пїњ

ќ некоторых вопросах, возникающих у государственных инспекторов по охране природы, при применении  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х

(ћальцева Ќ. Ќ.) ("Ёкологическое право", 2010, N 1) “екст документа

ќ Ќ≈ ќ“ќ–џ’ ¬ќѕ–ќ—ј’, ¬ќ«Ќ» јёў»’ ” √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ќ¬ ѕќ ќ’–јЌ≈ ѕ–»–ќƒџ, ѕ–» ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»»  ќƒ≈ —ј –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

Ќ. Ќ. ћјЋ№÷≈¬ј

ћальцева Ќ. Ќ., и. о. руководител€ ”правлени€ ‘едеральной службы по надзору в сфере природопользовани€ по  раснодарскому краю, кандидат экономических наук.

¬ св€зи с возникающими у государственных инспекторов по охране природы вопросами при применении  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х <1> (далее -  ојѕ –‘), с учетом административной практики рассмотрени€ жалоб, обобщени€ судебной и арбитражной практики по делам об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушени€х и в цел€х обеспечени€ единообрази€ применени€ государственными инспекторами главы 8  одекса возникла необходимость подготовки комментариев по отдельным стать€м  одекса, вызывающим наибольшее затруднение при квалификации правонарушени€. -------------------------------- <1> —м.:  одекс –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х от 30 декабр€ 2001 г. N 195-‘«. — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 25 апрел€ 2002 г. N 41-‘«, от 25 июл€ 2002 г. N 112-‘«, от 30 окт€бр€ 2002 г. N 130-‘«, от 31 окт€бр€ 2002 г. N 133-‘«, от 31 декабр€ 2002 г. N 187-‘«, от 30 июн€ 2003 г. N 86-‘«, от 4 июл€ 2003 г. N 94-‘«, от 4 июл€ 2003 г. N 103-‘«, от 11 но€бр€ 2003 г. N 138-‘«, от 11 но€бр€ 2003 г. N 144-‘«, от 8 декабр€ 2003 г. N 161-‘«, от 8 декабр€ 2003 г. N 169-‘«, от 23 декабр€ 2003 г. N 185-‘«, от 9 ма€ 2004 г. N 37-‘«, от 26 июл€ 2004 г. N 77-‘«, от 28 июл€ 2004 г. N 93-‘«, от 20 августа 2004 г. N 114-‘«, от 20 августа 2004 г. N 118-‘«, от 25 окт€бр€ 2004 г. N 126-‘«, от 28 декабр€ 2004 г. N 183-‘«, от 28 декабр€ 2004 г. N 187-‘«, от 30 декабр€ 2004 г. N 211-‘«, от 30 декабр€ 2004 г. N 214-‘«, от 30 декабр€ 2004 г. N 219-‘«, от 7 марта 2005 г. N 14-‘«, от 7 марта 2005 г. N 15-‘«, от 21 марта 2005 г. N 19-‘«, от 21 марта 2005 г. N 21-‘«, от 22 апрел€ 2005 г. N 38-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 18 июн€ 2005 г. N 66-‘«, от 2 июл€ 2005 г. N 80-‘«, от 2 июл€ 2005 г. N 82-‘«, от 21 июл€ 2005 г. N 93-‘«, от 21 июл€ 2005 г. N 113-‘«, от 22 июл€ 2005 г. N 120-‘«, от 27 сент€бр€ 2005 г. N 124-‘«, от 5 декабр€ 2005 г. N 156-‘«, от 19 декабр€ 2005 г. N 161-‘«, от 26 декабр€ 2005 г. N 183-‘«, от 27 декабр€ 2005 г. N 193-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 5 €нвар€ 2006 г. N 10-‘«, от 2 феврал€ 2006 г. N 19-‘«, от 3 марта 2006 г. N 30-‘«, от 16 марта 2006 г. N 41-‘«, от 15 апрел€ 2006 г. N 47-‘«, от 29 апрел€ 2006 г. N 57-‘«, от 8 ма€ 2006 г. N 65-‘«, от 3 июн€ 2006 г. N 73-‘«, от 3 июн€ 2006 г. N 78-‘«, от 3 июл€ 2006 г. N 97-‘«, от 18 июл€ 2006 г. N 111-‘«, от 18 июл€ 2006 г. N 121-‘«, от 26 июл€ 2006 г. N 133-‘«, от 26 июл€ 2006 г. N 134-‘«, от 27 июл€ 2006 г. N 139-‘«, от 27 июл€ 2006 г. N 153-‘«, от 16 окт€бр€ 2006 г. N 160-‘«, от 3 но€бр€ 2006 г. N 181-‘«, от 3 но€бр€ 2006 г. N 182-‘«, от 5 но€бр€ 2006 г. N 189-‘«, от 4 декабр€ 2006 г. N 201-‘«, от 4 декабр€ 2006 г. N 203-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 29 декабр€ 2006 г. N 258-‘«, от 29 декабр€ 2006 г. N 262-‘«, от 30 декабр€ 2006 г. N 266-‘«, от 30 декабр€ 2006 г. N 270-‘«, от 9 феврал€ 2007 г. N 19-‘«, от 29 марта 2007 г. N 39-‘«, от 9 апрел€ 2007 г. N 44-‘«, от 9 апрел€ 2007 г. N 45-‘«, от 20 апрел€ 2007 г. N 54-‘«, от 7 ма€ 2007 г. N 66-‘«, от 10 ма€ 2007 г. N 70-‘«, от 22 июн€ 2007 г. N 116-‘«, от 19 июл€ 2007 г. N 141-‘«, от 24 июл€ 2007 г. N 204-‘«, от 24 июл€ 2007 г. N 210-‘«, от 24 июл€ 2007 г. N 211-‘«, от 24 июл€ 2007 г. N 218-‘«, от 2 окт€бр€ 2007 г. N 225-‘«, от 18 окт€бр€ 2007 г. N 230-‘«, от 8 но€бр€ 2007 г. N 257-‘«, от 27 но€бр€ 2007 г. N 273-‘«, от 1 декабр€ 2007 г. N 304-‘«, от 6 декабр€ 2007 г. N 333-‘«, от 3 марта 2008 г. N 21-‘«, от 29 апрел€ 2008 г. N 58-‘«, от 13 ма€ 2008 г. N 66-‘«, от 16 ма€ 2008 г. N 74-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘«, от 22 июл€ 2008 г. N 126-‘«, от 22 июл€ 2008 г. N 145-‘«, от 22 июл€ 2008 г. N 148-‘«, от 8 но€бр€ 2008 г. N 197-‘«, от 3 декабр€ 2008 г. N 240-‘«, от 3 декабр€ 2008 г. N 247-‘«, от 3 декабр€ 2008 г. N 250-‘«, от 25 декабр€ 2008 г. N 280-‘«, от 25 декабр€ 2008 г. N 281-‘«, от 26 декабр€ 2008 г. N 293-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« // —« –‘. 2002. N 1 (ч. 1). —т. 1; 2002. N 18. —т. 1721; 2002. N 30. —т. 3029; 2002. N 44. —т. 4295; 2002. N 44. —т. 4298; 2003. N 1. —т. 2; 2003. N 27 (ч. 1). —т. 2700; 2003. N 27 (ч. 2). —т. 2708; 2003. N 27 (ч. 2). —т. 2717; 2003. N 46 (ч. 1). —т. 4434; 2003. N 46 (ч. 1). —т. 4440; 2003. N 50. —т. 4847; 2003. N 50. —т. 4855; 2003. N 52 (ч. 1). —т. 5037; 2004. N 19 (ч. 1). —т. 1838; 2004. N 30. —т. 3095; 2004. N 31. —т. 3229; 2004. N 34. —т. 3529; 2004. N 34. —т. 3533; 2004. N 44. —т. 4266; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 9; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 13; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 37; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 40; 2005. N 1 (ч. 1). —т. 45; 2005. N 10. —т. 762; 2005. N 10. —т. 76; 2005. N 13. —т. 1077; 2005. N 13. —т. 1079; 2005. N 17. —т. 1484; 2005. N 19. —т. 1752; 2005. N 25. —т. 2431; 2005. N 27. —т. 2719; 2005. N 27. —т. 2721; 2005. N 30 (ч. 1). —т. 3104; 2005. N 30 (ч. 2). —т. 3131; 2005. N 30 (ч. 2). —т. 3124; 2005. N 40. —т. 3986; 2005. N 50. —т. 5247; 2005. N 52. —т. 5574; 2005. N 52 (ч. 1). —т. 5596; 2008. N 30 (ч. 1). —т. 3601; 2005. N 52. —т. 3582; 2008. N 30 (ч. 1). —т. 3604; 2008. N 45. —т. 5143; 2008. N 49. —т. 5748; 2008. N 52 (ч. 1). —т. 6236; 2008. N 52 (ч. 1). —т. 6248; 2009. N 1. —т. 17.

