пїњ

ќбзор нового законодательства

(’аустов ƒ. ¬.) ("Ёкологическое право", 2010, N 3) “екст документа

ќЅ«ќ– Ќќ¬ќ√ќ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№—“¬ј <*>, <1>

ƒ. ¬. ’ј”—“ќ¬

ќбзор подготовлен ƒ. ¬. ’аустовым, ассистентом кафедры экологического и земельного права юридического факультета ћ√” им. ћ. ¬. Ћомоносова, кандидатом юридических наук.

ќЅў»≈ ј “џ

‘едеральный конституционный закон от 29 €нвар€ 2010 г. N 1-‘ « "ќ внесении изменений в статьи 6 и 11 ‘едерального конституционного закона "ќ ѕравительстве –оссийской ‘едерации" <2>

ƒокументом установлено, что в соответствии с ”казами ѕрезидента –оссийской ‘едерации заместители ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей ѕрезидента –оссийской ‘едерации в федеральных округах. “акже уточнено, что члены ѕравительства –оссийской ‘едерации не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправлени€, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами ѕрезидента –оссийской ‘едерации.

‘едеральный закон от 17 декабр€ 2009 г. N 319-‘« "ќ внесении изменений в статьи 18 и 19 ‘едерального закона "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации" и статью 26.1 ‘едерального закона "ќ политических парти€х" <3>

Ќазванным документом внесены изменени€ в пор€док назначени€ губернаторов. ¬ частности, ѕрезиденту –оссийской ‘едерации предоставлено право назначать временно исполн€ющего об€занности высшего должностного лица субъекта –оссийской ‘едерации в случае истечени€ полномочий высшего должностного лица. –егламентирован пор€док вступлени€ в должность нового высшего должностного лица субъекта –оссийской ‘едерации. «начительно сокращены сроки внесени€ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта –оссийской ‘едерации законодательным органом субъекта –оссийской ‘едерации ѕрезиденту –оссийской ‘едерации и сроки рассмотрени€ этих предложений. ”становлен также пор€док внесени€ ѕрезидентом –оссийской ‘едерации в законодательный орган субъекта –оссийской ‘едерации представлени€ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта –оссийской ‘едерации из числа кандидатур, предложенных политической партией.

‘едеральный закон от 21 декабр€ 2009 г. N 329-‘« "ќ внесении изменений в статью 50 «акона –оссийской ‘едерации "ќб образовании" и статью 16 ‘едерального закона "ќ высшем и послевузовском профессиональном образовании" <4>

Ќа законодательном уровне закреплено право студентов средних и высших учебных заведений создавать студенческие отр€ды. —туденческие отр€ды - это общественные учреждени€ или общественные организации, целью де€тельности которых €вл€етс€ организаци€ временной зан€тости обучающихс€, изъ€вивших желание в свободное от учебы врем€ работать в различных отрасл€х экономики.

‘едеральный закон от 11 феврал€ 2010 г. N 6-‘« "ќ внесении изменений в статью 3 ‘едерального закона "ќ мировых судь€х в –оссийской ‘едерации" и статью 23 √ражданского процессуального кодекса –оссийской ‘едерации" <5>

ƒокументом уточнены категории дел, подсудных мировым судь€м. ¬ соответствии с внесенными изменени€ми мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции в том числе дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной де€тельности, а также дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает п€тидес€ти тыс€ч рублей (ранее было не более ста тыс€ч рублей). »з компетенции мировых судей изъ€ты также некоторые другие категории дел, вытекающие из семейно-правовых отношений, а именно дела о признании брака недействительным, дела об ограничении родительских прав и другие дела по спорам о дет€х. –анее было установлено, что мировые судьи не полномочны рассматривать дела об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. ”становлено также, что гражданские дела, изъ€тые из компетенции мировых судей и наход€щиес€ в их производстве на день вступлени€ в силу рассматриваемого документа, довод€тс€ до завершени€ мировыми судь€ми.

‘едеральный закон от 29 марта 2010 г. N 2-‘ « "ќ внесении изменени€ в статью 12 ‘едерального конституционного закона "ќб арбитражных судах в –оссийской ‘едерации" <6>

ƒокументом установлено правовое основание проведени€ совместных заседаний ѕленума ¬ј— –‘ и ѕленума ¬— –‘ путем внесени€ соответствующего положени€ в статью 12 ‘едерального конституционного закона от 28 апрел€ 1995 г. N 1-‘ « "ќб арбитражных судах в –оссийской ‘едерации".

