пїњ

јктуальные вопросы привлечени€ к административной ответственности за нарушение экологических требований

(»ншин Ќ. Ќ., »ншина –. —.)

(ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс, 2010)

“екст документа

ѕодготовлен дл€ системы  онсультантѕлюс

ј “”јЋ№Ќџ≈ ¬ќѕ–ќ—џ ѕ–»¬Ћ≈„≈Ќ»я   јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ…

ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“» «ј Ќј–”Ў≈Ќ»≈ Ё ќЋќ√»„≈— »’ “–≈Ѕќ¬јЌ»…

ћатериал подготовлен с использованием правовых актов

по состо€нию на 1 декабр€ 2010 года

Ќ. Ќ. »ЌЎ»Ќ, –. —. »ЌЎ»Ќј

¬опросы привлечени€ юридических лиц к административной ответственности €вл€ютс€ актуальными не только по причине того, что размер административных штрафов существенно увеличен за отдельные правонарушени€, но и потому, что применение мер административной ответственности может повлечь за собой дл€ компании и иные неблагопри€тные последстви€, например административное приостановление де€тельности. Ѕезусловно, и в том и в другом случае компани€ несет финансовые потери. ¬ этой св€зи приоритетное значение приобретает вопрос о выстраивании правильной позиции дл€ защиты интересов компании в арбитражном суде.

ќбщие основани€ дл€ отмены постановлений о привлечении к административной ответственности рассмотрены в статье "Ќекоторые аспекты привлечени€ юридических лиц к административной ответственности" (»ншин Ќ. Ќ. —ѕ— " онсультантѕлюс", 2008). ¬ насто€щей статье хотелось бы рассмотреть отдельные случаи привлечени€ юридических лиц к административной ответственности органами и должностными лицами –осприроднадзора.

¬ г. ћоскве сложилась практика привлечени€ юридических лиц к административной ответственности по статье 8.2  ојѕ –‘ за отсутствие согласованного пор€дка осуществлени€ производственного контрол€ в области обращени€ с отходами, т. е., по сути, за нарушение ст. 26 ‘едерального закона от 24.06.1998 N 89-‘« "ќб отходах производства и потреблени€".

—татьей 8.2  ојѕ –‘ установлена административна€ ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреблени€ или иными опасными веществами. Ўтраф, налагаемый по данной статье на юридических лиц, составл€ет от ста тыс€ч до двухсот п€тидес€ти тыс€ч рублей либо может быть применено административное приостановление де€тельности на срок до дев€носта суток.

ќбщие требовани€ в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потреблени€ установлены статьей 51 ‘едерального закона от 10.01.2002 N 7-‘« "ќб охране окружающей среды". —огласно данной статье отходы производства и потреблени€, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, услови€ и способы которых должны быть безопасными дл€ окружающей среды и регулироватьс€ законодательством –оссийской ‘едерации.

“аким образом, стать€ 8.2  ојѕ –‘ предусматривает административную ответственность за нарушение требований при обращении с отходами производства и потреблени€, иными опасными веществами, которые согласно статье 51 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды" устанавливаютс€ законодательством –оссийской ‘едерации, т. е. и законами, и подзаконными актами.

¬ любом случае дл€ привлечени€ к административной ответственности, прежде всего, законодательством –оссийской ‘едерации должно быть установлено правило, нарушение которого повлечет неблагопри€тные последстви€, или об€занность, неисполнение которой €вл€етс€ основанием дл€ применени€ мер административного взыскани€.

“ак, например, об€занности юридических лиц, за нарушение которых они несут административную ответственность, установлены ‘едеральным законом от 24.06.1998 N 89-‘« "ќб отходах производства и потреблени€".

јнализ отдельных положений ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" позвол€ет констатировать, что юридические лица, осуществл€ющие де€тельность в области обращени€ с отходами, разрабатывают проекты нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение (ч. 3 ст. 18).

ѕри этом в части 4 статьи 18 вышеуказанного ‘едерального закона установлено, что пор€док разработки и утверждени€ нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращени€ с отходами.