ќсновной проблемой в насто€щее врем€ в территориальных органах ‘едеральной службы по надзору в сфере природопользовани€ €вл€етс€ недостаточность юридических знаний и опыта у государственных инспекторов, осуществл€ющих меропри€ти€ по контролю за соблюдением хоз€йствующими субъектами требований природоохранного законодательства. “ак, в основном государственными инспекторами при составлении протоколов об административных правонарушени€х и вынесении постановлений о назначении административных наказаний производитс€ неправильна€ квалификаци€ действий правонарушителей по ст. 8.1  ојѕ –‘, ст. 8.5  ојѕ –‘. —тать€ 8.1. Ќесоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предпри€тий, сооружений или иных объектов. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предпри€тий, сооружений или иных объектов определены ст. 34 «акона N 7-‘« от 10 €нвар€ 2002 г. "ќб охране окружающей среды". Ќепременное требование данной статьи основано на том, что данна€ де€тельность должна оказывать пр€мое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (презумпци€ потенциальной экологической опасности) и осуществл€тьс€ в соответствии с требовани€ми в области охраны окружающей среды. ѕри этом должны предусматриватьс€ меропри€ти€ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при планировании, технико-экономическом обосновании и проектировании объектов определены ст. 35 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды" <2>. -------------------------------- <2> —м.: ‘едеральный закон от 10 €нвар€ 2002 г. N 7-‘« "ќб охране окружающей среды". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 29 декабр€ 2004 г. N 199-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 5 феврал€ 2007 г. N 13-‘«, от 26 июн€ 2007 г. N 118-‘«, от 24 июн€ 2008 г. N 93-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« // —« –‘. 2002. N 2. —т. 133; 2004. N 35. —т. 3607, N 27. —т. 2711; 2005. N 19. —т. 1752; 2006. N 1. —т. 10; 2006. N 52 (1 ч.). —т. 5498; 2007. N 7. —т. 834; 2007. N 27. —т. 3213; 2008. N 26. —т. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). —т. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616; 2009. N 1. —т. 17.