”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 19 €нвар€ 2010 г. N 82 "ќ внесении изменений в ѕеречень федеральных округов, утвержденный ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 13 ма€ 2000 г. N 849, и в ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 12 ма€ 2008 г. N 724 "¬опросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <7>

—еверо- авказский федеральный округ, включающий в себ€: –еспублику ƒагестан, –еспублику »нгушети€,  абардино-Ѕалкарскую –еспублику,  арачаево-„еркесскую –еспублику, –еспублику —еверна€ ќсети€ - јлани€, „еченскую –еспублику, —тавропольский край, внесен в ѕеречень федеральных округов, утвержденный ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 13 ма€ 2000 г. N 849 "ќ полномочном представителе ѕрезидента –оссийской ‘едерации в федеральном округе". ÷ентром вновь образованного федерального округа €вл€етс€ г. ѕ€тигорск. “акже, согласно изменени€м, внесенным в ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 12 ма€ 2008 г. N 724 "¬опросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", количество заместителей, которых имеет ѕредседатель ѕравительства –оссийской ‘едерации, увеличено с восьми до дев€ти.

”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 18 феврал€ 2010 г. N 208 "ќ некоторых мерах по реформированию ћинистерства внутренних дел –оссийской ‘едерации" <8>

ѕрезидентом –оссийской ‘едерации подписан ”каз, направленный на реформирование ћ¬ƒ –‘, в соответствии с которым ѕравительству –оссийской ‘едерации поручено, в частности: разработать проект федерального закона о милиции, определ€ющего основные цели де€тельности милиции - противодействие преступности и обеспечение общественного пор€дка, а также предусматривающего исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций; подготовить предложени€: о передаче ‘ћ— –‘ функций ћ¬ƒ –‘ по осуществлению административного выдворени€ иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории –оссийской ‘едерации; о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел –оссийской ‘едерации в ведение органов управлени€ здравоохранением; о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за √»Ѕƒƒ ћ¬ƒ –‘ полномочи€ по осуществлению государственного контрол€ за его проведением; в ходе исполнени€ федерального бюджета на 2010 г. предусмотреть ћ¬ƒ –‘ дополнительные бюджетные ассигновани€ на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и формирование специализированного жилищного фонда. ћинистру внутренних дел –оссийской ‘едерации поручено в числе прочего оптимизировать структуру и численность работников центрального аппарата ћ¬ƒ –‘ и непосредственно подчиненных ему подразделений, предусмотрев сокращение их общей штатной численности с 19 970 до 10 000 единиц.

”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 4 марта 2010 г. N 271 "¬опросы ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации" <9>

ƒокументом упразднено два федеральных агентства, наход€щихс€ в ведении ћинобрнауки –оссии: ‘едеральное агентство по науке и инноваци€м и ‘едеральное агентство по образованию. ‘ункции упраздн€емых агентств переданы ћинобрнауки –оссии.

”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 12 марта 2010 г. N 303 "ќ внесении изменени€ в ѕоложение о √осударственном совете –оссийской ‘едерации, утвержденное ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 1 сент€бр€ 2000 г. N 1602" <10>

ƒокументом установлено, что ѕрезидиум √осударственного совета будет состо€ть из восьми членов. ѕерсональный состав ѕрезидиума определ€етс€ ѕрезидентом –оссийской ‘едерации и подлежит ротации один раз в полгода (ранее состав ѕрезидиума √осударственного совета был в количестве семи членов).

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 2 декабр€ 2009 г. N 984 "ќ ѕеречне платных услуг, оказываемых организаци€ми в цел€х предоставлени€ федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" <11>

ƒокументом утвержден ѕеречень платных государственных услуг. ¬ ѕеречень платных услуг, оказываемых организаци€ми в цел€х предоставлени€ федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, в том числе включены: государственна€ экологическа€ экспертиза; государственна€ экспертиза запасов полезных ископаемых; экспертиза соответстви€ реализуемых образовательным учреждением образовательных программ; экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных веществ; ветеринарно-санитарна€ экспертиза. ”становлено, что к организаци€м, оказывающим включенные в ѕеречень платные услуги, относ€тс€ федеральные органы исполнительной власти (в установленных законодательством случа€х), а также федеральные государственные учреждени€ и федеральные государственные унитарные предпри€ти€. ”становлено, что размер платы за оказание услуги определ€етс€ в соответствии с утверждаемой ћинэкономразвити€ –оссии методикой и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 23 декабр€ 2009 г. N 1074 "ќб организации ¬сероссийской переписи населени€ 2010 года" <12>

ѕравительством прин€то решение о том, что с 14 по 25 окт€бр€ 2010 г. будет проведена ¬сероссийска€ перепись населени€. ƒокументом определены сроки подведени€ предварительных итогов указанной переписи (апрель 2011 г.), подведени€ окончательных итогов переписи (IV квартал 2012 г.), опубликовани€ итогов (IV квартал 2013 г.). ѕодготовка и проведение переписи населени€, обработка полученных сведений, подведение итогов переписи, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов, методическое и финансовое обеспечение переписи возложены на –осстат. ќбразована  омисси€ ѕравительства –оссийской ‘едерации по проведению ¬сероссийской переписи населени€ 2010 г., и утверждено ѕоложение о  омиссии.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 26 феврал€ 2010 г. N 93 "ќ видах государственной или иной службы, к которой привлекаютс€ члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" <13>