¬ цел€х реализации части 4 ст. 18 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" такой пор€док утвержден ѕостановлением ѕравительства –‘ от 16.06.2000 N 461 (ћинистерством природных ресурсов и экологии –‘ издан также ѕриказ от 25 феврал€ 2010 года N 50, который вступает в силу со дн€ вступлени€ в силу ѕостановлени€ ѕравительства –‘ о признании утратившим силу ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 16 июн€ 2000 г. N 461).

“аким образом, установлена об€занность юридического лица, осуществл€ющего де€тельность в области обращени€ с отходами, разработать проекты нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение и представить указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа; определен пор€док и установлены правила разработки и утверждени€ соответствующих нормативов и лимитов.

—ледовательно, при неисполнении или ненадлежащем исполнении данной об€занности наступает ответственность по статье 8.2  ојѕ –‘. ќб этом пр€мо сказано и в части 5 статьи 18 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€", согласно которой при нарушении нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение де€тельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращени€ с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в пор€дке, предусмотренном законодательством –оссийской ‘едерации.

ћожно рассмотреть аналогичный пример. “ак, статьей 23 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" установлена об€занность юридических лиц вносить плату за размещение отходов.

ѕор€док определени€ платы и ее предельных размеров утвержден ѕостановлением ѕравительства –‘ от 28 августа 1992 года N 632, нормативы платы утверждены ѕостановлением ѕравительства –‘ от 12 июн€ 2003 года N 344, сроки внесени€ платы установлены ѕриказом ‘едеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июн€ 2006 года N 557, форма расчета платы, ѕор€док ее заполнени€ и представлени€ определены ѕриказом ‘едеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204.

—оответственно, за неисполнение или ненадлежащее исполнение об€занности по внесению платы за размещение отходов также установлена административна€ ответственность. Ќапример, статьей 8.41  ојѕ –‘ предусмотрена административна€ ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, статьей 8.5  ојѕ –‘ предусмотрена административна€ ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. Ќа сегодн€шний день сложилась обширна€ практика применени€ данных статей  одекса (см., например, ѕостановление ‘ј— —«ќ от 4 окт€бр€ 2010 г. по делу N ј05-3622/2010, ѕостановление ‘ј— —«ќ от 20 августа 2010 г. по делу N ј44-845/2010, ѕостановление ‘ј— ћќ от 19 окт€бр€ 2009 года по делу N ј41-15323/09, ѕостановление ‘ј— — ќ от 13 €нвар€ 2010 г. по делу N ј32-20832/2009-59/292-128ј∆).

¬ двух приведенных выше примерах в самом общем виде рассмотрены объективно необходимые услови€ дл€ возникновени€ административной ответственности и применени€ мер административного взыскани€. ¬о-первых, должна существовать конкретна€ об€занность, установленна€ законодательством. ¬о-вторых, нормативным правовым актом уполномоченного органа должны быть определены форма, пор€док и сроки исполнени€ данной об€занности. ¬-третьих, лицом должны быть нарушены правила и требовани€, установленные законодательством, не исполнена или ненадлежащим образом исполнена об€занность, исполнение которой возложено на данное лицо. “олько при наличии данных обсто€тельств может наступить административна€ ответственность, и только в этом случае возможно применить санкции в отношении виновного лица (не рассматриваем в данной статье соблюдение процессуальных требований к оформлению документов о привлечении к административной ответственности, наличие вины и иные об€зательные услови€ дл€ привлечени€ лица к административной ответственности).

“еперь вернемс€ к ситуации, когда юридическое лицо привлекаетс€ к административной ответственности по ст. 8.2  ојѕ –‘ за нарушение ст. 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€".

ѕривлека€ к административной ответственности, прежде всего, необходимо установить объективную сторону административного правонарушени€, т. е. действие или бездействие, состо€щие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреблени€ или иными опасными веществами.

—тать€ 26 "ѕроизводственный контроль в области обращени€ с отходами" ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" расположена в главе под названием " онтроль в области обращени€ с отходами".

ѕравовые нормы, содержащиес€ в указанной главе, направлены на регулирование государственного контрол€, контрол€ юридических лиц в области обращени€ с отходами, а также общественного контрол€, а не на установление ответственности за нарушение данных норм.