–азмещение объектов - де€тельность по определению пространственного расположени€ и организации планируемых сооружений, транспортной инфраструктуры, населенных пунктов, производственных комплексов и т. п. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при размещении объектов определены ст. 35 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды", в соответствии с которой при их размещении должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановлени€ природной среды, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов, обеспечени€ экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранени€ благопри€тной окружающей среды, биологического разнообрази€, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при планировании, технико-экономическом обосновании и проектировании объектов определены ст. 36 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды".  роме того, ст. 40 - 48 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды" прописаны специальные требовани€ к определенным отрасл€м промышленности. —троительство - создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов. –еконструкци€ - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечени€. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию определены ст. 37 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды", √радостроительным кодексом –‘ и главой 2 ‘едерального закона "ќ техническом регулировании". ¬вод в эксплуатацию - существующа€ в строго определенной юридической форме процедура сдачи построенного (реконструированного, модернизированного и т. п.) объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами, включающа€ проверку как документации, так и фактического состо€ни€ объекта, пробный запуск, введение в действие (включение в посто€нный технологический цикл), начало функционировани€, использовани€, применени€. √осударственный экологический контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии со ст. 54 √радостроительного кодекса –‘ осуществл€ют органы, провод€щие государственный строительный надзор, в св€зи с чем у государственных инспекторов ”правлени€ ‘едеральной службы по надзору в сфере природопользовани€ не имеетс€ полномочий дл€ проведени€ проверок при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов, не €вл€ющихс€ объектами государственной экологической экспертизы. ѕо объектам государственной экологической экспертизы также отсутствуют полномочи€ дл€ проведени€ проверок при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. ѕроверка исполнени€ рекомендаций, выданных заключением государственной экологической экспертизы, а также проверка исполнени€ меропри€тий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией, провод€тс€ на стадии ввода объекта в эксплуатацию. —тать€ 55 √радостроительного кодекса –оссийской ‘едерации <3> требует при выдаче разрешени€ на ввод объекта в эксплуатацию законченного строительством объекта заключение органа государственного экологического контрол€ в случа€х, предусмотренных ч. 7 ст. 54 указанного  одекса, а именно на объектах государственного экологического контрол€ в отношении объектов, строительство, реконструкци€, капитальный ремонт которых осуществлены на земл€х особо охран€емых природных территорий федерального значени€, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкци€, капитальный ремонт которых осуществлены на земл€х особо охран€емых природных территорий регионального и местного значени€, в случа€х, если строительство, реконструкци€, капитальный ремонт таких объектов на земл€х особо охран€емых природных территорий допускаютс€ законодательством –оссийской ‘едерации и законодательством субъектов –оссийской ‘едерации. -------------------------------- <3> —м.: √радостроительный кодекс –оссийской ‘едерации от 29 декабр€ 2004 г. N 190-‘«. — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 22 июл€ 2005 г. N 117-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 210-‘«, от 3 июн€ 2006 г. N 73-‘«, от 27 июл€ 2006 г. N 143-‘«, от 4 декабр€ 2006 г. N 201-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 29 декабр€ 2006 г. N 258-‘«, от 10 ма€ 2007 г. N 69-‘«, от 24 июл€ 2007 г. N 215-‘«, от 30 окт€бр€ 2007 г. N 240-‘«, от 8 но€бр€ 2007 г. N 257-‘«, от 4 декабр€ 2007 г. N 324-‘«, от 13 ма€ 2008 г. N 66-‘«, от 16 ма€ 2008 г. N 75-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘«, от 22 июл€ 2008 г. N 148-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘«, от 25 декабр€ 2008 г. N 281-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« // —« –‘. 2005. N 1 (ч. 1). —т. 16; 2005. N 30 (ч. 2). —т. 3128; 2006. N 1. —т. 10, 21; 2006. N 31 (ч. 1). —т. 3442; 2006. N 50. —т. 5279; 2006. N 52 (ч. 1). —т. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). —т. 21; 2007. N 21. —т. 2455; 2007. N 31. —т. 4012; 2007. N 45. —т. 5417; 2007. N 46. —т. 5553; 2007. N 50. —т. 6237; 2008. N 20. —т. 2251; 2008. N 29 (ч. I). —т. 3418; 2008. N 30 (ч. I). —т. 3604; 2008. N 30 (ч. II). —т. 3616; 2008. N 52 (ч. I). —т. 623; 2009. N 1. —т. 17.