ѕравительством определены виды службы, к которой привлекаютс€ члены казачьих обществ. ”становлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаютс€ федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы, в частности в следующих сферах де€тельности: организаци€ и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организаци€ военно-патриотического воспитани€ призывников, гражданска€ и территориальна€ оборона, осуществление природоохранных меропри€тий, охрана общественного пор€дка, защита √осударственной границы –оссийской ‘едерации, борьба с терроризмом. „лены казачьих обществ могут привлекатьс€ к иным видам службы в таких сферах де€тельности, как охрана объектов животного мира, охрана лесов, охрана объектов обеспечени€ жизнеде€тельности населени€, охрана объектов, наход€щихс€ в государственной и муниципальной собственности, охрана объектов культурного наследи€.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 26 феврал€ 2010 г. N 96 "ќб антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <14>

ѕравительством –оссийской ‘едерации установлен новый пор€док проведени€ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Ќовые ѕравила, в отличие от изданных ранее, предусматривают проведение ћинюстом –оссии антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений, а также нормативных правовых актов субъектов –оссийской ‘едерации при мониторинге их применени€. ѕризнаны утратившими силу ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 5 марта 2009 г. N 195 "ќб утверждении ѕравил проведени€ экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в цел€х вы€влени€ в них положений, способствующих созданию условий дл€ про€влени€ коррупции" и ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 5 марта 2009 г. N 196 "ќб утверждении ћетодики проведени€ экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в цел€х вы€влени€ в них положений, способствующих созданию условий дл€ про€влени€ коррупции".

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 феврал€ 2010 г. N 97 "ќ внесении изменени€ в ѕоложение о ћинистерстве экономического развити€ –оссийской ‘едерации" <15>

ƒокумент дополн€ет полномочи€ ћинистерства экономического развити€ –оссийской ‘едерации в той части, что теперь ћинэкономразвити€ –оссии будет регламентировать пор€док ведени€ органами местного самоуправлени€ реестров муниципального имущества.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 феврал€ 2010 г. N 100 "ќ пор€дке назначени€ регистраторов, осуществл€ющих государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, и квалификационных требовани€х к ним" <16>

ƒокументом установлено, что регистраторами назначаютс€ лица из числа лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в ‘едеральном агентстве воздушного транспорта. –егистраторы должны удовлетвор€ть одному из следующих квалификационных требований: наличие высшего юридического образовани€ и опыта работы по юридической специальности не менее 3 лет или опыта работы в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не менее 2 лет; наличие высшего образовани€ и опыта работы в области государственной регистрации гражданских воздушных судов –оссийской ‘едерации не менее 3 лет.

ѕриказ ћинэкономразвити€ –оссии от 21 €нвар€ 2010 г. N 20 "ќб утверждении типовой формы соглашени€ с субъектом –оссийской ‘едерации о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной"

«арегистрирован ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 27 феврал€ 2010 г. –егистрационный N 16513 <17>. -------------------------------- <17> –ос. газ. N 54. 2010. 17 марта.

ћинэкономразвити€ –оссии реализует положени€ ‘едерального закона "ќб особых экономических зонах в –оссийской ‘едерации", в соответствии с которым ћинистерством разработана типова€ форма соглашени€ с субъектом –оссийской ‘едерации о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной. “ипова€ форма соглашени€ содержит в том числе наименование делегируемых полномочий, права ћинэкономразвити€ –оссийской ‘едерации, об€зательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации. —оглашение заключаетс€ сроком на один год с возможностью продлени€ по взаимному согласию сторон.

ѕостановление  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 26 феврал€ 2010 г. N 4-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности части второй статьи 392 √ражданского процессуального кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с жалобами граждан ј. ј. ƒорошка, ј. ≈.  ота и ≈. ё. ‘едотовой" <18>

