответствующим природоресурсным законам, было бы неплохо полностью кодифицировать и эти нормы, следу€ концепции экологического права как отрасли, объедин€ющей нормы, закрепленные как в природоохранном, так и в природоресурсном законодательстве. ѕроведенна€ работа по подготовке проекта Ёкологического кодекса вполне отвечает новым политическим установкам, данным, в частности, на заседании ѕрезидиума √осударственного совета по экологии в мае 2010 г., когда была поставлена задача кодификации экологического законодательства и усилени€ экологических стандартов. ќна также имеет большое значение дл€ повышени€ эффективности правовых мер охраны окружающей среды от негативных воздействий. —ледует отметить, что пока проект не охватывает такие важные вопросы, как распределение полномочий между –оссийской ‘едерацией и субъектами –оссийской ‘едерации по установлению нормативов качества, ограничений по числу устанавливаемых на федеральном уровне нормативов качества, пор€дка и условий пересмотра некоторых нормативов, некоторые другие вопросы участи€ субъектов –оссийской ‘едерации в установлении и реализации требований в области нормировани€. Ќичто не мешает решить эти вопросы в процессе дальнейшего обсуждени€ предложенного варианта Ёкологического кодекса.

Ќазвание документа пїњ