— 1 июл€ 2009 г. к объектам, перечисленным выше, добавлен ввод в эксплуатацию объектов, св€занных с размещением и обезвреживанием отходов 1 - 5 классов опасности. Ёксплуатаци€ объекта - использование его в соответствии с определенными цел€ми, дл€ получени€ продукции, обеспечени€ жизнеде€тельности населени€ и т. п. ќсновные требовани€ действующего законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации предпри€тий, сооружений или иных объектов определены ст. 39 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды", в соответствии с которой: 1. ёридические и физические лица, осуществл€ющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, об€заны соблюдать утвержденные технологии и требовани€ в области охраны окружающей среды, восстановлени€ природной среды, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов. 2. ёридические и физические лица, осуществл€ющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применени€ технических средств и технологий обезвреживани€ и безопасного размещени€ отходов производства и потреблени€, обезвреживани€ выбросов и сбросов загр€зн€ющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, провод€т меропри€ти€ по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. ƒанна€ стать€ содержит формальный общий состав нарушени€ экологических требований в процессе разнообразной производственной де€тельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на различных ее этапах путем формулировани€ большого числа альтернативных признаков объективной стороны (несоблюдение экологических требований). ќна представл€ет собой аналог материального состава экологического преступлени€ (ст. 246 ”  –‘) и призвана выполнить роль своеобразной резервной нормы, т. е. дл€ привлечени€ правонарушител€ к административной ответственности за нарушени€ требований природоохранного законодательства, составы которых отсутствуют в главе 8 ќсобенной части  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х. “аковыми, например, €вл€ютс€: - отсутствие разработки и реализации меропри€тий по охране окружающей среды в цел€х предотвращени€ причинени€ вреда окружающей среде (ст. 14 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - отсутствие планов по ликвидации розливов нефтепродуктов (ст. 46 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - отсутствие экологического страховани€ в случа€х, когда прописано об€зательное государственное экологическое страхование <4> (ст. 18 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); -------------------------------- <4> ќрганизаци€, эксплуатирующа€ опасный производственный объект, об€зана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

- несоблюдение государственных стандартов <5> в области охраны окружающей среды (требовани€, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контрол€), содержащихс€ в технических регламентах в области охраны окружающей среды, жизни или здоровь€ животных и растений, а также пор€дка организации де€тельности в области охраны окружающей среды и управлени€ такой де€тельностью (ст. 29 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); -------------------------------- <5> ¬ государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потреблени€, должны учитыватьс€ требовани€, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

- отсутствие об€зательной экологической сертификации в случа€х, когда она предусмотрена федеральным законодательством (ст. 31 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - неисполнение (нарушение) требований по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при размещении объектов (ст. 35 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - неисполнение (отсутствие) меропри€тий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в проектных решени€х (ст. 36 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - несоблюдение требований технических регламентов в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 37 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - осуществление ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов без выполнени€ в полном объеме предусмотренных проектной документацией меропри€тий по охране окружающей среды (ст. 38 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - неразработка либо отсутствие меропри€тий по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в цел€х обеспечени€ благопри€тной окружающей среды, при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды") и т. д.; - отсутствие квалифицированной подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - непредставление сведений о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контрол€, об организации экологических служб на объектах хоз€йственной и иной де€тельности (ст. 73 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - отсутствие организации производственного экологического контрол€ или непредставление сведений о результатах производственного экологического контрол€ хоз€йствующими субъектами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 67 ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды"); - нарушение иных требований, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами ѕрезидента –оссийской ‘едерации или ѕравительства –оссийской ‘едерации, не подпадающих под квалификацию специальных статей ќсобенной части  одекса –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х. ÷елью ст. 8.1 в данном случае дл€ –осприроднадзора €вл€етс€ обеспечение соблюдени€ технологического пор€дка производства работ при эксплуатации предпри€тий, поскольку они могут быть опасными дл€ окружающей среды. ”казанные действи€ по своему характеру всегда св€заны с возможностью потенциального причинени€ неконтролируемого вреда окружающей среде. ¬ св€зи с этим стать€ подкрепл€ет требование об€зательного соблюдени€ заранее разработанных и прин€тых в соответствующем пор€дке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. —фера действи€ статьи затрагивает многие отрасли народного хоз€йства и зан€тых в них лиц. ѕравила охраны окружающей среды по своему содержанию отличаютс€ от общих и специальных правил безопасности, ответственность за нарушение которых предусмотрена иными стать€ми  ојѕ –‘. 3. ќбъективна€ сторона данного правонарушени€ охватывает действи€ или бездействие, состо€щие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предпри€тий, сооружений или иных объектов. 4. Ќаступлени€ последствий не требуетс€. ƒе€ние считаетс€ оконченным в момент совершени€ любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной де€тельности. 5. —убъективна€ сторона - вина в форме умысла и неосторожности. 6. —убъекты правонарушени€ указаны в санкции и €вл€ютс€ специальными, т. е. это лица, которые по закону, договору, приказу €вл€ютс€ уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований. —тать€ 8.5. —окрытие или искажение экологической информации —окрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состо€нии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загр€знени€ окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействи€ на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состо€нии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, об€занными сообщать такую информацию. ÷ель статьи - обеспечение социального контрол€ (от государственного до общественного, осуществл€емого населением) за де€тельностью, котора€ по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитани€. —фера ее действи€ - промышленна€, научно-техническа€ и ина€ де€тельность должностных и иных физических лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представл€ющие опасность дл€ человека и окружающей среды в целом, отдельных ее элементов. —тать€ включена в текст  ојѕ –‘ по аналогии со ст. 237 ”  –‘ и содержит общие формальные составы с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне. "—окрытие или искажение информации о событи€х, фактах или €влени€х, создающих опасность дл€ жизни или здоровь€ людей либо дл€ окружающей среды, совершенные лицом, об€занным обеспечивать население и органы, уполномоченные на прин€тие мер по устранению такой опасности, указанной информацией". ¬ соответствии с ‘едеральным законом "ќб информации, информационных технологи€х и о защите информации" <6> -------------------------------- <6> —м.: ‘едеральный закон от 27 июл€ 2006 г. N 149-‘« "ќб информации, информационных технологи€х и о защите информации" // —« –‘. 2006. N 31 (1 ч.). —т. 3448.