¬ соответствии с выраженной в рассматриваемом документе позицией  онституционного —уда –оссийской ‘едерации ч. 2 ст. 392 √ѕ  –‘ не может рассматриватьс€ как позвол€юща€ суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре судебного решени€ по вновь открывшимс€ обсто€тельствам в случае, если ≈вропейским судом по правам человека установлено нарушение положений  онвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела. «а€вители просили признать не соответствующей  онституции –оссийской ‘едерации ч. 2 ст. 392 √ѕ  –‘, поскольку она пр€мо не предусматривает в числе оснований дл€ пересмотра вступивших в законную силу судебных актов установленное ≈вропейским судом по правам человека нарушение положений  онвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела. ѕо мнению  онституционного —уда –оссийской ‘едерации, ч. 2 ст. 392 √ѕ  –‘ по своему конституционно-правовому смыслу не может рассматриватьс€ как позвол€юща€ суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по вновь открывшимс€ обсто€тельствам в случае, если ≈вропейским судом по правам человека установлено нарушение положений указанной  онвенции в отношении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом дл€ обращени€ за€вител€ в ≈вропейский суд по правам человека. —оответственно федеральный законодатель об€зан внести изменени€ в √ражданский процессуальный кодекс –оссийской ‘едерации, с тем чтобы гарантировать возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в случа€х установлени€ ≈вропейским судом по правам человека нарушени€ положений  онвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела.  онституционный —уд –оссийской ‘едерации постановил признать ч. 2 ст. 392 √ѕ  –‘ не противоречащей  онституции –оссийской ‘едерации, поскольку она не может рассматриватьс€ как позвол€юща€ суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по за€влению гражданина вынесенного им судебного постановлени€ по вновь открывшимс€ обсто€тельствам в случае, если ≈вропейским судом по правам человека установлено нарушение положений  онвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом дл€ обращени€ за€вител€ в ≈вропейский суд по правам человека.

ѕостановление  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 19 марта 2010 г. N 7-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности части второй статьи 397 √ражданского процессуального кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с жалобами граждан ». ¬. јмосовой, “. “. ¬асильевой,  . Ќ. ∆естковой и других" <19>

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации признал не соответствующей  онституции –оссийской ‘едерации ч. 2 ст. 397 √ѕ  –‘ в той мере, в какой она преп€тствует обжалованию в кассационном (апелл€ционном) пор€дке определений судов первой инстанции об удовлетворении за€влений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимс€ обсто€тельствам.  онституционный —уд –оссийской ‘едерации установил, что определение об удовлетворении за€влени€ о пересмотре судебного постановлени€ по вновь открывшимс€ обсто€тельствам, привод€щее к отмене вступившего в силу судебного постановлени€ и тем самым к отступлению от принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента права на суд по смыслу  онституции –оссийской ‘едерации, не должно рассматриватьс€ как промежуточное судебное постановление, обжалование которого может быть перенесено на стадию после рассмотрени€ дела по существу и вынесени€ нового решени€.  роме этого, по смыслу  онституции –оссийской ‘едерации гражданское судопроизводство, посредством которого осуществл€ют судебную власть суды общей юрисдикции и арбитражные суды, в своих принципах и основных чертах должно быть сходным дл€ этих судов. ѕри этом јрбитражным процессуальным кодексом –оссийской ‘едерации (ч. 5 ст. 317) заинтересованным лицам предоставл€етс€ право на обжалование указанных судебных актов, в то врем€ как √ѕ  –‘ такого права не предполагает, что означает установление пониженного уровн€ процессуальных гарантий защиты прав граждан в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, которое не может быть оправдано спецификой этих дел и приводит к нарушению закрепленного в  онституции –оссийской ‘едерации принципа равенства всех перед законом и судом. “аким образом,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации установил, что определени€ судов первой инстанции об удовлетворении за€влений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимс€ обсто€тельствам могут обжаловатьс€ в кассационном (апелл€ционном) пор€дке.

—ѕ≈÷»јЋ№Ќџ≈ ј “џ

‘едеральный закон от 21 декабр€ 2009 г. N 334-‘« "ќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <20>

ƒокументом внесены изменени€ в ‘едеральный закон "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в ‘едеральный закон "ќ государственном кадастре недвижимости". ћногочисленные изменени€ касаютс€ формулировок, определ€ющих орган, осуществл€ющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведение государственного кадастра недвижимости, а также норм, регулирующих предоставление сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение √осударственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, пор€док осуществлени€ государственной регистрации, в том числе основани€ дл€ приостановлени€ государственной регистрации и отказа в ней, и норм, регулирующих согласование действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с кадастровым учетом недвижимого имущества. ќпределено также, что сведени€, содержащиес€ в ≈дином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут предоставл€тьс€ в том числе посредством почтового отправлени€, использовани€ сетей св€зи общего пользовани€ или иных технических средств св€зи и посредством обеспечени€ доступа к информационному ресурсу, содержащему сведени€ –еестра. ”становлен запрет на государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, который не считаетс€ учтенным в соответствии с ‘едеральным законом "ќ государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. ”точнен пор€док использовани€ в процедуре государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества кадастровых паспортов, технических паспортов и иных документов, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством пор€дке.