Ќесоблюдение положений статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" не может €вл€тьс€ объективной стороной правонарушени€, предусмотренного статьей 8.2  ојѕ –‘.

“ак же как и не может €вл€тьс€ объективной стороной административного правонарушени€, предусмотренного статьей 8.2  ојѕ –‘, нарушение гражданами и общественными объединени€ми статьи 27 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€".

¬ противном случае логика законодател€ нарушает правила юридической техники, поскольку обе указанные статьи расположены в одной главе.

 роме того, согласно части 2 статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" пор€док осуществлени€ производственного контрол€ в области обращени€ с отходами определ€ют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращени€ с отходами или органами исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществл€ющие де€тельность в области обращени€ с отходами.

ќднако на сегодн€шний день федеральным законодательством не установлена процедура согласовани€ пор€дка осуществлени€ производственного контрол€ в области обращени€ с отходами. Ќе определены также сроки согласовани€ такого пор€дка, перечень необходимых документов, требовани€ к их составлению. Ѕолее того, логично предположить, что пор€док в смысле части 2 статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" представл€ет собой некий документ, поскольку требуетс€ его согласование с уполномоченным государственным органом. ћежду тем, форма пор€дка как документа также не определена.

јналогична€ позици€ изложена в ѕостановлении ‘ј— —«ќ от 25.05.2010 по делу N ј05-14893/2009, где судом кассационной инстанции совершенно четко и однозначно установлено, что законодательство –оссийской ‘едерации не содержит специальных норм, устанавливающих форму пор€дка производственного контрол€, а также требований к его составлению и согласованию.

—огласно статье 1.3  ојѕ –‘, к исключительному ведению –‘ в области законодательства об административных правонарушени€х относитс€ установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами –‘.

 ак указывалось выше, в цел€х реализации статей 18, 23 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€", которыми на юридических лиц возлагаютс€ конкретные об€занности, прин€ты нормативные правовые акты ѕравительства –‘, т. е. нормативным правовым актом –‘ предусмотрены нормы и правила, нарушение которых влечет административную ответственность.

ћежду тем в отношении статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" такой федеральный нормативный правовой акт отсутствует, т. е. правила и нормы не предусмотрены нормативным правовым актом –‘.

¬ св€зи с чем привлечь юридическое лицо к административной ответственности за нарушение статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" по статье 8.2  ојѕ –‘ не представл€етс€ возможным в силу статьи 1.3  ојѕ –‘. ¬ противном случае юридическое лицо несет административную ответственность за неисполнение весьма сомнительной об€занности, поскольку форма, пор€док и сроки исполнени€ данной об€занности на сегодн€шний день федеральным законодательством не определены.

Ќеобходимо обратить особое внимание на то, что стать€ 8.2  ојѕ –‘ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потреблени€ или иными опасными веществами.  ак неоднократно указывалось арбитражными судами, даже такие административные правонарушени€, как непредставление сведений об отходах производства и потреблени€ в установленный срок, невыполнение требований по разработке нормативов образовани€ отходов и лимитов на их обращение, не образуют объективную сторону состава административного правонарушени€, предусмотренного статьей 8.2  ојѕ –‘ (см., например, ѕостановление ‘ј— ћќ от 4 марта 2004 г. N  ј-ј40/1006-04, ѕостановление ‘ј— ÷ќ от 8 феврал€ 2007 г. по делу N ј68-2372/06-156/15).

¬ соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5  ојѕ –‘ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушени€. Ќарушение статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" не образует состава административного правонарушени€, предусмотренного ст. 8.2  ојѕ –‘, поскольку в рассмотренном случае отсутствует его об€зательный элемент - объективна€ сторона. “аким образом, при обжаловании в арбитражном суде постановлени€ о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение статьи 26 ‘едерального закона "ќб отходах производства и потреблени€" все вышеуказанные доводы необходимо указывать как основани€ дл€ удовлетворени€ за€вленных требований.

Ќазвание документа

пїњ