информаци€ - сведени€ (сообщени€, данные) независимо от формы их представлени€; предоставление информации - действи€, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации - действи€, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществл€ющие де€тельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейс€ в ее базах данных. ќсновным принципом ‘едерального закона "ќб охране окружающей среды" €вл€етс€ соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состо€нии окружающей среды, а также участие граждан в прин€тии решений, касающихс€ их прав на благопри€тную окружающую среду, в соответствии с законодательством.   полномочи€м органов государственной власти –оссийской ‘едерации в сфере отношений, св€занных с охраной окружающей среды, относитс€: обеспечение населени€ достоверной информацией о состо€нии окружающей среды; участие в обеспечении населени€ информацией о состо€нии окружающей среды на территории субъекта –оссийской ‘едерации. √раждане, а также общественные объединени€ имеют право обращатьс€ в органы государственной власти –оссийской ‘едерации, органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, органы местного самоуправлени€, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состо€нии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обсто€тельствах и о фактах хоз€йственной и иной де€тельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. »нформаци€ о состо€нии окружающей среды, ее загр€знении и информационна€ продукци€ предоставл€ютс€ пользовател€м (потребител€м) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с насто€щим ‘едеральным законом и законодательством –оссийской ‘едерации об охране окружающей среды. »нформаци€ общего назначени€ доводитс€ до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сет€м электрической и почтовой св€зи, через средства массовой информации в режиме регул€рных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). —пециализированна€ информаци€ предоставл€етс€ пользовател€м (потребител€м) на основе договоров. ‘едеральным законом "ќб информации, информационных технологи€х и о защите информации" информаци€ о состо€нии окружающей среды отнесена к общедоступной информации, доступ к которой не может быть ограничен. 1. ќбъектом правонарушени€ €вл€ютс€ общественные отношени€ в области охраны окружающей среды, в сфере обеспечени€ населени€ экологической информацией, экологической безопасности, соблюдени€ конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других св€занных с ним прав. Ќепосредственный объект - пор€док предоставлени€ экологической информации. ѕредмет - экологическа€ информаци€, т. е. существующа€ в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информаци€ о состо€нии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействи€х или мерах, вредно вли€ющих или могущих вли€ть на эти объекты; о видах де€тельности или мерах, направленных на их охрану, включа€ административные меры и программы управлени€ охраной окружающей среды. ѕравовое регулирование оборота экологической информации осуществл€етс€ многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. »х можно разделить на две группы: акты, регулирующие общие начала оборота информации и информировани€ населени€, и акты, устанавливающие специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации об обсто€тельствах, которые имеют значение в смысле норм данной статьи  одекса.   общим правилам можно отнести: - об€занности, изложенные ‘едеральным законом "ќб охране атмосферного воздуха" <7> на граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загр€зн€ющих) веществ в атмосферный воздух, - немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загр€знение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контрол€; -------------------------------- <7> —м.: ‘едеральный закон от 4 ма€ 1999 г. N 96-‘« "ќб охране атмосферного воздуха". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘«, от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘«, от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 313-‘« // —« –‘. 1999. N 18. —т. 2222; 2004. N 35. —т. 3607; 2006. N 1. —т. 10; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616; 2009. N 1. —т. 17; 2009. N 1. —т. 21.

- об€занности, изложенные ‘едеральным законом "ќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€" <8> на должностных лиц, осуществл€ющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных об€занностей, а также за сокрытие фактов и обсто€тельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населени€, которые несут ответственность в пор€дке, установленном законодательством –оссийской ‘едерации. -------------------------------- <8> —м.: ‘едеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-‘« "ќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 30 декабр€ 2001 г. N 196-‘«, от 10 €нвар€ 2003 г. N 15-‘«, от 30 июн€ 2003 г. N 86-‘«, от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘« и от 31 декабр€ 2005 г. N 199-‘« // —« –‘. 1999. N 14. —т. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). —т. 2; 2003. N 2. —т. 167; 2003. N 27 (ч. 1). —т. 2700; 2004. N 35. —т. 3607; 2005. N 19. —т. 1752.

- ответственность, возложенна€ ‘едеральным законом "ќ безопасности гидротехнических сооружений" <9> на граждан и юридических лиц, за отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправлени€ и от работников наход€щихс€ в аварийном состо€нии гидротехнических сооружений, населени€ и организаций в зоне возможного затоплени€; -------------------------------- <9> —м.: ‘едеральный закон от 21 июл€ 1997 г. N 117-‘« "ќ безопасности гидротехнических сооружений". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 27 декабр€ 2000 г. N 150-‘«, от 30 декабр€ 2001 г. N 194-‘«, от 24 декабр€ 2002 г. N 176-‘«, 10 €нвар€ 2003 г. N 15-‘«, от 23 декабр€ 2003 г. N 186-‘«, от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘«, от 14 июл€ 2008 г. N 118-‘« и от 30 декабр€ 2008 г. N 309-‘« // —« –‘. 1997. N 30. —т. 3589; 2001. N 1 (ч. I). —т. 2; 2001. N 53 (ч. 1). —т. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). —т. 5132; 2003. N 2. —т. 167; 2003. N 52 (часть I). —т. 5038; 2004. N 35. —т. 3607; 2005. N 19. —т. 1752; 2006. N 52 (1 ч.). —т. 5498; 2008. N 29 (ч. 1). —т. 3418; 2009. N 1. —т. 17.