‘едеральный закон от 27 декабр€ 2009 г. N 342-‘« "ќ внесении изменений в статьи 2 и 3 ‘едерального закона "ќ введении в действие «емельного кодекса –оссийской ‘едерации" и статью 7 ‘едерального закона "ќ внесении изменений в законодательные акты –оссийской ‘едерации в части уточнени€ условий и пор€дка приобретени€ прав на земельные участки, наход€щиес€ в государственной или муниципальной собственности" <21>

ƒокументом в очередной раз продлены сроки переоформлени€ отдельных прав на земельные участки и отсрочено вступление в силу норм об административной ответственности за нарушение данных сроков. ¬ частности, до 1 €нвар€ 2012 г. продлены сроки переоформлени€ юридическими лицами права посто€нного (бессрочного) пользовани€ земельными участками на право аренды либо приобретени€ этих участков в собственность (в отношении земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии электросв€зи, трубопроводы и т. п., - до 1 €нвар€ 2015 г.). ƒо 1 €нвар€ 2012 г. продлен пор€док определени€ цены, по которой в отдельных случа€х осуществл€етс€ продажа земельных участков, наход€щихс€ в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организаци€м и индивидуальным предпринимател€м. Ќа 1 €нвар€ 2013 г. перенесен срок вступлени€ в силу соответствующей статьи  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и пор€дка переоформлени€ права посто€нного (бессрочного) пользовани€ земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и пор€дка приобретени€ земельных участков в собственность.

‘едеральный закон от 27 декабр€ 2009 г. N 351-‘« "ќ внесении изменений в статью 3 ‘едерального закона "ќ введении в действие «емельного кодекса –оссийской ‘едерации" и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <22>

ƒокументом изменены сроки введени€ в действие законодательных норм, устанавливающих новые виды градостроительной документации. — 2010 на 2012 г. перенесены сроки, начина€ с которых €вл€етс€ об€зательным применение некоторых видов документов территориального планировани€ и правил землепользовани€ и застройки, предусмотренных √радостроительным кодексом –оссийской ‘едерации. —оответствующие изменени€ внесены в ‘едеральные законы "ќ введении в действие «емельного кодекса –оссийской ‘едерации", "ќ введении в действие √радостроительного кодекса –оссийской ‘едерации", "ќб автомобильных дорогах и о дорожной де€тельности в –оссийской ‘едерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" и "ќ морских портах в –оссийской ‘едерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации".

‘едеральный закон от 27 декабр€ 2009 г. N 343-‘« "ќ внесении изменений в ‘едеральный закон "ќ содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <23>

ƒокумент уточн€ет полномочи€ ‘едерального фонда содействи€ развитию жилищного строительства. ¬ частности, в ‘едеральный закон "ќ содействии развитию жилищного строительства" внесены многочисленные изменени€, которые касаютс€ функций ‘онда (в частности, осуществлени€ ‘ондом продажи земельных участков с объектами инфраструктуры, наход€щимис€ в частной собственности, и отказа от права собственности на земельные участки ‘онда, на которых расположены многоквартирные дома), полномочий попечительского совета и правлени€ ‘онда, пор€дка подготовки предложений об использовании земельных участков, наход€щихс€ в федеральной собственности, дл€ жилищного строительства, прин€ти€ решений об использовании земельных участков, особенностей прекращени€ прав на земельные участки, наход€щиес€ в федеральной собственности. «акон дополнен новой главой, регулирующей некоторые особенности распор€жени€ земельными участками ‘онда, в частности продажи права на заключение договоров аренды земельных участков ‘онда и передачи прав на земельные участки ‘онда, на которых расположены многоквартирные дома, объекты индивидуального жилищного строительства и иные объекты недвижимого имущества.

‘едеральный закон от 27 декабр€ 2009 г. N 364-‘« "ќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" <24>

ƒокумент вносит изменени€, касающиес€ использовани€, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов. »зменени€ внесены, в частности, в ‘едеральный закон от 30 но€бр€ 1995 г. N 187-‘« "ќ континентальном шельфе –оссийской ‘едерации", в ‘едеральный закон от 31 июл€ 1998 г. N 155-‘« "ќ внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне –оссийской ‘едерации", в ‘едеральный закон от 17 декабр€ 1998 г. N 191-‘« "ќб исключительной экономической зоне –оссийской ‘едерации". –€д статей изложен в новой редакции, кроме того, указанные ‘едеральные законы дополнены новыми положени€ми. ¬ частности, установлены права и об€занности лиц, осуществл€ющих рыболовство на континентальном шельфе, определены особенности проведени€ морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов, регламентированы виды рыболовства, осуществл€емые в исключительной экономической зоне, уточнен пор€док производства буровых работ на континентальном шельфе –оссийской ‘едерации.