- об€занности, возложенные ‘едеральным законом "ќ промышленной безопасности опасных производственных объектов" <10>, своевременно информировать в установленном пор€дке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправлени€ и население об аварии на опасном производственном объекте; -------------------------------- <10> —м.: ‘едеральный закон от 21 июл€ 1997 г. N 116-‘« "ќ промышленной безопасности опасных производственных объектов". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 7 августа 2000 г. N 122-‘«, от 10 €нвар€ 2003 г. N 15-‘«, от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 9 ма€ 2005 г. N 45-‘« и от 18.12.2006 N 232-‘« // —« –‘. 1997. N 30. —т. 3588; 2000. N 33. —т. 3348; 2005. N 19. —т. 1752; 2006. N 52 (1 ч.). —т. 5498.

- об€занности, возложенные ‘едеральным законом "ќ защите населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <11>; -------------------------------- <11> —м.: ‘едеральный закон от 21 декабр€ 1994 г. N 68-‘« "ќ защите населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 28 окт€бр€ 2002 г. N 129-‘«, от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 4 декабр€ 2006 г. N 206-‘«, от 18 декабр€ 2006 г. N 232-‘« и от 30 окт€бр€ 2007 г. N 241-‘« // —« –‘. 1994. N 35. —т. 3648; 2002. N 44. —т. 4294; 2004. N 35. —т. 3607; 2006. N 52 (1 ч.). —т. 5498; 2007. N 45. —т. 5418.

- сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации; - информаци€ в области защиты населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о де€тельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, органов местного самоуправлени€ и организаций в этой области €вл€етс€ гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством –оссийской ‘едерации; - юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществл€ющие сбор информации о состо€нии окружающей среды, ее загр€знении, об€заны в пор€дке, установленном уполномоченным ѕравительством –оссийской ‘едерации федеральным органом исполнительной власти, незамедлительно представл€ть в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней област€х информацию о чрезвычайных ситуаци€х техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду; - ‘едеральным законом "ќ гидрометеорологической службе" <12> прописана об€занность представлени€ информации о состо€нии окружающей среды, ее загр€знении юридическими и физическими лицами. -------------------------------- <12> —м.: ‘едеральный закон от 19 июл€ 1998 г. N 113-‘« "ќ гидрометеорологической службе". — изм. и доп., внесенными ‘едеральными законами от 25 июн€ 2002 г. N 70-‘«, от 22 августа 2004 г. N 122-‘«, от 3 июн€ 2005 г. N 57-‘«, от 2 феврал€ 2006 г. N 21-‘« и от 23 июл€ 2008 г. N 160-‘« // —« –‘. 1998. N 30. —т. 3609; 2002. N 26. —т. 2516; 2004. N 35. —т. 3607; 2005. N 23. —т. 2203; 2006. N 6. —т. 638; 2008. N 30 (ч. 2). —т. 3616.

ёридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществл€ющие сбор информации о состо€нии окружающей среды, ее загр€знении, об€заны представл€ть данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней област€х в пор€дке, установленном уполномоченным ѕравительством –оссийской ‘едерации федеральным органом исполнительной власти. √раждане и общественные объединени€ имеют право на получение объективной информации от организации, осуществл€ющей де€тельность с использованием источников ионизирующего излучени€, в пределах выполн€емых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. «а представление недостоверных или искаженных сведений за€витель несет ответственность в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации. ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќб утверждении ѕоложени€ о предоставлении информации о состо€нии окружающей среды, ее загр€знении и чрезвычайных ситуаци€х..." <13> установлен пор€док предоставлени€ ‘едеральной службе –оссии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состо€нии окружающей природной среды, ее загр€знении и чрезвычайных ситуаци€х техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Ёту информацию получают на территории –оссийской ‘едерации, включа€ внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе –оссийской ‘едерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации. -------------------------------- <13> —м.: ѕостановление ѕравительства –‘ от 14 феврал€ 2000 г. N 128 "ќб утверждении ѕоложени€ о предоставлении информации о состо€нии окружающей природной среды, ее загр€знении и чрезвычайных ситуаци€х техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду" // —« –‘. 2000. N 8. —т. 964.

  специальным правилам можно отнести: - ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќб организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" <14>. -------------------------------- <14> —м.: ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 31 марта 2003 г. N 177 "ќб организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" // —« –‘. 2003. N 14. —т. 1278.

ќрганизацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: ћинистерство природных ресурсов –оссийской ‘едерации, ‘едеральна€ служба –оссии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ‘едеральна€ служба земельного кадастра –оссии, ћинистерство сельского хоз€йства –оссийской ‘едерации, √осударственный комитет –оссийской ‘едерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти; - ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации "ќб услови€х предоставлени€ в об€зательном пор€дке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" <15>. ќно предусматривает предоставление респондентами в об€зательном пор€дке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета; -------------------------------- <15> —м.: ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 18 августа 2008 г. N 620 "ќб услови€х предоставлени€ в об€зательном пор€дке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" // —« –‘. 2008. N 34. —т. 3929.