‘едеральный закон от 30 декабр€ 2009 г. N 384-‘« "“ехнический регламент о безопасности зданий и сооружений" <25>

ѕрин€т “ехнический регламент о безопасности зданий и сооружений. ќбъектом технического регулировани€ в ‘едеральном законе "“ехнический регламент о безопасности зданий и сооружений" €вл€ютс€ здани€ и сооружени€ любого назначени€ (в том числе вход€щие в их состав сети инженерно-технического обеспечени€ и системы инженерно-технического обеспечени€), а также св€занные со здани€ми и с сооружени€ми процессы проектировани€ (включа€ изыскани€), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). ‘едеральный закон распростран€етс€ на все этапы жизненного цикла здани€ или сооружени€ и устанавливает минимально необходимые требовани€ к здани€м и сооружени€м, а также к св€занным со здани€ми и с сооружени€ми процессам проектировани€ (включа€ изыскани€), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требовани€: механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и €влени€х и (или) техногенных воздействи€х; безопасных дл€ здоровь€ человека условий проживани€ и пребывани€ в здани€х и сооружени€х; безопасности дл€ пользователей здани€ми и сооружени€ми; доступности зданий и сооружений дл€ инвалидов и других групп населени€ с ограниченными возможност€ми передвижени€; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровн€ воздействи€ зданий и сооружений на окружающую среду.

‘едеральный закон от 30 декабр€ 2009 г. N 385-‘« "ќ внесении изменений в ‘едеральный закон "ќ техническом регулировании" <26>

ѕолномочи€ по прин€тию технических регламентов предоставлены еще одному государственному органу: федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию. “ехнические регламенты принимаютс€ нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в случа€х, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной ѕравительством –оссийской ‘едерации. “акже существенно дополнен перечень документов в области стандартизации, используемых на территории –оссийской ‘едерации. ¬ указанный перечень включены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в ‘едеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также надлежащим образом заверенные переводы на русский €зык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, прин€тые на учет национальным органом –оссийской ‘едерации по стандартизации. ¬ ‘едеральный закон "ќ техническом регулировании" внесены и другие изменени€. “ак, в частности, из «акона исключен перечень первоочередных технических регламентов, которые должны были быть прин€ты до 1 €нвар€ 2010 г. ¬ «акон включены нормы, устанавливающие возможность введени€, до вступлени€ в силу технических регламентов, в отношении отдельных видов продукции и св€занных с требовани€ми к ней процессов проектировани€, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранени€, перевозки, реализации и утилизации об€зательных требований, содержащихс€ в технических регламентах государств - участников “аможенного союза или в документах ≈вропейского союза.

‘едеральный закон от 29 марта 2010 г. N 30-‘« "ќ внесении изменени€ в статью 1 ‘едерального закона "ќ временном запрете на клонирование человека" <27>

ƒокументом вновь введен временный запрет на клонирование человека. ‘едеральным законом от 20 ма€ 2002 г. N 54-‘« был установлен временный запрет на клонирование человека сроком на п€ть лет. ƒействие запрета истекло 23 июн€ 2007 г. –ассматриваемым документом действие временного запрета установлено до дн€ вступлени€ в силу федерального закона, определ€ющего пор€док использовани€ технологий клонировани€ организмов в цел€х клонировани€ человека. ”становлено также, что действие «акона не распростран€етс€ на клонирование организмов в иных цел€х.

–аспор€жение ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 17 декабр€ 2009 г. N 861-рп "ќ  лиматической доктрине –оссийской ‘едерации" <28>

 лиматическа€ доктрина –оссийской ‘едерации разработана в цел€х осуществлени€ скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развити€ –оссийской ‘едерации в услови€х измен€ющегос€ климата. ƒоктрина представл€ет собой систему взгл€дов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики –оссийской ‘едерации внутри страны и на международной арене по вопросам, св€занным с изменением климата и его последстви€ми. ќпределено, в частности, что основными задачами политики в области климата €вл€ютс€: укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включа€ усиление научно-технического и технологического потенциала –оссийской ‘едерации; разработка и реализаци€ оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменени€м климата; разработка и реализаци€ оперативных и долгосрочных мер по см€гчению антропогенного воздействи€ на климат; участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, св€занных с изменени€ми климата и смежными проблемами.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 13 но€бр€ 2009 г. N 921 "ќб утверждении ѕоложени€ об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных цел€х" <29>

ƒокументом определен пор€док осуществлени€ научными организаци€ми рыболовства в научно-исследовательских и контрольных цел€х, в соответствии с которым рыболовство осуществл€етс€ на основании ежегодных планов проведени€ ресурсных исследований водных биоресурсов, составленных с учетом программ выполнени€ работ при осуществлении рыболовства, разработанных научными организаци€ми и утвержденных в пор€дке, установленном –осрыболовством.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 30 но€бр€ 2009 г. N 970 "ќ внесении изменений в ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 16 окт€бр€ 1997 г. N 1320" <30>