- ѕоложение о ведении государственного водного реестра <16>, в соответствии с которым: органы государственной власти, осуществл€ющие ведение реестра, несут ответственность за своевременное и правильное внесение в реестр документированной информации, а также за полноту и подлинность предоставл€емой информации, содержащейс€ в реестре; ‘едеральна€ служба по экологическому, технологическому и атомному надзору несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр; органы государственной власти, осуществл€ющие управление в области использовани€, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представл€емой дл€ внесени€ в реестр документированной информации; ‘едеральное агентство кадастра объектов недвижимости несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр; √осударственный комитет –оссийской ‘едерации по рыболовству несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр; ‘едеральна€ служба по надзору в сфере транспорта несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр; ‘едеральна€ служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучи€ человека несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр; ‘едеральное агентство морского и речного транспорта несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных дл€ внесени€ в государственный водный реестр, и т. д. -------------------------------- <16> —м.: ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 28 апрел€ 2007 г. N 253 "ќ пор€дке ведени€ государственного водного реестра" // —« –‘. 2007. N 19. —т. 2357.

2. ќбъективна€ сторона анализируемого правонарушени€ состоит: а) в сокрытии указанной информации. —окрытием информации €вл€етс€ недоведение ее до сведени€ лиц, имеющих право на получение или нуждающихс€ в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информаци€ была об€зательной или была необходима дл€ воздействи€ на событи€, факты или €влени€, создающие опасность дл€ жизни или здоровь€ людей либо дл€ окружающей среды. ¬ данном случае виновный либо бездействует (не информиру€, например, органы –осприроднадзора об обсто€тельствах, опасных дл€ окружающей среды, хот€ закон об€зывает его представить такую информацию), либо, наоборот, предпринимает активные действи€ дл€ того, чтобы эта информаци€ не стала известна специально уполномоченному органу, населению и т. д.; б) в искажении указанной информации. »скажением информации €вл€етс€ сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или €влений. ¬ данном случае виновный совершает активные действи€ - дезинформирует госорганы и граждан об обсто€тельствах, опасных дл€ окружающей среды, дл€ жизни и здоровь€, путем преуменьшени€ объема их последствий, может выдавать эти обсто€тельства за другие, представл€€ ложную информацию о возможных последстви€х, зачастую дл€ этих целей не только используютс€ публичные выступлени€ в —ћ», но и составл€ютс€ документы, что может стать доказательством по делу в дальнейшем, особенно в части разграничени€ состава административного правонарушени€ и уголовного преступлени€. ѕри этом виновный скрывает или искажает: - факт о реальных обсто€тельствах, опасных дл€ окружающей среды; - информацию о событи€х, в результате которых возникли опасные обсто€тельства; - информацию о €влени€х, привод€щих к подобным обсто€тельствам; в) в несвоевременном сообщении. Ќесвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведени€ до заинтересованных лиц/органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требовани€м полноты и достоверности, а восполн€ющих ее сведений - после установленных сроков; г) в искажении сведений о природных ресурсах: выдел€етс€ в отдельный признак объективной стороны, что св€зано с ведением кадастров природных ресурсов, а также природоресурсной статистической отчетностью. »скажением информации €вл€етс€ сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно состо€ни€ природных ресурсов, которые могут привести к неполным или неверным данным, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или €влений. 3. —убъект правонарушени€. —пецификой квалификации данного правонарушени€ €вл€етс€ специальный субъект правонарушени€, уполномоченный на сообщение информации в соответствии с законодательством –‘. »нформацию о состо€нии окружающей природной среды, ее загр€знении и чрезвычайных ситуаци€х техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с ‘едеральным законом "ќ гидрометеорологической службе" об€заны представл€ть юридические лица, осуществл€ющие сбор информации о состо€нии окружающей природной среды, ее загр€знении. ”словно лиц, на которых возложено об€зательство сообщать информацию о состо€нии окружающей среды, можно разделить на субъектов официального учета и респондентов. ѕричем субъектами официального учета €вл€ютс€ специально уполномоченные органы, на которых данна€ об€занность возложена законодательством, а респондентами могут быть как органы, так и юридические и физические лица, на которые возложено данное об€зательство в соответствии с законом. јдминистративные данные предоставл€ютс€ субъектам официального учета дл€ формировани€ ими официальной информации, респондентами - федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, иными государственными органами субъектов –оссийской ‘едерации, органами местного самоуправлени€, государственными организаци€ми и иными организаци€ми, осуществл€ющими разрешительные, регистрационные, контрольно-надзорные и другие административные функции в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации. ѕеречень административных данных или документов, содержащих эти данные, необходимых дл€ формировани€ официальной информации, способ и сроки их предоставлени€ указываютс€ в письменном запросе субъекта официального учета или в соглашении об информационном взаимодействии субъекта официального учета и респондента, получающего административные данные. ќфициальный учет информации производитс€ в форме федерального статистического наблюдени€ и в форме федерального административного наблюдени€ - государственном кадастровом учете. ‘ормы федерального статистического наблюдени€ и указани€ по их заполнению утверждаютс€ ‘едеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. ѕриказом ћинэкономразвити€ и √оскомстата от 18 августа 2008 г. N 194 <17> утверждены формы федерального статистического наблюдени€ за окружающей средой на 2009 г. ƒанный ѕриказ издан во исполнение ‘едерального плана статистических работ на 2008 - 2010 гг. <18>. ѕрименительно к отношени€м в области экологической информации круг субъектов официального статистического и административного учета, а также круг респондентов прописан во всех вышеперечисленных правилах как общего, так и специального пор€дка. ѕостановлением √оскомстата –‘ от 13 но€бр€ 2000 г. N 110 установлены сроки и формы представлени€ государственной статистической отчетности органами ћѕ–, например: -------------------------------- <17> —м.: ѕриказ ћинэкономразвити€ и √оскомстата от 18 августа 2008 г. N 194 // ¬опросы статистики. 2008. N 12 (ѕриказ). <18> —м.: распор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 6 ма€ 2008 г. N 671-р "ќб утверждении ‘едерального плана статистических работ на 2008 - 2010 годы" // —« –‘. 2008. N 20. —т. 2383.