ƒокумент вносит уточнени€ в пор€док осуществлени€ государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. »зменени€ми установлено, что –остранснадзор осуществл€ет государственный надзор в отношении судоходных гидротехнических сооружений, а –остехнадзор - в отношении остальных гидротехнических сооружений (за исключением гидротехнических сооружений, полномочи€ по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправлени€). ¬ случае нарушени€ законодательства –оссийской ‘едерации о безопасности гидротехнических сооружений –остехнадзор и –остранснадзор вправе принимать в пределах своей компетенции предусмотренные законодательством –оссийской ‘едерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также меры по ликвидации последствий нарушений, приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 1 декабр€ 2009 г. N 975 "ќ внесении изменений в некоторые акты ѕравительства –оссийской ‘едерации" <31>

ƒокументом уточнены полномочи€ –осприроднадзора, –остехнадзора и ћинприроды –оссии. ¬ частности, за ћинприроды –оссии закреплены полномочи€: по установлению пор€дка разработки и утверждени€ нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение; по осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира, наход€щихс€ на особо охран€емых природных территори€х федерального значени€; по регулированию численности объектов животного мира, наход€щихс€ на особо охран€емых природных территори€х федерального значени€.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 1 декабр€ 2009 г. N 982 "ќб утверждении ≈диного перечн€ продукции, подлежащей об€зательной сертификации, и ≈диного перечн€ продукции, подтверждение соответстви€ которой осуществл€етс€ в форме прин€ти€ декларации о соответствии" <32>

ƒокументом утверждены ≈диный перечень продукции, подлежащей об€зательной сертификации, и ≈диный перечень продукции, подлежащей декларированию соответстви€. ѕеречни утверждены в соответствии с п. 3 ст. 46 ‘едерального закона "ќ техническом регулировании". Ќазванным «аконом предусматриваетс€ об€зательное подтверждение соответстви€ только в случа€х, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требовани€м технического регламента. ƒо прин€ти€ соответствующих регламентов об€зательному подтверждению соответстви€ подлежит продукци€, поименованна€ в утвержденных ѕравительством ѕеречн€х.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 4 декабр€ 2009 г. N 992 "ќб усилении контрол€ за экспортом отдельных видов €дерных установок, оборудовани€ и технологий" <33>

ƒокументом определен пор€док экспорта в 2010 г. отдельных видов €дерных установок, оборудовани€ и технологий. ”становлено, что с 1 €нвар€ по 31 декабр€ 2010 г. экспорт из –оссийской ‘едерации установок изотопного обогащени€ урана, установок химической переработки облученного €дерного топлива, а также относ€щихс€ к таким установкам оборудовани€ и технологий в любое государство, не обладающее €дерным оружием, осуществл€етс€ в пор€дке, определенном ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 15 декабр€ 2000 г. N 973 "ќб экспорте и импорте €дерных материалов, оборудовани€, специальных не€дерных материалов и соответствующих технологий". ѕри этом экспорт указанных установок, оборудовани€ и материалов может осуществл€тьс€ только в случае, если государство-получатель отвечает р€ду определенных требований, св€занных с участием в конкретных международных договорах и предоставлением гарантий выполнени€ их условий.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 14 декабр€ 2009 г. N 1007 "ќб утверждении ѕоложени€ об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" <34>

”становлен пор€док определени€ функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. ¬ соответствии с утвержденным ѕоложением функциональные зоны в лесопарковой зоне представл€ют собой части лесопарковой зоны, которые выдел€ютс€ в цел€х дифференциации режима использовани€, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных част€х лесопарковой зоны. ‘ункциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаютс€ решением органа государственной власти субъекта –оссийской ‘едерации на основании утвержденной проектной документации. —ведени€ об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон внос€тс€ в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми услови€ми использовани€ территории.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 13 €нвар€ 2010 г. N 1 "ќ внесении изменений в ѕеречень видов де€тельности, запрещенных в центральной экологической зоне Ѕайкальской природной территории" <35>

”точнен ѕеречень видов де€тельности, запрещенных в центральной экологической зоне Ѕайкальской природной территории. ¬ частности, изменен пункт ѕеречн€, касающийс€ де€тельности по отведению сточных вод и утилизации отходов, выражающейс€ в складировании, захоронении и обезвреживании вновь образующихс€ опасных отходов. «апрет установлен в части складировани€, захоронени€ и обезвреживани€ вновь образующихс€ отходов 1 - 5 класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещени€ отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации разрешений.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 16 €нвар€ 2010 г. N 2 "ќб утверждении ѕоложени€ о пор€дке согласовани€ с федеральным органом охраны объектов культурного наследи€ проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых дл€ исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследи€ и их зон охраны" <36>

ƒокумент определ€ет пор€док согласовани€ с –осохранкультурой градостроительной документации, разрабатываемой дл€ исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследи€ и их зон охраны. ”становлено, что исполнительный орган власти субъекта –оссийской ‘едерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследи€, направл€ет на согласование градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в 2 экземпл€рах в течение 5 рабочих дней с даты прин€ти€ решени€ об их согласовании. »сторико-культурный опорный план или его фрагмент должны быть приложены к каждому экземпл€ру проекта генерального плана поселени€ или городского округа, составленного в границах исторического поселени€, а также проекта документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с ч. 6 ст. 45 √радостроительного кодекса –оссийской ‘едерации. –ешение о согласовании градостроительной документации и градостроительных регламентов оформл€етс€ в виде заключени€ об их соответствии предъ€вл€емым требовани€м.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 19 €нвар€ 2010 г. N 18 "ќб утверждении ѕравил оказани€ услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользовани€ федерального значени€, платным участкам таких автомобильных дорог" <37>

ƒокументом ввод€тс€ в действие "ѕравила оказани€ услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам...". ѕользование платной автомобильной дорогой (платным участком дороги) осуществл€етс€ на основании договора, заключаемого, в частности, посредством оплаты проездного талона, оплаты проезда в пункте взимани€ платы, въезда на платную автомобильную дорогу. –азмер платы устанавливаетс€ оператором (владельцем платной дороги, концессионером, в случае использовани€ платной автомобильной дороги на основе соглашени€). ћаксимальный размер такой платы утверждаетс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации. ¬зимание иных платежей, кроме платы за проезд, не допускаетс€. –азмер платы за проезд может быть дифференцированным дл€ различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дн€ недели или мес€ца года. ќператор об€зан предоставить пользователю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах. ƒанна€ информаци€ должна содержать в том числе: схему платной дороги с обозначением пунктов взимани€ платы и маршрута альтернативного бесплатного проезда, сведени€ об операторе, размер платы за проезд и пор€док ее оплаты, перечень льготных категорий пользователей. ѕравилами определены права и об€занности оператора и пользовател€ платной автомобильной дороги.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 €нвар€ 2010 г. N 31 "ќ внесении изменений в некоторые акты ѕравительства –оссийской ‘едерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использовани€ объектов животного мира" <38>

ƒокумент перераспредел€ет полномочи€ федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использовани€ объектов животного мира. ‘ункции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны, воспроизводства, использовани€ объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитани€ от ћинистерства сельского хоз€йства –оссийской ‘едерации переданы ћинистерству природных ресурсов и экологии –оссийской ‘едерации. ‘ункции и полномочи€ по контролю и надзору в указанной сфере от ‘едеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору переданы ‘едеральной службе по надзору в сфере природопользовани€.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 2 феврал€ 2010 г. N 39 "ќб утверждении ѕоложени€ о государственном надзоре за безопасным ведением работ, св€занных с пользованием недрами, и о внесении изменений в ѕоложение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" <39>

ƒокументом определены органы государственного горного надзора, их полномочи€, права, об€занности и пор€док работы. ”становлено, что государственный горный надзор осуществл€етс€ ‘едеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами во взаимодействии с ‘едеральной службой по надзору в сфере природопользовани€ и ее территориальными органами. ќпределены также функции –остехнадзора в сфере государственного горного надзора (к ним отнесены, в частности, надзор за соблюдением пользовател€ми недр требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов, на которых ведутс€ горные работы, надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ, требований по технологии ведени€ работ, правильностью осуществл€емых пользовател€ми недр пространственных измерений и определений параметров горных разработок и т. д.). ”становлен перечень должностных лиц –остехнадзора, осуществл€ющих государственный горный надзор, а также полномочи€ этих лиц, в том числе по рассмотрению дел об административных правонарушени€х и подготовке представлений о приостановлении всех видов работ, св€занных с пользованием недрами.

ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 2 феврал€ 2010 г. N 42 "ќб уничтожении запрещенных к ввозу на территорию –оссийской ‘едерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" <40>

ƒокументом определен пор€док уничтожени€ запрещенных к ввозу на территорию –оссийской ‘едерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. ”становлено, что при обнаружении факта ввоза на территорию –оссийской ‘едерации запрещенных к такому ввозу рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем должностным лицом таможенного органа осуществл€етс€ их изъ€тие в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации; изъ€тые запрещенные оруди€ добычи водных биологических ресурсов подлежат обращению в собственность государства на основании судебного решени€; запрещенные оруди€ добычи (вылова) с копией судебного решени€ об их обращении в собственность государства передаютс€ ‘едеральному агентству по управлению государственным имуществом дл€ уничтожени€.

Ќазвание документа пїњ