по отчету N 4-гр респондентами €вл€ютс€ юридические лица, их обособленные подразделени€, пользователи недр, ведущие разведку и разработку месторождений. —убъект официального статистического учета по объектам недропользовани€ - территориальный орган ћѕ– –оссии; орган, осуществл€ющий государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; по отчету N 2-тп (водхоз) респондентами €вл€ютс€ юридические лица, их обособленные подразделени€, осуществл€ющие водопользование. —убъект официального статистического учета - территориальный орган ћѕ– –оссии; орган государственной статистики по месту, установленному территориальным органом √оскомстата –оссии в республике, крае, области, городе федерального значени€; орган, осуществл€ющий государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, и т. д.  ак субъекты официального статистического и административного учета, так и респонденты €вл€ютс€ субъектами административного правонарушени€, предусмотренного ст. 8.6  ојѕ –‘. Ќесмотр€ на то что платежи за негативное воздействие на окружающую среду вход€т в состав статистической отчетности, природопользователи показывают их в статотчете по форме N 4-ќ— "—ведени€ о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах", в сравнении с затратами на окружающую среду. Ёти платежи используютс€ при заполнении форм 2-“ѕ (воздух), 2-“ѕ (водхоз), 2-“ѕ (отходы). ‘актическа€ масса годового выброса (сброса) загр€зн€ющих веществ учитываетс€ природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов ѕќƒ, в которых учитываютс€ результаты работы источников загр€знени€ атмосферы и водных объектов за год. ѕлата за загр€знение представл€ет собой форму возмещени€ экономического ущерба от выбросов и сбросов загр€зн€ющих веществ в окружающую природную среду –оссийской ‘едерации, котора€ возмещает затраты на компенсацию воздействи€ выбросов и сбросов загр€зн€ющих веществ и стимулирование снижени€ или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. —оответственно информаци€ о плате не €вл€етс€ информацией "о событи€х, фактах или €влени€х, создающих опасность дл€ жизни или здоровь€ людей либо дл€ окружающей среды, совершенных лицом, об€занным обеспечивать население и органы, уполномоченные на прин€тие мер по устранению такой опасности, указанной информацией", в св€зи с чем событие правонарушени€ по нерасчету, неуплате платежей либо несвоевременной уплате платежей не может быть квалифицировано по ст. 8.5  ојѕ –‘. —уществовавший ранее статистический инструментарий 1-экофонд "—ведени€ о начисленных платежах за загр€знение окружающей среды и движении средств государственных экологических фондов" отменен ѕостановлением √оскомстата –‘ от 25 июн€ 2002 г. N 147 <19> после отнесени€ информации о плате к сфере бюджетного регулировани€. -------------------------------- <19> —м.: ѕостановление √оскомстата –‘ от 25 июн€ 2002 г. N 147 "ќб отмене формы федерального государственного статистического наблюдени€ N 1-экофонд" // ¬опросы статистики. 2002. N 9.

Ќесмотр€ на имеющуюс€ об€занность осуществлени€ платы, специально уполномоченный субъект здесь отсутствует, об€занности по осуществлению платы, исход€ из презумпции потенциальной экологической опасности, возложены законодательством на все хоз€йствующие субъекты. 4. —убъективна€ сторона - умышленна€ форма вины, но возможна и неосторожна€ форма вины. ѕри установлении судом факта неправильной квалификации совершенного административного правонарушени€ в соответствии с ѕостановлением ѕленума ¬ысшего јрбитражного —уда "ќ некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушени€х" <20> может быть прин€то решение как о его переквалификации, так и о прекращении производства по делу. -------------------------------- <20> —м.: ѕостановление ѕленума ¬ысшего јрбитражного —уда от 2 июн€ 2004 г. N 10 "ќ некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушени€х" // ¬естник ¬ј— –‘. 2008. N 10.

¬ случае если оспариваемое постановление административного органа об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушени€, суд вправе прин€ть решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. ѕри этом указанное в протоколе и других материалах дела событие правонарушени€ и представленные доказательства должны быть достаточными дл€ определени€ иной квалификации противоправного де€ни€. ќднако судебна€ практика показывает, что по таким делам суд, руководству€сь п. 1 ч. 1 ст. 150 јѕ  –‘, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. ¬ случае если при рассмотрении за€влени€ об оспаривании постановлени€ административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушени€ либо прин€то неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 јѕ  –‘ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановлени€ и о его отмене. ќднозначно трудности при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользовани€ возникают не только по комментируемым здесь стать€м, но и по другим стать€м главы 8  одекса, особенно имеющим материальные составы. —егодн€шние процессуальные нормы  одекса по правонарушени€м, совершаемым в сфере охраны окружающей среды и природопользовани€, относ€тс€ законодателем к группе квалифицированных, совершение которых преследуетс€ более жестко, нежели правонарушени€ в иных сферах, что требует высокопрофессионального подхода инспекторского состава при квалификации дел об административных правонарушени€х в сфере экологической безопасности.

Ќазвание документа пїњ